Дзен (контентная платформа)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дзен
рус. Дзе́н
Логотип
URL https://dzen.ru
Коммерческий да
Тип сайта блог-платформа
Регистрация необязательна для просмотра постов и видео
Язык (-и) более 50 языков
Количество пользователей 70 млн человек
Посещаемость 32,5 млн пользователей в день
Расположение сервера Флаг России Россия
Владелец VK (до сентября 2022 года — Яндекс)
Автор Яндекс
Начало работы июнь 2015
Текущий статус активен
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Дзен — это сервис персональных рекомендаций контента, который работает на основе искусственного интеллекта. Представляет собой бесконечную ленту публикаций, которая подстраивается под интересы пользователя. Также в Дзене демонстрируются актуальные новости.

Платформа с 2022 года является частью структуры российской инвестиционной технологической корпорации VK[1].

Модели показа контента

В Дзене есть разные модели показа и потребления контента. Публикации блогеров, которые соблюдают все требования, показываются в Дзене без ограничений. Некоторые материалы, например публикации из рубрики «Для взрослых», доступны только подписчикам. Если блогер нарушает требования Дзена, его публикации показываются меньшему числу пользователей. Если блогер публикует запрещённый контент, его канал блокируется.

Контент, соответствующий всем требованиям, виден пользователям в ленте Дзена без ограничений. Но показ публикации в ленте зависит от многих дополнительных факторов: количество подписчиков канала и пользователей, потенциально заинтересованных в теме материала. Так же от реакции аудитории на публикацию (дочитывания, просмотры, оценки) и популярности темы[2].

Требования к контенту

Некоторые нарушения могут стать серьёзным основанием для полного прекращения показов и блокировки канала. Кроме того, Дзен оставляет за собой право отключать монетизацию в некоторых публикациях или на всём канале[2].

Нежелательным контентом считаются:

  • дублирование материалов и заимствованный контент, материалы опубликованные на нескольких каналах, даже если все эти каналы принадлежат одному блогеру;
  • неприятные изображения и шокирующий контент — могут вызвать отвращение или неприязнь у пользователей, испугать пользователей своей жестокостью;
  • сниженная лексика — грубые, нецензурные выражения и жаргонизмы;
  • оскорбления и травля, негативные высказывания и призывы к дискриминации;
  • искусственное завышение показателей — это мошеннические действия с целью: увеличить доход от рекламы в публикациях, повысить просмотры и статистику публикации, увеличить число подписчиков;
  • ложная информация — попытки выдать себя за третье лицо, информационные мистификации, некоторые виды кликбейтных заголовков, публикации с недостоверными фактами;
  • материалы эротического и откровенного содержания;
  • лотереи и стимулирующие мероприятия, азартные игры, ссылки для перехода на тематические сайты онлайн-казино, инструкции для игроков, стратегии участия, информация о вероятности выиграть или преуменьшении степени риска, осуждение тех, кто не участвует в азартных играх;
  • незаконная информация, нарушает права пользователей, призывает к противозаконным действиям или потенциально опасной деятельности, является пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений (в том числе, но не ограничиваясь, ЛГБТ), педофилии и смены пола в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Медицина и фармацевтика — материал на такую тему не должен давать прямых схем лечения и упоминания медицинских препаратов, а также конкретных дозировок и схем лечения. В Дзене запрещены материалы, которые побуждают отказаться от профессиональной медицинской помощи, призывая лечиться самостоятельно или пропагандируя недоказанные методы лечения[2].

История развития

Развитие технологии
Илья Сегалович презентует новую выдачу Яндекса «Острова», 2013 год

В 1990-е годы, до появления сайта yandex.ru будущие создатели Яндекса, Сегалович Илья и Волож Аркадий работали над поисковыми технологиями в предприятии «Аркадия. Разумные проекты». Там они создали несколько информационно-поисковых программ — поиск по Библии, поиск по Классификатору товаров и услуг, поиск по Международному Классификатору изобретений[3].

В 1997 году Яндекс начал исследования в области программной обработки естественного языка, машинного обучения и рекомендательных систем.

В 2009 году создан метод машинного обучения Матрикснет, ставший одним из ключевых компонентов системы, на которой работает платформа Дзен. Это алгоритм ранжирования и прогнозирования, в основе рекомендательных технологий, устойчив к переобучению. Это такая ситуация, когда машина, изучив массу страниц и запросов, но обладая небольшим числом оценок от асессоров, начинает создавать несуществующие закономерности. То есть пытается найти простой задаче слишком сложное решение, далекое от реальности.

Такая устойчивость позволяет Matrixnet собирать формулу ранжирования, учитывающую огромное количество переменных, не требуя большого числа оценок от асессоров. В конечном итоге это помогало делать выдачу Яндекса точнее, релевантнее пользовательским запросам. Первый сервис, в котором появились технологии рекомендаций, «Яндекс. Музыка», был запущен в сентябре 2014 года. Затем эти технологии также были внедрены в «Яндекс. Маркете» и «Яндекс. Радио»[4].

В 2017 году появилась CatBoost — первая российская технология машинного обучения, выложенная в открытый доступ. Программа основана на градиентном бустинге[5].

Появление Дзена
Логотип CatBoost, метода машинного обучения, разработанный в Российской Федерации ООО «Яндекс»

В июне 2015 года в бета-режиме стал доступен «Дзен» на странице zen.yandex.ru. В последующие месяцы в ленту были добавлены различные виды контента: фото, видео, статьи, клипы, блоги и форумы.

Формат мультимедийного нарратива возник в Яндекс. Дзен в мае 2017 года. Мультимедийный нарратив на платформе Дзена представляет собой серию экранов с фотографиями, картинками и встроенными в них краткими подписями. Изначально право использовать данный формат на платформе предоставлялось крупным издателям и блогерам после подачи заявки. В 2018 году доступ к созданию нарративов создали для мобильных устройств и открыли для всех пользователей[6].

Мультимедийный нарратив Яндекс.Дзен — это “объясняющий рассказ”, который преподносит любую сложную информацию в понятном, более кратком формате, выделяя ключевые понятия истории.И.В.Новикова

В 2021 году «Дзен» изменил вектор развития: он ориентирован больше на блоги и видеоконтент. В апреле 2021 года был прекращён обмен трафиком с медиасервисами. Просмотры на многих сервисах резко упали.

В августе 2022 года VK объявила о приобретении сервисов «Дзен» и «Дзен. Новости». Сделка была закрыта 12 сентября 2022 года, и новостной агрегатор стал частью портала Дзен. Теперь при посещении главной страницы поисковой системы Яндекс, пользователя автоматически переадресовывает на страницу dzen.ru[7]

VK объявил, что выйдет из совместного предприятия со «Сбером» «О2О холдинг» и получит 100% в сервисе Delivery Club, который впоследствии будет передан «Яндексу». В обмен VK получит медийные активы — агрегатор новостей и «Дзен», а также адрес yandex.ru.

Монетизация платформы

Монетизация — инструмент поддержки авторов. Дзен распределяет долю своей выручки из рекламных доходов платформы между каналами ежедневно. Для монетизации учитываются все форматы в канале: посты, видео, вертикальные ролики и статьи. Главный показатель, который влияет на монетизацию — время просмотра контента.

Чтобы подключить монетизацию, нужно набрать 30 часов просмотра от подписчиков за последние 30 дней. Суммарный показатель можно увидеть в личном кабинете автора[8].

Примечания

  1. VK созерцает будущее «Дзена». [[Коммерсант (издательский дом)|]] (17 октября 2023). Дата обращения: 20 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Требования Дзена. Дзен. Дата обращения: 20 ноября 2023.
  3. Первые шаги. Яндекс. Дата обращения: 20 ноября 2023.
  4. Матрикснет (Matrixnet). СЕО-поисковая оптимизация (22 апреля 2022). Дата обращения: 20 ноября 2023.
  5. Елистратова Евгения, Лунёв Кирилл. Градиентный бустинг. Яндекс. Дата обращения: 20 ноября 2023.
  6. Т.Л. Каминская, Т.Томмингас. Яндекс. Дзен: новый медийный и обучающий формат // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого». — 2020. — № 4 (29). — С. 1. — doi:10.34680/2411-7951.
  7. «Яндекс» раскрыл сумму сделки по продаже «Дзена». Ведомости (9 мая 2023). Дата обращения: 20 ноября 2023.
  8. Как устроена монетизация. Дзен. Дата обращения: 20 ноября 2023.

Ссылки