Кестнер, Эрих
Эрих Кестнер | |
---|---|
нем. Emil Erich Kästner | |
Эрих Кестнер, около 1930 г. | |
Псевдонимы |
Robert Neuner, Berthold Bürger, Peter Flint |
Дата рождения | 23 февраля 1899 |
Место рождения | Дрезден, Германия |
Дата смерти | 29 июля 1974 (75 лет) |
Место смерти | Мюнхен, ФРГ |
Гражданство | Германия |
Род деятельности | детский писатель |
Годы творчества | 1928—1974 |
Жанр | повести |
Язык произведений | немецкий |
Премии |
Премия Георга Бюхнера (1957), Премия имени Х. К. Андерсена (1960), Литературная премия города Мюнхена (1955), Культурная премия немецких масонов (1968) |
Награды |
Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», Кольцо Лессинга (1968) |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Эмиль Эрих Кестнер (нем. Emil Erich Kästner; 23 февраля 1899 — 29 июля 1974) — немецкий писатель, известный своими произведениями для детей, неоднократно экранизируемыми как в Германии (довоенной и послевоенной), так и в других странах. Наибольшей популярностью пользуются его повести «Летающий класс» о жизни мальчиков из школы-интерната и «Две Лотты» о разлучённых при рождении девочках-близнецах, случайно встретившихся в летнем лагере.
Биография
Эрих Кестнер родился в немецком городе Дрездене 23 февраля 1899 года[1][2]. Отец писателя, Эмиль Ричард Кестнер, изготовлял лошадиные сёдла и обивал мебель, а мать, Ида Амалия, перебивалась случайными заработками; в 1930-е годы она переквалифицировалась на парикмахера, и наряду с мужем стала обеспечивать семью[2].
Эрих Кестнер был единственным ребёнком в семье. В своей автобиографической книге «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) он пишет, что никогда не чувствовал себя вследствие этого ущемленным; у него было много друзей, он никогда не чувствовал себя одиноким, и не стал избалованным[3].
Детство
Сына в основном воспитывала мать, и к ней Эрих до конца её жизни испытывал тёплые чувства; он почти каждый день писал ей письма и слал по почте открытки[1]. Образ заботливой матери позже войдет в произведения писателя, а одному из персонажей писатель припишет девичью фамилию матери Августин. Ида Кестнер всегда была на стороне сына, и поддержала его желание стать учителем начальных классов.[1] Начальное образование Эрих получил в родном городе Дрездене, и там же поступил в педагогический колледж.
Истоки антимилитаризма писателя
В ходе Первой мировой войны, в 1917 году, еще не успевший завершить обучение Кестнер был призван на военную службу[2] в Королевскую Саксонскую Армию. В артиллерии его ждали тяжёлые тренировки, что в итоге вызвало у него нервный срыв и сердечную недостаточность, последствия чего сказывались всю его дальнейшую жизнь. В одном из своих радиоинтервью писатель скажет, что служба в армии явилась для него тяжелейшей травмой, одновременно обогатив его жизненным опытом.
Домой Эрих вернулся лишь 1919 году, когда в Германии монархия уже была свергнута в результате революции. Пережив смерть армейских товарищей и испытав ужасы войны, Эрих Кестнер становится ярым противником войн[2], что сказалось на его творчестве; он негодует на военных, на милитаризацию страны, и даже на военную промышленность. Тема неприязни к войне пронизывает все его последующее творчество.
Начало творчества и научная работа
После войны Эрих Кестнер решает, что карьера учителя отныне не для него и продолжает образование в Лейпциге, где изучает историю, философию, германистику и искусство театра[4][3][2]. Он печатает свои первые стихи в университетской газете и живет на стипендию. Оплачивать обучение ему помогают родители; вдобавок удается еще и подрабатывать. Кестнер ведёт активную студенческую жизнь, работает над диссертацией, проводя исследования в области германистики.
В 1925 году Кестнер сотрудничает с газетой Neue Leipziger Zeitung, в качестве репортера и критика. Его коллегой и другом становится немецкий карикатурист Эрих Озер. Друзья размещают в газете поэму «Вечерняя песня виртуозов» (Abendlied des Kammervirtuosen), и редактор увольняет Эриха Кестнера. Потеряв работу в Лейпциге, Кестнер перебирается в Берлин, где становится становится сформировавшимся писателем и где вырабатывает свой литературный стиль. Кестнер печатается в различных периодических изданиях под псевдонимами, пишет несколько пьес для кабаре и театра, и издаёт первые сборники стихов — «Herz auf Waist» (1928) и «Lärm im Spiegel» (1929), «Gesang zwischen den Stühlen», и «Сердце на талии» «Herz auf Taille» 1928 год[4] с 49 стихами, иллюстрированными Эрихом Озером[3], что принесло ему известность среди литераторов.
В 1929 году переводчица и руководитель издательства Die Weltbühne и Williams & Co. Эдит Якобсон предлагает Кестнеру квалифицироваться в качестве детского писателя, и он издаёт в издательстве Якобсон книгу «Эмиль и сыщики», иллюстрированную его другом художником Вальтером Триером (Walter Trier). В 1931 году в этом же издательстве выходит еще одна детская книга Кестнера «Pünktchen und Anton» (Кнопка и Антон)[3].
Героя книги «Эмиль и сыщики» Эмиля Тишбейна мать отсылает в Берлин, чтобы передать бабушке, для её материальной поддержки, денежную сумму в 140 марок. Но в поезде Эмиля обкрадывают, и он решает самостоятельно разыскать и наказать вора. В розыске ему помогают новые знакомые — берлинские мальчишки, и после ряда захватывающих приключений новоявленным детективам удается разыскать вора, передать его полиции и вернуть Эмилю украденные деньги. Вдобавок, ему еще и выплачивается полицией премия в 1000 марок за обезвреживание опасного рецидивиста. Язык книги великолепен, в работе над текстом полностью проявился талант Кестнера как рассказчика. Книга и поныне остается непревзойденным образцом немецкоязычной детской литературы. Книга переведена на 50 языков мира и неоднократно экранизировалась[1].
В дальнейшем Эрих Кестнер написал еще немало детских книг и стихов, обращенных к подрастающему поколению, призывающих к доброте и проявлению высоких нравственных чувств.
Жизнь при нацистах и в годы войны
Оставаясь верным своим убеждениям, Кестнер противился политике пришедших к власти в германии нацистов. Это не осталось незамеченным новыми власятми: писателя часто вызывали на допросы, он был исключен из Национальной гильдии писателей Reichsverband deutscher Schriftsteller (RDS), его денежный счет в банке был арестован, ранее изданные книги сжигались, а новые не печатались[4].
Но Кестнер не покинул страну, а печататься продолжал под псевдонимами. Несколько книг удалось издать в швейцарском издательстве Atrium, в частности, роман «Трое в снегу» (Drei Männer im Schnee, 1934). В 1944 году дом с квартирой писателя подвергся бомбардировке и был разрушен; писатель со своими друзьями перебрался в Циллерталь, где и встретил конец войны.
Послевоенная жизнь в Мюнхене
В 1945 году Кестнер переезжает в Мюнхен, где остается до конца жизни. В Мюнхене он редактирует газету Neue Zeitung, издает журнал для детей и молодёжи Pinguin[3], пишет песни и сценарии для театра и радио, в частности, для кабаре Die Schaubude[1]. Для детей он пишет одно из самых известных своих произведений «Das doppelte Lottchen» (1950)[3][1], а также «Zu Treuen Händen» (1950) и «Die Konferenz der Tiere» (Конференция животных, 1949). В этом детском романе животные созывают международную конференцию с целью достижения мира во всём мире.
Написать этот роман Кестнеру предложила немецкая журналистка и писательница Джелла Лепман[5], с которой Кестнер сошелся во взглядах на то, что книги помогают детям научиться любви и терпимости. Кестнер также, совместно с Лепман, основывает в Мюнхене Международную юношескую библиотеку (Internationale Jugendbibliothek), а в 1953 году с коллективом единомышленников основывает Международный совет по детской книге IBBY.
Ряд публикаций писателя отражает борьбу против милитаризма и повествует о жизни в разрушенной войной Германии. На основе своей известности Кестнер в 1951 году избирается президентом ПЕН-центра (международной правозащитной организации) Западной Германии, и занимает этот почетный пост до 1961 года. Он получает международное признание и становится лауреатом множества престижных премий[1].
Личная жизнь
Официально Эрих Кестнер никогда не был женат. В возрасте 50 лет он знакомится с актрисой Фридхильде Зиберт, в 1957 году у пары родился сын Томас. Подругой Кестнера по жизни была успешная журналистка Луизелотте Эндерле, главный редактор журнала «Neue Zeitung», с которой он прожил свыше 40 лет[3]. Луизелотта Эндерле явилась прототипом персонажа матери Луизелотты двух близнецов Луизы и Лотте в книге писателя «Две Лотты».
Состояние здоровья и смерть
Эмиль Эрих Кестнер умер 29 июля 1974 года в возрасте 75 лет от рака пищевода и был похоронен на кладбище Святого Георгия Bogenhausener Friedhof в Мюнхене.
Награды и премии, память
Писатель был удостоен нескольких литературных премий за свое творчество, самые известные из них:
- Премия Георга Бюхнера / Georg-Büchner-Preis, 1957;
- Премия имени Ганса Х. Андерсена / Hans Christian Andersen Award, 1960;
- Премия «Полка Льюиса Кэрролла» / Lewis Carroll Shelf Award, 1961.
В Германии имя Эмиля Эриха Кестнера присвоено ряду улиц и учебных заведений, а также Детской деревне в общине Обершварцах, в которой дети с нарушениями и расстройствами развития получают необходимое образование; создание этой школы одобрил сам Кестнер. При школе существует библиотека имени Эриха Кестнера[5].
После смерти писателя было основано литературное сообщество его имени. Пресс-клуб города Дрездена учредил премию имени Эриха Кестнера (Erich Kästner-Preis), присуждаемую «за выдающиеся человеческие качества», а Баварская академия изящных искусств (Bavarian Academy of Arts) присуждает литературную премию имени писателя[5].
Литературное творчество Кестнера
Всего Кестнер написал 51 книгу. Ниже приведены самые его известные произведения:
- Эмиль и сыщики, 1929.
- Фабиан. История одного моралиста, 1931.
- 35 мая, 1931.
- Кнопка и Антон, 1931.
- Летающий класс, 1933.
- Эмиль и трое близнецов, 1934.
- Трое в снегу, 1934.
- Две Лотты, 1949.
- Когда я был маленьким, 1957.
- Мальчик из спичечной коробки, 1963.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Görtz Franz Josef, Sarkowicz Hans. Erich Kästner (нем.) / mitarbeit Jojann Anna. — 3-Auflage. — München: Piper Verlag GmbH, 1999. — S. 13, 83, 135, 143, 269, 298. — 371 S. — ISBN 3-492-03890-5.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Kordon Klaus. Die Zeit ist kaputt.Die Lebensgeschichte des Erich Kästner. — Hemsbach: Beltz & Gerber, 1994. — С. 12, 28, 52, 57,64. — 336 с. — ISBN 978-3-407-78782-8.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Schikorsky Isa. Erich Kästner. — 4-Aufl.. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2003. — С. 23, 39, 49, 66, 126, 127, 145. — ISBN 3-423-31011-1.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Hanuschek Sven. Keiner blinkt dir hinter das Gesicht. Das Leben Erich Kästners. — Muenchen: Carl Hanser Verlag, 1999. — С. 68, 131, 220. — 496 с. — ISBN 3-446-19565-3.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Kennst du Erich Kästner / сост. Astrid Koopmann und Bernhard Meier. — 2-Aufl.. — Bertuch. — Т. 7. — С. 95, 97, 98. — 112 с. — ISBN 978-937601-88-5.
Ссылки
Виртуальный музей Эриха Кестнера
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |