Мартиросян, Георгий Хачатурович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Георгий Хачатурович Мартиросян
Дата рождения 31 января 1948(1948-01-31) (76 лет)
Место рождения Ростов-на-Дону
Гражданство Флаг России Россия
Профессия актёр театра, кино, озвучивания
Карьера 1974 — н. в.
Награды Заслуженный артист Российской Федерации

Гео́ргий Хачату́рович Мартирося́н (Мартиросья́н) (род. 31 января 1948, Ростов-на-Дону, СССР) — советский и российский актёр кино, театра и озвучивания, заслуженный артист Российской Федерации (2004).

Биография

Детство и юность

Георгий Мартиросян родился 31 января 1948 года в Ростове-на-Дону. В крови смешаны армянские и русские корни. Его отец, Хачатур Мартиросян, был потомственным армянином, родившимся и прожившим свою жизнь в Ленинакане (ныне Гюмри), а мать, Юлия Гоникман-Воронцова, была русской. Родители мальчика не имели никакого отношения к искусству. Гоша с ранних лет проявлял лидерские качества, что стало очевидно ещё в школьные годы. В классе он пользовался большим авторитетом, и даже самые старательные ученики следовали за ним. Его шалости быстро находили отклик среди одноклассников, и в шутку его называли «батька Махно»[1].

Георгий никогда не был образцовым учеником, но, тем не менее, в его дневнике почти не было «двоек» и «троек». Когда настало время писать школьные сочинения на тему выбора профессии, он долго не мог определиться с темой. В школе у него не было конкретных мечтаний о специальности. Георгий был старшеклассником, когда в его школе открылся драматический кружок, и многие ребята с удовольствием начали его посещать. Мартиросян был заинтересован во всём, и такое событие он не мог пропустить. Начал ходить на репетиции. Первый школьный спектакль произвёл на него такое впечатление, что он решил покинуть школу и попробовать поступить в театральный вуз. Хотя он закончил лишь девять классов и у него не было аттестата о полном среднем образовании, он всё же стал студентом Ростовского театрального института. Это было редким исключением, так как немногим удавалось поступить в вуз без завершения школы. Педагоги заметили выдающийся талант в этом энергичном мальчике и решили поддержать его. Так юный Мартиросян оказался в мастерской Г. М. Гуровского[1][2].

После окончания института Мартиросян был призван в армию и служил в ансамбле песни и пляски Северокавказского округа. После получения диплома его призвали на военную службу, и он попал в ансамбль, которым руководил Анатолий Тополь. На протяжении почти всей службы он выступал в роли конферансье[3][1].

Начало творческого пути

Отслужив в армии, артист устроился на службу в академический театр драмы им. М. Горького в Ростове. Молодой человек питал большие надежды на своё первое место работы. Ведь с пятнадцатилетнего возраста он мечтал о большой сцене и ярких ролях. Однако молодого артиста не замечали и только изредка предлагали эпизодические роли в спектаклях. Устав от такого отношения, Георгий решил перейти на службу в ТЮЗ (театр юного зрителя), надеясь, что в другом театре он сможет продемонстрировать всем свой талант[1][2][4].

В этом театре надежды актёра быстро оправдались. Очень скоро он стал ведущим артистом, которого задействуют во многих постановках. Так прошло несколько лет, и Мартиросян понимает, что выше достигнутого в этом театре ему уже не подняться. Амбиции взяли верх, и он принимает судьбоносное решение покорять Москву. В итоге он оказывается не на сцене, а на съёмочной площадке. Когда съёмки закончились, он вернулся обратно, в родной Ростов-на-Дону. На службу в театр не пошёл, ему предложили работу диктора местного телеканала[5][2].

Спустя некоторое время, благодаря Александру Абдулову, с которым Мартиросян познакомился на съёмочной площадке, артист получил приглашение на работу в легендарный театр Ленком. Георгий вновь возвращается в Москву, однако в Ленкоме ему не доверяют даже второстепенных ролей. Так продолжалось недолго, Георгий уходит, и буквально сразу оказывается в Московском театре сатиры, где его вводят в основной состав и репертуар, ему стали поручать исполнять уже более значительные роли[5].

Через некоторое время Георгия Хачатуровича пригласили в состав труппы театра им. В. Маяковского. Кроме того, артист также служил в театральном центре «Школа современной пьесы»[1].

Личная жизнь артиста

Перед призывом в армию Георгий Мартиросян успел жениться на своей однокурснице Людмиле Аристовой, с которой он познакомился ещё в студенческие годы. Георгий, будущий известный актёр, ещё будучи студентом, влюбился в очаровательную Людмилу. Его путь к сердцу девушки был тернист: на руку и сердце Людмилы претендовал также Николай Чиндяйкин, впоследствии ставший заметной фигурой в мире российского кино. Конкуренция была серьёзной, и Георгию пришлось проявить не только романтичность, но и настойчивость, чтобы завоевать Людмилу. Их решение пожениться достаточно рано свидетельствует о силе их чувств на тот момент. Брак, основанный на юношеском увлечении, столкнулся с испытаниями, которые знакомы многим семейным парам. Рождение сына Дмитрия в 1969 году стало значимым событием, но оно не смогло укрепить отношения супругов на долгие годы. Армейская служба Георгия, несмотря на кратковременность, внесла свои коррективы. Разлука, хоть и временная, часто становится катализатором изменений в отношениях.[6][1].

Развод оказал огромное воздействие на жизни обоих. Людмила Аристова довольно быстро вышла замуж снова, но и этот брак оказался недолгим. Неудачный опыт в личной жизни, сочетаясь с непреодолимыми жизненными трудностями, привёл к злоупотреблению алкоголем. Георгий Мартиросян, несмотря на развод, не оставил сына Дмитрия без внимания и материальной поддержки. Он забрал 12-летнего Дмитрия в Москву, однако, не препятствовал его общению с матерью, позволяя ему навещать её на каникулах. Это свидетельствует о его чувстве ответственности и желании сохранить тёплые отношения между сыном и бывшей женой. К сожалению, Людмила Аристова так и не смогла избавиться от пагубной зависимости. В 2011 году Людмила Аристова умерла, её похоронили на одном из ростовских кладбищ[6][7].

В столице, работая в Театре Сатиры, Георгий Мартиросян встретил Татьяну Васильеву. Они вместе играли в спектакле «Гнездо глухаря», и их профессиональные отношения быстро переросли в романтические. Однако на тот момент актриса была замужем за Анатолием Васильевым и не спешила покидать семью. Поэтому Георгий не чувствовал себя связанным обязательствами и, когда у него возникли чувства к Екатерине Градовой, без колебаний поддался им. Татьяна Васильева была сильно расстроена, и разрыв с Георгием дался ей нелегко. Тем не менее, спустя два года они встретились вновь, и на этот раз актриса решила уйти от мужа и выйти замуж за Мартиросяна. Они прожили вместе 12 лет, и в 1986 году у них родилась дочь Елизавета. Однако в 1995 году Васильева и Мартиросян подали на развод. Несмотря на это, им удалось сохранить дружеские отношения[7][6].

После развода с Татьяной Васильевой актёр долгое время оставался один. Хотя в его жизни были романы и увлечения, он предпочитает не обсуждать их. В 2017 году Георгий Мартиросян женился в третий раз. Его супруга, Наталья Мамонова, до этого не имела отношения к искусству и пыталась построить карьеру в ресторанном бизнесе. После знакомства с известным актёром Наталья начала работать у него, заняв пост директора. Георгий старше своей избранницы более чем на 20 лет, но ни он, ни она не чувствуют этой разницы. Мартиросян признаётся, что в Наталье нашёл всё, что искал в жизни[6].

Дети Мартиросяна не пошли по стопам отца. Дмитрий занялся собственным бизнесом, а Елизавета выбрала сферу тележурналистики и дизайна. В 2011 году артист стал дедушкой, когда Лиза родила сына Адама[8].

Карьера в кино

Впервые молодой артист появился на экране в 1973 году, получив эпизодическую роль в фильме «Иванов катер». Кроме того, Георгию доверили сыграть оператора по имени Петя в музыкальной комедии «Звезда экрана». Режиссёр Владимир Гориккер был впечатлён выразительной внешностью Мартиросяна и сразу предложил ему роли в своих фильмах[7].

Благодаря своим внешним данным, артист вскоре приобрёл определённое амплуа. Он был высоким, мускулистым, с нейтральным выражением лица и великолепными кудрями. Георгия постоянно приглашали на съёмки, однако его образы часто были схожи. Он в основном играл отрицательных персонажей, но не испытывал по этому поводу особой грусти. Мартиросян считал, что отрицательные герои обладают характером и гораздо интереснее, чем положительные[5].

В конце 70-х годов Мартиросян участвовал в кастинге на роль одного из самых колоритных мушкетёров короля — Портоса — в культовой экранизации романа Александра Дюма «Д’Артаньян и три мушкетёра», вышедшей на экраны в 1979 году. Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, известный своим внимательным подходом к подбору актёрского состава, видел в Мартиросяне определённый потенциал для этой роли. Георгий Хачатурович, обладающий внушительной фигурой и харизмой, действительно, мог бы стать убедительным Портосом. Однако, после тщательного рассмотрения всех кандидатур, роль досталась Валентину Смирнитскому, чья внешность и манера игры, возможно, казались режиссёру более подходящими для воплощения образа этого добродушного и сильного мушкетёра. Несмотря на то, что Мартиросян не получил главную роль, его участие в фильме не ограничилось пробами. Он был утверждён на роль одного из гвардейцев кардинала Ришелье. Эта роль, хоть и эпизодическая, позволила актёру продемонстрировать своё мастерство, придать образу гвардейца индивидуальность и характер. К сожалению, в процессе монтажа фильма сцены с участием Мартиросяна были вырезаны[3][2].

Одним из самых запоминающихся фильмов с участием Мартиросяна является «Пираты XX века», который стал настоящим классическим приключенческим боевиком. Фильм, вышедший в 1979 году, завоевал популярность благодаря захватывающему сюжету и ярким персонажам. Не менее интересным является фильм «Там, на неведомых дорожках…», который представляет собой сказку, полную волшебства и увлекательных приключений. Эта картина также продемонстрировала актёрский диапазон Мартиросяна, который смог передать всю глубину чувств своих персонажей[3][1].

Кроме того, стоит упомянуть о шпионском фильме «ТАСС уполномочен заявить», который стал символом своего времени. В этом фильме Мартиросян сыграл важную роль, что позволило ему продемонстрировать свои актёрские способности в более серьёзной и драматической обстановке. Также нельзя забывать о его участии в детективной картине «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», где он сыграл одну из запоминающихся ролей, что ещё раз подтвердило его мастерство в создании ярких и многогранных персонажей[7][3].

Не менее интересными были его роли в комедийных фильмах. В фильме «Приключения принца Флоризеля» он сыграл глуповатого лакея, что стало настоящим открытием для многих его поклонников. Роль владельца салона в картине «Президент и его внучка» также продемонстрировала его комедийный талант. В детской сказке «Раз, два, горе — не беда!» Мартиросян перевоплотился в военного начальника, добавив в фильм нотки юмора и лёгкости[1].

Кризисные 90-е совсем не отразились на творчестве Георгия Мартиросяна. Тяжёлый экономический кризис, поразивший страну, практически не отразился на его востребованности. Наоборот, именно в это сложное время Мартиросян получил ряд ярких и запоминающихся ролей, которые навсегда закрепили его статус одного из самых талантливых актёров своего поколения. Трилогия «Любить по-русски», где он блестяще воплотил образ заместителя областного прокурора, стала настоящим прорывом. Его герой — человек, вынужденный балансировать между личными амбициями и требованиями службы, показан с удивительной глубиной и психологизмом. За ней последовала не менее значимая роль прокурора в культовом фильме «Ворошиловский стрелок», где Мартиросян мастерски передал сложность и неоднозначность персонажа, ставшего символом народного правосудия. Завершает эту триаду ролей его герой в фильме «Импотент», где он превосходно демонстрирует свои комедийные способности. Примечательно, что даже в ролях второго плана Мартиросян всегда выделялся своей харизмой и убедительностью[1].

XXI век принёс артисту новые роли и новые образы. Он стал востребован в амплуа высокопоставленных чиновников, отражая изменение общественного ландшафта. Георгий Мартиросян превращается в истинного мастера трансформации. В сериалах «Марш Турецкого», «Кадетство», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «День радио» и «Кремлёвские курсанты» он демонстрирует широкий диапазон своих возможностей, с лёгкостью переключаясь от строгого и властного чиновника до человека, испытывающего глубокие личных переживаний. Он с равным успехом снимается в комедиях, мелодрамах, криминальных драмах, что подтверждает его универсальность и мастерство[1][7].

Фильмы «Фирменная история», «Я лечу», «Счастливчик Пашка», «Сватьи», «Последняя ночь» — это лишь малая часть его богатой фильмографии, где он каждый раз предстает в новом образе, привнося в свой персонаж уникальную индивидуальность. Отметим также замечательную работу актёра в озвучивании. Его голос мы можем слышать в таких знаменитых голливудских фильмах, как «Девять ярдов», «Царь скорпионов», «Сахара», «Драйвер», «Зелёный фонарь». Более того, он озвучивал персонажей и в компьютерных играх мирового уровня, включая «Deus Ex: Mankind Divided» и «Diablo III». Это подтверждает исключительный диапазон его актёрских способностей и редкий дар импровизации[1][3][7].

Параллельно с кинокарьерой продолжалась работа в театре. В 1980 году пришёл в Театр Сатиры. За три года на его сцене сыграл несколько ролей, среди которых: Егор («Гнездо глухаря» В. Розова), Васильков («Бешеные деньги» А. Островского), Метью-Монета («Трехгрошовая опера» Б. Брехта). В 19831993 годах работал в театре имени Владимира Маяковского. С 1998 года играет в театре «Школа современной пьесы». Среди лучших ролей: Шамраев в чеховской «Чайке», и Граф Альбафьорита в «Трактирщице». Участвовал и в антрепризных спектаклях. Так, в антрепризе Александра Абдулова играл Сергея в спектакле «Всё проходит», а в антрепризе Московской Гильдии актёров театра и кино — Ральфа в «Контракте на убийство» и Альфредо в «Призраках»[9].

Награды и звания

Фильмография

Актёр[9][5]

Играет самого себя[5]

2010-2015 — Тайны нашего кино — играет самого себя

2005-2007 — Как уходили кумиры — играет самого себя

Сценарист[5]

2019 — Новый Мартиросян

Озвучивание[9][5]

2011 — Зелёный фонарь (США)

20092012 (США)

2003 — Таинственная река (США)

2003 — Синдбад: Легенда семи морей (США, анимационный) — Кэйл

2003 — Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни (Германия, США, Япония)

2002 — Царь скорпионов (США, Германия)

2002 — Приключения пиратов в Стране Овощей (Великобритания, США, анимационный) — король Твистомер

2002 — Поймай меня, если сможешь (США)

2000 — Миссия невыполнима 2 (США, Германия)

2000 — Девять ярдов (Канада, США)

1981-1982 — Вокруг света с Вилли Фогом (Испания, Япония, анимационный)

Участие в фильмах[5][9]

2013 — Александр Абдулов. С тобой и без тебя (документальный)

2012 — Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда (документальный)

2011 — Тайны советского кино (документальный)

2011 — Пираты XX века

2006 — Как уходили кумиры (документальный)

2006 — Талгат Нигматулин

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Георгий Хачатурович Мартиросян. Биограф. Дата обращения: 11 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Георгий Мартиросян. Смотрим.ру. Дата обращения: 16 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Биография Георгия Мартиросяна. РИА новости. Дата обращения: 13 ноября 2024.
  4. Георгий Мартиросян. Ростовский академический театр драмы им. Максима Горького. Дата обращения: 16 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Георгий Мартиросян. Кинопоиск. Дата обращения: 11 ноября 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Почему распался брак актёра с Татьяной Васильевой, и как он обрёл своё счастье.. Культурология. Дата обращения: 14 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Мартиросян Георгий Хачатурович. ГлобалМСК.ру. Дата обращения: 11 ноября 2024.
  8. Георгий Мартиросян. rustars.tv. Дата обращения: 16 ноября 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Георгий Мартиросьян. Кино-театр.ру. Дата обращения: 13 ноября 2024.
  10. Георгий Мартиросян. Дом кино. Дата обращения: 14 ноября 2024.