Плясовые песни

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Плясавая «Камаринская»

Плясовы́е пе́сни — песни быстрого темпа исполнения, чёткого акцентированного ритма, под которые происходит пляска. Слова либо выкрикиваются скороговоркой перед пляской, либо выговариваются под са­мую пляску. Стих чёток и по большей части хореический или ямбический. Рифмовка в плясовых песнях — исконная черта этого жанра, порожденная их специфическим назначением: служить музыкальной основой для пляски. Строение напевов отличаются ясностью и простотой. Жанр плясовой песни относится к обрядовым песням, часто исполняются на свадьбах и других праздничных торжествах[1]. Плясовые песни своеобразны по своей композиции. В них, как правило, идёт развитие единого сюжета. Содержание состоит из отдельных мотивов и образов объединяются между собой не на основе единства темы и повествования, а по принципу образно-поэтической ассоциации.

Соколов И. И. Свадьба. 1860 г. Холст, масло. Сумской художественный музей.

Наиболее древними плясовой песни является «Камаринская», пляска под эту песню, популяризованная в одноимённой увертюре Михаила Ивановича Глинки и в пьесе П. И. Чайковского. Фольклористы указывают на «древность этого напева и на родство его с песнями скоморохов». Род­ст­вен­ны хо­ро­вод­ным пес­ням, свя­за­ны с празд­нич­ным бы­том[2]. Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом.


История и описание

Праздник в деревне. Неизвестный художник, конец XVIII века. Холст, масло. Третьяковская галерея

Народно-песенное искусство возникло ещё при первобытно-общинном строеВажное место в народном быту XVIXIX веков занимали песни сопровождавшиеся движением, пляской, игровым действом, хореографическим или театрализованным: хороводные, вечорочные и плясовые[3]. В далёком прошлом плясовая представляла собой определённую ритуальную пляску и уже после, с течением времени, выделилась, как отдельный жанр. Это стало известно из летописей, в которых излагалось о языческих праздниках, которые сопровождались невероятными «скаканиями». Плясовые зачастую они сопровождали женские и мужские пляски. Мужские служили олицетворением силы, сноровки и мужества. Женские же, олицетворяли — нежность, пластичность, статность. Одними из самых популярных и по сей день являются: «Камаринская», «Ах вы, сени, мои сени», «Барыня». Переходя из уст в уста во все новых, разнообразных вариантах, они своеобразно «корректируются» народными певцами: постоянно видоизменяются, улучшаются, совершенствуются. Содержание большинства плясовых песен веселое, задорное. В них отражены комические ситуации и юмористические образы. Начиная с XVIII века в ритме плясовых песен создаются и серьёзные бурлацкие, солдатские и рабочие песни, в которых рассказывается о тяжестях народной жизни. Но и эти песни носят жизнеутверждающий характер: в них простой человек юмористически возвышается над всевозможными житейскими трудностями. Нередко текст плясовой песни складывается, из самостоятельных, сюжетно не связанных один с другим куплетов-звеньев, приближаясь в этом отношении к позднейшей частушке[4].

Плясовые песни быстрого темпа в народе издавна назывались «частыми». Часто повторяемая припевка во время исполнения пляски, между и после исполнения плясовых движений, покорила сердца многих поколений русских людей[5]

Ещё в ХIХ веке один безвестный корреспондент газеты «Олонецкие губернские ведомости» (1867, № 33) писал о плясовых песнях, что «нет никакой возможности подвести их под склад обыкновенных стихов… певцы и певицы делают частые повторения или одних и тех же слов, или целых стихов и строф, или, наконец, одних последних рифмованных слогов»[6].

Диалектные названия — песни «под скок» или «скака́льные». Встречается так же определение «ско́рая».

Великое множество наименований существовало плясовых песенных припевов в России: дробушки, трындычки, скакухи, плясушки, коротушки, вертушки, трикатушки, ихахошки, тараторки, перевырки, тараборки, пригудки, скоморошины, запевочки. Целая группа музыкально индивидуализированных видов имела устойчивые названия: матаня, елецкая, подгорная, совеганочка, иркутянка, ваталинка, Семёновна, яблочко, сербиянка, цыганочка. И, наконец, эти песни нередко именовали: мелкими, частыми, частухами[7].

Плясовые припевки почти никогда не связаны между собой и представляют по содержанию самостоятельные двустрочия или четырёхстрочия; припевки связываются друг с другом напевом и единством ритма.

Характерные черты плясовых песен

Характерные черты плясовых песен: не приуроченность, безотносительность её исполнения к каким-либо датам праздника. Техника исполнения плясовых песен зависит от региона и традиций. В каждом регионе плясовые песни имеют свои черты и характерные особенности. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. При чём аккомпанировать может любой инструмент: гармонь, скрипка, бытовые идиофоны. Сопровождать плясовые могли и предметы бытовой утвари: стиральная доска, пила, гребешок, печная заслонка и так далее. Позднее характерными инструментами, сопровождающими плясовую песню стали гармонь, балалайка, скрипка. Также техника исполнения может зависеть от инструмента, на котором исполняется песня. Например, на гармонике можно исполнять более сложные мелодии, чем на балалайке[8]. Плясовые и хороводные песни где-то сближались (по тематике и эмоциональному тону), не всегда имея отличительные черты. В плясовых доминирует ритмические резкие акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков различных музыкальных инструментов. Инструментальное сопровождение основная особенность отличающая плясовых песен от хороводных[9].

Жанровая специфика

Плясовые песни имеют ясный и рельефный мелодический рисунок, строгую соразмерность и симметричность пропорций, четкий акцентный ритм. Каждому слогу в напеве обычно соответствует один звук, лишь некоторые слоги расцвечиваются небольшими полевками из двух-трех звуков. Слова поются четкой скороговоркой, сопровождаются характерными движениями рук, ног, головы, прихлопыванием в ладоши, и это помогает выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс песни. Нередко плясовые, подвижные песни вызывают невольное притопывание, когда певцы как бы не могут устоять на месте. И. С. Тургенев в «Певцах» («Записки охотника») рассказал о пении этой песни:

Пел он весёлую, плясовую песню в ней звучала «залихватская, заносистая удаль»; пение сопровождалось «бесконечными украшениями»-прибавлениями «согласных и восклицаний». Певец отделывал «завитушками» и, начав петь, «защелкал и забарабанил языком», «неистово заиграл горлом». Он пел, все его слушали с большим вниманием. Обалдуй наконец затоптал, засеменил ногами и задёргивал плечами [10].

Плясовые песни отличаются богатством и разнообразием ритмики, обнаруживаемое и в строении музыкальной строфы, и во взаимоотношении мелодического рисунка со стихотворным текстом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен — четырёхстопный или шестистопный хорей. В них довольно широко употребляется рифма, как правило, мужская, то есть с ударением на последнем слоге, и обычно смежная, то есть рифмуются рядом стоящие строки. Количество слогов в стихотворной строчке может быть различным: от 5 до 12. Плясовые песни записывают обычно в двухдольном, реже — в трехдольном размере. Чаще всего в плясовой песне можно встретить семислоговой или восьмислоговой стих с равномерно расположенными двухдольными хореическими ударениями[11] В хоровом исполнении плясовой песни во многих случаях отсутствует сольный запев. Иногда сольным запевом начинается лишь первая строфа; остальные же сплошь исполняются хором. Припев в плясовых песнях встречается гораздо реже, чем в хороводных. Среди русских плясовых встречаются своеобразные по своей структуре песни, построенные на ярко контрастных ритмических сопоставлениях отдельных частей напева[4]. Плясовые песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. Особенно ощутимо это в плясовых песнях, многие из которых теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность[12][13].

В творчестве классических композиторов

Широко используются хороводные и плясовые в русской классической музыке. Во многих произведениях русских композиторов есть напевы народных песен, ритмы танцев. В «Русалке» Даргомыжского «заплетают» и «расплетают» плетень, пляшут, отведав свежесваренного пива («Ай, на горе мы пиво варили»), У Римского-Корсакова в «Майской ночи» и «Снегурочке», показан древнеславянский хоровод «А мы просо сеяли», в «Снегурочке» — поэтичная «Липенька». Многие напевы плясовых стали темами симфонических произведений русской музыки, например, в увертюрах Балакирева и Римского-Корсакова, в финале 4-й симфонии Чайковского. К лучшим произведениям М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская» [14]

Разновидности плясовых песен

  • Шуточные плясовые песни. В них есть юмор и они исполняются в быстром темпе.
  • Лирические плясовые песни. Они медленнее и глубже по смыслу. В них часто описывается любовь или природа.
  • Танцевальные плясовые песни. Эти песни созданы для танцев и в них быстрый темп.
  • Песни о народных героях. В них рассказывается о подвигах героев и они могут быть как лирическими, так и танцевальными.
  • Песни о войне. Эти песни посвящены военным событиям и могут быть разными по характеру в зависимости от темы.

Примечания

  1. Плясовые песни. Литературное наследие. Дата обращения: 8 июля 2024.
  2. Е. М. Фраёнова. Плясовые песни. Дата обращения: 8 июля 2024.
  3. Основы русской народной музыки, 1979, стр.79.
  4. 4,0 4,1 Плясовые песни. Дата обращения: 8 июля 2024.
  5. Елена Первушина. К вопросу возникновения плясовых. Дата обращения: 8 июля 2024.
  6. Михаил Лобанов. Неизученный композиционный тип русской народной песни. Дата обращения: 8 июля 2024.
  7. Г. М. Науменко. Русский танцевальный фольклор для детей. — 40 с.
  8. Самые народные исполнители. Культура.РФ. Дата обращения: 8 июля 2024.
  9. Виды русского народного танца. Дата обращения: 10 июля 2024.
  10. Записки охотника, 1978, стр.236-237.
  11. Чичеров В. И. Русское народное творчество. Игровые и плясовые песни.. — Москва: МГУ, 1959.
  12. Жанры русского музыкального фольклора. В 2-х частях. Ч. 1: История, бытование, музыка. Дата обращения: 8 июля 2024.
  13. Русское народное творчество. Дата обращения: 8 июля 2024.
  14. Основы русской народной музыки, 1979, стр.87.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!