Катана

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Составляющие катаны.

Катана — японский длинный меч с изогнутым клинком (дайто)[1]. Рукоять прямая и длинная, в отличие от сабли, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие на рукоятке и клинке отсутствует[2]. Небольшой изгиб клинка и острый наконечник лезвия позволяют наносит рубящие и колющие удары.

Длина клинка — приблизительно 60-75 сантиметров (2-2,5 сяку). Общая длина составляет от 80 до 105 сантиметров. Оружие длиной меньше 2 сяку сантиметров называется вакидзаси (японский короткий меч), больше 2,5 сяку — тати.

Краткая история катаны

Возникновение меча берёт своё начало в XV веке (ранний период Муромати). К тому моменту самураи оформились как полноценное составляющее японского общества, и наряду с этим начали оформляться и создаваться фехтовальные техники[3]. Ввоз португальскими мореплавателями мушкетов не смог похоронить самураев (пусть и заложил определённый фундамент). Однако, Япония раздиралась длительной междоусобной войной. К XVI веку появление кодекса «Бусидо» и окончательное объединение Японии сформировало не только облик самурайского сословия, но и подходы к решению внутрисословных конфликтов — дуэли между самураями, где они демонстрировали своё мастерство владения оружием, повлияли на развитие кузнечных технологий.

До Реставрации Мейдзи катана носила сакральный статус: настолько, что самурай имел полное право убить другого человека, если он с точки зрения самурая нарушил этикет обращения с катаной. Однако по окончанию Реставрации, и особенно после битвы у Сироямы, самурайское сословие прошло через процесс ликвидации — катана стала не более чем церемониальным оружием, признаком принадлежности к знатным японским семействам. По настоящему массовой катана стала в годы Второй мировой: ею владели офицерский состав армии Японии.

Изготовление катаны

Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляются, чтобы они соединились друг с другом.

Полученный блок стали проковывают следующим образом: его расплющивают, складывают, снова расплющивают и снова складывают. Подобная процедура создаёт особый «орнамент», который называется хамоном. Он виден при разрезе лезвия.

Содержащийся в стали углерод после такой ковки равномерно распределяется по всей заготовке, в силу чего прочность клинка будет одинаковой на всех участках. Далее в блок из тамахаганэ добавляют более мягкую сталь, дабы оружие не сломалось при больших динамических нагрузках.

Следующим процессом идёт закалка: меч разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который используется для ковки и быстро охлаждается — и кристаллическая решетка одного из компонентов переходит в состояние мартенсит, а режущая кромка лезвия приобретает чрезвычайную твёрдость.

В некоторых случаях на лезвие катаны наносится гравировка, преимущественно буддийской или связанной с синтоизмом. После полировки лезвия катана считается готовой.

Конструкция лезвия

Перед кузнецом, что изготавливал лезвие, стояла задача — сделать оружие острым и прочным одновременно. Данное затруднение было преодолено посредством применения многослойной конструкции. Сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию в дальнейшем.

Очень короткие клинки изготавливаются из одного вида стали, более крупные образцы требуют более сложной конструкции.

Виды конструкций лезвия катаны.
  • Мару — самая простая конструкция, используемая для танто и вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного-единственного сорта стали;
  • Кобусэ — упрощённая конструкция меча; вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия в силу своего упрощенного строения;
  • Хонсаммай — наиболее распространённая конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твёрдости. Меч отличается высокой прочностью — обратная сторона клинка (обух) не закалена и не даёт ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов;
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть клинка защищена жёсткой железной полосой;
  • Макури — упрощённая конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твёрдой стали;
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция;
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи;
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твёрдого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твёрдой стали;
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась легендарным кузнецом Масамунэ, считается образцовым клинком.

Ношение катаны

Монтажи катан. Сверху вниз: полный монтаж катаны с гардой (цуба), сирасая, полный монтаж вакидзаси.

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах (сая), заложенными за пояс, лезвием вверх. Такой способ ношения катаны был принят после периода Сэнгоку, когда ношение оружия стало больше традицией, нежели чем военной необходимостью. При входе в дом самурай вынимал катану из-за пояса. Ношение катаны в левой руке обозначало боевую готовность, в правой — доверие к человеку перед самураем.

В случае отсутствия необходимости частого применения оружия катана укладывалась в специальный монтаж (косираэ) под названием «сирасая». Особенностью монтажа «сирасая» было то, что ножны не были покрыты лаком — это обеспечивало лезвие вентиляцией и защитой от коррозии. Также сирасая позволяла записывать на них информацию о клинке и его владельце/владельцах. Монтаж сирасая из-за схожести с деревянным мечом для тренировок (боккэн) приобрёл популярность в XIX веке, в связи с запретом ношения катан.

Встречающие дефекты катаны

Видов дефектов катаны множество. Они бывают как фатальные, что возникают в процессе ковки лезвия, так и просто портящие внешний вид изделия.

Katana kizu rus.png
  1. Карасунокути (からすのくち). Трещина в клинке. Если трещина проходит примерно в параллельной плоскости, она делит закалённую и незакалённую части, и если это отражается на форме, то меч становится бракованным.
  2. Синаэ (撓え). Незначительные дефекты в местах изгиба, возникающие вследствие усталости материала на этих участках. Проходят, как правило, перпендикулярно к клинку в той части, которая сделана из незакалённой стали. Не считаются серьёзными дефектами.
  3. Фукурэ (膨れ). Включения из окалины или угля, оставшиеся после складывания стали, в основном — погрешности сварки. Обнажаются после полировки, портят внешний вид, а также снижают качество меча.
  4. Кирикоми (切り込み). Зазубрина на задней части меча, возникающая при защите отбивом. Не является серьёзным дефектом. В процессе полировки зазубрины можно устранять. На старых сточившихся мечах их оставляют как свидетельство того, что меч использовался в бою.
  5. Умэганэ (埋め金). Сделанная кузнецом заплатка, закрывающая какой-либо дефект. Умэганэ делают также с целью скрыть внутреннюю сталь, начинающую проступать после частых полировок.
  6. Хагирэ (はぎれ). Появившаяся на линии закалки (хамон) зазубрина, а также сильный изгиб клинка может спровоцировать микроскопическую трещину — хагирэ. Зазубрина обычно хорошо заметна и не представляет большой опасности для меча, в то время как трещина, которую очень трудно разглядеть, является фатальным дефектом.
  7. Хакоборэ (刃毀れ). Грубая цилиндрическая зазубрина, проходящая хоть и не через закалённую сталь, однако часто являющаяся причиной трещины.
  8. Хадзими (はじみ) Матовые участки, возникающие после многократной заточки. Меч теряет свой блеск. Часто встречающееся, но неопасное возрастное явление.
  9. Ниой гирэ (匂切れ). Возможны две причины данного дефекта: линия закалки на границе с незакалённой сталью не имеет чётко обозначенных контуров, однако закалка стали произведена правильно. В этом случае возможна маскировка недостатка посредством шлифовки. Либо — фатальный дефект, когда линия закалки в определённом месте клинка отсутствует, что свидетельствует о плохой закалке стали на этом участке и, следовательно, недостаточной закалке меча в целом.
  10. Мидзукагэ (水影). Потемневший участок, как правило, на режущей кромке. Причиной может быть повторная закалка либо повторное охлаждение.
  11. Синтэцу (心鉄) (букв. «сердце металла»). Дефект от многократной полировки. Верхний слой стали, подчас всего в несколько десятых долей миллиметра толщиной, на определённом участке стёрся, и под ним проступают нижние слои металла. В этом случае говорят про «усталость» меча (см. цукарэ).

Искусство владения катаной

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, но порой оно использовалось как колющее[4]. Старейшие школы берут своё начало наряду с возникновением самого оружия — XV—XVI века.

Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующихся на базе кэндзюцу техник заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти не под прямым углом, а вдоль плоскости — в итоге получается разрез, а не непосредственно удар.

В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи в ходе Реставрации на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Мифы и стереотипы об оружии

Вокруг катаны сложилось довольно много стереотипов, во многом сопряженных с восприятием японской культуры европейцами — причём восприятие сложилось не через непосредственный контакт, а через сложившуюся под влиянием американских и европейских идей японскую культуру. Хотя определённые предпосылки из реального мира и самой культуры, безусловно, сыграли свою роль на восприятии катаны.

Некоторые сложившиеся стереотипы вокруг катаны:

  • клинковая сталь складывается несчётное количество раз — на самом деле количество слоёв в лезвии равняется 2n, где n — количество складываний. Так, при шести слоях количество складываний будет равно 64 (2 в шестой степени), при 20 складываниях — свыше 1 000 000;
  • катана является абсолютной вершиной кузнечного мастерства — при всей своей сложности изготовления оружия, этот миф взят напрямую из японской массовой культуры XX века. Его поддерживали и поддерживают такие популяризаторские каналы, как National Geographic, Discovery и другие. На самом деле сложные по структуре и технологии мечи существовали ещё с V в. до н. э.; так, в Нидаме (Дания) были найдены гладиусы и спаты со сложными сварными структурами. А Штефан Медер[5] проводил эксперимент, в рамках которого он и его японские коллеги отковали и отполировали мечи по способу изготовления катаны. Эксперимент выявил, что оружие германцев по качеству и технологии ничуть не уступало японскому — более того, применяемые для катан сыродутные печи появились в Японии позже, нежели чем это было во времена Римской империи;
  • катана предназначалась только для боя без доспехов — во-первых, бездоспешные дуэли возникли только к XVII веку, и именно в этот момент начали складываться школы, как раз ориентированные на непосредственно фехтование и дуэли 1 на 1. Во-вторых, до этого периода и соответствующего указа сёгуна Токугава Иэясу (он провозгласил катану «душой самурая») основным вооружением у самураев был японский лук юми (отношение к которому было ничуть не почтительнее, чем к катане), и в-третьих — бездоспешная ориентированность катаны обусловлена тем, что оружие стало символом статуса и социального положения в японском социуме.

Уход за мечом

Уход за катаной проводится в строгой последовательности и прежде всего заключается в чистке лезвия. В частности, полировка меча производится посредством специальных камней с большим количеством степеней полирования, а для очистки лезвия применяется специальная рисовая бумага. Очищать меч необходимо от старого масла — само масло служит для защиты клинка от ржавчины; для этого используется специальное масло из плодов камелии или гвоздики.

Защитный масляный слой наносится очень тонко, по всей поверхности — для этого хватает 1-2 капель масла. Если добавить больше, то на лезвие будет налипать пыль и частицы дерева из ножен.

У всех катан имеется хвостовик. На хвостовике мастера делали гравировки для обозначения принадлежности оружия. Самостоятельно как-либо работать с хвостовиками не рекомендуется: в противном случае есть риск повредить надписи — это скажется на цене меча и усложнит процесс идентификации.

Примечания

  1. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. .
  2. Yoshindo Yoshihara: The Craft of the Japanese Sword, Kodansha Intl © 1987. .
  3. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. The Craft of the Japanese Sword. — Tokyo: Kodansha International, 1987. — ISBN 0-87011-798-X. .
  4. Тест мечей в Нагано 1853 года (англ.). Дата обращения: 25 марта 2023.
  5. Stefan Mäder: Stähle, Steine und Schlangen. Zur Kultur- und Technikgeschichte von Schwertklingen des frühen Mittelalters. [1].