Речевой акт
Речевой акт — акт коммуникации, при котором произносятся определенные высказывания с целью передачи информации, установления контакта или воздействия на слушателя. Термин введен в лингвистическую теорию в конце XX века англо-американским философом Джоном Остином[1], далее разработан его учеником Джоном Сёрлом[2], и позже расширен американским лингвистом Хаймом Пёрселлом[3]. Основная идея заключается в том, что акт речи имеет не только своё смысловое значение (лексическое значение слов), но и функциональное назначение (цель высказывания), определяемое контекстом и намерениями говорящего[4][5].
Речевой акт является одной из ключевых концепций в области лингвистики и принципиальным элементом коммуникации. Термин относится к актуальному использованию языка для передачи информации и осуществления коммуникативных целей[6][7].
Структура
Речевой акт состоит из нескольких компонентов[8]:
- Актант (говорящий) — лицо или группа лиц, осуществляющая речевое действие. От его намерений и контекста зависит толкование речевого акта[9].
- Реплика — конкретное высказывание или фраза, которую произносит актант. Она может быть составной частью речевого акта или представлять собой самостоятельное высказывание[10].
- Адресат (слушатель) — целевая аудитория, которая предназначена для восприятия речевого акта. Коммуникативные намерения актанта должны быть адаптированы к потребностям адресата[11].
- Иллокутивное намерение — цель или намерение, которое говорящий хочет достичь, произнося речевой акт. Иллокутивное намерение может быть выражено различными языковыми средствами, такими как модальные глаголы, вопросительные формы и прочее[12].
- Форма акта — способ, которым речевой акт передается через языковые единицы, такие как утверждения, вопросы, приказы и другие[13].
В лингвистике
Изучение речевых актов имеет важное значение для лингвистических исследований по нескольким причинам[14]:
- Понимание коммуникации. Анализ речевых актов помогает лучше понять, как происходит коммуникация между людьми, какие цели преследуются в различных ситуациях общения и как язык используется для достижения этих целей[15].
- Прагматика языка. Речевые акты входят в область прагматики языка, которая изучает взаимосвязь между языком, контекстом и коммуникативными намерениями. Понимание прагматики важно для успешного взаимодействия в обществе[16].
- Культурные аспекты. Речевые акты могут различаться в зависимости от культурных норм и обычаев. Изучение этих различий позволяет лучше понять культурные аспекты языка и общения[17].
Теория речевых актов
Теория речевых актов — теория, изучает способы, с помощью которых люди используют язык для выполнения различных действий или функций, таких как убеждение, приказ, вопрос и т. д. Разработана в 1950-х годах философами Джоном Остином и Джоном Серлом[18], а затем доработана Хайком Хабермасом и другими учеными[19]. Согласно этой теории, каждое высказывание имеет не только лингвистическое значение, но и социальное значение, которое зависит от контекста и намерений говорящего. Теория речевых актов имеет широкое применение в лингвистике, философии, психологии и других областях, связанных с изучением языка и коммуникации[20].
Теория речевых актов различает разные типы речевых актов, такие как декларативные, императивные, комиссивные, репрезентативные и эксперссивные. Каждый тип речевого акта выполняет определенную функцию в коммуникации[20][21].
Декларативный речевой акт
Декларативный речевой акт используется для изменения социальной реальности, например, когда судья объявляет приговор[22].
Императивный речевой акт
Императивный речевой акт используется для выражения приказа или просьбы[23], например, когда родитель говорит ребенку «пойди умойся»[24].
Комиссивный речевой акт
Комиссивный речевой акт используется для выражения обещания или предложения, например, когда человек говорит «я помогу тебе завтра»[25].
Репрезентативный речевой акт
Репрезентативный речевой акт используется для выражения утверждения или отрицания, например, когда человек говорит «сегодня холодно»[26].
Экспрессивный речевой акт
Экспрессивный речевой акт используется для выражения эмоций или чувств, например, когда человек говорит «я рад, что ты пришел»[27][20].
Иллокутивная сила предложения
Теория речевых актов также выделяет понятие «иллокутивной силы» — это то, что говорящий хочет сказать своим высказыванием[28]. Иллокутивная сила может быть выражена явно, например, в форме вопроса или приказа, или неявно, через контекст и интонацию. Кроме того, теория речевых актов учитывает, что речевые акты могут быть успешными или неуспешными в зависимости от того, как они воспринимаются адресатом[29]. Например, если говорящий произносит приказ, но адресат не выполняет его, то речевой акт считается неуспешным. Таким образом, теория речевых актов помогает понимать, как люди используют язык для достижения своих целей в коммуникации.
Речевые акты
Локутивный
Локутивные речевые акты — это подкласс иллокутивных речевых актов, которые связаны с изменением статуса объекта или ситуации[30]. Декларативный речевой акт «Я объявляю вас мужем и женой» изменяет статус двух людей, делая их законными супругами. Еще один пример локутивного речевого акта — «Я объявляю эту выставку открытой», который изменяет статус выставки, делая ее доступной для посетителей[31].
Перлокутивный
Перлокутивный речевой акт — речевой акт, который вызывает определенную реакцию или эффект у адресата, независимо от того, была ли эта реакция или эффект задумана говорящим. Шутка, которая вызывает смех у слушателей, является перлокутивным речевым актом, потому что она вызывает определенную реакцию у адресата, но эта реакция не была задумана говорящим как цель речевого акта. Еще один пример перлокутивного речевого акта — это комплимент, который вызывает положительную реакцию у адресата, но может быть дан без цели вызвать эту реакцию[32].
Прямой и косвенный
Теория речевых актов также учитывает, что речевые акты могут быть прямыми или косвенными. Прямой речевой акт — это высказывание, которое имеет явную иллокутивную силу, например, «открой окно». Косвенный речевой акт — это высказывание, которое имеет скрытую иллокутивную силу, например, «ты не мог бы открыть окно?» — это на самом деле приказ, выраженный в форме вопроса[13]. Косвенные речевые акты могут быть более вежливыми и менее прямолинейными, чем прямые речевые акты, и могут использоваться в социально сложных ситуациях, например, когда нужно выразить критику или отказать в просьбе[25].
Социативные речевые акты
Социативные речевые акты — речевые акты контактоподдерживающего характера с социальной заданностью с целью создания гармоничного равновесия в обществе. Особенности языкового воплощения социативных речевых актов могут включать в себя использование определенных лексических единиц, грамматических конструкций, интонационных средств и других элементов языка, которые помогают создать нужную социальную атмосферу и достичь желаемого эффекта[21].
Примеры социативных речевых актов могут включать в себя[33]:
- Высказывания благодарности: «Спасибо за помощь», «Благодарю вас за ваше время», «Я очень ценю вашу помощь».
- Извинения: «Простите, что я опоздал», «Извините, что я вас беспокою», «Прошу прощения за свои слова».
- Пожелания: «Желаю вам удачи на экзамене», «Пусть у вас все получится», «Желаю вам здоровья и счастья».
- Поздравления: «Поздравляю вас с Днём рождения», «С Наступающим Новым годом!», «Поздравляю вас с успешным завершением проекта».
Все эти высказывания имеют социальную заданность и помогают поддерживать социальные связи и отношения[13][21].
Речевой жанр
Речевой жанр — совокупность многих речевых актов, объединенных одной иллокутивной целью[34]. Каждый речевой жанр имеет свои устойчивые структурные элементы, которые определяются формулой. Формула речевого жанра может включать в себя различные речевые акты, такие как вопросы, утверждения, предложения, приказы и т. д. Сфера общения и область деятельности определяют репертуар речевых жанров. Для того чтобы свободно чувствовать себя в той или иной социальной среде, мы должны владеть теми речевыми жанрами, которые свойственны именно ей.
В деловой сфере общения используются такие речевые жанры, как заявление, отчет, презентация, а в повседневной жизни — диалог, монолог, рассказ и т. д. Речевой жанр может состоять из нескольких речевых актов, которые могут быть различными по своей форме и содержанию[35]. Каждый речевой жанр имеет свои особенности, которые определяются его тематикой, композицией и стилистическими особенностями. Например, речевой жанр диалога может состоять из вопросительных и утвердительных/отрицательных речевых актов[36].
Речевой жанр не является статичным понятием и может изменяться в зависимости от контекста обстоятельств. В зависимости от темы и цели общения, речевой жанр диалога может принимать различные формы, такие как дискуссия, спор, беседа и т. д.[37]. Для понимания речевого жанра крайне важен стилистический аспект. Стилистические особенности речевого жанра могут включать в себя выбор лексики, грамматических конструкций, интонацию и т. д. Речевой жанр научной статьи характеризуется использованием специальной терминологии, формальным языком и отсутствием эмоциональной окраски. Речевые жанры не являются универсальными и могут различаться в зависимости от культурных и социальных особенностей разных стран и регионов[34][38].
Литература
Норман, Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков) : курс лекций / Б. Ю. Норман. — Минск, 2009. — 183 с. ISBN 978-985-518-267-3
Примечания
- ↑ Остин Джон Лангшо . Большая российская энциклопедия (23 мая 2022). Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Сёрл Джон . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Найман Евгений Артурович. Теория речевых актов в критическом зеркале лингвистической антропологии и социолингвистики // Язык и культура : журнал. — 2015.
- ↑ Теория речевых актов . Словарь культуры XX века. Вологодская областная универсальная научная библиотека. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Гусейнов Г. Теория речевых актов . ПостНаука (14 октября 2014). Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Арутюнова Н. Д. Речевой акт . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Арутюнова H. Д. Прагматика . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Иркабаева М. В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета : журнал. — 2010.
- ↑ Шацкая М. Ф. Функционирование актантов объектного типа в условиях языковой игры // Вестник Волгоградского государственного университета : журнал. — 2008. — Вып. 2: Филология и искусствоведение. — С. 188-196.
- ↑ Шпильная Н. Н. Интенции реплицирования, реализуемые в диалоге // Филологический класс. — 2020. — Т. 27, № 2. — С. 68–76.
- ↑ Мосевнина С. А. Теория речевых актов в русле межкультурной деловой коммуникации // Огарёв-Online : журнал. — 2014. — 3 июля (№ 20).
- ↑ Стросон П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах . Classes.ru / Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVII. Теория речевых актов. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Стаценко А. С., Стаценко О. А. Особенности классификации речевых актов // Актуальные вопросы филологических исследований материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Н. М. Шанского. — Краснодар, 2022.
- ↑ Боброва Е. Д. Роль теории речевых актов в становлении и развитии лингвистической прагматики // Russian Journal of Linguistics : журнал. — 2012.
- ↑ Гуревич Л. С. Коммуникативный акт vs речевой акт: проблемы соотношения понятий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация : журнал. — 2007.
- ↑ Шахметова Назира Ахановна - кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры "Русская филология". Лингвистическая прагматика как наука . Актуальные направления языкознания. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Трошина Н.Н. Культура языка и языковая рефлексия // Культура языка и языковая рефлексия : журнал. — 2010.
- ↑ Цидзеневский А.С. Теория речевых актов Дж. Остина И Дж. Серла // МНСК-2017 Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции. 2017 : тезисы доклада на конференции. — 2017.
- ↑ Речевой акт . Центр социокогнитивных исследований. МГЛУ (2016). Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Ерофеева Елена Владимировна. Теория речевых актов: принципы и проблемы // Вестник науки и творчества : журнал. — 2016.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Трофимова Нэлла Аркадьевна. Штрихи к портретам социативных речевых актов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2007 : журнал. — 2007.
- ↑ Составление и вступительные статьи И . М. Кобозева и В. 3. Демьянкова. Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. — Москва: «Прогресс», 1986. — Т. Выпуск XVII.
- ↑ Елена Игоревна Риехакайнен. [http://splr.psu.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D0%A0%D0%B8%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BD_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%95%D0%A2-2017.pdf Методы изучения речевого акта просьбы: Психолингвистический подход в сопоставлении с социолингвистическим] // Социо- и психолингвистические исследования. — 2017.
- ↑ Дехган Халили Можде. Речевой жанр просьбы в кругу императивных жанров // Преподаватель ХХI век : журнал. — 2013.
- ↑ 25,0 25,1 Ерофеева Елена Владимировна, Гашева Ольга Викторовна. Прямые и косвенные способы выражения речевого акта обещания в современном французском и английском языках // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика : журнал. — 2006.
- ↑ Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений.. — Москва: Наука, 1985.
- ↑ Пешкова Анна Борисовна. Экспрессивы как один из видов речевых актов, выражающихся восклицательными предложениями (на материале русских и английских текстов) // Образование и право : журнал. — 2019.
- ↑ Бут Н.А. Категориальный аппарат теории речевых актов в аспекте актуальных теорий // Вестник Тамбовского государственного технического университета : журнал. — 2003.
- ↑ Мидова Е.О., Никонова Ж.В. Эксплицитные и имплицитные средства иллокутивного дейксиса (ЖУРНАЛ) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2014.
- ↑ Красина Елена Александровна. Дискурс, высказывание и речевой акт // Russian Journal of Linguistics : журнал. — 2016.
- ↑ Норман, Б. Ю. [https://uploads.philology.by/logo/norman_pragma.pdf Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков) : курс лекций]. — Минск: Белорусский государственный университет, 2009. — ISBN ISBN 978-985-518-267-3.
- ↑ Кирьякова Ольга Васильевна. Перлокутивные глаголы в современном немецком языке // Вестник Томского государственного педагогического университета : журнал. — 2011.
- ↑ Ранхилина, Бычкова, Жукова. Речевые акты как лингвистическая категория: дискурсивные формулы . Вопросы языкознания (март - апрель 2021). Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ 34,0 34,1 М. В. Иркабаева. [file:///C:/Users/Admin/Downloads/rechevye-akty-i-rechevye-zhanry-sootnoshenie-ponyatiy.pdf Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий] // Вестник Башкирского университета : журнал. — 2010.
- ↑ Москвин В.П. К соотношению понятий"Речевой жанр", "Текст" И "Речевой акт" // Жанры речи : Журнал. — 2005. — № 4. — С. 63—76. — ISSN 2311-0740 ISSN: 2311-0740.
- ↑ И.Г. Дьячкова. Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ) . Омский государственный университет, кафедра русского языка. Вестник Омского университета (1998). Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Косицкая Ф.Л. Речевой жанр как единица контрастивного анализа // Вестник Томского государственного педагогического университета : журнал. — 2006.
- ↑ Комлева Елена Валерьевна. Соотношение понятий «Речевой жанр» и «Речевой акт» (на материале немецких апеллятивных текстов) // Теория и практика общественного развития : журнал. — 2011.