Преформизм
[[[Файл:Preformation.GIF|мини|185px|справа|Гомункул в сперматозоиде. Рисунок Н. Хартсекера (1694)]]Преформизм (от лат. praeformo — заранее образовывать, преобразовывать) — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма.
История
Преформистские взгляды складывались в течение длительного времени. Наивно-преформистские идеи впервые получили выражение в воззрениях атомистов о «семенах вещей» (гомеомериях) у Гиппократа и Анаксагора. Так, Анаксагор считал, что в человеческом семени заложены в невидимо малых размерах волосы, ногти, сосуды, сухожилия и кости, которые при развитии лишь соединяются и вырастают, становясь видимыми. Ту же мысль проводит Гиппократ. Эти выводы были вытеснены учением Аристотеля об эпигенезе, согласно которому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путём серии последовательных новообразований. Эпигенетические представления господствовали в период поздней античности и в средние века. Учение Аристотеля господствовало вплоть до Гарвея. Непосредственным предшественником современного преформизма было учение о преформации, возникшее в эпоху Возрождения как реакция на средние века представления о господстве в организме «жизненной силы»[1][2].
Преформизм как учение возник на базе господствовавшего в XVII—XVIII веках представления о преформации, согласно которому зародыш уже сформирован в половых клетках, и его дальнейшее развитие заключается только в увеличении в размерах. Сваммердам в 1669 году, Мальпиги в 1673 году и Левенгук в 1683 году признали наиболее соответствующим действительности учение о преформации зародыша, то есть наличии его в яйце или семени в сформированном виде уже до оплодотворения и развития. Эпигенетическая интерпретация как в виталистическом понимании по Гарвею, так и в механистическом по Декарту одинаково считалась тогда неправдоподобной и ненаучной. Философское обоснование преформизм пытались построить Мальбранш и Лейбниц[1][2]. До XVIII века в биологии господствовало мнение о наличии в зачатковых клетках полностью сформированного зародыша — учение о преформации. Первые микроскописты полагали, что зародыш находится уже в сформированном состоянии в женских (овизм) или мужских (анималькулизм) половых клетках, а в процессе развития происходит лишь увеличение в размерах и уплотнение прозрачных, ранее невидимых тканей. Взгляды сторонников преформизма в своей крайней форме основывались на догме изначального или божественного творения живых существ (креационизм) и заложенных в них зачатков зародышей всех будущих поколений — «вложение зародышей»[3]. [[[Файл:Miraculum naturae sive uteri muliebris fabrica V00115 00000006.tif|thumb|Ян Сваммердам, Miraculum naturae sive uteri muliebris fabrica, 1729]] В XVIII веке концепция преформизма получила дальнейшее развитие в работах Галлера, Бонне и Спалланцани, доказывавших ненаучность объяснения процессов развития с точки зрения явлений самозарождения, брожения и механического сочетания частей. Трудности, связанные с объяснением с позиций преформизма явлений уродств, наследственности, гибридизации и регенерации, привели к возрождению идей эпигенеза, которые пытались обосновать в свете только что сформулированного Ньютоном учения о всемирном тяготении такие учёные как Мопертюи, Нидема, Бюффон и Дидро[1][2]. Во второй половине XVIII века под влиянием данных о нарушениях развития, о наследуемости как материнских, так и отцовских индивидуальных признаков и о способности организма к регенерации стало преобладать учение о развитии организмов как о последовательных новообразованиях (эпигенез). Развернутую критику преформизма дал Каспар Вольф, который развил это учение, описав процессы развития растений и куриного зародыша[1][2][3].
Начиная с Блуменбаха эпигенетические теории приобрели виталистический характер. Иммануил Кант отвергает как виталистический эпигенез, так и наивный преформизм, дальновидно допуская «родовую преформацию», то есть какие то наследственные зачатки. В начале XIX века на базе выяснения процессов оплодотворения и первых успехов описательной эмбриологии в работах Xристиана Пандера и Карла Бэра был окончательно опровергнут примитивный преформизм[2].
Во второй половине XIX века в связи с выяснением сущности процессов оплодотворения и клеточного деления (митоза), а также возникновением теорий наследственности и механики развития, вновь возродились преформистские взгляды. Была показана несостоятельность эпигенетических представлений о развитии под влиянием лишь внешних условий или каких-то нематериальных факторов (витализм)[3]. Преформизм возрождается на новой основе с провозглашением клеточного учения и особенно благодаря успехам в познании процессов деления клеток и переноса этих данных на явления оплодотворения и развития. Успехи цитологии в 70–80-е годы XIX века, в том числе открытие и исследование кариокинеза, теория индивидуальности хромосом и участие их в редукционном делении и оплодотворении направили внимание учёных на изучение роли отдельных элементов половых клеток и особенно их ядер в процессах развития[2].
Учение об индивидуальности заключённых в ядрах клеток хромосом и их роли в процессах оплодотворения и наследования породило в конце XIX века гипотетической теории наследственности, носившие в той или иной степени преформистский характер. С возникновением генетики эти гипотезы получили научное обоснование. В середине XX века с выяснением химической природы генов, механизмов хранения и передачи наследственной информации завершилась многовековая история преформистских воззрений в биологии. По современным представлениям, онтогенез организмов обусловлен структурами клеточного аппарата наследственности, при этом он подвергается также и эпигенетическому воздействию внешних условий, модифицирующих ход процессов развития[3]. Материалистическая теория органического развития не ограничивается допущением лишь преформированных структур, но и учитывает эпигенетические факторы развития[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Преформизм Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Преформизм // Биологический энциклопедический словарь . // Биологический энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986
Литература
- Преформизм Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Преформизм // Биологический энциклопедический словарь . // Биологический энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |