Павлова, Нина Михайловна (писатель)

Материал из «Знание.Вики»
Нина Михайловна Павлова
Нина Михайловна Павлова
Нина Михайловна Павлова
Дата рождения 8 февраля 1897(1897-02-08)
Место рождения Сулин, Черкасский округ, Область Войска Донского
Дата смерти 15 августа 1973(1973-08-15) (76 лет)
Место смерти деревня Пязелево, Ленинградская область
Гражданство  Российская империя
Флаг СССР
Род деятельности Писательница, ученый-селекционер
Годы творчества 1935-1973
Направление Детская литература
Жанр Проза, сказки
Язык произведений Русский
Дебют Рассказ «Рекордный снимок», 1935 год
Награды
Орден Ленина Орден «Знак Почёта»

Нина Михайловна Павлова (8 февраля 1897 года — 15 августа 1973 года) — писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, учёный-растениевод, доктор биологических наук, в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.

Нина Михайловна Павлова в литературу для детей пришла в 1935 году, имея за плечами опыт научных открытий и педагогической работы, занятия литературой явились для неё популяризацией любимой науки среди детей. За безупречную научную, педагогическую и практическую деятельность Н. М. Павлова награждена орденом Ленина, орденом «Знак Почёта», значком «Отличник социалистического сельского хозяйства», медалями ВДНХ[1].

Биография

В формировании задатков учёного и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья.

Личная жизнь

Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, который стал для них примером трудолюбия и преданности своему делу, привил детям уважение к людям науки, занятиям в лаборатории, упорному систематическому труду. Михаил Александрович Павлов — русский и советский металлург, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, выдающийся учёный, академик, награждённый за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина. Его называли «отцом русской металлургии». Брат писательницы, И. М. Павлов тоже стал учёным — металлургом, специалистом в области теории процессов пластической деформации, членом — корреспондентом Академии наук СССР, лауреатом Ленинской Премии .

В 1900-м году семья Павловых переехала в Екатеринослав (ныне город Днепр), через четыре года — в Санкт-Петербург.

Годы учёбы

Училась в коммерческом училище в пос. Лесном под Санкт-Петербургом. Обучение было платным. Для поступления в училище надо было сдавать вступительные экзамены, поэтому учащиеся были неплохо подготовлены. Обучение в классах было смешанным. В 1914-1916 годах Н. М. Павлова проходила обучение в Обществе поощрения художеств[2]. В 1920 году окончила естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, получив специальность «систематика и география растений». В 1924-1927 годах училась на отделении английского языка Ленинградского фонетического института.

Трудовая деятельность

С 1918 года Нина Михайловна работала преподавателем естествознания трудовой школы при Политехническом институте в Петрограде, потом — ассистентом кафедры ботаники в Педагогическом институте имени Н. А. Некрасова.

С 1925 года трудилась в отделе плодовых и ягодных культур Всесоюзного института растениеводства (ВИР), где вела селекцию ягодных культур. В 1926-1929 годах без отрыва от работы училась в аспирантуре Петергофского биологического института при ЛГУ. В 1938 году по результатам работ ей была присуждена учёная степень кандидата биологических наук без защиты диссертации.

С 1928 года проводила селекционную работу по выведению новых форм растений. Результатом работы стало выведение 24 новых сортов смородины и крыжовника, включая сорта чёрной смородины: Богатырь, Неосыпающаяся, Бия, Зоя, Голубка, Алтайская десертная; сорта красной смородины Щедрая; крыжовника Черныш, Изабелла, Отличник. Сорт Неосыпающаяся был районирован в ГДР, включён в государственный сортимент Болгарии, разрешён к размножению в Венгрии. Сорт Богатырь включён в государственный сортимент Болгарии, сорт Щедрая был одобрен для выращивания в Финляндии и Дании.

В 1942 году её отправили в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск) на Алтайскую зональную плодово-ягодную опытную станцию. Там Н. Павлова работала с дикорастущими ягодниками Сибири, а с 1945 года исследовала ягодные культуры в ВИРе. В 1951 году получила учёную степень доктора биологических наук по материалам монографии «Чёрная смородина в СССР».

В 1959 по 1967 годах работала заведующей отделом плодовых культур.

Работа в журнале «Юный натуралист»

Учёный — морфолог, систематик и селекционер, Н. М. Павлова получила известность и как детский писатель, автор сказок, рассказов и очерков для детей. В детскую литературу она пришла в 1935 году для популяризации среди детей любимой науки. В 1934 году институт посетили зоолог Лев Валентинович Бианки (брат Виталия Бианки) и редактор журнала «Юный натуралист». Они попросили директора ВИР Н. И. Вавилова порекомендовать им сотрудника, который может писать статьи для детей о работе института. Николай Иванович порекомендовал Н. М. Павлову, писавшую юмористические стихи в стенгазете. Н. Павлова вошла в «литературную школу», которую создал у себя дома Виталий Бианки. Учениками школы были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков — будущие известные писатели. В. В. Бианки взял на себя роль наставника начинающего писателя Н. Павловой: делал много замечаний, подробно объяснял формы развития сюжета, рассказывал, как правильно начинать и заканчивать произведение, как отражать в сочинении время. С его помощью писательницей был создан первый рассказ «Рекордный снимок» (1935).

Свои литературные труды Нина Михайловна присылала Виталию Бианки для ознакомления по почте, иногда приносила ему рукописи. Бианки читал и редактировал их. По его мнению, Н. М. Павлова «не отпугивает читателей сложной и недоступной им научной терминологией»: мимикрия, целесообразность, видовые различия, гнездование птиц, опыление и оплодотворение цветов — обо всём этом и многом другом узнают читатели, не слыша непривычных для детского уха терминов[1].

Особенности сюжетов рассказов

В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладёт свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабжённых рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Наиболее типичное попадает из повседневных фенологических записей в детскую книжку. Случайное, малозначительное отсеивается при тщательном отборе. Именно в такой лаборатории творчества были созданы «Мышонок заблудился», «Мушка — клушка», «Совы», «Нежданный гость», «Тыквята» и десятки других рассказов и сказок для детей.

Нина Михайловна — ботаник-исследователь, привыкший говорить с природой языком опытов и наблюдений[3]. Как биолог, Н.М Павлова, даёт научные знания о растениях. Но, как детский писатель, Н. М. Павлова, преподносит свои рассказы в лёгкой, подчас в сказочной форме. Она поставила перед собой задачу: приобщить детей с самого раннего возраста к пониманию природы, позвать их в лес, на луг, к ручью сказкой, маленьким рассказом, словами, которые ребятам близки и понятны. Пусть ребёнок подивится цветку, поникшему перед дождём, жучку, пробирающемуся в цветок за нектаром и т. д. Книги Н. М. Павловой учат читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребёнком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Вот почему Н. М. Павлова пишет естественно, правдиво и поэтично. Юного читателя непременно увлечёт жизнь растений.

Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы — и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде. Мир природы писательница рассматривает с разных точек зрения, смотрит на окружающий мир разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы, то Бабочки-Крапивницы, маленькой девочки, двух синичек, Сокола Сапсана. Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всём своём многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, в которой ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления. Как пишет специалист по детской литературе В. Д. Разова, «метод научного эксперимента, так естественно введённый Н. М. Павловой в книги для детей, оказался как нельзя более поэтическим и поистине художественным потому, что автор обладает незаурядными способностями художника слова. Вероятно, это ещё раз подтверждает распространённую мысль о том, что учёный, влюблённый в своё дело, становится поэтом»[4].

Для познавательных сказок Н. М. Павловой характерна вера в торжество правды, справедливости. Так, слабый, не слишком красивый гусиный лук из сказки «Под кустом» успевает расцвести, а могучий по сравнению с ним куст оказывается бессильным помешать этому. Трудно отделить в произведениях писательницы познавательный материал от нравственных выводов и характеристик. Например, в сказке «Зимняя пирушка», как обычно, торжествует справедливость: белке стало стыдно перед добрым, простодушным зайцем, который всё лето лечил и кормил её, а встретившись с ней зимой, послушно бегал по лесу, выполняя её хитрые просьбы. В нравственный сюжет сказки вплетён познавательный материал о строении деревьев[5].

Изучение природы подводит Н. М. Павлову к философским размышлениям о цели человеческой жизни, о славе и красоте подлинной и мнимой, о торжестве справедливости, о радости познания[6]. И пришвинская идея единства человека и природы, ответственности человека за всё живое на земле, пронизывает произведения Нины Михайловны Павловой.

Произведения автора:

  • Павлова Н. Бабочки: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Н. Яцкевич. — М.: Гос. изд-во дет. лит. м-ва просвещения РСФСР, 1961. — 19, с.: цв. ил. (моя первая зоология)
  • Павлова Н. Живая бусинка: сказки: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Л. Рыбченковой. — М.: Детская литература, 1970. — 15, с.: ил. (Мои первые книжки)
  • Павлова Н. Загадки цветов: [для младшего возраста] / Н. Павлова; [рис. Е. В. Бианки]. — Л.: Детская литература, 1977. — 93, с.: ил.
  • Павлова Н. Земляничка: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Н. Чарушина. — М.: Гос. изд-во дет. лит. м-ва просвещения РСФСР, 1962. — 8, c: цв. ил.
  • Павлова Н. Зимние гости: сказки / Н. Павлова: рис. Е. Бианки. — Л.: Гос. изд-во дет. лит. м-ва просвещения РСФСР, 1960. — 34, с.: цв. ил.
  • Павлова Н. Зимние сказки: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Н. Чарушина. — Л.: Гос. изд-во дет. лит. м-ва просвещения РСФСР, 1961. — 19, с.: цв. ил.
  • Павлова Н. Крылатка-неудачница: сказка: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Н. Холодовской. — М. Детская литература, 1973. — 11, с.: цв. ил.
  • Павлова Н. Не увидели — увидим. Рассказы и сказки/ Н. Павлова; рис. В.Алфеевского.—М.: Детская литература, 1976.—96 с.: ил.
  • Павлова, Н. М. Клад января / Нина Павлова; иллюстрации С. Куприянова. — Москва : Детгиз, 1955. — 16 с. : ил.

Примечания

  1. 1,0 1,1 ГБУК Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной. Нина Михайловна Павлова. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  2. Парапонова В. Л. Переводчик с бессловесного // Донской временник. Год 2017-й Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону. — 2016. — № 25. — С. 52—58.
  3. Библиотека Красносулинского района. Нина Михайловна Павлова. Дата обращения: 16 декабря 2023.
  4. Нина Павлова «Зимняя пирушка». Детская библиотека им. В.Н. Орлова. Дата обращения: 19 декабря 2023.
  5. Зимние сказки. Зимняя пирушка.. Дата обращения: 19 декабря 2023.
  6. Хабаровская краевая детская библиотека им. Н.Д. Наволочкина. Биограф природы (март 2017 года). Дата обращения: 16 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!