Максвитис, Франц Иосифович

Франц Иосифович Максвитис
Дата рождения 13 марта 1908(1908-03-13)
Место рождения Суетиха, Тайшетский район, Канский округ, Сибирский край, РСФСР
Дата смерти 28 июня 1949(1949-06-28) (41 год)
Место смерти СССР
Награды и премии

Фра́нц Ио́сифович Максви́тис (13 марта 1908, Суетиха, Тайшетский район, Канский округ, Сибирский край, РСФСР — 28 июня 1949, СССР) — командир восстановительного железнодорожного батальона, подполковник. Герой Социалистического труда (1943). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Франц Иосифович Максвитис родился 13 марта 1908 года на разъезде Суетиха Томской железной дороги в семье железнодорожного служащего. По национальности литовец. Отец Франца, уроженец Ковно и бывший путеец, был сослан в Сибирь за участие в социалистических группах. В 1922 году, после смерти отца, Максвитис вместе с матерью переехал в Минск, где окончил школу фабрично-заводского ученичества при Западной железной дороге. Начал трудовую деятельность в паровозном депо: работал слесарем, помощником машиниста, позднее — машинистом[2].

В 1929 году был призван в Красную Армию, службу проходил в 6-й кавалерийской дивизии. В 1930 году вступил в ВКП(б). За отличную службу и как перспективный специалист-железнодорожник был направлен в Ленинградскую школу военных сообщений имени М. В. Фрунзе, по окончании которой получил назначение командиром взвода в 3-й железнодорожный полк, позднее командовал ротой[3].

В июне 1938 года Франц Иосифович был уволен из рядов РККА как родственник «врага народа» (старший брат Максвитиса был арестован в 1935 году, о чём он не знал). В этот период работал инженером паровозной службы в Гомеле. В июне 1939 года Максвитис восстановлен в армии, вернулся в прежнюю часть. Участвовал в советско-финляндской войне в составе 13-й армии Северо-Западного фронта. Был представлен к награде, однако по политическим причинам её не получил[2].

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года Франц Иосифович Максвитис командовал отдельной ротой, которая обеспечивала прокладку путей на направлении Барановичи — Слуцк. Максвитис 27 июня участвовал в обороне станции Столбцы, где 6-я железнодорожная бригада сдерживала наступление противника на Минск. После выхода из окружения действовал на Калининском фронте, в частности, в районе станции Селижарово. Железнодорожные подразделения под командованием Франца Иосифовича обеспечивали эвакуацию заводского оборудования и стратегических грузов[1].

С декабря 1941 года Франц Иосифович командовал 14-м батальоном железнодорожной бригады, участвовал в восстановлении моста через Волгу в Калинине. За успешное выполнение задач в тяжёлых условиях 27 апреля 1942 года был награждён орденом Красной Звезды[3].

С переходом советских войск к наступлению батальон Максвитиса осуществлял восстановительные работы в прифронтовой зоне, обеспечивая транспортировку боеприпасов и техники. В ходе Великолукской операции восстановил участок железной дороги вблизи укреплённых позиций противника. Работы велись под интенсивным огнём, однако в кратчайшие сроки по восстановленным путям началось продвижение бронепоездов, оказывавших огневую поддержку наступающим частям. За успешное выполнение задач 22 мая 1943 года был награждён орденом Отечественной войны II степени[1].

В ходе дальнейших боевых действий батальоны под его командованием обеспечивали восстановление и функционирование ключевых железнодорожных магистралей: Смоленск — Витебск, Смоленск — Рудня и других. Максвитис проявил себя как высококвалифицированный организатор, подготовивший значительное число специалистов железнодорожных войск. Подчинённые Франца Иосифовича часто становились командирами подразделений, удостаивались государственных наград. В профессиональной среде железнодорожников того времени получила распространение формула: «Прошли школу Максвитиса»[3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Францу Иосифовичу Максвитису, в звании подполковника, было присвоено звание Героя Социалистического Труда за особые заслуги в обеспечении военных перевозок и восстановлении железнодорожной инфраструктуры в условиях военного времени. Франц Иосифович в 05 ноября 1943 году был награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[2].

После завершения боёв на территории Белоруссии был направлен на Прибалтийский фронт, где в звании полковника возглавил 17-ю железнодорожную бригаду. Осенью 1944 года под его руководством восстанавливались пути, станции и мост через Даугаву в Риге. Ещё до окончания войны бригада была направлена в Казахстан для строительства второго пути на участке Акмолинск — Караганда. В 1948 году подразделение передислоцировано на Северный Урал, где приступило к сооружению новой линии Молотов — Кизел[1].

Ф. И. Максвитис трагически погиб 28 июня 1949 года при исполнении служебных обязанностей: его служебный автомобиль столкнулся с поездом на неохраняемом железнодорожном переезде. Похоронен в городе Пермь на Егошихинском кладбище[3].

Награды и звания

Память

В память о Франце Иосифовиче Максвитисе в 1995 году установили бюст. Он расположен на Аллее героев около здания Военно-транспортного университета железнодорожных войск РФ в Петродворце[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Максвитис Франц Иосифович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». (30 мая 2023). Дата обращения: 27 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Максвитис Франц Иосифович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 27 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Поделиться в соц. сетях Максвитис Франц Иосифович. Дорога памяти. Дата обращения: 27 мая 2025.

Ссылки