Соляник, Владимир Фёдорович

Владимир Фёдорович Соляник
Соляник Владимир Фёдорович.jpg
Дата рождения 31 мая (13 июня) 1915(1915-06-13)
Место рождения Развильное, Медвежанский уезд, Ставропольская губерния, Российская империя
Дата смерти 27 сентября 1993(1993-09-27) (78 лет)
Место смерти Ростов-на-Дону, Россия
Принадлежность  Российская империя
 РСФСР
 СССР
Род войск авиация
Годы службы 1935-1957
Звание Полковник
Командовал заместитель командира 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Влади́мир Фёдорович Соля́ник (31 мая (13 июня1915, Развильное, Медвежанский уезд, Ставропольская губерния, Российская империя — 27 сентября 1993, (по другим источникам 28 октября[1]) Ростов-на-Дону, СССР) — советский военнослужащий, заместитель командира 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, полковник. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1946)[2].

Биография

Владимир Фёдорович Соляник родился 13 июня 1915 года в селе Развильное Медвежанского уезда Ставропольской губернии (ныне Песчанокопский район Ростовской области) в семье крестьянина. Русский. В раннем возрасте остался без отца — Фёдор Мартынович погиб во время гражданской войны. Окончил 10 классов (1928 год). Далее учился в Школе Крестьянской Молодёжи. Там, помимо общеобразовательных предметов, преподавали основы агрономии. По вечерам посещал рабфак при Ростовском институте сельхозмашиностроения. Трудовую деятельность начал на заводе «Ростсельмаш», где работал слесарем, а затем контролёром-приёмщиком[1].

Начал службу в рядах Красной Армии в 1935 году. Получил диплом Сталинградской военно-авиационной школы лётчиков в 1938 году. Служил младшим, затем старшим лётчиком в 8-м дальнебомбардировочном авиаполку, входившем во 2-ю отдельную армию. Позже стал командиром звена в 139-м дальнебомбардировочном авиаполку, который был частью 5-го авиакорпуса Дальневосточного фронта[3].

В 1947 году завершил обучение на Курсах усовершенствования офицерского состава при 2-й Ивановской высшей авиационной офицерской школе дальней авиации. До 1954 года занимал должность заместителя командира и одновременно выполнял обязанности инспектора-лётчика по технике пилотирования и теории полётов в 202-м гвардейском бомбардировочном авиаполку. Затем, до 1957 года, был заместителем командира по лётной подготовке в 132-м бомбардировочном авиаполку. В июне 1956 года был удостоен звания «Военный лётчик 1 класса»[3].

С февраля 1957 года полковник Соляник ушёл в запас. Проживал в Ростове-на-Дону. В 1970 году окончил Ростовский государственный университет и остался работать в этом же университете. Умер 27 сентября 1993 года и был похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону[1].

Боевой путь

Принимал участие в боях Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Занимал должности командира авиационного звена, затем заместителя и командира эскадрильи в 840-м авиаполку дальних бомбардировщиков. С начала июня 1943 года возглавлял эскадрилью и был заместителем командира в 20-м гвардейском бомбардировочном полку. Служил в авиационных частях Дальнего Действия и в 18-й воздушной армии. Вступил в ряды КПСС в 1942 году. Освоил пилотирование самолётов У-2 и Р-5, а основную часть боевых вылетов выполнил на бомбардировщике Ил-4. За время участия в войне ни разу не был ранен. Самолёт Владимира Соляник не был сбит, не случалось аварий или поломок техники[3].

В период с мая по сентябрь 1942 года старший лейтенант Владимир Соляник был переведённ из Дальневосточного военного округа в 840-й авиаполк дальней бомбардировочной авиации (АДД). Он занял должность командира звена. Большую часть своих боевых заданий выполнял, нанося удары по немецким войскам, окружившим Ленинград. Его целью были Псков, Луга, Нарва и позиции на Карельском перешейке[1].

Позднее, 840-й авиаполк был передислоцирован под Сталинград, и Владимир Соляник участвовал в бомбардировках целей противника в районах Котельниково, Тормосина, Морозовска, Миллерово, Элисты и Ростова. В конце 1942 года капитан Соляник сменил свой самолёт ДБ-3 на Ил-4, что значительно увеличило дальность его вылетов. В 1943 году в зону его досягаемости вошли вражеские объекты, расположенные в Ростове, Донбассе, Крыму, Мелитополе, Орле, Курске и других регионах[1].

В июне 1943 года подразделение, в котором служил капитан Соляник, получило звание 20-го гвардейского. К этому времени экипаж Ил-4 был полностью сформирован и состоял из командира, гвардии майора (с июля 1943 года) Соляника, заместителя штурмана полка, гвардии капитана Грошева, штурмана полка, гвардии майора Доморацкого, стрелка-радиста, гвардии старшины Павленко и стрелка, гвардии старшего сержанта Маценова. Экипаж выполнил множество ночных вылетов для бомбардировки немецких объектов в Крыму, в результате чего 20-й гвардейский авиаполк дальней бомбардировочной авиации был удостоен почётного звания «Севастопольский»[3].

С начала 1944 года, помимо стандартных боевых задач, экипажу под командованием гвардии майора Соляника стали поручать задания по нанесению бомбовых ударов по стратегическим объектам противника, расположенным в глубоком тылу. Так, 6 февраля 1944 года экипаж совершил вылет на Хельсинки. В условиях плотной облачности (8 баллов) на высоте 700—800 метров и под интенсивным огнём зенитной артиллерии и прожекторов, Владимир Соляник с высокой точностью вышел на заданную цель и успешно выполнил боевую задачу. Среди прочих были выполнены полёты на Констанцу, Люблин, Яссы, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, Лодзь, Кёнигсберг[3].

16 апреля 1945 года, в день начала Берлинской наступательной операции, экипаж Владимира Соляника выполнял боевой вылет с целью бомбардировки передовых позиций немецкой обороны в районе Франкфурта. В этот же день немецкая авиация также предприняла налёт на советские позиции. В воздушном пространстве над нашими войсками произошло столкновение, в ходе которого один из немецких самолётов пошёл в лобовую атаку на самолёт Владимира Соляника. На критически близком расстоянии гвардии майор Соляник проявил самообладание и умело уклонился от столкновения. Стрелки сумели поразить топливные баки «юнкерса», что привело к его возгоранию и взрыву боекомплекта. В этот момент Владимир Соляник заметил падающие сверху бомбы — другой немецкий бомбардировщик осуществлял неприцельное бомбометание по советским войскам. Бомбы падали прямо перед кабиной, и Владимиру Солянику вновь потребовалось совершить резкий манёвр, чтобы вывести самолёт из-под удара. Впоследствии немецкие бомбардировщики были атакованы советскими истребителями, а экипаж гвардии майора Соляника продолжил выполнение своей боевой задачи[3].

20 апреля 1945 года Владимир Соляник совершил один из своих последних боевых вылетов в ходе войны. Целью был Берлин. Однако после взлёта у самолёта Владимира Соляника не убрались щитки. Несмотря на это, командир и экипаж приняли решение продолжить выполнение задания. В условиях сплошной облачности (10 баллов) многие экипажи не смогли обнаружить цель и вернулись на базу. Владимир Соляник принял решение выполнить бомбометание из-под облаков. Управляя обледеневшим самолётом с не убравшимися щитками, ориентируясь по приборам, он точно вышел на цель и успешно выполнил поставленную задачу[3].

Подвиг

К маю 1945 года гвардии майор Соляник, занимавший должность заместителя командира в 20-м гвардейском бомбардировочном авиаполку, совершил большое количество боевых вылетов — 212. Совершал бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника. Причём подавляющее большинство (207) выполнялось в ночное время. Его общий налёт составил 1651 час, из которых 776 пришлись на дневные полёты, а 876 — на ночные[4].

В рамках своих обязанностей заместителя командира, Владимир Соляник совершил 39 контрольных вылетов, 22 вылета для освещения целей и 16 вылетов с целью разведки метеорологической обстановки. Он мог летать в сложных погодных условиях. Владимир Соляник также уделял значительное внимание подготовке молодого лётного состава. Обучил и подготовил к боевым задачам 15 пилотов. Особо отличился в 16 боевых вылетах на стратегически важные и удалённые объекты противника. В 1944—1945 годах принимал участие в бомбардировках городов: Хельсинки, Констанца, Люблин, Яссы, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, Бреслау, Лодзь, Штеттин, Кёнигсберг, Данциг и Берлин[5].

За проявленные мужество и героизм, а также за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии майору Владимиру Фёдоровичу Солянику было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[3].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Соляник Владимир Фёдорович. ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека». Дата обращения: 6 мая 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Соляник Владимир Фёдорович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 6 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Воробьёв В. Соляник Владимир Фёдорович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 6 мая 2025.
  4. Соляник Владимир Фёдорович. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Дата обращения: 6 мая 2025.
  5. Соляник Владимир Фёдорович. Бессмертный полк (19 апреля 2016). Дата обращения: 6 мая 2025.
  6. Улица Соляника. Книга Памяти Ростовской области. Дата обращения: 6 мая 2025.

Ссылки