Реклама в социальных сетях

Реклама в социальных сетях
Официально англ. Social Media Marketing
Значение Реклама как инструмент для повышения узнаваемости бренда и привлечения клиентов

Рекла́ма в социа́льных сетя́х (от англ. Social Media Marketing) — представляет собой как платные, так и бесплатные методы продвижения брендов, товаров или услуг на различных платформах социальных медиа. Под рекламой подразумевается любая информация, ориентированная на конкретную аудиторию, которая стимулирует интерес к продукции, услугам или бренду — от публикации рекламных постов и историй до запуска таргетированных рекламных кампаний[1].

Социальные сети для размещения рекламы

По данным официального медиаизмерителя исследовательской компании Медиаскоп (Mediascope)[2], в настоящее время на территории России в пятёрку самых популярных социальных сетей входят ВКонтакте, Телеграм, Ютуб, Дзен и Тикток, как видно в представленной ниже таблице.

Интернет-ресурс Охват за месяц, тыс. чел. Охват за месяц, % от населения Среднесуточный охват за месяц, тыс. чел Среднесуточный охват за месяц, % от населения
1 ВКонтакте 93 778,4 76,2 57 950,9 47.1
2 Телеграм 90 974,9 74,0 68 363,6 55.6
3 Ютуб 70 570,5 57,4 22 884,6 18,6
4 Дзен 70 152,2 57,0 24 278,6 19,7
5 Тикток 66 499,3 54,1 33 807,1 27,5
Медиаскоп. Интернет. Регион: Россия 0+ Год/Месяц: Сентябрь 2025г Целевая аудитория: люди старше 12+ Среда измерения: мобайл и десктоп. Топ ресурсов по жанру: Социальные медиа

Основная социальная сеть, которую использует бизнес для рекламы в России — это «ВКонтакте»: по данным исследовательской компании Медиаскоп, российская аудитория этой социальной сети в сентябре 2025 года составила более 93 миллионов человек, что делает эту социальную сеть самой посещаемой в стране.

Следует отметить, что до марта 2022 года самыми популярными в рунете социальными сетями были Инстаграм (Instagram)* и Фейсбук (Facebook)* (признаны экстремистскими организациями и заблокированы в Российской Федерации), аудитория которых естественным образом перераспределилась между разрешёнными социальными сетями после блокировки[3]. Размещать таргетированную рекламу в упомянутых социальных сетях нельзя, хотя отдельные блогеры и инфлюенсеры до сих пор предлагают свои услуги по продвижению[4].

Некоторые маркетологи относят к соцсетям мессенджер Телеграм (Telegram) и видеохостинг Ютуб (YouTube). В Телеграм есть возможность запустить рекламу, а в Ютуб такая функция для российских пользователей отключена[5].

Виды рекламы в социальных сетях

Существуют разные способы размещения рекламы и информации о брендах в социальных сетях.

  1. Контекстная реклама. Этот вид рекламы отображается на основе интересов и взаимодействия пользователя. Например, если кто-то интересуется спортивной обувью, ему будут показаны рекламные объявления, связанные с данной темой.
  2. Реклама в виде постов. Маркетологи могут создавать рекламные посты, которые выглядят как обычные публикации. Они могут содержать фото, видео, текстовые описания и призывы к действию.
  3. Видео-реклама. Короткие видеоролики, поданные в ленте новостей или сториз, вызывают высокий уровень удержания внимания. Это позволяет донести сообщение или показать продукт наиболее наглядно.
  4. Маркетинг-влияния. Сотрудничество с блогерами и влиятельными личностями в социальных сетях позволяет достичь широкой аудитории через их каналы. Такие коллаборации могут быть очень эффективными, если выбрать подходящего инфлюенсера.
  5. Реклама в историях (Stories). Короткие вертикальные видео или фото в формате историй в социальных сетях, которые бренды платно показывают целевой аудитории для решения своих маркетинговых задач[6].

Влияние рекламы в социальных сетях

Социальные сети ввиду своей популярности привлекают рекламодателей как площадка для размещения рекламы, которая может обеспечить:

  1. Широкий охват аудитории. Социальные сети являются платформами с миллиардами пользователей по всему миру. Это значит, что реклама может охватить разнообразные целевые группы, что делает её эффективной для привлечения новых клиентов.
  2. Уточнённый таргетинг. Реклама в социальных сетях позволяет настраивать таргетинг на основании множества факторов: возраст, пол, интересы, географическое положение и даже поведение пользователей. Это помогает донести информацию именно до заинтересованных людей.
  3. Увеличение вовлечённости. Креативный контент в формате постов, видео или историй вызывает больший интерес у пользователей. Это способствует увеличению вовлечённости и взаимодействия с брендом, что в свою очередь положительно сказывается на имидже компании[7].
  4. Доступность и экономичность. Социальные сети предлагают различные форматы рекламы, начиная от бесплатных постов и стратегий контент-маркетинга, заканчивая платными рекламными кампаниями с различными бюджетами. Это дает возможность малому бизнесу стартовать с минимальными затратами.

Например, пользователь просматривает ленту новостей. Между постами друзей и семьи он видит публикации от имени бренда. Иногда они напрямую рекламируют продукт, а иногда помогают человеку решить проблему или развлечься. Подобные публикации — часть маркетинга в сетях.

SMM помогает бизнесу строить долгосрочные взаимоотношения с клиентами. Компании общаются с аудиторией, отвечают на комментарии, проводят опросы, конкурсы и прямые эфиры, чтобы создать лояльное сообщество вокруг бренда и увеличить количество повторных продаж. Это делает рекламу в социальных сетях одним из популярных инструментов в маркетинге.

Ведение аккаунтов в соцсетях обычно отдают отдельному сотруднику — SMM-менеджеру, — которому нужно платить зарплату. Дополнительно понадобится бюджет на создание контента: фото, иллюстраций, текстов или видео[8].

Риски рекламы в социальных сетях

Наряду с возможностями рассказать потенциальным потребителям о себе, компании, при размещении рекламы в социальных сетях, могут столкнуться со следующими трудностями:

  1. Неполная и / или недостоверная информация на страницах пользователей затрудняет взаимодействие с целевой аудиторией.
  2. Реклама в социальной сети не может быть доступна каждому пользователю сети Интернет, заинтересованному в продукте или сервисе.
  3. Компания фактически вкладывает деньги в другую компанию. Не существует гарантии, что сайт, в продвижение среди аудитории которого вкладываются определённые средства, будет оставаться популярным через полгода или год. Привлечение пользователей к корпоративному сайту предполагает вложения в средство коммуникации, чьи взлёты и провалы целиком зависят от усилий собственника.
  4. У каждой социальной сети свои возможности и свои правила по их использованию. Эти правила не всегда идеально подходят для реализации целей компании.
  5. Равные условия для всех предполагают, что чем меньше из предлагаемых социальной сетью возможностей задействует компания в стратегии продвижения, тем выше шансы, что конкуренты смогут с той же легкостью проделать аналогичные действия и предложить аудитории нечто большее.
  6. Рекламодатели не имеют возможности оценить эффективность своих усилий по привлечению клиента. Не всегда легко оценить такие результаты, особенно когда помимо маркетинга в социальных сетях используются и другие методы. Возможным вариантом решения может стать счётчик, который будет регистрировать общее количество рекламных контактов, переходов посетителей с сайтов социальных сетей на сайт компании рекламодателя[9].

Правовые аспекты рекламы в социальных сетях

С 1 сентября 2023 года все рекламные материалы, размещаемые в онлайн-пространстве, должны быть четко маркированы и отличимы от обычного контента. «Это позволяет пользователям точно определять, что они видят рекламу, а не информацию или контент, который несёт иное назначение», — поясняет Арсений Снедков, генеральный директор агентства медицинского маркетинга Enjoy Digital. Отсутствие маркировки или нарушение установленных правил влечёт за собой значительные штрафы. Изменения в законе «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, предусматривающие введение нового понятия «маркировка рекламы», действуют ещё с 1 сентября 2022 года, а в ФЗ-38 была введена новая статья 18.1. Анна Салютина, представитель коллегии адвокатов им. Д. П. Баранова поясняет, что бизнесу и физическим лицам было дано время на адаптацию к новым правилам, а с 1 сентября 2023 года введена шкала штрафов за нарушение маркировки рекламы[10].

См. также

Список основных социальных сетей, разрешённых на территории Российской Федерации на 17.10.2025:

Примечания

  1. Реклама в социальных сетях. Ближе к делу (11 апреля 2025). Дата обращения: 13 октября 2025.
  2. Рейтинги. Медиаскоп (2025). Дата обращения: 16 октября 2025.
  3. Ясакова Е. Суд запретил Instagram и Facebook. Что это значит для пользователей. РБК (21 марта 2022). Дата обращения: 25 октября 2025.
  4. Майданская А. Контент с намёком. Коммерсант (издательский дом) (4 сентября 2025). Дата обращения: 25 октября 2025.
  5. Реклама в социальных сетях: что это такое, виды, форматы инструменты. Unisender — сервис Email рассылок (3 октября 2023). Дата обращения: 26 сентября 2025.
  6. Бакеева Г. С. Методы и инструменты продвижения бизнеса в социальных сетях // Вестник науки : журнал. — Алматы, 2024. — Декабрь (т. 3, № 12 (81)). — С. 78—92. — ISSN 2712-8849.
  7. Мурзаева В. А. Технологии создания и продвижения контента в социальных сетях с использованием культовых имиджей // Медиасреда : журнал. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2024. — Июнь (№ 1). — С. 47—54. — ISSN 2070-0717.
  8. Шевченко Д. А. SMM (маркетинг в социальных сетях):стратегия и тактика // Практический маркетинг : журнал. — М., 2022. — № 8 (305). — С. 3—11. — ISSN 2071-3762.
  9. Макарова Е. А. Реклама в социальных сетях // Актуальные вопросы экономических наук : журнал. — Нижний Новгород: ООО «Центр развития научного сотрудничества».
  10. Закон о маркировке рекламы в интернете 2025: новые правила и штрафы. РИА Новости (16 марта 2025). Дата обращения: 26 сентября 2025.