Сопровождение

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Сопровожде́ние — понятие, подразумевающее под собой оказание людям, не страдающим от каких-либо психических заболеваний, помощи и поддержки в преодолении тяжёлых для них жизненных периодов. На данный момент этот термин активно используется в педагогике и психологии[1].

Общее определение понятия «сопровождение»

В словаре В. И. Даля «сопровождение» определяется через соответствующий слову глагол «сопровождать», который значит «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, быть провожатым, следовать»[2]. В свою очередь, толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова трактует глагол «сопровождать» как «ходить, ездить с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[3].

Слово «сопровождение» вошло в научную литературу, чтобы обозначить процесс оказания людям без психических заболеваний поддержки в сохранении их личностного потенциала и его становлении. Суть такой поддержки, по мнению В. С. Глевицкой, заключается в создании возможностей для личности полноценно развиваться и самореализовываться в обществе. Так, в России технология сопровождения развивается на основе мультидисциплинарного подхода, в основе которого лежат идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования[1].

Понятие «сопровождение» в психологии

Впервые термин «сопровождение» появился в 1993 году. Его появление связано с именами отечественных психологов-практиков Г. Л. Бардиер, Т. В. Чередниковой. Данные авторы трактуют «психологическое сопровождение» как важный подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическое сопровождение способствует естественному развитию личности ребёнка. Суть идеологии сопровождения, по мнению авторов, заключается в создании условий для совершения детьми осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на своём жизненном пути, не ограждая их от трудностей и не решая проблемы вместо них[4].

Н. Г. Осухова определяет «сопровождение» как модель психологической помощи, как специально организованный процесс. Как отмечает автор, в основе такой модели (процесса) лежит создание условий для реализации индивидуально-личностного потенциала, и поэтому личностно-ориентированное взаимодействие выходит на первый план. При таком подходе психолог выступает в качестве партнёра, который в процессе взаимодействия создаёт внутренние условия, помогающие уверенно пройти кризисный период жизни и выйти на новый уровень личностного развития[1].

В исследованиях Н. Л. Коноваловой «сопровождение» понимается как процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленный на разрешение жизненных проблем, с которыми сталкивается тот, которого необходимо сопровождать[5]. Н. С. Глуханюк описывает «сопровождение» с одной стороны, как способ создания условий для принятия субъектом осознанных решений в разных ситуациях жизненного выбора. С другой стороны, как помощь субъекту в его становлении, самостоятельно отвечающему за свои действия. По мнению автора, «сопровождение» выступает как общий метод работы психолога[6].

Анализируя термин «психологическое сопровождение», И. И. Кобзарева приходит к выводу, что сопровождение это метод, форма, технология и вид профессиональной деятельности психологов. Целью психологического сопровождения является объединение субъектов педагогического процесса в создании условий, способствующих формированию и саморазвитию личности обучающихся[7].

Понятие «сопровождение» в педагогике

Изучению понятия «педагогическое сопровождение» посвящены работы А. В. Былкова, Н. В. Гнатюк, О. Н. Кенебас, Е. А. Козыревой, Е. В. Решетниковой. В работах данных авторов «педагогическое сопровождение» описывается, как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия и поощрения максимальной самостоятельности ребёнка в проблемной ситуации. Основой педагогического сопровождения является способность педагога быть рядом, следовать за школьником, способствовать его индивидуальному образовательному маршруту[8].

Понятие «сопровождение» в педагогическую науку ввели Е. И. Казакова и Л. М. Шипицына. По мнению авторов, педагогическая деятельность обеспечивает субъекту благоприятные условия, в которых он может выбрать наиболее благоприятное решение проблемы, независимо от жизненной ситуации.

Ими выделена и дана характеристика индивидуальному и системному сопровождению. Индивидуальное сопровождение при создании условий помогает выявить тех, кто входит в «группу риска» и должны получить помощь, в которой нуждаются. Такое сопровождение выполняется педагогами образовательных учреждений. Системное сопровождение осуществляют независимые центры и службы. Они определяют программы образования и отвечают за проектирование новых типов образовательных учреждений[9]. Е. Н. Шиянов понимает «педагогическое сопровождение» как специально организованное сотрудничество, которое обеспечивает беспроблемное взаимодействие[10].

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение — целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психолого-педагогические условия для эффективного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность специалистов (педагога, психолога). Она направлена на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и психологическому развитию ребёнка в ситуациях взаимодействия и благоприятно влияет на формирование у него способности соответствовать возрастным особенностям и требованиям современного мира. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на конкретного ребёнка и всегда персонифицировано[11].

Г. А. Нагорная понимает «психолого-педагогическое сопровождение» как выстроенные в ходе учебно-профессионального взаимодействия полисубъектные, диалогические отношения. По мнению автора, личность в таких отношениях занимает субъектную позицию. Она сама способна создавать полисубъектные, диалогические отношения в процессе взаимной коммуникации[12]. В. Н. Раскалинос рассматривает «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» как процесс создания благоприятных условий для развития личности, способной самореализовываться во всех сферах деятельности и адаптироваться в социуме на всех возрастных этапах обучения.[13].

Понятие «сопровождение» в других областях

В медицинской области «сопровождение» понимается как создание благоприятных условий, направленных на улучшение и поддержку здоровья субъекта в течение всего периода лечения, включающих комплекс медицинских услуг[14]. В области юриспруденции понятие «сопровождение» рассматривается как деятельность юриста, оказывающего правовые услуги при работе с любыми юридическими документами[14].

Литература

  1. Былкова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение как теория применения научного знания на практике / А. В. Былкова, Е. В. Решетникова // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ: в 2 томах. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; АНО Институт поддержки семейного воспитания. — 2016. — с. 182—184.
  2. Глевицкая, В. С. Сущность психолого-педагогического сопровождения. (дата обращения 2024_05_21).
  3. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога/ Н. С. Глуханюк — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. — 261 с.
  4. Гнатюк, Н. В. Методическое сопровождение образовательного процесса в вузе / Н. В. Гнатюк // Карельский научный журнал. — 2014. — № 4, 48-50
  5. Казакова, Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1, 36-46 с.
  6. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998, 45-48 с.
  7. Кенебас, О. Н. Понятие психолого-педагогического сопровождения / О. Н. Кенебас // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. — 2015, 108—110 с.
  8. Кобзарева, И. И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения / И. И. Кобзарева // Наука. Инновации. Технологии. — 2010. — № 4, 95—101 с.
  9. Козырева, Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения школьников, их учителей и родителей / Е. А. Козырева. — М.: Магистр, 1997. — 165 с.
  10. Луговская, Т. В. Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 112, 234—240 с.
  11. Нагорная, Г. А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода / Г. А. Нагорная — Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2008. — № 2, 169—173 с.
  12. Раскалинос, В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / В. Н. Раскалинос // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2016. — № 4, 11-15 с.
  13. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы, перспективы / Е. Н. Шиянов. — М.: Ставрополь, 1991. — 372 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Глевицкая В. С. Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника // Информационные материалы для студентов : сайт. — 2011.
  2. Наталья Осухова. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. Психологический патронтаж. Понятие «психологическое сопровождение» // «Школьный психолог» : журнал. — 2001. — № 31.
  3. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов (1935—1940). Дата обращения: 26 мая 2024.
  4. Мелентьева Е. В. Психологическое сопровождение детско–родительских взаимоотношений / Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. — 2011. — С. 67. — 235 с.
  5. Луговская Т. В. Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома. — Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. — 240 с.
  6. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. — Екатеринбург: Российский государственный проф-пед. университет, 2005. — 261 с.
  7. Кобзарева И. И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психо-логической службы в системе профильного обучения. — Наука. Инновации. Технологии, 2010. — 101 с.
  8. Былкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение как теория применения научного знания на практике / Решетникова Е. В. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ. — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет: АНО Институт поддержки семейного воспитания, 2016. — Т. 2. — 184 с.
  9. Казакова Е. И. № 1 // Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2009. — 46 с.
  10. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы, перспективы. — М. : Ставрополь, 1991. — 372 с.
  11. Козырева Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения школьников, их учителей и родителей. — М.: Магистр, 1997 год. — 165 с.
  12. Нагорная Г. А. Методологические и технологические основы психолого–педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода. — Известия Академии педагогических и социальных наук, 2008. — 173 с.
  13. Раскалинос В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. — Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2016. — 15 с.
  14. 14,0 14,1 Анализ понятия «социально-педагогическое сопровождение». Инфоурок. Дата обращения: 26 мая 2024.