Пограничное расстройство личности

Материал из «Знание.Вики»
Пограничное расстройство личности
BPD 1.png
МКБ-11 6D10 + 6D11.5
МКБ-10 F60.31
МКБ-9 301.83
MedlinePlus 000935
eMedicine article/913575 
MeSH D001883

Пограничное расстройство личности — психическое расстройство, для которого характерны импульсивность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, периоды злости и раздражительности. Человеку с пограничным расстройством сложно выстраивать долговременные отношения с окружающими людьми: в отношении других может наблюдаться чередование идеализации и обесценивания, социофобия, тотальный страх одиночества[1].

Пограничное расстройство личности имеет устойчивый характер, симптомы обычно проявляются в раннем взрослом или в подростковом возрасте. Таким образом, заболевание развивается в раннем возрасте и проявляется в течение всей жизни. Признаки ПРЛ не являются неизменными на протяжении всей жизни, носят динамический характер в зависимости от внешних факторов. Предрасполагающими факторами служат особенности психологической конституции, насилие, покидание или отсутствие заботы в детстве. Диагноз устанавливается на основании беседы с больным, анамнеза жизни и результата специальных опросов. В качестве лечения применяют медикаментозное лечение — лекарственная терапия, а также психотерапию[1].

По статистике пограничное расстройства чаще встречается у женщин, чем среди мужчин[2]. наиболее подвержены заболеванию лица моложе 30 лет, одинокие или разведенные, с низким доходом и образованием ниже среднего[3].

Классификация

DSM-5

Признание ПРЛ как психического расстройства произошло в 1980 году, когда оно было введено в третье издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM).

В DSM-5 перечислены десять расстройств личности, разделенных на 3 кластера (A, B и C). ПРЛ вместе с антисоциальным, нарциссическим и истерическим расстройствами личности относится к кластеру B. Согласно DSM-5 пограничное расстройство проявляется эмоциональной нестабильностью, нарушениями межличностных отношений, импульсивностью, особенностями когнитивного функционирования. Эмоциональная нестабильность характеризуется аффективной неустойчивостью, чрезвычайно переменчивым настроением, постоянным чувством опустошенности и неадекватным гневом.

Трудности межличностного взаимодействия обусловлены страхом быть покинутым и нестабильностью взаимоотношений. С импульсивностью связывают рецидивирующее суицидальное поведение. Когнитивная сфера отличается выраженной и постоянной неустойчивостью образа или чувства Я; преходящими, вызываемыми стрессом бредовыми идеями или выраженными диссоциативными симптомами.

  1. Склонность прилагать чрезмерные усилия с целью избежать реальной или воображаемой участи быть покинутым. Примечание: не включать суицидальное поведение и акты самоповреждения, описанные в критерии 5.
  2. Склонность вовлекаться в интенсивные, напряжённые и нестабильные взаимоотношения, характеризующиеся чередованием крайностей — идеализации и обесценивания.
  3. Расстройство идентичности: заметная и стойкая неустойчивость образа или чувства Я.
  4. Импульсивность, проявляющаяся как минимум в двух сферах, которые предполагают причинение себе вреда (например, трата денег, сексуальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, нарушение правил дорожного движения, систематическое переедание). Примечание: не включать суицидальное поведение и акты самоповреждения, описанные в критерии 5.
  5. суицидальное поведение, намёки или угрозы самоубийства, акты самоповреждения.
  6. Аффективная неустойчивость, очень переменчивое настроение (например, периоды интенсивной дисфории, раздражительности или тревоги, обычно продолжающиеся в течение нескольких часов и лишь изредка несколько дней и больше).
  7. Постоянно испытываемое чувство опустошённости.
  8. Неадекватные проявления сильного гнева или трудности, связанные с необходимостью контролировать чувство гнева (например, частые случаи проявления раздражительности, постоянный гнев, повторяющиеся драки).
  9. Преходящие вызываемые стрессом параноидные идеи или выраженные диссоциативные симптомы

Диагностический подход DSM-5 был подвержен критике из-за диагностического совпадения расстройств личности с другими расстройствами, произвольного порога начала, низкой надежности и плохой эмпирической базы. Из-за этих ограничений в DSM-5 была дополнительно представлена Альтернативная модель расстройств личности (AMPD), содержащая общие критерии для расстройств личности. Критерий В отвечает за наличие патологических черт личности, подразделяющихся на пять областей: негативная аффективность (частое переживание отрицательных эмоций), отрешенность (избегание социально-эмоционального опыта), антагонизм («противостояние» с людьми), расторможенность (ориентированность на получение немедленного удовлетворения, ведущая к импульсивному поведению) и психотизм. С помощью этой модели можно было диагностировать ряд расстройств личности, в том числе и пограничное расстройство.

С позиции критерия В пограничное расстройство характеризуется негативной аффективностью: эмоциональной лабильности, тревожности, трудностей переживания расставания и депрессивности, расторможенностью, выраженной в виде импульсивности и рискованного поведения и враждебностью. Для постановки диагноза необходимо присутствие четырёх и более пунктов.

МКБ-10

В десятом пересмотре Международной классификации болезней (МКБ-10) пограничный тип рассматривался в рамках «Эмоционально неустойчивого расстройства личности».

Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчётливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают своё существование в периоде зрелости;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

— Международная классификация болезней (10-й пересмотр), адаптированный для использования в Российской Федерации — /F60/ Специфические расстройства личности. Диагностические критерии[5].

Диагностические критерии из официальной, международной версии МКБ-10 от Всемирной организации здравоохранения (общие диагностические критерии расстройств личности, соответствие которым должно быть у всех подтипов расстройств):

G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или «нормы»). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер:

  • когнитивная сфера (то есть характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий; формирование отношений и образов «Я» и «другие»);
  • эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций);
  • контролирование влечений и удовлетворение потребностей;
  • отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций.

G2. Отклонение должно быть полным в том смысле, что отсутствие гибкости, недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (то есть не ограничиваясь одним «пусковым механизмом» или ситуацией).

G3. В связи с поведением, отмеченном в пункте G2, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.

G4. Должны быть данные о том, что отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.

G5. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста, хотя эпизодические или хронические состояния из секций от F0 до F7 настоящей классификации могут существовать одновременно с ним или возникать на его фоне.

G6. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органическое заболевание мозга, травма или дисфункция мозга (если выявляется такая органическая обусловленность, следует использовать рубрику F07).

— Международная классификация болезней (10-й пересмотр) — /F60/ Специфические расстройства личности. Диагностические критериия[6] .

МКБ-11

Выделение заболевания в отдельную нозологическую единицу в МКБ-11, разработка диагностических критериев свидетельствуют о возросшей в последние годы как теоретической, так и практической значимости пограничного расстройства.

В МКБ-11 был предложен новый подход к оценке расстройств личности, конкретный тип расстройства личности отсутствует, учитывается степень тяжести и выдающиеся патологические черты личности. Однако для диагностирования заболевания были адаптированы критерии DSM-5, который требует наличие по крайней мере 5 из 9 критериев, адаптированных из для ПРЛ и имеющих место в жизни пациента в течение 2 лет и более. Пограничный паттерн в МКБ-11 может быть применен в отношении лиц, личностные нарушения у которых характеризуются тотальным проявлением нестабильности межличностных отношений, образа себя и эмоциональных состояний, а также выраженной импульсивностью, на что указывают многие из следующих признаков: непереносимость реального или воображаемого отказа; паттерн нестабильных и эмоционально насыщенных межличностных отношений; нарушение личностной идентичности, проявляющееся в стойко выраженном нестабильном образе себя или чувстве собственного «Я»; склонность действовать опрометчиво в состоянии сильного негативного аффекта, что может приводить к потенциально саморазрушающему поведению; повторяющиеся эпизоды самоповреждения; эмоциональная нестабильность из-за выраженной реактивности настроения; хроническое чувство пустоты; неадекватный интенсивный гнев или трудности с контролем гнева; преходящие диссоциативные симптомы или сходные с психотическими проявления в ситуациях повышенного эмоционального возбуждения[7].

Причины

Основополагающие причины пограничного расстройства на данный момент ясно не определены, тем не менее, как и большинство иных расстройств, ПРЛ обусловлено группой факторов.

Наследственными (генетическая детерминированность), физиологическими (нарушения в работе головного мозга) и социальными факторами (низкая стрессоустойчивость и психологический травмирующий фактор).

Неблагоприятной социальная обстановка

По статистике заболеванию чаще подвержены группы лиц, подвергшиеся неблагоприятной социальной обстановке, например в семье. Сюда можно отнести:

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), как вариация неблагоприятного социального фактора, может выступать не только причиной, но и сопутствующим отдельным заболеванием, находящимся в патогенетической взаимосвязи с рассматриваемым диагнозом.

Детская хроническая эмоциональная травма может способствовать развитию ПРЛ, но в редких случаях она является единственной причиной. Личностные качества, отвечающие за способность справляться со стрессовой ситуацией в данном аспекте также играют большую роль. Здесь же стоит отметить, что по статистике травма, полученная в детстве (особенно до 10 лет), намного скорее может привести к последующему расстройству, нежели полученная в более взрослом возрасте. Также ученые отмечают, что ситуации не связанные с прямым насилием, такие как стихийные бедствия или катастрофы реже ведут к развитию посттравматического синдрома.

Физиология

Другая группа факторов рассматривает возможной причиной развития заболевания — нарушения в работе нейронных мозговых связей, а именно деструкцию функционирования фронтально-лимбических нейронов. Целый ряд исследований в области нейровизуализации при ПРЛ показал наличие редукции (уменьшения) вещества мозга в конкретных отделах. Эти отделы в норме вовлечены в регуляцию ответа на стресс и регуляцию эмоциональной сферы. Речь идёт о гиппокампе, глазнично-лобных участках коры головного мозга (префронтальная кора), миндалевидном теле.[8]

Наследственность

Третьей значимой причиной ПРЛ выступает генетическая предрасположенность, которая обуславливает до 40 % случаев наличия данного диагноза. Достичь в данном ключе четких показателей довольно сложно, однако согласно европейским исследованиям ПРЛ расположено на 3 месте из 10 по генетической детерминанте среди личностных расстройств. Логично заметить, что отклонения в работе определенных долей головного мозга могут передаваться по наследству и вести к ряду психологических проблем, развитие которых усугубляется социальным фактором. Большинство исследований показывают, что чаще всего пограничность передается от матери.

Симптомы

При пограничном расстройстве личности деструктивное поведение и аномальное состояние сохраняется в течении долгого периода времени, хотя периоды нестабильности чередуются с ремиссией. Заболевание проявляется как:

  • агрессивное поведение, ведущее к проблемам в отношениях;
  • неустойчивый эмоциональный фон и неадекватное представление о себе;
  • высокая тревожность;
  • тотальная боязнь одиночества и перманентное чувство скуки;
  • дихотомическое мышление и переменчивое настроение, разделяющие мир только на «чёрное и белое».

Также среди основных симптомов можно отметить: социопатию и боязнь общества, связанные с низкой самооценкой и, как следствие сепарационную тревогу (ее испытывает личность при разлуке с домом или близкими). Зачастую у пациентов проявляется опрометчивое безответственное «рискованное» поведение, крайней формой которого может являться самоповреждение или попытка суицида.

Диагностика

Одним из инструментов для выявления наличия психопатии являются тесты, представляющие из себя личностный опросник. В современной клинической психологии чаще применяется тест из 20 вопросов, разработанный в 2012 году группой учёных, который зарекомендовал себя как эффективный инструмент для диагностической верификации и подтверждения симптоматики. При тестировании необходимо выбирать варианты только да или нет. За каждый ответ система насчитывает определённое количество баллов, на основании которых делаются выводы[2].

Так же факт присутствия расстройства может выявляться путём беседы.

Пограничное расстройство личности часто сочетается с другими психическими расстройствами, в том числе:

Нередко наблюдается алкоголизм и наркомания. Возможны повторяющиеся попытки суицида и склонность к нанесению самоповреждений.

Лечение

Основным терапевтическим подходом в лечении пограничного расстройства личности является психотерапия[9]. Медикаментозное лечение рекомендовано не для терапии непосредственно пограничного расстройства личности. Психофармакотерапия применяется в основном при лечении различных видов коморбидных расстройств[10][11].

Психотерапия

Пограничное расстройство личности считается одним из самых сложных диагнозов в плане лечения[12]. При проведении психотерапии наиболее сложной задачей является создание и поддержание психотерапевтических отношений. Для пациентов, одним из ведущих симптомов которых является склонность вовлекаться в интенсивные, напряжённые и нестабильные взаимоотношения, характеризующиеся чередованием крайностей, бывает очень трудно удержаться в определённых рамках психотерапевтического альянса. Помимо этого, зачастую сами психотерапевты стараются дистанцироваться от «трудных» пациентов, защищая себя от возможных проблем[13].

Одним из методов, разработанных для лечения пограничного расстройства личности, является диалектическая поведенческая терапия.

Медикаментозное

Наиболее эффективные при пограничном расстройстве личности препараты — это антипсихотики второго поколения арипипразол и оланзапин, а также нормотимики ламотриджин, вальпроевая кислота и топирамат[14][15].

Одно рандомизированное контролируемое исследование показало эффективность ламотриджина при устранении импульсивности и гневливости. Нормотимик карбамазепин в двойном слепом параллельном плацебо-контролируемом исследовании не показал никаких положительных эффектов.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Пограничное расстройство личности (29/01/2020). Дата обращения: 15 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 Орлов Андрей Михайлович. Пограничное расстройство. Дата обращения: 15 августа 2024.
  3. Tomko R.L., Trull T.J., Wood P.K., Sher K.J. Characteristics of borderline personality disorder in a community sample: comorbidity, treatment utilization, and general functioning (англ.) // Person. Disors : журнал. — 2014. — Vol. 28, no. 5. — P. 734—750.
  4. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition (DSM-IV). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 1994. — P. 650—654. — ISBN 0-89042-061-0, ISBN 0-89042-062-9.
  5. Всемирная организация здравоохранения. F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 250. — ISBN 5-86727-005-8.
  6. [www.who.int/classifications/icd/en/GRNBOOK.pdf The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research]. — Geneva: World Health Organization.
  7. Петрова Наталия Николаевна, Чарная Дина Игоревна, Чумаков Егор Максимович. Пограничное расстройство личности: к вопросу о диагноз // Доктор.Ру. — 2022. — Т. 24, № 8.
  8. O’Neill A., Frodl T. Brain Structure and Function. — 2012.
  9. Aviram R.B., Hellerstein D.J., Gerson J., Stanley B. Adapting supportive psychotherapy for individuals with Borderline personality disorder who self-injure or attempt suicide (англ.) // Psychiatr Pract : journal. — 2004. — May (no. 3). — P. 145—155.
  10. CG78 Borderline personality disorder (BPD): NICE guideline. Nice.org.uk (28 января 2009). Дата обращения: 12 августа 2024.
  11. Binks C.A., Fenton M., McCarthy L., Lee T., Adams C.E., Duggan C. Pharmacological interventions for people with borderline personality disorder (англ.) // Cochrane Database of Systematic Reviews : journal. — 2006. — No. 1.
  12. Kaplan C.A. The challenge of working with patients diagnosed as having a borderline personality disorder (англ.) // Nurs Clin North Am : journal. — 1986. — September (vol. 21, no. 3). — P. 429—438. — PMID 3638699.
  13. Aviram, R.B.; B.S. Brodsky, B. Stanley (October 2006). «Borderline Personality Disorder, Stigma, and Treatment Implications». Harvard Review of Psychiatry 14 (5). Retrieved on 23 September 2007.
  14. Lieb K., Völlm B., Rücker G., Timmer A., Stoffers J. M. Pharmacotherapy for borderline personality disorder: Cochrane systematic review of randomised trials (англ.) // British Journal of Psychiatry : journal. — Royal College of Psychiatrists[en], 2009. — Vol. 196, no. 1. — P. 4—12. — doi:10.1192/bjp.bp.108.062984. — PMID 20044651.
  15. Lieb K., Völlm B., Rücker G., Timmer A., Stoffers J. M. Pharmacotherapy for borderline personality disorder: Cochrane systematic review of randomised trials (англ.) // British Journal of Psychiatry  : journal. — 2009. — Vol. 196, no. 1. — P. 4—12.

Литература