Пейдж, Джимми

Джимми Пейдж
англ. Jimmy Page
Джимми Пейдж на премии Эхо 2013
Джимми Пейдж на премии Эхо 2013
Полное имя James Patrick Page
Дата рождения 9 января 1944(1944-01-09) (81 год)
Страна  Великобритания
Профессии гитарист
музыкальный продюсер
Годы активности с 1957
Инструменты гитара, терменвокс
Жанры хард-рок
блюз-рок
фолк-рок
прогрессив-рок
Псевдонимы ZoSo
Коллективы
Лейблы Swan Song
Atlantic Records
Page Online

Джеймс Па́трик Пейдж (англ. James Patrick Page; 9 января 1944, Хестон, Лондон), более известный как Джи́мми Пейдж (Jimmy Page) — британский рок-музыкант, аранжировщик, композитор, музыкальный продюсер и гитарист. Основатель, лидер и основной автор (наряду с Робертом Плантом) культовой британской группы Led Zeppelin. В 1960-е прославился как талантливый сессионный гитарист. Дополнительную популярность приобрел благодаря участию в The Yardbirds, после развала которой он решил создать свой проект (впоследствии — Led Zeppelin). Пейдж признается одним из величайших и самых влиятельных гитаристов всех времён[1][2][3]. Журнал Rolling Stone назвал Пейджа «понтификом пауэр-риффов» и поставил его на третье место в своём списке «100 величайших гитаристов всех времён» после Джими Хендрикса и Эрика Клэптона (в 2011 году; до этого он также был включён в список 2003 года того же журнала на 9 месте). В 2010 году он занял второе место в списке Gibson «50 лучших гитаристов всех времён», а в 2007 году — четвёртое место в списке «100 величайших гитарных героев» журнала Classic Rock. Его дважды вводили в Зал славы рок-н-ролла: один раз как участника Yardbirds (1992) и один раз как члена Led Zeppelin (1995). В 2008 году опрошенные радиостанцией Chop Shop эксперты из музыкальной индустрии поставили Джимми Пейджа на первое место в списке ста величайших гитаристов всех времён[4].

Биография

Джимми Пейдж родился 9 января 1944 года в Лондоне. Ранее детство прошло в Хестоне, пригороде британской столицы, подростковый период — в городе Эпсом, куда его семья переехала в 1952 году[5].

Интерес к музыке у Джимми проявился в раннем детстве. В 12 лет он нашёл на чердаке старую гитару отца, и вдохновлённый творчеством Элвиса Пресли, в частности песней Baby Let’s Play House, он начал учиться играть. Его кумирами стали гитаристы Скотти Мур и Джеймс Бертон, а также блюзовые исполнители Элмор Джеймс и Би Би Кинг. Уже в юности Пейдж выступал с местными группами, а в 15 лет появился на телевидении в программе BBC.

В начале 1960-х он присоединился к группе Neil Christian and The Crusaders, но из-за тяжёлого графика и проблем со здоровьем был вынужден оставить гастроли. Пейдж поступил в художественный колледж, однако музыка вскоре вновь стала главным делом его жизни. С 1963 года он начал работать сессионным музыкантом, участвуя в записях таких коллективов, как The Who, The Rolling Stones, The Kinks, а также сольных проектах Тома Джонса, Донована и других. За три года он принял участие в сотнях записей, став одним из самых востребованных гитаристов Лондона.

Из-за проблем со здоровьем Джимми Пейдж был вынужден отказаться от гастрольной жизни, что неожиданно привело его к студийной работе. В начале 60-х спрос на пластинки британских групп был огромным, но многие музыканты не имели достаточного опыта для записи, и тогда на помощь приходили анонимные сессионные исполнители, среди которых вскоре выделился Джимми. Он научился с первого дубля исполнять самые разные стили: классику, блюз, рок, фолк, джаз. «Когда я впервые начал играть как сессионный музыкант, я не знал, как читать ноты, но в конечном счёте мне пришлось научиться. На первых сессиях продюсер говорил: „Играй что хочешь. Великолепно“. Но вскоре это уже не спасало. Чем больше сессий я проходил, тем больше им хотелось, чтобы я считал для них ворон на телеграфных проводах», — вспоминал Пейдж впоследствии[6].

В 1963 году, после того как его первая же запись — песня «Diamonds» — стала хитом, за ней последовал и второй успех. Это создало Джимми репутацию «счастливого талисмана» в глазах суеверных продюсеров. Его многолетние тренировки в подражании соло известных гитаристов окупились сполна: он был не только технически подкован, но и мог безупречно воспроизвести любой стиль. К 1964 году двадцатилетний Пейдж стал самым востребованным студийным гитаристом Лондона, настоящим «музыкальным хамелеоном». Среди групп, в записи композиций которых принял участие Пейдж выделяются такие звездные коллективы как: «The Who», «Them», «Kinks», «Pretty Things», «Rolling Stones», «Donovan», «Georgie Fame», Вэл Дуникан, Том Джонс, Бренда Ли, Лулу[7]. Он участвовал в тысячах записей, иногда по несколько сессий в день, зарабатывая немалые деньги, но при этом продолжал скромно жить в родительском доме. Дни он посвящал коммерческой работе в студии, а вечера — своему истинному увлечению, блюзу. Со временем Джимми глубоко погрузился в студийную работу, освоив звукорежиссуру. Его опыт и репутация были столь высоки, что когда менеджер Rolling Stones Эндрю Олдем основал лейбл Immediate Records, он пригласил Пейджа на ключевые должности — заведовать отделом артистов и репертуара и стать звукорежиссёром[8].

В 1966 году Пейдж присоединился к группе The Yardbirds, где сначала играл на бас-гитаре, а затем стал вторым гитаристом вместе с Джеффом Беком. После распада The Yardbirds в 1968 году Пейдж собрал новый состав, первоначально названный New Yardbirds, в который вошли вокалист Роберт Плант, басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон Бонэм. Вскоре группа сменила название на Led Zeppelin.

Участие в The Yardbirds

Одной из наиболее знаковых и влиятельных рок-групп 1960-х был лондонский коллектив The Yardbirds, созданный в 1962 году вокалистом Китом Релфом и бас-гитаристом Пол Сэмвелл-Смит. Они играли ритм-энд-блюз, исполняя композиции звезд чикагского блюза. Просуществовав всего шесть лет (1962—1968), они внесли серьёзный вклад в развитие индустрии. Эта группа примечательна тем, что в ней в разные годы играли гитаристы, которые в последующем будут признаны лучшими рок-гитаристами в истории: Эрик Клептон, Джефф Бек и Джимми Пейдж.

В 1964 году директор группы Джорджо Гомельский предложил Пейджу временно подменить Клэптона, который собирался в отпуск. Не желая портить дружеские отношения с Эриком, который пока не планировал покидать группу, Джимми не стал принимать это предложение. Спустя год Клэптон все же покидает группу, однако Пейдж, занятый своей работой студийным музыкантом, а также обеспокоенный возможными последствиями для его здоровья из-за интенсивного гастрольного графика The Yardbirds, вновь отказывается от предложения. Вместо себя он предложил своего друга Джеффа Бека[9].

The Yardbirds с Джимми Пейджом в составе, 1966 год

Однако в 1966 году Пейдж все же оказался в составе The Yardbirds. На одном из концертов находившийся за кулисами Джимми подменил основателя группы Пола Самвелл-Смита, который решил без промедления покинуть группу. The Yardbirds впервые вышли на сцену с Пейджем в качестве участника 21 июня 1966 года в лондонском клубе Marquee Club[9]. Своё участие в составе «птенцов» Пейдж начал с роли бас-гитариста, но вскоре в результате рокировки с Крисом Дреем он все же занял привычное для себя место ритм-гитариста. После ухода Бека в 1967 году Пейдж оказался единственным гитаристом и движущей силой группы. В это же время у группы сменился менеджер: им стал Питер Грант. Лидеры коллектива Кит и Джим стремились к смене стиля, и помышляли о роспуске группы, популярность которой значительно упала. Пейдж же, напротив, отговаривал их, убеждая, что The Yardbirds следует придерживаться своего стиля, поскольку у их «есть что-то своё»[10]. В 1968 году группа все же объявила о своем распаде. Последнее выступление Дрея, Маккарти, Пейджа и Релфа в составе The Yardbirds состоялось в Техническом колледже Лутона 7 июля[11]. Права на название группы остались у Пейджа и Гранта, который настоятельно убеждал Джимми приступить к формированию нового состава, поскольку они по контракту должны были дать ещё ряд концертов.

«Я был очень конкурентоспособен сам с собой. Можно начать называть имена всех этих людей. Но мне не хотелось затмевать чью-то карьеру. Я стремился к тому, чтобы люди вроде Эрика [Клэптон] или Джеффа [Бек] говорили: „У тебя действительно хорошая группа“. Этого и хочется, чтобы коллеги уважали то, что ты делаешь. Я не говорю, что все так делали. Но я знал, исходя из того, что у нас было [в Zeppelin], что нас ждёт ещё очень многое», — вспоминал впоследствии Пейдж, признав, что с Led Zeppelin ему удалось реализовать то, что не сумел воплотить в жизнь с The Yardbirds[10].

Led Zeppelin

Дебютный альбом Led Zeppelin (1969) стал революционным явлением, объединив блюз, хард-рок и фолк. Пейдж выступил не только как гитарист, но и как продюсер, внедрив новаторские методы звукозаписи, такие как «обратное эхо» и объёмное звучание барабанов. Группа быстро завоевала мировую известность, а последующие альбомы — Led Zeppelin II, Led Zeppelin III, Led Zeppelin IV — стали классикой рока. Композиция Stairway to Heaven с альбома Led Zeppelin IV (1971) считается одной из величайших рок-песен в истории.

В 1980 году, после смерти Джона Бонэма, Led Zeppelin распались. Пейдж занялся сольными проектами: записал саундтрек к фильму Жажда смерти — 2 (1982), создал группу The Firm с Полом Роджерсом, сотрудничал с Дэвидом Ковердэйлом (Coverdale/Page, 1993), а также периодически воссоединялся с Робертом Плантом для совместных альбомов — No Quarter (1994); Walking into Clarksdale (1998). В 1988 году вышел его первый сольный альбом Outrider.

Инструменты

Джимми Пейдж на протяжении всей своей карьеры был не просто виртуозным музыкантом, но и дотошным профессионалом, вникающим в каждый аспект создания звука. Его подход к выбору инструментов отличался не безграничным арсеналом, а тщательным отбором и глубоким пониманием возможностей каждой гитары, что в итоге и помогло ему создать то уникальное, мощное и динамичное звучание, которое навсегда изменило рок-музыку[12].

Его путь к легендарному звуку начался в начале 60-х, когда он работал сессионным музыкантом. Одним из его первых серьёзных инструментов стала Gibson Les Paul Custom 1960 года выпуска с вибрато Bigsby, известная как «Black Beauty». С тремя звукоснимателями PAF она интенсивно использовалась им в студиях и, как известно, участвовала в записи одной из визитных карточек Led Zeppelin — композиции «Whole Lotta Love». В 1970 году эта гитара была украдена[13].

В 1966 году партнер Пейджа по The Yardbirds Джефф Бек подарил ему Fender Telecaster 1959 года, которая стала его основной сценической гитарой до 1969 года. Именно на этом Telecaster, который Пейдж позже украсил психоделическим рисунком дракона, были записаны партии для дебютного альбома Led Zeppelin и знаменитое гитарное соло «Stairway to Heaven». По словам самого музыканта, после многочисленных перекрасок корпус Telecaster пришел в негодность, а его гриф был установлен на другой инструмент[12].

По праву главной в коллекции Пейджа считается Gibson Les Paul Standard 1959 года, известная как «Number One», которую он приобрел у Джо Уолша из The Eagles в апреле 1969 года. Эта гитара, имевшая перешлифованный, облегченный гриф для удобства игры и прошедшая через несколько модификаций звукоснимателей и электроники, была его основным инструментом на сцене и в студии. Именно этот Les Paul в паре с усилителями Marshall подарил миру тот самый мощный и певучий звук, ассоциирующийся с классикой Led Zeppelin. У него была и вторая такая же гитара — «Number Two», приобретенная в 1973 году и часто использовавшаяся в альтернативных строях[13].

Среди других электрогитар особое место занимает экзотическая Danelectro DC-59. Собранная из деталей двух разных гитар, она имела уникальный кельтский строй D-A-D-G-A-D и характерный «жужжащий» тембр. Джимми использовал её для игры смычком и для специфических партий в таких треках, как «Kashmir», «When The Levee Breaks» и «In My Time Of Dying»[14].

Нельзя обойти вниманием и самый зрелищный инструмент Пейджа — двухгрифовую гитару Gibson EDS-1275 1971 года. Она стала незаменимой для концертного исполнения «Stairway to Heaven», позволяя ему сразу переходить от акустического вступления на одном грифе к мощному электрогитарному соло на другом. Также на сцене она звучала в «The Song Remains the Same» и «Celebration Day»[13].

Пейдж экспериментировал и с другими инструментами: в его арсенале были 12-струнные электрогитары Fender Electric XII и Vox Phantom XII, Fender Stratocaster, который можно услышать на альбоме «In Through The Out Door», а также множество акустических гитар. Главной среди акустик был «дредноут» Martin D-28, оснащенный предусилителем Barcus-Berry[14].

По некоторым оценкам, Джимми Пейдж является обладателем коллекции, насчитывающей более 1500 инструментов.

Личная жизнь

Джимми Пейдж является болельщиком лондонского «Челси», поскольку родился в западном Лондоне и часто в детстве с отцом посещал матчи любимой команды. «Для меня стадион — место, где даже самый одинокий человек таковым себя не чувствует. Мне всегда хочется возвращаться на „Стэмфорд Бридж“», — отмечал впоследствии музыкант[15].

Дискография

Студийные альбомы

Концертные альбомы

  • 1994 — No Quarter
  • 2000 — Live at the Greek

Саундтреки

  • 1982 — Death Wish II
  • 2012 — Lucifer Rising and Other Sound Tracks

Фильмография

Примечания

  1. George-Warren, etc., 2001, p. 773.
  2. Gulla, 2009, p. 151.
  3. Greg Prato. Jimmy Page Biography. AllMusic. Дата обращения: 11 ноября 2008. Архивировано 4 июня 2012 года.
  4. Джимми Пейдж назван величайшим гитаристом всех времен. Lenta.RU. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  5. Рок-энциклопедия. Jimmy Page. rockfaces.ru. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  6. ДЖИММИ ПЕЙДЖ – «Красный Химик». rockschool.ru. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  7. Джими Пэйдж (Jimmy Page). sitv.ru. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  8. MarioniK Cвинцовый дирижабль: забытая история из прошлой жизни. Часть 1. Джимми Пейдж — Музыка на DTF. DTF (9 февраля 2023). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  9. 9,0 9,1 Wawzenek, Bryan WawzenekBryan The Night Jimmy Page Played His First Gig With the Yardbirds (англ.). Ultimate Classic Rock (21 июня 2016). Дата обращения: 14 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 Fricke, David On the Way to Led Zeppelin: Jimmy Page on the Yardbirds Years (неопр.). Rolling Stone (27 ноября 2012). Дата обращения: 14 ноября 2025.
  11. David Owen. Before He Formed Led Zeppelin, Jimmy Page Played a Prom in Ohio (en-US) // The New Yorker. — 2025-02-22. — ISSN 0028-792X.
  12. 12,0 12,1 Джимми Пейдж рассказывает, как Джефф Бек подарил ему свой Телекастер. www.castlerock.ru. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  13. 13,0 13,1 13,2 ДЖИММИ ПЕЙДЖ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВОЛШЕБНИКА - полезные статьи | Музторг (рус.) ?. www.muztorg.ru. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  14. 14,0 14,1 Джимми Пейдж - гениальный музыкант, творчество и его гитары (рус.) ? (24 февраля 2015). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  15. 7 знаменитых болельщиков "Челси": от Ричи до Клинтона. sport-express.ru (10 сентября 2013). Дата обращения: 16 ноября 2025.