Кревская уния
Кре́вская у́ния (польск. unia w Krewie, лит. Krėvos sutartis) — личная уния (от лат. unio — cоюз, единение) — соглашение между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло после переговоров 1385 года принял христианство (католическая версия), заключил брак с польской королевой Ядвигой и был в 1386 году провозглашён польским королём[1].
Это событие оказало значительное влияние на дальнейшую историю Польши и Литвы и положило начало четырехвековой общей истории этих двух государств. К 1569 году Польско-литовский союз превратился в новое государство, Речь Посполитую, которое просуществовало до Третьего раздела Польши в 1795 году.
Предыстория
Ситуация в Польше
После смерти короля Венгрии и Польши Людовика Великого (венг. Lajos Nagy — Лайош Великий, польск. Ludwik Węgierski — Людовик Венгерский) в сентябре 1382 года, Польша столкнулась с кризисом престолонаследия, поскольку у Людовика не было сыновей, а законы Польши запрещали возводить на престол женщину. Учитывая сложившуюся ситуацию, ещё до кончины Людовика польские вельможи согласились на определённых условиях признать впоследствии его старшую дочь, Екатерину своей королевой (договор в Кошицах, 1373 год).
В 1382 году Екатерина неожиданно умерла и престол должен был перейти к её сестре — Марии и её будущему супругу Сигизмунду Люксембургскому, бранденбургскому маркграфу — в таком случае Польша и Бранденбургское маркграфство объединились бы в одно государство. Однако после кончины Людовика польская знать уже не пожелала более подчиняться немецкому суверену и не хотела продолжать личный союз с Королевством Венгрия.
На престол претендовали также польские князья Семовит IV и Владислав Опольчик, однако шляхтичи враждовали друг с другом. В январе 1383 года Семовит IV выступил в Великую Польшу во главе своих войск, положив начало Гражданской войне .
Чтобы прекратить соперничество, вдовствующая королева Елизавета Боснийская, которая была регентом Венгрии, решила передать престол младшей дочери, Ядвиге (на тот момент ей было 12 лет), которая прибыла в Краков и в октябре 1384 года была коронована как «король Польши» (лат. rex «король»), чтобы, несмотря на гендерную принадлежность, подчеркнуть право на трон[2].
Кризис был урегулирован, однако ситуация сложилась двойственная и для её разрешения необходимо было вступление молодой королевы в брак, что снимало бы все условности и придавало власти законный статус. После того, как Ядвига была объявлена польской правительницей, местная знать с дальним политическим прицелом нашла ей подходящего жениха в лице Великого литовского князя Ягайло.
Ситуация в Литве
В 1377 году в Литве скончался Великий князь Альгирдас (Ольгерд), который в 1362 году разбил на берегах реки Синие Воды (река Синюха, левый приток Южного Буга) орды татарских ханов. В результате одержанной победы Ольгерд включил в состав своего государства Киевское княжество, захваченное татарами ещё в середине XIII века, Подолье и часть территории Дикого поля, расширив таким образом свои владения далеко на юг по направлению к Чёрному морю.
После смерти Ольгерда великим князем Литвы стал его сын, Ягайло. Он унаследовал большое государство, населенное литовцами-язычниками и православными русинами (русинцами). В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом, однако летом 1382 года Ягайле удалось вернуть власть.
Внутриполитическая ситуация в Литве была очень непростой. В течение долгого времени литовцы защищались от Тевтонских рыцарей, военного ордена крестоносцев, посвятившего себя обращению Великого княжества Литовского в католицизм. Ягайло понимал, что преобразование неизбежно, и искал наилучшие возможности. Принятие христианства от крестоносцев было непопулярным и могло поставить Литву в зависимость от рыцарей. В 1384 году Ягайло изучил другой вариант, представленный Великим княжеством Московским при посредничестве его православной матери, княжны Ульяны Тверской: перейти в православие и жениться на Софии, дочери Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского. Однако такое обращение не защитило бы от нападений тевтонов.
Третий вариант, представленный польской знатью, состоял в заключении союза с католической Польшей, который позволял бы противостоять военной экспансии со стороны крестоносцев и в то же время не попадать в зависимость от восточного соседа. Получив предложение от польской короны, Ягайло согласился на брак с польской королевой Ядвигой[3].
Переговоры. Условия заключения унии
Хотя отношения между Польшей и Литвой не были особенно дружественными, предпосылки заключения союза имелись как с польской, так и с литовской стороны. Польские правящие круги (прежде всего в лице малопольской шляхты) стремились устранить угрозу литовских набегов на восточные границы Польши, а также задействовать литовцев для борьбы с Тевтонским орденом и русскими князьями. Литовскому боярству также было выгодно опереться на Польшу, чтобы успешно противостоять агрессии Тевтонского ордена.
Обе стороны высказывали заинтересованность в крещении литовцев-язычников по католическому обряду. В этом случае литовские правящие круги стремились лишить крестоносцев возможности нападения на территорию Литвы желанием обратить язычников в католицизм. С другой стороны, польская католическая церковь была заинтересована в распространении своей юрисдикции на земли Литвы.
Непосредственно заключению унии предшествовали польско-литовские переговоры, наиболее ранние достоверные сведения о которых относятся к январю 1385 года. На них решался вопрос о браке великого князя литовского Ягайло и польской королевы Ядвиги. По условиям договора Ягайло в случае женитьбы на Ядвиге должен был принять крещение и крестить по католическому обряду литовцев-язычников и «навечно присоединить» литовские земли к Польше, то есть осуществить их вхождение в состав Польского королевства[4].
Подписание договора. Исторические последствия
Соглашение о политическом объединении Польского королевства и Великого княжества Литовского было заключено 14 августа 1385 года в Кревском замке (современный агрогородок Крево в Гродненской области, Республика Беларусь). При этом к королеве Елизавете Боснийской, матери Ядвиги, князь обратился со следующими словами[5]:
Много императоров, королей и разных князей жаждали вступить в постоянные отношения кровного родства с тем же великим князем литовским, но Бог всемогущий сохранил это для особы вашего королевского величества. Поэтому, пресветлая госпожа, исполни это спасительное поручение, прими великого князя Ягайлу в качестве сына и отдай ему в жёны любимейшую свою дочь Ядвигу, королеву Польши.
15 февраля 1386 года Ягайло был крещён в Кракове под именем Владислав, 18 февраля состоялась его свадьба с Ядвигой, а в марте — коронация. В том же году приняли крещение его братья, а в 1387 — большинство литовцев (кроме жемайтов). По условиям унии Ягайло становился королём Польши, одновременно сохраняя за собой титул и права Верховного князя Литвы и наследственного владельца («дедича») русских земель Великого княжества Литовского.
Государственно-политический союз сыграл важную роль в истории обоих государств, но имел неодинаковые последствия для них. Для Литвы Кревская уния стала началом глубокого социально-политического и культурного влияния на неё магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в образовавшемся межгосударственном объединении.
В дальнейшем, в середине XVI века Литва пережила неудачное для неё военное столкновение с Россией. После ряда поражений литовская знать согласилась заключить с Польшей новую, Люблинскую унию, предполагавшую создание единого государства — Речи Посполитой. Главенствующую роль в нём играли польские феодалы. Если после Кревской унии под контролем Польши из западнорусских земель оставалась только Галичина, то по условиям Люблинской унии Литва передала полякам всю территорию Юго-Западной Руси.
Исторические последствия польско-литовских уний для населения Западной Руси оказались чрезвычайно тяжёлыми. Большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. После заключения унии те, кто хотел сохранить православную веру, подверглись гонениям. Жители русских земель, находившихся в то время под литовским господством, в том числе Брянска и Смоленска, утратив надежду на защиту православия, потянулись к Москве.
Кревская уния и последовавшие за ней ряд других положили начало расколу Руси на православную «Московскую» и католическую «Литовскую». Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой славянской нации на три народа — великороссов на востоке, малороссов (устаревшее определение украинцев) и белорусов на западе[6].
Литература
- Александр Ширококард. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. — М.: АСТ: Хранитель, 2006. — 842 с. — ISBN 978-5-17-038211-8.
- Zigmantas Kiaupa, Jūratė Kiaupienė. The History of Lithuania Before 1795 (англ.). — Vilnius: ARLILA Press, 2000. — 402 p. — ISBN 9986-810-13-2.
Примечания
- ↑ Кревская уния 1385 // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Норман Дэвис. Игровая площадка Бога. — Издательство Колумбийского университета, 2005. — ISBN 0-231-12817-7.
- ↑ Елена Решетникова. Вернуться в Россию . НБФ "Наследие" (26 мая 2023). Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Александр Попцов. «Кревская уния» между Польшей и Литвой . Энциклопедия "Всемирная история" (11 ноября 2021). Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Акт Кревской унии 14 августа 1385 года . Средневековые исторически источники Востока и Запада. Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Святослав Князев, Максим Лобанов. Исторический парадокс: как Кревская уния изменила Восточную Европу (14 августа 2020). Дата обращения: 18 июня 2024.
Ссылки
От битвы у Синих Вод к союзу с Москвой и разгрому полчищ Мамая на Куликовом поле