Клинопись

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Клинопись
Neo-Babylonian CUNEIFORM SIGN EZEN U+120A1 MesZL 271.svg
Тип письма логографическое, слоговое, реже фонетическое
Языки шумерский, аккадский или ассиро-вавилонский угаритский, урартский, древнеперсидский
Территория От Средиземного моря до Персидского залива
История
Место возникновения Древняя Месопотамия
Создатель Шумеры
Дата создания 3000 лет до нашей эры или около 3200 лет до нашей эры
Период 3300 год до нашей эры — 75 год нашей эры
Древнейший документ Глиняные таблички с административными документами Шумерского царства
Происхождение Оригинальная письменность
Развилось в Угаритский алфавит
Древнеперсидская клинопись
Свойства
Статус Изчезла
Направление письма Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками
Знаков 300—900 знаков для слоговой системы;
36 букв для древнеперсидского алфавита
Диапазон Юникода U+12000 to U+1236E (шумеро-аккадская клинопись)
U+12400 to U+12473 (цифры)

Кли́нопись — тип письменности в виде комбинации вытянутых треугольных значков, выдавленных на глиняных табличках. Клинопись использовалась на Ближнем Востоке с конца IV тысячелетия до нашей эры по I век нашей эры на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Клинописные знаки могут обозначать звук, слог или понятие[1].

История

Возникновение клинописи

Клинопись поя­ви­лась в Шу­ме­ре около трёх тысяч лет до нашей эры. Её появление совпадает с возникновением первых городских поселений и сопутствующей этому необходимостью учёта излишков производства в домашнем хозяйстве.

Первые образцы клинописи были найдены на раскопках древнего города Урук, в Южной Месопотамии. На глиняных табличках сохранились отпечатки числовых знаков разного размера и величины, обозначающих классы единиц системы счисления. Позднее рядом с числами появляются и другие знаки, поясняющие, что именно подсчитывается — пиктограммы[2].

Эволюция клинописи

Шумерская клинопись, XXVI век до нашей эры

Шумерская письменность близка к древнекитайской иероглифике, где один предмет или одну идею обозначает один знак и один звук. Поэтому первые клинописные образцы имели более 2000 знаков. Ряд из них обозначали конкретные предметы, легко поддающиеся идентификации. Например, мотыга (земледельческое орудие), лодка, головы животных, части тела человека: голова, нога, рука. Другие могли быть просто условными. Они служили лишь отметками для па­мя­ти, указывающими на важнейшие мо­мен­ты записанной мыс­ли, а не дословным пересказом[3].

В силу невозможности выражения абстрактной идеи графически, одна пиктограмма могла использоваться для обозначения нескольких понятий и имела неоднозначное толкование. Например, пиктограмма «ступня» означал не только ногу, но и выражения «стоять», «идти», «приходить». А некоторые понятия, не связанные между собой, но произносимые с использованием одного звука, группировались вокруг одного знака. Поэтому в шумерском языке верное толкование знака определялось с помощью общего контекста. Поэтому современная лингвистика позволяет уловить лишь общий смысл содержания пиктографических урукских табличек как текстов хозяйственного назначения, содержащих списки храмовых работников, изделий ремесленников и товаров[3].

Позднее пиктограммы стали связывать с оп­ре­де­лён­ны­ми слова­ми. Это позволило сократить чис­ло знаков до 600. С совершенствованием пись­ма изображения стали упрощаться и терять свои пиктографические очертания. Для вы­де­ле­ния слов, обозначающих по­ня­тия отдельных ка­те­го­рий, например, пти­цы, ры­бы, про­фес­сии стали применяться де­тер­ми­на­ти­вы (словоформы). Древние ва­ви­ло­ня­не и ас­си­рий­цы со­кра­тили чис­ло наиболее распространённых знаков до 300. Форма пиктограмм становилась всё более схематичной, а линии клинообразными.

Изначально направление письма шло сверху вниз, а расположение строк — справа налево. В течение III и II тысячелетий до нашей эры происходит поворот текста на 90°, направление письма становится привычным современному читателю: слева направо с расположением строк сверху вниз. К середине III тысячелетия до нашей эры это эволюционное изменение завершилось и клинопись приобрела привычный вид[2].

Процесс создания

Договор купли-продажи поля и дома, Шуруппакский Лувр

Для создания клинописного документа нужен был комок хорошо отмытой глины, который превращали в небольшую гладкую овальную «лепёшку» размером от 7 до 15 см. На ней заострённой тростинкой с расщеплённым концом (стилос) создавались кли­но­вид­ные уг­луб­ле­ния за счёт изменения степени нажатия и угла наклона стилоса. Вначале наносились линии, разделяющие поверхность таблички на квадраты, которые впоследствии заполнялись пиктограммами. Готовые таблички подвергались обжигу для упрочнения и продления срока службы. Кроме того, клинопись могла высекаться на камне и вырезаться на дереве[3].

Историческое значение

Па­мят­ни­ки клинописи, дошедшие до нашего времени, имеют раз­личную форму: ко­ну­сы, приз­мы, ци­лин­д­ры или целые ка­мен­ные пли­ты. Наибольшее количество клинописных документов представляют плит­ки из гли­ны[1].

Сохранилось большое количество тек­стов, на­пи­сан­ных клинописью: де­нежные счета, летописи, государственные указы, эпосы, словари, на­учные со­чи­не­ния, ре­лигиозно-ма­гические тек­сты. Ряд из них были созданы народами, контактирующими с древними израильтянами, поэтому клинописные источники имеют важное значение для изучения истории Ветхого Завета[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дьяконов И. М. Клинопись. Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Дата обращения: 15 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Клинопись. Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 15 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Мень А. Клинопись. Азбука веры. Православная библиотека. Дата обращения: 15 июня 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!