Джоплин, Дженис

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дженис Джоплин
англ. Janis Joplin
Janis Joplin seated 1970.JPG
Полное имя Дженис Лин Джоплин
Дата рождения 19 января 1943(1943-01-19)
Место рождения Порт-Артур, Техас, США
Дата смерти 4 октября 1970(1970-10-04) (27 лет)
Место смерти Лос-Анджелес, Калифорния, США
Страна Флаг США США
Профессии певица, автор-исполнитель
Годы активности 1962—1970
Инструменты акустическая гитара
Жанры блюз-рок, соул, эйсид-рок, хард-рок, психоделический рок, фолк, кантри
Коллективы Big Brother & the Holding Company
Kozmic Blues Band
Full Tilt Boogie Band
Лейблы Mainstream Records
Columbia Records
Janis Joplin

Дже́нис Лин Джо́плин (англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, Техас, США — 4 октября 1970, Лос-Анджелес, Калифорния) — американская рок-певица, выступавшая сначала в составе Big Brother and the Holding Company, затем в Kozmic Blues Band и Full Tilt Boogie Band. Джоплин, выпустившая лишь четыре студийных альбома (один из которых — посмертный релиз), считается лучшей белой исполнительницей блюза[1] и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки[2].

Биография

Ранние годы

Дженис Джоплин родилась 19-го января 1943 года в Порт-Артуре, штат Техас в семье Сета Джоплина, служащего компании Teксакo[3][4]. Ещё в детстве, в родном Техасе, Дженис не чувствовала особой радости по поводу того, что рождена на свет. Природа наделила её не слишком красивой, мягко говоря, внешностью. Над полноватым прыщавым подростком с непослушными, вечно спутанными волосами смеялись одноклассники. Любимыми исполнителями Джоплин были Одетта, Лидбелли и Бесси Смит, и они оказали большое влияние на её собственный вокальный стиль. К тому времени, когда ей исполнилось семнадцать, она решила стать певицей и ушла из дома.

Начало карьеры

Сначала Джоплин нашла работу в клубах Кантри и Вестерн в Хьюстоне и других городах Техаса с целью сэкономить достаточно денег от своих концертов на проезд на автобусе до Калифорнии. Она поступила в несколько разных колледжей, исполняя народные песни за небольшие деньги, но её попытки продолжить образование никогда не длились долго. Она также пробовала жить в различных коммунах и в конце концов на несколько лет обосновалась в Сан-Франциско. По иронии судьбы, Джоплин вернулась в Техас в начале 1966 года, как раз перед тем, как её друг Чет Хелмс стал менеджером новой рок-группы под названием Big Brother And The Holding Company. Группе нужна была вокалистка, и Хелмс подумал о Джоплин. Он связался с ней и убедил её вернуться в Сан-Франциско[2]. Первая группа музыкантов, которых Джоплин наняла для поддержки своей сольной карьеры, получила название The Kozmic Blues Band, и с ними она выпустила свой первый альбом на Columbia, «I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama». Хотя сингл «Kozmic Blues» не имел ошеломляющего успеха, он стал золотым, и популярность Джоплин как концертной исполнительницы продолжалась[2].

Хотя у Джоплин не было большого опыта исполнения рок-музыки, сочетание её серьёзного, блюзового голоса с хард-роковым звучанием Big Brother было успешным. Группа быстро стала популярной в районе Сан-Франциско, и к тому времени, когда в 1967 году в Монтерее, штат Калифорния, проходил Международный поп-фестиваль, Big Brother и The Holding Company были популярной достопримечательностью, получив лучшие оценки за ветеранов, Booker T И MGS и новичков, Iron Butterfly. Выступления Джоплин на этом фестивале и в Вудстоке в 1969 году многие специалисты по музыке конца 1960-х годов считают классическими моментами в истории рока[2].

Первые записи

После краткого возвращения в Big Brother и The Holding Company в начале 1970 года она сформировала ещё одну резервную группу, Full-Tilt Boogie Band. Они играли на том, что станет последним альбомом Джоплин, 1970-х «Pearl» (так её называли ближайшие друзья певицы). Помимо её знаменитой версии песни Кристофферсона «Me and Bobby McGee», «Pearl» включала в себя такие фрагменты, как «Get It While You Can», которую она считала одной из своих тематических песен, «Cry Baby» и юмористическую «Mercedes Benz», песню, которую она сочинила сама.

Фестиваль в Монтерее

Поворотным пунктом в истории Дженис Джоплин стало выступление Big Brother & the Holding Company на поп-фестивале в Монтерее — сначала 17 июня, а затем следующим вечером, на концерте, организованном специально для того, чтобы режиссёр Д. А. Пенебейкер мог заснять его на плёнку. По словам рок-критика Люси О’Брайен, выступление Джоплин отличалось захватывающей спонтанностью и источало мощный заряд живой энергии: аудитория была поражена, потому что «…никогда прежде белая певица не вела себя таким образом на сцене и не использовала так возможности своего голоса». Выступление Джоплин с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма Пенебейкера «Monterey Pop»[2].

31 октября Big Brother подписали контракт с новым менеджером Албертом Гроссманом. Это во многом предопределило дальнейшую судьбу ансамбля. Гроссман, как позже утверждал Албин, пренебрежительно относился к музыкантам, но боготворил Джоплин, в которой видел «новую Билли Холлидей», а в перспективе — лидера блюзовой супергруппы, в числе участников которой рассматривался, в частности, Тадж-Махал.

Клайв Дэвис, президент Columbia Records, подписал с Big Brother контракт на выпуск трёх студийных альбомов и присоединился к Гроссману в спешных попытках освободиться от старого контракта[5]. Новый был подписан уже после выхода летом 1967 года на Mainstream Records дебютного альбома Big Brother & the Holding Company (#60, США)[6].

16 февраля 1968 года группа начала своё первое турне по Восточному побережью, а на следующий день впервые выступила в Нью-Йорке, в Anderson Theatre. Концерт получил восторженные рецензии в прессе.

Cheap Thrills

В марте 1968 года группа с продюсером Джоном Саймоном приступила к работе над вторым альбомом. Впервые в коллективе возникли трения: музыканты чувствовали, что Джоплин становится суперзвездой, а сами они превращаются в аккомпанирующий состав. С другой стороны, и певица всё чаще слышала со стороны, что группа не соответствует её уровню исполнительского мастерства.

Тем временем турне продолжалось: 7 апреля Big Brother & the Holding Company завершили его большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп. В ходе турне (12-13 апреля) в зале Winterland Ballroom был записан (выпущенный позже) концертный Live at Winterland '68.

Студийный альбом вышел в августе 1968 года. Это произошло незадолго до выступления группы на фолк-фестивале в Ньюпорте (Род-Айленд), где 18-тысячная аудитория устроила группе овацию и не отпускала со сцены до часу ночи[7].

Спустя месяц после выхода альбом разошёлся миллионным тиражом, 12 октября возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель, чему способствовал успех и хит-сингла «Piece of My Heart» (#12 Billboard Hot 100)[8]. Однако рецензии на альбом в американской прессе были сдержанными: многие отметили, что Джоплин совершенно затмила своим исполнением группу, особенно в «Ball & Chain» и «Summertime».

Несмотря на успех альбома, постоянные гастроли и нервное перенапряжение стали сказываться на состоянии группы: наркотики и мелкие дрязги иссушили энергию, предопределили распад личных и творческих связей. Многим стало очевидно, что из всех участников коллектива одна только Джоплин после его распада могла бы не только выжить, но и добиться успеха как сольная исполнительница. Гроссман, понимая это, не делал ничего, чтобы предотвратить распад.

Распад Big Brother

Несмотря на успех альбома, постоянные гастроли и нервное перенапряжение стали сказываться на состоянии группы: наркотики и мелкие дрязги иссушили энергию, предопределили распад личных и творческих связей. Многим стало очевидно, что из всех участников коллектива одна только Джоплин после его распада могла бы не только выжить, но и добиться успеха как сольная исполнительница. Гроссман, понимая это, не делал ничего, чтобы предотвратить распад.

В сентябре 1968 года менеджер объявил о «дружеском расставании» Дженис Джоплин и Big Brother. 15 ноября Джоплин дала со старым составом свой последний концерт на Восточном побережье — в манхэттенском Колледже Хантера (англ. Hunter College), а самый последний концерт состоялся 1 декабря в Сан-Франциско[9].

Звезда рока. Смерть

Джени Джоплин и Том Джонс, 1969

Выход в декабре 1968 года на фирме-мэйджоре Columbia Records альбома Cheap Thrills сформировал легенду о Дженис, попутно забрался на вершину чарта еженедельника Billboard (где он обосновался в сумме на восемь недель) и разошелся в течение месяца неслыханным в те времена национальным тиражом в миллион копий.

Казалось, что у Дженис Джоплин все шло хорошо, когда 4 октября 1970 года её безжизненное тело было найдено в отеле Landmark Motor в Голливуде, штат Калифорния. Она умерла за день до этого от передозировки героина. По странному совпадению, здание, в котором умерла Дженис, находилось прямо через дорогу от того места, где в 1966 году умер Бобби Фуллер. Дженис кремировали, а её прах развеяли у побережья Калифорнии[10].

Признание

В 1995 году Дженис Джоплин была посмертно введена в Зал славы рок-н-ролла; В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Дженис Джоплин на 46-е место в списке 100 величайших артистов всех времен и на 28-е место в списке 100 величайших певцов всех времен за 2008 год. в 2005 году — удостоена «Grammy Lifetime Achievement Award» за выдающиеся достижения; в 2013 году — получила звезду на Голливудской «Аллее славы»[11]. Церемония включала речь магната музыкальной индустрии Клайва Дэвиса и акустическое выступление Криса Кристофферсона, который спел «Me and Bobby McGee», написанную им песню, которая стала единственным синглом Джоплин номер один в 1971 году Джоплин занимает 46-е место в списке «50 величайших исполнителей всех времён» журнала Rolling Stone (2004)[12] и 28-е в списке «100 величайших певцов и певиц всех времён» (того же журнала).

В ноябре 2015 года «Дженис: голубая девочка», новый документальный фильм Дженис Джоплин, снятый режиссёром, номинированным на Оскар, Эми Берг, начал ограниченный показ в кинотеатрах, за которым последовали показы в сериале «Американские мастера» на канале PBS[2].

В середине сентября 2018 года Columbia / Legacy Recordings объявили, что 30 ноября они переиздадут прорывной альбом Дженис Джоплин 1968 года «Cheap Thrills» под его оригинальным названием «Sex, Dope & Cheap Thrills».

Примечания

  1. Janis Lyn Joplin. Janis Joplin. Texas handbook Online (2001). Дата обращения: 25 июля 2024. Архивировано 25 июля 2024 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Janis Joplin (англ.). — www.classicbands.com. Дата обращения: 25 июля 2024. Архивировано 25 июля 2024 года.
  3. Laura Joplin interview (англ.). — www.classicbands.com. Дата обращения: 25 июля 2024. Архивировано 25 июля 2024 года.
  4. Biography (англ.). — www.janisjoplin.com. Дата обращения: 25 июля 2024. Архивировано 25 июля 2024 года.
  5. John McDermott. Janis Joplin Considered 25 Years Later. Relix. August 1, 1994. janisjoplin.net (1994). Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
  6. Big Brother & the Holding Company Billboard 200. www.allmusic.com. Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
  7. Passionate and Sloppy. Time magazine. August 9, 1968 (англ.). — janisjoplin.net. Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
  8. Big Brother Billboard Hot 100. www.allmusic.com. Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
  9. Big Brother in Concert. Дата обращения: 25 июля 2024. Архивировано 25 июля 2024 года.
  10. 10 фактов о Дженис Джоплин. rockcult.ru. Дата обращения: 24 июля 2024.
  11. Элина Маркина. Певице Дженис Джоплин открыли звезду на Голливудской Аллее славы. Вечерняя Москва. vmdaily.ru (24 июля 2024). Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
  12. Janis Joplin (англ.). — www.rollingstone.com. Дата обращения: 24 июля 2024. Архивировано 24 июля 2024 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!