Лысенко, Александр Карпович

Эта статья прошла проверку экспертом


Александр Карпович Лысенко
Дата рождения 10 декабря 1910(1910-12-10)
Место рождения Лида, Гродненская область, Российская империя
Дата смерти 23 января 1976(1976-01-23) (65 лет)
Место смерти Георгиу-Деж, Воронежская область, СССР
Награды и премии

Алекса́ндр Ка́рпович Лы́сенко (10 декабря 1910, Лида, Российская империя — 23 января 1976, Георгиу-Деж, Воронежская область,СССР) — начальник паровозного отделения Лиски Юго-Восточной железной дороги. Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Александр Карпович Лысенко родился 10 декабря 1910 года в городе Лида, входившем в состав Российской империи, в семье железнодорожного рабочего. Вскоре семья переехала на станцию Морозовская в связи с переводом отца на должность машиниста водокачки. Здесь Лысенко завершил обучение в школе-семилетке[2].

В 1930 году он окончил Борисоглебский техникум путей сообщения и был направлен на работу в депо станции Лиски Юго-Восточной железной дороги. Начав трудовую деятельность помощником машиниста, в дальнейшем самостоятельно водил грузовые поезда. В 1932 году Лысенко был призван в ряды Красной Армии, службу проходил в Курске. По завершении военной службы вернулся в депо Лиски, где занялся монтажом и внедрением нового оборудования. В 1937 году был назначен начальником планово-производственного бюро, а с лета 1938 года возглавил Лискинское паровозное хозяйство[3].

С началом Великой Отечественной войны деятельность депо приобрела стратегическое значение. Под руководством Лысенко были организованы полевые водокачки и передвижные топливные склады, что обеспечивало бесперебойное движение локомотивов. Во время первой бомбардировки Лискинского железнодорожного узла летом 1942 года Лысенко получил ранение и контузию, однако продолжил руководство восстановительными работами[1].

При приближении вражеских войск к западному берегу Дона, он организовал эвакуацию оборудования депо и станции под артиллерийским и авиационным огнём. В условиях временной дислокации в депо Таловая железнодорожники обеспечивали транспортировку составов в направлении Сталинграда и Ельца[3].

В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, Лысенко был назначен начальником колонны паровозов № 19 особого резерва Наркомата путей сообщения (НКПС), обеспечивая транспортировку военных грузов по Арчединскому отделению Юго-Восточной железной дороги[2].

В январе 1943 года он вновь возглавил Лискинское отделение паровозного хозяйства. Под его руководством за кратчайшие сроки было восстановлено водоснабжение, открыт пункт технического осмотра локомотивов, организовано снабжение топливом и материалами, что позволило оперативно возобновить работу депо и обеспечить перевозку дивизий Донского фронта[1].

В условиях постоянных воздушных атак, весной 1943 года депо подверглось трём разрушениям. Однако уже в апреле началось регулярное движение поездов через Дон. Восстановление систем водоснабжения осуществлялось временными средствами, включая подачу воды непосредственно из реки, а загрузка угля производилась с использованием полувагонов, оснащённых подъёмными кранами[1].

Лискинское паровозное отделение сыграло важную роль в обеспечении Степного фронта ресурсами и вооружением в период Курской битвы. За выдающиеся заслуги в организации военных перевозок и восстановлении железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Лысенко Александру Карповичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[2].

В качестве директор-полковника тяги А. К. Лысенко продолжил работу по восстановлению Лискинского железнодорожного узла. В 19431944 годах были восстановлены водоснабжение, электростанции, топливные склады и механические мастерские. Благодаря его усилиям отделение выполнило план перевозок в полном объёме[3].

После окончания Великой Отечественной Войны Лысенко продолжил трудовую деятельность, в последующем возглавив Лискинское отделение. В 19471951 годах он был депутатом Верховного Совета РСФСР второго созыва[2].

В 1972 году вышел на пенсию и проживал в городе Георгиу-Деж Воронежской области. Скончался 23 января 1976 года, похоронен на городском кладбище города Лиски[1].

Награды и звания

Память

Почётному железнодорожнику Александру Карповичу Лысенко в 2014 году в городе Лиски Воронежской области торжественно открыли памятник Герою Социалистического труда. Бюст установлен у здания учебного корпуса Юго-Восточной детской железной дороги[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Лысенко Александр Карпович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». (30 мая 2023). Дата обращения: 27 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Александр Карпович Лысенко. Исторический багаж (2025). Дата обращения: 27 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Климов Данил Сергеевич. Памятник Александру Карповичу Лысенко 1910–1976 гг.. Помним. Дата обращения: 27 мая 2025.

Ссылки