Музей Ижевского автозавода

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Музей Ижевского автомобильного завода
Музей автомобильного заводаМузей автомобильного завода
Дата основания февраль, 1983 год
Основатели Николай Иванович Слесаренко
Адрес Россия, Ижевск
Директор Нина Алексеевна Сулыга
Сайт ladaizhevsk.ru/?r=staticContent&uri=museum

Музе́й Иже́вского автомоби́льного заво́да — выставочный центр, в котором находится более 500 экспонатов автомобилей. Образован в феврале 1983 года в городе Ижевск, Удмуртская Республика. Главной частью экспозиции является выставка автомобилей, а также целый ряд уникальных опытных образцов машин. Особое место в экспозиции занимают современные автомобили, сходившие с конвейера автозавода: лифтбек LADA Granta, первые серийные LADA Vesta и LADA Vesta SW Cross, а также спортивные версии автомобилей[1].

История

История Музея Ижевского автомобильного завода берёт своё начало в 1983 году. Изначально, это была лишь небольшая выставка в одном из коридоров инженерного корпуса. Идея создания музея принадлежит главному конструктору завода, Николаю Ивановичу Слесаренко, человеку, чьё имя неразрывно связано с разработкой множества знаменитых образцов продукции завода. Его инициатива, поддержанная руководством, стала первым шагом к созданию полноценного музея, призванного увековечить богатую историю и достижения коллектива[2].

В последующие годы музей постоянно расширялся. К первоначальным экспонатам добавились новые, отражающие новые достижения предприятия. Были созданы тематические разделы, посвящённые различным периодам в истории завода, конкретным моделям оружия и техники, трудовым династиям. Были проведены масштабные работы по реконструкции и переоборудованию музейных помещений. Сейчас это уже не просто коридор, а просторное и современное здание, оснащённое интерактивными экспонатами, мультимедийными презентациями и виртуальными турами[2].

Музей на раннем этапе развития

Площадь первого выставочного зала оказалась очень ограниченной. В это пространство вмещалось лишь три автомобиля: «Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715. В начале 2008 года сбылись мечты многих автолюбителей, когда на первом этаже инженерного корпуса было выделено под экспонаты и отремонтировано большое помещение для организации полноценного заводского музея. Здесь можно было увидеть на фоне стен самые яркие и знаковые автомобили: Москвич-408; Москвич-412 (тюнингованная модель, участвовавшая в ралли); Иж-2715; Иж-27156 «каблучок»; Иж-21251 «комби»; Иж-13, 14, 19[2].

Просторный выставочный зал с аккуратно расположенными автомобилями до сих пор вызывает восхищение у всех настоящих почитателей Ижевского автомобильного завода. Музей также хранит опытные образцы, которые по-прежнему пробуждают большой интерес у посетителей. Прототипы представляют собой настоящую редкость, доступную исключительно в заводском музее. Когда-то на ижевских малолитражках уверенно выступали на международных ралли участники состязаний, завоевывая призовые места. За команду завода соревновались такие знаменитости, как Стасис Казимирович Брундза и Анатолий Георгиевич Брум. В музее выставлен «Иж-ралли» 1972 года[2].

Музей на современном этапе развития

К сожалению, «Удмуртская жемчужина» по-прежнему сталкивается с множеством нерешённых проблем. Неверно хранятся многие автомобили, обладающие исторической ценностью, а множество оригинальных моделей остаются на территории завода[3].

Музей стал центром памяти, хранящим историю не только Ижевского автомобильного завода, но и значительную часть истории отечественной промышленности. В музее регулярно проводятся экскурсии, тематические выставки и мероприятия, привлекающие широкий круг посетителей — от школьников до специалистов и историков[3].

Экспонаты музея

На территории музея можно увидеть различные образцы автомобильной техники, проследить историю развития завода, модельный ряд выпусксемой продукции. Ижевский автомобильный завод (ИжАвто), расцвет которого пришёлся на семидесятые годы, представлял собой уникальное сочетание советской инженерной мысли и передовых зарубежных технологий. В отличие от многих других советских автозаводов, ИжАвто активно использовал импортное оборудование. Сборочные линии были поставлены ведущими европейскими компаниями: французским «Renault» и немецким «Erfurt». Это позволило ИжАвто достичь относительно высоких, по меркам того времени, темпов производства и качества сборки, хотя и с учётом специфики советской экономики и наличия ограничений в доступе к комплектующим[4].

С 1965 года по 2009 год с конвейеров ИжАвто сошло 11 серийных моделей автомобилей, начиная от малолитражек и заканчивая более крупными транспортными средствами. Среди наиболее известных моделей можно выделить «Москвич-412», производство которого было освоено на ИжАвто, а также собственные разработки завода, такие как семейство «Иж-2125» («Комби»), «Иж-2126», «Ода», и другие. Эти автомобили, не всегда отличались передовыми технологиями, но занимали свою нишу на советском рынке, предлагая доступный и относительно надёжный транспорт. Однако помимо серийных моделей, ИжАвто активно занимался разработкой и созданием прототипом с различными техническими особенностями, многие из которых так и не были запущены в массовое производство. Это обуславливалось рядом факторов: недостатком финансирования, сложностями с обеспечением необходимыми комплектующими, а также консерватизмом плановой экономики, которая часто отдавала приоритет проверенным решениям, нежели инновациям[4].

Примечания

  1. Ижевский автомобильный завод. Лада. Ижевский Автомобильный Завод (сайт). Дата обращения: 20 декабря 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Елена Кардопольцева. 46 лет назад в Ижевске выпустили первый автомобиль. IZHLiFE (сайт) (6 декабря 2012). Дата обращения: 10 декабря 2024.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Алексей Шадрин. Музей Ижевского автомобильного завода. Стриж. Интернет газета (сайт) (21 марта 2015). Дата обращения: 12 декабря 2024.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Дмитрий Стрелков. Мы спросили за вас: какие машины выпускал Ижевский автозавод в прошлом?. Susanin (сайт) (9 августа 2023). Дата обращения: 27 декабря 2024.

Литература

Иванова Е. А. LadaИжевск: история Ижевского автозавода / ред. М. С. Рябов. — Ижевск: Парацельс Принт, 2015. — 223 с. — ISBN 978-5-905460-11-1.

Ссылки