Катана
Катана — японский длинный меч с изогнутым клинком (дайто)[1]. Рукоять прямая и длинная, в отличие от сабли, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие на рукоятке и клинке отсутствует[2]. Небольшой изгиб клинка и острый наконечник лезвия позволяют наносит рубящие и колющие удары.
Длина клинка — приблизительно 60-75 сантиметров (2-2,5 сяку). Общая длина составляет от 80 до 105 сантиметров. Оружие длиной меньше 2 сяку сантиметров называется вакидзаси (японский короткий меч), больше 2,5 сяку — тати.
Краткая история катаны
Возникновение меча берёт своё начало в XV веке (ранний период Муромати). К тому моменту самураи оформились как полноценное составляющее японского общества, и наряду с этим начали оформляться и создаваться фехтовальные техники[3]. Ввоз португальскими мореплавателями мушкетов не смог похоронить самураев (пусть и заложил определённый фундамент). Однако, Япония раздиралась длительной междоусобной войной. К XVI веку появление кодекса «Бусидо» и окончательное объединение Японии сформировало не только облик самурайского сословия, но и подходы к решению внутрисословных конфликтов — дуэли между самураями, где они демонстрировали своё мастерство владения оружием, повлияли на развитие кузнечных технологий.
До Реставрации Мейдзи катана носила сакральный статус: настолько, что самурай имел полное право убить другого человека, если он с точки зрения самурая нарушил этикет обращения с катаной. Однако по окончанию Реставрации, и особенно после битвы у Сироямы, самурайское сословие прошло через процесс ликвидации — катана стала не более чем церемониальным оружием, признаком принадлежности к знатным японским семействам. По настоящему массовой катана стала в годы Второй мировой: ею владели офицерский состав армии Японии.
Изготовление катаны
Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляются, чтобы они соединились друг с другом.
Полученный блок стали проковывают следующим образом: его расплющивают, складывают, снова расплющивают и снова складывают. Подобная процедура создаёт особый «орнамент», который называется хамоном. Он виден при разрезе лезвия.
Содержащийся в стали углерод после такой ковки равномерно распределяется по всей заготовке, в силу чего прочность клинка будет одинаковой на всех участках. Далее в блок из тамахаганэ добавляют более мягкую сталь, дабы оружие не сломалось при больших динамических нагрузках.
Следующим процессом идёт закалка: меч разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который используется для ковки и быстро охлаждается — и кристаллическая решетка одного из компонентов переходит в состояние мартенсит, а режущая кромка лезвия приобретает чрезвычайную твёрдость.
В некоторых случаях на лезвие катаны наносится гравировка, преимущественно буддийской или связанной с синтоизмом. После полировки лезвия катана считается готовой.
Конструкция лезвия
Перед кузнецом, что изготавливал лезвие, стояла задача — сделать оружие острым и прочным одновременно. Данное затруднение было преодолено посредством применения многослойной конструкции. Сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию в дальнейшем.
Очень короткие клинки изготавливаются из одного вида стали, более крупные образцы требуют более сложной конструкции.
- Мару — самая простая конструкция, используемая для танто и вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного-единственного сорта стали;
- Кобусэ — упрощённая конструкция меча; вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия в силу своего упрощенного строения;
- Хонсаммай — наиболее распространённая конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твёрдости. Меч отличается высокой прочностью — обратная сторона клинка (обух) не закалена и не даёт ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов;
- Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть клинка защищена жёсткой железной полосой;
- Макури — упрощённая конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твёрдой стали;
- Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция;
- Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи;
- Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твёрдого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твёрдой стали;
- Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась легендарным кузнецом Масамунэ, считается образцовым клинком.
Ношение катаны
Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах (сая), заложенными за пояс, лезвием вверх. Такой способ ношения катаны был принят после периода Сэнгоку, когда ношение оружия стало больше традицией, нежели чем военной необходимостью. При входе в дом самурай вынимал катану из-за пояса. Ношение катаны в левой руке обозначало боевую готовность, в правой — доверие к человеку перед самураем.
В случае отсутствия необходимости частого применения оружия катана укладывалась в специальный монтаж (косираэ) под названием «сирасая». Особенностью монтажа «сирасая» было то, что ножны не были покрыты лаком — это обеспечивало лезвие вентиляцией и защитой от коррозии. Также сирасая позволяла записывать на них информацию о клинке и его владельце/владельцах. Монтаж сирасая из-за схожести с деревянным мечом для тренировок (боккэн) приобрёл популярность в XIX веке, в связи с запретом ношения катан.
Встречающие дефекты катаны
Видов дефектов катаны множество. Они бывают как фатальные, что возникают в процессе ковки лезвия, так и просто портящие внешний вид изделия.
- Карасунокути (からすのくち). Трещина в клинке. Если трещина проходит примерно в параллельной плоскости, она делит закалённую и незакалённую части, и если это отражается на форме, то меч становится бракованным.
- Синаэ (撓え). Незначительные дефекты в местах изгиба, возникающие вследствие усталости материала на этих участках. Проходят, как правило, перпендикулярно к клинку в той части, которая сделана из незакалённой стали. Не считаются серьёзными дефектами.
- Фукурэ (膨れ). Включения из окалины или угля, оставшиеся после складывания стали, в основном — погрешности сварки. Обнажаются после полировки, портят внешний вид, а также снижают качество меча.
- Кирикоми (切り込み). Зазубрина на задней части меча, возникающая при защите отбивом. Не является серьёзным дефектом. В процессе полировки зазубрины можно устранять. На старых сточившихся мечах их оставляют как свидетельство того, что меч использовался в бою.
- Умэганэ (埋め金). Сделанная кузнецом заплатка, закрывающая какой-либо дефект. Умэганэ делают также с целью скрыть внутреннюю сталь, начинающую проступать после частых полировок.
- Хагирэ (はぎれ). Появившаяся на линии закалки (хамон) зазубрина, а также сильный изгиб клинка может спровоцировать микроскопическую трещину — хагирэ. Зазубрина обычно хорошо заметна и не представляет большой опасности для меча, в то время как трещина, которую очень трудно разглядеть, является фатальным дефектом.
- Хакоборэ (刃毀れ). Грубая цилиндрическая зазубрина, проходящая хоть и не через закалённую сталь, однако часто являющаяся причиной трещины.
- Хадзими (はじみ) Матовые участки, возникающие после многократной заточки. Меч теряет свой блеск. Часто встречающееся, но неопасное возрастное явление.
- Ниой гирэ (匂切れ). Возможны две причины данного дефекта: линия закалки на границе с незакалённой сталью не имеет чётко обозначенных контуров, однако закалка стали произведена правильно. В этом случае возможна маскировка недостатка посредством шлифовки. Либо — фатальный дефект, когда линия закалки в определённом месте клинка отсутствует, что свидетельствует о плохой закалке стали на этом участке и, следовательно, недостаточной закалке меча в целом.
- Мидзукагэ (水影). Потемневший участок, как правило, на режущей кромке. Причиной может быть повторная закалка либо повторное охлаждение.
- Синтэцу (心鉄) (букв. «сердце металла»). Дефект от многократной полировки. Верхний слой стали, подчас всего в несколько десятых долей миллиметра толщиной, на определённом участке стёрся, и под ним проступают нижние слои металла. В этом случае говорят про «усталость» меча (см. цукарэ).
Искусство владения катаной
Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, но порой оно использовалось как колющее[4]. Старейшие школы берут своё начало наряду с возникновением самого оружия — XV—XVI века.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующихся на базе кэндзюцу техник заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти не под прямым углом, а вдоль плоскости — в итоге получается разрез, а не непосредственно удар.
В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи в ходе Реставрации на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.
Мифы и стереотипы об оружии
Вокруг катаны сложилось довольно много стереотипов, во многом сопряженных с восприятием японской культуры европейцами — причём восприятие сложилось не через непосредственный контакт, а через сложившуюся под влиянием американских и европейских идей японскую культуру. Хотя определённые предпосылки из реального мира и самой культуры, безусловно, сыграли свою роль на восприятии катаны.
Некоторые сложившиеся стереотипы вокруг катаны:
- клинковая сталь складывается несчётное количество раз — на самом деле количество слоёв в лезвии равняется 2n, где n — количество складываний. Так, при шести слоях количество складываний будет равно 64 (2 в шестой степени), при 20 складываниях — свыше 1 000 000;
- катана является абсолютной вершиной кузнечного мастерства — при всей своей сложности изготовления оружия, этот миф взят напрямую из японской массовой культуры XX века. Его поддерживали и поддерживают такие популяризаторские каналы, как National Geographic, Discovery и другие. На самом деле сложные по структуре и технологии мечи существовали ещё с V в. до н. э.; так, в Нидаме (Дания) были найдены гладиусы и спаты со сложными сварными структурами. А Штефан Медер[5] проводил эксперимент, в рамках которого он и его японские коллеги отковали и отполировали мечи по способу изготовления катаны. Эксперимент выявил, что оружие германцев по качеству и технологии ничуть не уступало японскому — более того, применяемые для катан сыродутные печи появились в Японии позже, нежели чем это было во времена Римской империи;
- катана предназначалась только для боя без доспехов — во-первых, бездоспешные дуэли возникли только к XVII веку, и именно в этот момент начали складываться школы, как раз ориентированные на непосредственно фехтование и дуэли 1 на 1. Во-вторых, до этого периода и соответствующего указа сёгуна Токугава Иэясу (он провозгласил катану «душой самурая») основным вооружением у самураев был японский лук юми (отношение к которому было ничуть не почтительнее, чем к катане), и в-третьих — бездоспешная ориентированность катаны обусловлена тем, что оружие стало символом статуса и социального положения в японском социуме.
Уход за мечом
Уход за катаной проводится в строгой последовательности и прежде всего заключается в чистке лезвия. В частности, полировка меча производится посредством специальных камней с большим количеством степеней полирования, а для очистки лезвия применяется специальная рисовая бумага. Очищать меч необходимо от старого масла — само масло служит для защиты клинка от ржавчины; для этого используется специальное масло из плодов камелии или гвоздики.
Защитный масляный слой наносится очень тонко, по всей поверхности — для этого хватает 1-2 капель масла. Если добавить больше, то на лезвие будет налипать пыль и частицы дерева из ножен.
У всех катан имеется хвостовик. На хвостовике мастера делали гравировки для обозначения принадлежности оружия. Самостоятельно как-либо работать с хвостовиками не рекомендуется: в противном случае есть риск повредить надписи — это скажется на цене меча и усложнит процесс идентификации.
Примечания
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. .
- ↑ Yoshindo Yoshihara: The Craft of the Japanese Sword, Kodansha Intl © 1987. .
- ↑ Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. The Craft of the Japanese Sword. — Tokyo: Kodansha International, 1987. — ISBN 0-87011-798-X. .
- ↑ Тест мечей в Нагано 1853 года (англ.). Дата обращения: 25 марта 2023.
- ↑ Stefan Mäder: Stähle, Steine und Schlangen. Zur Kultur- und Technikgeschichte von Schwertklingen des frühen Mittelalters. [1].
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |