Мустай Карим

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мустай Карим
башк. и тат. Мостай Кәрим
Портрет
Портрет
Имя при рождении Мустафа Сафиевич Каримов
Дата рождения 20 октября 1919(1919-10-20)
Место рождения Кляшево, Уфимская губерния, РСФСР
Дата смерти 21 сентября 2005(2005-09-21) (85 лет)
Место смерти Уфа, Башкортостан, Россия
Род деятельности поэт, прозаик, драматург
Годы творчества 1930-е — 2005
Направление социалистический реализм
Жанр стихотворение, поэма, пьеса, повесть
Язык произведений башкирский, русский
Дебют сборник стихов «Отряд тронулся»
Премии
Награды
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Мустафа́ Сафи́ч Кари́мов (Муста́й Кари́м) (20 октября 1919, деревня Кляшево, Уфимская губерния, РСФСР, СССР — 21 сентября 2005, Республика Башкортостан, Россия) — советский, башкирский поэт, прозаик, драматург, переводчик. Народный поэт Республики Башкортостан[1].

Становление народного поэта

Начал писать стихи с 6 класса. В 16 лет он опубликовал несколько стихотворных подборок. После окончания в 1935 году в своей деревне семилетней школы два года учился на Уфимском педагогическом рабфаке. В 1937—1941 годах Мустай Карим — студент факультета языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. На довоенные годы пришлось гражданское становление поэта.

С первых дней Великой Отечественной войны он в рядах действующей армии. День победы встретил в Вене. За проявленное на войне мужество поэт был награждён орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями[1].

После окончания войны М. Карим всецело отдался литературной и общественной деятельности: с 1951 по 1962 годы — председатель Правления Союза писателей Башкирии, в 1962 годах — секретарь Правления Союза писателей РСФСР; долгие годы занимал пост председателя Башкирского отделения Комитета защиты мира, был делегатом XIX, XX, XXI, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI съездов Коммунистической партии, с 1955 года — депутат Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в развитии советской литературы правительство наградило его орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». В 1963 году Мустаю Кариму присвоено высокое звание народного поэта Башкирии. Мустай Карим — Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, премии Башкирской АССР им. Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

Начало творческого пути

Мустай Карим начал писать в 1935—1936 годах. Его первые стихи были напечатаны в газетах «Йэш тозусы» («Молодой строитель») и «Ленинсе» («Ленинец») . B 1938 году вышла в свет первая книга стихов поэта «Отряд тронулся». Второй сборник Мустая Карима, вышедший накануне Великой Отечественной войны, — «Весенние голоса». Напечатанная в 1940 году в башкирском литературном журнале «Октябрь» и вошедшая затем в книгу «Весенние голоса» поэма «Незнакомый гость» явилась важным произведением предвоенного периода.

Поэзия М. Карима в годы Великой Отечественной войны

Поэтический талант Мустая Карима по-настоящему раскрылся в пору Великой Отечественной войны. Стихотворение «Я ухожу на фронт», написанное перед отъездом на войну, прозвучало как клятва советских людей, одевших солдатские шинели. В годы Великой Отечественной войны вышел сборник поэтических произведений «Мой конь». В стихах М. Карима «Клятва конников», «Песня конников», «Шелестит у берега камыш молодой…», «Май на Днестре» мы встречаемся с героем — джигитом — типичным представителем мужественных конников Башкирской кавалерийской дивизии.

В августе 1942 года в одном из жестоких боев под Орлом Мустай Карим получил тяжёлое ранение и долгое время находился в госпитале. Поправившись, он работает военным корреспондентом фронтовых газет «Советский воин» и «За честь Родины». Большинство стихотворений Мустая Карима ( в период с 1942—1944 годы) писались во фронтовых условиях в период тяжелейших боёв за освобождение украинской земли: «Незабудка», «Дождь», «Трубка», «Туман, словно вата...», «Вечерний полог, синеватый чуть...», «Цветы на камне»[2]. В 1943 году в ответ на письмо башкирских солдат Мустай Карим написал «Ответное письмо башкирскому народу»[2]. Это поэтическое слово привета звучало как надписанный кровью советских солдат военный рапорт своему народу, как священная клятва беспощадно мстить фашистам за все причинённые нашей стране беды, за слёзы осиротевших детей, за святую кровь павших героев.

В стихотворениях и поэмах военных лет Мустай Карим показал и великую гуманистическую миссию Советской Армии, освободившей народы, страдавшие под фашистским игом («Чужие огни», «Расплата ждет фашистского шакала», «В Европу май идёт»)[2].

Особое место в творчестве Мустая Карима военных лет занимают поэмы. Поэмы «Декабрьская песня», «Ульмясбай»[3] расширили и углубили эпическое начало, которое наметилось в довоенной поэзии Карима.

Творчество М. Карима в мирное время

Послевоенный период для Мустая Карима — это время мучительных поисков себя как поэта. Он стремился осознать свой путь на земле. Одну из своих первых послевоенных книг Мустай Карим назвал «Возвращение» (1947)[4]. Это стихи о возвращении на Родину, к любимой, к песне, по которым тоскует поэт, о восстановлении мира на земле, о счастье, вернувшемся в людские сердца. Поэзия Мустая Карима претерпевает качественные изменения, вызванные стремлением поэта осмыслить философскую сущность и подлинную красоту жизни. Извечные проблемы — счастье, смысл и цель жизни, любовь и честь, природа и человек — становятся лейтмотивом его поэзии. Лирический герой поэзии М. Карима — это обобщённый образ сверстника поэта, передового человека эпохи, человека богатого духовно, высоко интеллектуального. Схожесть судеб поэта и его современников играет важную роль в утверждении типичности этого героя.

В стихотворении «Ответ на вопрос друзей» он вспоминает самые важные, самые значительные минуты своей жизни: как с букварём в руке переступил впервые порог школы, первый раз шагал по улицам со знаменем в руке, впервые сказал девушке «люблю», на поле брани давал клятву верности Родине, как ему в окопе вручали партбилет, как, победив врага, возвращался на Родину. И во всём этом общность и типичность биографии его и его сверстников и выражение лирического «я».

Любовные стихи, занимающие довольно значительное место в послевоенной поэзии М. Карима, отражают душевные переживания лирического героя и выражают возвышенную творческую натуру и темперамент автора («Делишь ты судьбу со мною...», «Белый пароход Белой...», «Светлая ночь», «Ты опять покидаешь меня...», «Нет разлуки», «Всегда тревожно и смело...»[3] и др.).

Для Карима природа — не просто источник вдохновения и поэтических красок, это целый поэтический мир. Особенно природа в пору весны. Весенние песни, блеснувшие первыми каплями в стихотворении «Весенние голоса», написанном перед войной, в конце её возвестили о наступлении весны, несущей мир народам (книга «Весенняя земля»[3], 1951).

В стихотворении «Ляйсан» (ляйсан — первый весенний дождь), рисующем прекрасную картину обновляющейся природы, весенний; тёплый дождь поднят поэтом до символа: ляйсан призван смыть с лица земли следы войны. В прекрасной поэзии Мустая Карима можно обнаружить всю звуковую гамму и все краски многоцветного весеннего мира. В своих литературно-критических статьях и в одном из стихотворений — «Дождь, прошедший в полдень» (1956) — поэт критически рассматривает свой творческий путь и намечает новый — более полного и глубокого отражения действительности. Это своего рода подведение итогов, взгляд в будущее, широкая и трезвая оценка современности. Пафос утверждения добра и отрицания зла особенно сильно выражен в стихотворении «Три дня подряд».

Проза Мустая Карима

В семидесятых годах Мустай Карим все больше творит в жанре прозы: повести «Долгое-долгое детство», «Помилование», «Радость нашего дома»[5] и другие произведения. Проза становится для Мустая Карима новым способом вести дискуссию с жизнью. Повесть «Помилование» — своеобразный монумент гуманизму.

Все без исключения произведения М.Карима проникнуты глубинным полемическим и высокохудожественным зарядом[6].

Драматургия

Свою первую пьесу Мустай Карим написал ещё в 1947 году и назвал её «Свадьба продолжается», потом были «Страна Айгуль», «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огня, Прометей»[7] и многие другие.

Трагедия Мустая Карима «Не бросай огня, Прометей» писалась в тревожное время, когда со всей остротой встала проблема ответственности человека перед миром, когда вопрос о будущем человечества достиг своего наивысшего напряжения[8].

Ещё до завершения трагедии автор так определил свою цель: «Мне хочется переосмыслить по-своему образ Прометея, легенду о нём. Меня интересует такая проблема: как приняли люди огонь, дарованный героем? В древнем сказании об этом ничего не говорится. А, по-моему, это очень важно — отношение людей к идее, к идеалу, к мечте».

«Башкирский поэт вступает в полемику с традиционными взглядами на тему, развивает её дальше. Это уже не простое усвоение, это постижение новых эстетических высот во взаимосвязи национальной литературы и общечеловеческой культуры. Это не только разговор ученика и учителя, а истинный творческий спор»,[9] — так пишет о трагедии Р. Бикбаев.

Именно трагедии утвердили высокую зрелость творца. Главные герои трагедий — Акьегет, Салават, Прометей — развивают идею самопожертвования во имя раскрепощения народа. Трагедии пронизаны пафосом жизнеутверждения, восхищением перед свободным гуманистическим разумом человека. В художественных достижениях башкирской трагедии особенно значительна заслуга Мустая Карима.

Комедия «Похищение девушки» (1959) стала праздником национальной культуры, явлением народного масштаба.

Драматургической концепции Мустая Карима присущи углублённый анализ жизненно-социальных связей человека и окружающего мира через концентрацию действия вокруг душевного состояния, внутренних перемен и пробуждения новых человеческих и личностных качеств в характере героя.

Значение творчества Мустая Карима

Творчество народного поэта Башкирии, Героя Социалистического труда Мустая Карима стало духовным достоянием и национальной гордостью республики. Лучшие образцы поэзии и драматургии Карима вошли в золотой фонд литературы России. Хорошо сказал об этом видный русский поэт Николай Рыленков[10]:

Мустай Карим относится к числу тех художников слова, которые определяют уровень нашего многонационального искусства, в том числе и русского, внося в общую сокровищницу духовный опыт своего народа, то лучшее, что он накопил в прошлом, чем обогатился в настоящем.

Для всех поколений жителей Республики Башкортостан Мустай Карим стал гордостью родного края, идеалом доброты и честности, путеводной звездой в мире литературы, культуры и искусства, лучом света, озаряющим и согревающим сердца людей.

Замечательный мастер слова, плодотворно работающий в различных жанрах поэзии и прозы, пламенный публицист и драматург, крупнейший деятель национальной культуры и общественно-политической жизни Башкортостана, он сумел своим творчеством, своей жизнью помочь своим современникам сохранять и приумножать культурные и духовные ценности, накопленные предыдущими поколениями[6].

Многогранное творчество Мустая Карима — неисчерпаемый источник, питающий цветущее древо башкирской национальной культуры. Его произведения стали драгоценным достоянием не только башкирского, но и других народов Башкортостана, России и стран содружества, составной частью мировой литературной сокровищницы.

Для людей всех поколений Мустафа Сафич стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе. Равиль Бикбаев пишет[11]:

Мустай Карим может просто отбросить незначительное, частное из своей биографии, из своего опыта и предлагать читателю только существенное, значительное. Талант Мустая Карима, взращённый Уралом, соединяющим Европу и Азию, развивался, вобрал в себя историческую память родной земли, историческую её гордость, её сегодняшнюю энергию и светлую мечту о будущем. Подобно тому, как наш великий Урал соединяет все части света, в творчестве Мустая Карима поэтическое искусство башкирского народа накрепко связалось с культурными сокровищницами Запада и Востока, с лучшими традициями мировой культуры». «Мустай Карим — важное явление в масштабе всей мировой литературы. Огонь его поэзии, зажжённый на берегах Демы, в долинах Агидели, на хребтах Урала, сияет теперь в одном ряду с самыми яркими звёздами многонациональной российской поэзии. Современная российская драматургия немыслима без произведений Мустая Карима.

Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарён одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан. Мустай Карим является одним из самых больших новаторов в башкирской литературе. Новаторство Мустая Карима не ограничивается созданием новых жанровых форм и художественных средств, открытием новых тем. В каждом жанре Мустай Карим находит свое слово и остаётся верен своей творческой индивидуальности. В литературу он пришёл по поэтической тропе. Драматургия Мустая Карима явилась этапом в развитии этого жанра, его пьесы обошли крупнейшие театры страны, вышли на зарубежные сценические площадки.

Кроме того, Мустай Карим — прозаик, Мустай Карим — детский писатель, Мустай Карим — публицист. И в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Это подтверждает Равиль Бикбаев[9]:

Накопленный веками поэтический опыт башкирского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, крепнувшее и углублявшееся из поколения в поколение мировоззрение народа, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах — поэт на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе. … Творчество Мустая Карима — одно из исторических явлений в развитии нашей национальной культуры.

Величие поэта, писателя и прозаика отмечали и известные люди других республик. Так, Кайсын Кулиев писал[12]:

Поэзия Мустая Карима многоцветна и масштабна…— писал Кайсын Кулиев,— она масштабна по самой своей внутренней сути, она богата светом, который освещает её изнутри, своей глубокой человеческой мудростью, есте­ственностью и подлинностью, настоящим огнём, горящим для всех хороших людей.

Библиография

Проза

1951 — Радость нашего дома,[13]

1962 — Таганок,

1962 — Улыбка. Восточная сказка,

1978 — Долгое-долгое детство[13],

1985 — Помилование.[5]

Пьесы

1947 — Свадьба продолжается,

1950 — Одинокая берёза — драма,

1958 — Похищение девушки — комедия,

1960 — Неспетая песня — драма,

1963 — В ночь лунного затмения — трагедия,

1967 — Страна Айгуль — драма,

1971 — Салават — трагедия,

1975 — Не бросай огонь, Прометей! — трагедия,

1979 — Коня диктатору! — фарс,

1981 — Пеший Махмут — притча.

Стихотворения

1938 — сборник стихов «Отряд тронулся»,

1941 — сборник стихов «Весенние голоса»,

1942 — поэма «Декабрьская песня».

Память

Именем Мустая Карима названы:

Титулы, награды и премии

Примечания

  1. 1,0 1,1 Башкортостан. Краткая энциклопедия. / Р. З. Шакуров.. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 327. — 670 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Карим М. Родина, хлеб, любовь. — Уфа: Китап, 1985.
  3. 3,0 3,1 3,2 Карим М. Берега остаются. — Уфа: Китап, 1966.
  4. Карим М. Время - конь крылатый. — М.: Современник, 1966.
  5. 5,0 5,1 Карим М. Помилование. — Уфа: Китап, 2020.
  6. 6,0 6,1 Валеев И.И. Мустай Карим. — М.: Герои Отечества, 2004. — С. 55.
  7. Карим М. Страна Айгуль. — Уфа: Китап, 1978.
  8. Драматургия Мустая Карима. — Уфа: Китап, 1979. — С. 444.
  9. 9,0 9,1 Равиль Бикбаев. Голос народа // Мустай Карим жизнь и творчество.. — Уфа: Китап, 2000. — С. 16.
  10. Рыленков  Н . Поэзия мудрых  и добрых  раздумий. — Лит.  газ., 1963. — С. 3.
  11. Карим М. Жизни суть // Лит.газ.. — 1962. — 15 нояб.
  12. Кулиев К. Предисл. // Карим М. Избранная лирика. Добрая сила:. — 1965, М.. — С. 4.
  13. 13,0 13,1 Карим М. Долгое-долгое детство. — Уфа: Китап, 2017.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!