Осенний день. Сокольники

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Осенний день. Сокольники
Левитан Осенний день. Сокольники.jpg
Исаак Ильич Левитан
Осенний день. Сокольники. 1879
масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Осенний день. Сокольники» — картина, написанная русским живописцем-пейзажистом, акварелистом Исааком Ильичом Левитаном в 1879 году. Данная картина открывает собрание произведений Левитана в коллекции Третьяковской галереи. Размер холста 64,3 x 51 см[1].

Картина была написана Исааком Ильичом в 19 лет. С этого момента началось его признание в качестве художника. После ученической выставки 1880 года её приобрёл для своей галереи Павел Третьяков и в дальнейшем очень внимательно следил за творчеством юного живописца[2].

История создания

Исаак Ильич Левитан. Автопортрет (1880)

Левитан имел еврейское происхождение. После указа, изданного из-за покушения революционера-народника Александра Соловьёва на Александра II, евреям необходимо было покинуть Москву. Исаак вместе с братом Авелем и сестрой Терезой были выселены в подмосковную Салтыковку. Находясь вдали от Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он часто испытывал печальные эмоции, что было отражено в его картинах того периода[3]. Левитан писал ностальгические и тоскливые пейзажи. На занятия живописцу приходилось добираться на «чугунке» — рельсовом транспорте, иногда он тайком прятался в классах училища и ночевал там[4].

По утрам Левитан часто прогуливался в Сокольническом парке. «Что делается в лесу, какая печаль! Этот мотив очень трудно передать. Пойдём со мною сегодня в Сокольники. Там увидишь, как хороши последние лучи», — приглашал Левитан с собой Константина Коровина, недавно поступившего в училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую Саврасова. Он любил прислушиваться к дуновению ветра, который склонял в разные стороны ветви. Тонким чутьём Левитан улавливал то, как похолодание отражалось на красках и настроении природы. В осенние дни 1879 года он брал с собой этюдник и готовился к отчётной ученической выставке[5].

Его завораживало состояние природы в то время. Оно соответствовало его меланхоличному душевному состоянию. Около 10 дней подряд Левитан находился в этом парке и целиком отдал себя пейзажу. Однажды он пришёл, но деревья уже были покрыты инеем. Основная часть пейзажа с осенними красками была закончена, остальные же правки и дополнения он решил внести позже.

Товарищ по училищу Николай Чехов, пришедший к Левитану, заметил: «Мне кажется, по аллее не мешало бы пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье!». Левитан уступил. Женскую фигурку на его законченной картине дописал Николай. Он был доволен собой и уверял, что только благодаря женщине и можно понять, что тема пейзажа — неприкаянность и одиночество[6].

Студенческая выставка

На студенческой выставке 25 декабря 1879 года под картину выделили отдельную стену в старом здании на Мясницкой. Свет выгодно подчёркивал её, привлекая внимание окружающих. Павел Третьяков восхищался задушевностью пейзажа и купил картину за 100 рублей, обеспечив при этом улучшение материального положения Левитана. Также художнику разрешили жить в Москве и назначили стипендию генерал-губернатора[7].

Друзья поздравляли его, радовались его удаче — попасть в Третьяковскую галерею было большой честью для каждого художника, особенно для молодого, начинающего. Приподнятое, счастливое настроение отражалось и на работе Левитана — он писал много, с увлечением, легко. Писал крыши, небо, которые видел из окон своей комнаты[3].

Сюжет картины

На картине видим безлюдную аллею пасмурным осенним днём. Над дорожкой возвышаются вечнозёленые сосны и небольшие молодые лиственные деревья, усыпавшие аллею редкой жёлтой листвой. Трава вдоль дороги ещё зелёная, но уже начинающая увядать. Над аллеей на бледном светло-сером небе плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня[8].

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1900 год

В центральной части картины женщина, одетая в тёмную одежду и шляпку. Черты лица неразличимы, но стройная фигура, торопливая и целеустремлённая походка указывает на молодой возраст. В парке она не прогуливается, а спешит, не замечая при этом ни лавочек, ни настроения природы, ни окружающей обстановки.

Фигура женщины органично вписалась в осенний пейзаж, усиливая тоскливое и меланхоличное настроение природы. Складки её платья, развевающегося от ветра, вторят душевным терзаниям женщины.

Известный искусствовед и специалист по русскому пейзажу Алексей Фёдоров-Давыдов писал об этой работе Левитана:

…Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает её такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметённые к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрёпанные верхушки сосен — качающимися в небе…

Исполнение картины соответствует лёгкой этюдной манере. Полотно небольшое и компактное. Присматриваясь к картине, можно увидеть размашистые масляные мазки краски и заметить широкую манеру письма. При отдалении от картины мазки сливаются в гладь, придавая ощущение воздушности[2].

Полотно также обладает свойством «звукоизобразительности». Смотрящим на картину слышны порывистые движения ветвей, скрип высоких сосен, одинокие шаги женщины и шуршание опадающей листвы[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Осенний день. Сокольники 1879. Моя третьяковка. Дата обращения: 23 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Осенний день. Сокольники. Артхив. Дата обращения: 23 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Паустовский К. Г. Исаак Левитан. Повесть о художнике. — Детская литература, 2021. — 64 с.
  4. Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. LiveJournal. Дата обращения: 21 августа 2023.
  5. Татьяна Щербакова. Как Чехов дописал картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Восточный округ. Дата обращения: 20 августа 2023.
  6. Сергеев А.А. Исаак Левитан: История жизненного пути. Творческое наследие. — М.: Белый город, 2005. — 352 с.
  7. Шер Н.С. Исаак Левитан / Рассказ о русских художниках. — М., 1965.
  8. Петров В.А. Исаак Левитан. — Белый город, 2000. — 63 с.