Реклама в социальных сетях
| Реклама в социальных сетях | |
|---|---|
| Официально | англ. Social Media Marketing |
| Значение | Реклама как инструмент для повышения узнаваемости бренда и привлечения клиентов |
Рекла́ма в социа́льных сетя́х (от англ. Social Media Marketing) — представляет собой как платные, так и бесплатные методы продвижения брендов, товаров или услуг на различных платформах социальных медиа. Под рекламой подразумевается любая информация, ориентированная на конкретную аудиторию, которая стимулирует интерес к продукции, услугам или бренду — от публикации рекламных постов и историй до запуска таргетированных рекламных кампаний[1].
Социальные сети для размещения рекламы
По данным официального медиаизмерителя исследовательской компании Медиаскоп (Mediascope)[2], в настоящее время на территории России в пятёрку самых популярных социальных сетей входят ВКонтакте, Телеграм, Ютуб, Дзен и Тикток, как видно в представленной ниже таблице.
| № | Интернет-ресурс | Охват за месяц, тыс. чел. | Охват за месяц, % от населения | Среднесуточный охват за месяц, тыс. чел | Среднесуточный охват за месяц, % от населения |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | ВКонтакте | 93 778,4 | 76,2 | 57 950,9 | 47.1 |
| 2 | Телеграм | 90 974,9 | 74,0 | 68 363,6 | 55.6 |
| 3 | Ютуб | 70 570,5 | 57,4 | 22 884,6 | 18,6 |
| 4 | Дзен | 70 152,2 | 57,0 | 24 278,6 | 19,7 |
| 5 | Тикток | 66 499,3 | 54,1 | 33 807,1 | 27,5 |
| Медиаскоп. Интернет. Регион: Россия 0+ Год/Месяц: Сентябрь 2025г Целевая аудитория: люди старше 12+ Среда измерения: мобайл и десктоп. Топ ресурсов по жанру: Социальные медиа | |||||
Основная социальная сеть, которую использует бизнес для рекламы в России — это «ВКонтакте»: по данным исследовательской компании Медиаскоп, российская аудитория этой социальной сети в сентябре 2025 года составила более 93 миллионов человек, что делает эту социальную сеть самой посещаемой в стране.
Следует отметить, что до марта 2022 года самыми популярными в рунете социальными сетями были Инстаграм (Instagram)* и Фейсбук (Facebook)* (признаны экстремистскими организациями и заблокированы в Российской Федерации), аудитория которых естественным образом перераспределилась между разрешёнными социальными сетями после блокировки[3]. Размещать таргетированную рекламу в упомянутых социальных сетях нельзя, хотя отдельные блогеры и инфлюенсеры до сих пор предлагают свои услуги по продвижению[4].
Некоторые маркетологи относят к соцсетям мессенджер Телеграм (Telegram) и видеохостинг Ютуб (YouTube). В Телеграм есть возможность запустить рекламу, а в Ютуб такая функция для российских пользователей отключена[5].
Виды рекламы в социальных сетях
Существуют разные способы размещения рекламы и информации о брендах в социальных сетях.
- Контекстная реклама. Этот вид рекламы отображается на основе интересов и взаимодействия пользователя. Например, если кто-то интересуется спортивной обувью, ему будут показаны рекламные объявления, связанные с данной темой.
- Реклама в виде постов. Маркетологи могут создавать рекламные посты, которые выглядят как обычные публикации. Они могут содержать фото, видео, текстовые описания и призывы к действию.
- Видео-реклама. Короткие видеоролики, поданные в ленте новостей или сториз, вызывают высокий уровень удержания внимания. Это позволяет донести сообщение или показать продукт наиболее наглядно.
- Маркетинг-влияния. Сотрудничество с блогерами и влиятельными личностями в социальных сетях позволяет достичь широкой аудитории через их каналы. Такие коллаборации могут быть очень эффективными, если выбрать подходящего инфлюенсера.
- Реклама в историях (Stories). Короткие вертикальные видео или фото в формате историй в социальных сетях, которые бренды платно показывают целевой аудитории для решения своих маркетинговых задач[6].
Влияние рекламы в социальных сетях
Социальные сети ввиду своей популярности привлекают рекламодателей как площадка для размещения рекламы, которая может обеспечить:
- Широкий охват аудитории. Социальные сети являются платформами с миллиардами пользователей по всему миру. Это значит, что реклама может охватить разнообразные целевые группы, что делает её эффективной для привлечения новых клиентов.
- Уточнённый таргетинг. Реклама в социальных сетях позволяет настраивать таргетинг на основании множества факторов: возраст, пол, интересы, географическое положение и даже поведение пользователей. Это помогает донести информацию именно до заинтересованных людей.
- Увеличение вовлечённости. Креативный контент в формате постов, видео или историй вызывает больший интерес у пользователей. Это способствует увеличению вовлечённости и взаимодействия с брендом, что в свою очередь положительно сказывается на имидже компании[7].
- Доступность и экономичность. Социальные сети предлагают различные форматы рекламы, начиная от бесплатных постов и стратегий контент-маркетинга, заканчивая платными рекламными кампаниями с различными бюджетами. Это дает возможность малому бизнесу стартовать с минимальными затратами.
Например, пользователь просматривает ленту новостей. Между постами друзей и семьи он видит публикации от имени бренда. Иногда они напрямую рекламируют продукт, а иногда помогают человеку решить проблему или развлечься. Подобные публикации — часть маркетинга в сетях.
SMM помогает бизнесу строить долгосрочные взаимоотношения с клиентами. Компании общаются с аудиторией, отвечают на комментарии, проводят опросы, конкурсы и прямые эфиры, чтобы создать лояльное сообщество вокруг бренда и увеличить количество повторных продаж. Это делает рекламу в социальных сетях одним из популярных инструментов в маркетинге.
Ведение аккаунтов в соцсетях обычно отдают отдельному сотруднику — SMM-менеджеру, — которому нужно платить зарплату. Дополнительно понадобится бюджет на создание контента: фото, иллюстраций, текстов или видео[8].
Риски рекламы в социальных сетях
Наряду с возможностями рассказать потенциальным потребителям о себе, компании, при размещении рекламы в социальных сетях, могут столкнуться со следующими трудностями:
- Неполная и / или недостоверная информация на страницах пользователей затрудняет взаимодействие с целевой аудиторией.
- Реклама в социальной сети не может быть доступна каждому пользователю сети Интернет, заинтересованному в продукте или сервисе.
- Компания фактически вкладывает деньги в другую компанию. Не существует гарантии, что сайт, в продвижение среди аудитории которого вкладываются определённые средства, будет оставаться популярным через полгода или год. Привлечение пользователей к корпоративному сайту предполагает вложения в средство коммуникации, чьи взлёты и провалы целиком зависят от усилий собственника.
- У каждой социальной сети свои возможности и свои правила по их использованию. Эти правила не всегда идеально подходят для реализации целей компании.
- Равные условия для всех предполагают, что чем меньше из предлагаемых социальной сетью возможностей задействует компания в стратегии продвижения, тем выше шансы, что конкуренты смогут с той же легкостью проделать аналогичные действия и предложить аудитории нечто большее.
- Рекламодатели не имеют возможности оценить эффективность своих усилий по привлечению клиента. Не всегда легко оценить такие результаты, особенно когда помимо маркетинга в социальных сетях используются и другие методы. Возможным вариантом решения может стать счётчик, который будет регистрировать общее количество рекламных контактов, переходов посетителей с сайтов социальных сетей на сайт компании рекламодателя[9].
Правовые аспекты рекламы в социальных сетях
С 1 сентября 2023 года все рекламные материалы, размещаемые в онлайн-пространстве, должны быть четко маркированы и отличимы от обычного контента. «Это позволяет пользователям точно определять, что они видят рекламу, а не информацию или контент, который несёт иное назначение», — поясняет Арсений Снедков, генеральный директор агентства медицинского маркетинга Enjoy Digital. Отсутствие маркировки или нарушение установленных правил влечёт за собой значительные штрафы. Изменения в законе «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, предусматривающие введение нового понятия «маркировка рекламы», действуют ещё с 1 сентября 2022 года, а в ФЗ-38 была введена новая статья 18.1. Анна Салютина, представитель коллегии адвокатов им. Д. П. Баранова поясняет, что бизнесу и физическим лицам было дано время на адаптацию к новым правилам, а с 1 сентября 2023 года введена шкала штрафов за нарушение маркировки рекламы[10].
См. также
Список основных социальных сетей, разрешённых на территории Российской Федерации на 17.10.2025:
Примечания
- ↑ Реклама в социальных сетях. Ближе к делу (11 апреля 2025). Дата обращения: 13 октября 2025.
- ↑ Рейтинги. Медиаскоп (2025). Дата обращения: 16 октября 2025.
- ↑ Ясакова Е. Суд запретил Instagram и Facebook. Что это значит для пользователей. РБК (21 марта 2022). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Майданская А. Контент с намёком. Коммерсант (издательский дом) (4 сентября 2025). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Реклама в социальных сетях: что это такое, виды, форматы инструменты. Unisender — сервис Email рассылок (3 октября 2023). Дата обращения: 26 сентября 2025.
- ↑ Бакеева Г. С. Методы и инструменты продвижения бизнеса в социальных сетях // Вестник науки : журнал. — Алматы, 2024. — Декабрь (т. 3, № 12 (81)). — С. 78—92. — ISSN 2712-8849.
- ↑ Мурзаева В. А. Технологии создания и продвижения контента в социальных сетях с использованием культовых имиджей // Медиасреда : журнал. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2024. — Июнь (№ 1). — С. 47—54. — ISSN 2070-0717.
- ↑ Шевченко Д. А. SMM (маркетинг в социальных сетях):стратегия и тактика // Практический маркетинг : журнал. — М., 2022. — № 8 (305). — С. 3—11. — ISSN 2071-3762.
- ↑ Макарова Е. А. Реклама в социальных сетях // Актуальные вопросы экономических наук : журнал. — Нижний Новгород: ООО «Центр развития научного сотрудничества».
- ↑ Закон о маркировке рекламы в интернете 2025: новые правила и штрафы. РИА Новости (16 марта 2025). Дата обращения: 26 сентября 2025.