Кестнер, Эрих

Материал из «Знание.Вики»
Эрих Кестнер
нем. Emil Erich Kästner
Эрих Кестнер, около 1930 г.
Эрих Кестнер, около 1930 г.
Псевдонимы Robert Neuner,
Berthold Bürger,
Peter Flint
Дата рождения 23 февраля 1899(1899-02-23)
Место рождения Дрезден, Германия
Дата смерти 29 июля 1974(1974-07-29) (75 лет)
Место смерти Мюнхен, ФРГ
Гражданство Флаг Германии Германия
Род деятельности детский писатель
Годы творчества 1928—1974
Жанр повести
Язык произведений немецкий
Премии Премия Георга Бюхнера (1957),
Премия имени Х. К. Андерсена (1960),
Литературная премия города Мюнхена (1955),
Культурная премия немецких масонов (1968)
Награды Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»,
Кольцо Лессинга (1968)
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Эмиль Эрих Кестнер (нем. Emil Erich Kästner; 23 февраля 1899 — 29 июля 1974) — немецкий писатель, известный своими произведениями для детей, неоднократно экранизируемыми как в Германии (довоенной и послевоенной), так и в других странах. Наибольшей популярностью пользуются его повести «Летающий класс» о жизни мальчиков из школы-интерната и «Две Лотты» о разлучённых при рождении девочках-близнецах, случайно встретившихся в летнем лагере.

Биография

Дом в Дрездене, в котором родился Эрих Кестнер

Эрих Кестнер родился в немецком городе Дрездене 23 февраля 1899 года[1][2]. Отец писателя, Эмиль Ричард Кестнер, изготовлял лошадиные сёдла и обивал мебель, а мать, Ида Амалия, перебивалась случайными заработками; в 1930-е годы она переквалифицировалась на парикмахера, и наряду с мужем стала обеспечивать семью[2].

Эрих Кестнер был единственным ребёнком в семье. В своей автобиографической книге «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) он пишет, что никогда не чувствовал себя вследствие этого ущемленным; у него было много друзей, он никогда не чувствовал себя одиноким, и не стал избалованным[3].

Детство

Сына в основном воспитывала мать, и к ней Эрих до конца её жизни испытывал тёплые чувства; он почти каждый день писал ей письма и слал по почте открытки[1]. Образ заботливой матери позже войдет в произведения писателя, а одному из персонажей писатель припишет девичью фамилию матери Августин. Ида Кестнер всегда была на стороне сына, и поддержала его желание стать учителем начальных классов.[1] Начальное образование Эрих получил в родном городе Дрездене, и там же поступил в педагогический колледж.

Истоки антимилитаризма писателя

В ходе Первой мировой войны, в 1917 году, еще не успевший завершить обучение Кестнер был призван на военную службу[2] в Королевскую Саксонскую Армию. В артиллерии его ждали тяжёлые тренировки, что в итоге вызвало у него нервный срыв и сердечную недостаточность, последствия чего сказывались всю его дальнейшую жизнь. В одном из своих радиоинтервью писатель скажет, что служба в армии явилась для него тяжелейшей травмой, одновременно обогатив его жизненным опытом.

Домой Эрих вернулся лишь 1919 году, когда в Германии монархия уже была свергнута в результате революции. Пережив смерть армейских товарищей и испытав ужасы войны, Эрих Кестнер становится ярым противником войн[2], что сказалось на его творчестве; он негодует на военных, на милитаризацию страны, и даже на военную промышленность. Тема неприязни к войне пронизывает все его последующее творчество.

Начало творчества и научная работа

После войны Эрих Кестнер решает, что карьера учителя отныне не для него и продолжает образование в Лейпциге, где изучает историю, философию, германистику и искусство театра[4][3][2]. Он печатает свои первые стихи в университетской газете и живет на стипендию. Оплачивать обучение ему помогают родители; вдобавок удается еще и подрабатывать. Кестнер ведёт активную студенческую жизнь, работает над диссертацией, проводя исследования в области германистики.

В 1925 году Кестнер сотрудничает с газетой Neue Leipziger Zeitung, в качестве репортера и критика. Его коллегой и другом становится немецкий карикатурист Эрих Озер. Друзья размещают в газете поэму «Вечерняя песня виртуозов» (Abendlied des Kammervirtuosen), и редактор увольняет Эриха Кестнера. Потеряв работу в Лейпциге, Кестнер перебирается в Берлин, где становится становится сформировавшимся писателем и где вырабатывает свой литературный стиль. Кестнер печатается в различных периодических изданиях под псевдонимами, пишет несколько пьес для кабаре и театра, и издаёт первые сборники стихов — «Herz auf Waist» (1928) и «Lärm im Spiegel» (1929), «Gesang zwischen den Stühlen», и «Сердце на талии» «Herz auf Taille» 1928 год[4] с 49 стихами, иллюстрированными Эрихом Озером[3], что принесло ему известность среди литераторов.

Обложка книги «Эмиль и сыщики», 1931 год

В 1929 году переводчица и руководитель издательства Die Weltbühne и Williams & Co. Эдит Якобсон предлагает Кестнеру квалифицироваться в качестве детского писателя, и он издаёт в издательстве Якобсон книгу «Эмиль и сыщики», иллюстрированную его другом художником Вальтером Триером (Walter Trier). В 1931 году в этом же издательстве выходит еще одна детская книга Кестнера «Pünktchen und Anton» (Кнопка и Антон)[3].

Героя книги «Эмиль и сыщики» Эмиля Тишбейна мать отсылает в Берлин, чтобы передать бабушке, для её материальной поддержки, денежную сумму в 140 марок. Но в поезде Эмиля обкрадывают, и он решает самостоятельно разыскать и наказать вора. В розыске ему помогают новые знакомые — берлинские мальчишки, и после ряда захватывающих приключений новоявленным детективам удается разыскать вора, передать его полиции и вернуть Эмилю украденные деньги. Вдобавок, ему еще и выплачивается полицией премия в 1000 марок за обезвреживание опасного рецидивиста. Язык книги великолепен, в работе над текстом полностью проявился талант Кестнера как рассказчика. Книга и поныне остается непревзойденным образцом немецкоязычной детской литературы. Книга переведена на 50 языков мира и неоднократно экранизировалась[1].

В дальнейшем Эрих Кестнер написал еще немало детских книг и стихов, обращенных к подрастающему поколению, призывающих к доброте и проявлению высоких нравственных чувств.

Жизнь при нацистах и в годы войны

Оставаясь верным своим убеждениям, Кестнер противился политике пришедших к власти в германии нацистов. Это не осталось незамеченным новыми власятми: писателя часто вызывали на допросы, он был исключен из Национальной гильдии писателей Reichsverband deutscher Schriftsteller (RDS), его денежный счет в банке был арестован, ранее изданные книги сжигались, а новые не печатались[4].

Но Кестнер не покинул страну, а печататься продолжал под псевдонимами. Несколько книг удалось издать в швейцарском издательстве Atrium, в частности, роман «Трое в снегу» (Drei Männer im Schnee, 1934). В 1944 году дом с квартирой писателя подвергся бомбардировке и был разрушен; писатель со своими друзьями перебрался в Циллерталь, где и встретил конец войны.

Послевоенная жизнь в Мюнхене

В 1945 году Кестнер переезжает в Мюнхен, где остается до конца жизни. В Мюнхене он редактирует газету Neue Zeitung, издает журнал для детей и молодёжи Pinguin[3], пишет песни и сценарии для театра и радио, в частности, для кабаре Die Schaubude[1]. Для детей он пишет одно из самых известных своих произведений «Das doppelte Lottchen» (1950)[3][1], а также «Zu Treuen Händen» (1950) и «Die Konferenz der Tiere» (Конференция животных, 1949). В этом детском романе животные созывают международную конференцию с целью достижения мира во всём мире.

Написать этот роман Кестнеру предложила немецкая журналистка и писательница Джелла Лепман[5], с которой Кестнер сошелся во взглядах на то, что книги помогают детям научиться любви и терпимости. Кестнер также, совместно с Лепман, основывает в Мюнхене Международную юношескую библиотеку (Internationale Jugendbibliothek), а в 1953 году с коллективом единомышленников основывает Международный совет по детской книге IBBY.

Ряд публикаций писателя отражает борьбу против милитаризма и повествует о жизни в разрушенной войной Германии. На основе своей известности Кестнер в 1951 году избирается президентом ПЕН-центра (международной правозащитной организации) Западной Германии, и занимает этот почетный пост до 1961 года. Он получает международное признание и становится лауреатом множества престижных премий[1].

Личная жизнь

Могила Эриха Кестнера в день 40-летия со дня его смерти, в 2014 году

Официально Эрих Кестнер никогда не был женат. В возрасте 50 лет он знакомится с актрисой Фридхильде Зиберт, в 1957 году у пары родился сын Томас. Подругой Кестнера по жизни была успешная журналистка Луизелотте Эндерле, главный редактор журнала «Neue Zeitung», с которой он прожил свыше 40 лет[3]. Луизелотта Эндерле явилась прототипом персонажа матери Луизелотты двух близнецов Луизы и Лотте в книге писателя «Две Лотты».

Состояние здоровья и смерть

Эмиль Эрих Кестнер умер 29 июля 1974 года в возрасте 75 лет от рака пищевода и был похоронен на кладбище Святого Георгия Bogenhausener Friedhof в Мюнхене.

Награды и премии, память

Писатель был удостоен нескольких литературных премий за свое творчество, самые известные из них:

  • Премия Георга Бюхнера / Georg-Büchner-Preis, 1957;
  • Премия имени Ганса Х. Андерсена / Hans Christian Andersen Award, 1960;
  • Премия «Полка Льюиса Кэрролла» / Lewis Carroll Shelf Award, 1961.

В Германии имя Эмиля Эриха Кестнера присвоено ряду улиц и учебных заведений, а также Детской деревне в общине Обершварцах, в которой дети с нарушениями и расстройствами развития получают необходимое образование; создание этой школы одобрил сам Кестнер. При школе существует библиотека имени Эриха Кестнера[5].

После смерти писателя было основано литературное сообщество его имени. Пресс-клуб города Дрездена учредил премию имени Эриха Кестнера (Erich Kästner-Preis), присуждаемую «за выдающиеся человеческие качества», а Баварская академия изящных искусств (Bavarian Academy of Arts) присуждает литературную премию имени писателя[5].

Литературное творчество Кестнера

Всего Кестнер написал 51 книгу. Ниже приведены самые его известные произведения:

  • Эмиль и сыщики, 1929.
  • Фабиан. История одного моралиста, 1931.
  • 35 мая, 1931.
  • Кнопка и Антон, 1931.
  • Летающий класс, 1933.
  • Эмиль и трое близнецов, 1934.
  • Трое в снегу, 1934.
  • Две Лотты, 1949.
  • Когда я был маленьким, 1957.
  • Мальчик из спичечной коробки, 1963.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Görtz Franz Josef, Sarkowicz Hans. Erich Kästner (нем.) / mitarbeit Jojann Anna. — 3-Auflage. — München: Piper Verlag GmbH, 1999. — S. 13, 83, 135, 143, 269, 298. — 371 S. — ISBN 3-492-03890-5.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Kordon Klaus. Die Zeit ist kaputt.Die Lebensgeschichte des Erich Kästner. — Hemsbach: Beltz & Gerber, 1994. — С. 12, 28, 52, 57,64. — 336 с. — ISBN 978-3-407-78782-8.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Schikorsky Isa. Erich Kästner. — 4-Aufl.. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2003. — С. 23, 39, 49, 66, 126, 127, 145. — ISBN 3-423-31011-1.
  4. 4,0 4,1 4,2 Hanuschek Sven. Keiner blinkt dir hinter das Gesicht. Das Leben Erich Kästners. — Muenchen: Carl Hanser Verlag, 1999. — С. 68, 131, 220. — 496 с. — ISBN 3-446-19565-3.
  5. 5,0 5,1 5,2 Kennst du Erich Kästner / сост. Astrid Koopmann und Bernhard Meier. — 2-Aufl.. — Bertuch. — Т. 7. — С. 95, 97, 98. — 112 с. — ISBN 978-937601-88-5.

Ссылки

Виртуальный музей Эриха Кестнера

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!