Картель

Карте́ль — форма соглашения между независимыми компаниями или организациями, которые координируют свои действия для контроля над рынком. Цель такого альянса — ограничение конкуренции и максимизация прибыли. Несмотря на кажущуюся выгоду для участников, картели наносят ущерб экономике и потребителям, что делает их объектом борьбы со стороны государств. Законодательные органы часто рассматривают картелирование как антиконкурентное поведение, что приводит к запрету подобных практик[1].

Определение и сущность картеля

Картель — соглашения между участниками экономической деятельности, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между участниками экономической деятельности, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к[2]:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. отказу от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями (заказчиками);
  5. сокращению или прекращению производства товаров.

Картели внутренне нестабильны из-за искушения участников обмануть партнёров и выйти из сговора ради увеличения личной прибыли, что может спровоцировать падение цен для всех членов. От других форм монополий (трестов, синдикатов) картель отличает отсутствие единого управления: компании действуют обособленно, но следуют общим правилам.

Развитие технологий или появление товаров-заменителей может подорвать ценовую власть картеля, что ведёт к разрушению сотрудничества, необходимого для его поддержания. Внешние игроки часто реагируют на недостаточное предложение товара, увеличивая его производство, инвестируя в технологии для более эффективного использования товара или в разработку заменителей.

Этимология

Слово «картель» происходит от итальянского слова cartello, означающего «лист бумаги» или «плакат», которое, в свою очередь, восходит к латинскому charta — «документ». Итальянское cartello трансформировалось в cartel в среднефранцузском языке, откуда было заимствовано в английский. В английском языке это слово изначально использовалось для обозначения письменного соглашения между враждующими государствами, регулирующего обращение с пленными и их обмен, начиная с 1690-х годов. С 1899 года значение термина расширилось, и им стали называть любые межправительственные договорённости между соперничающими странами[3].

Использование английского слова cartel для описания экономических объединений, а не международных соглашений, возникло гораздо позже, в XIX веке, под влиянием немецкого Kartell, которое также происходит от французского cartel. Впервые оно было применено в 1846 году между немецкими железнодорожными компаниями для описания усилий по унификации тарифов и технических стандартов[4].

История

Картели существовали с древних времён. Гильдии в Европе эпохи Средневековья — объединения ремесленников или купцов одной профессии — рассматриваются как аналоги картелей[1]. Жёстко организованные сбытовые картели существовали в горнодобывающей промышленности позднего Средневековья, например, соляной синдикат 1301 года во Франции и Неаполе. Оба объединения имели общие сбытовые организации для всей продукции, называвшиеся Societas Communis Vendicionis («Общество совместных продаж»)[5].

В XVIII и XIX веках в Европе и Северной Америке доминировали либеральные (laissez-faire) экономические условия. Около 1870 года картели впервые появились в отраслях, ранее существовавших в условиях свободного рынка. Хотя картели существовали во всех экономически развитых странах, их главным центром стала Центральная Европа. Германскую империю и Австро-Венгрию даже называли «странами картелей». Картели также были широко распространены в США в эпоху «разбойных баронов» и промышленных трестов[5].

После Первой мировой войны создание картелей приобрело глобальный масштаб. Они стали ведущей формой рыночной организации, особенно в Европе и Японии. В 1930-х годах авторитарные режимы, такие как нацистская Германия, Италия при Муссолини и Испания при Франко, использовали картели для организации корпоративистских экономик. С конца XIX века до примерно 1945 года США занимали неоднозначную позицию по отношению к картелям и трестам: периоды борьбы с рыночной концентрацией сменялись относительной терпимостью. Во время Второй мировой войны США резко отвернулись от картелей. После 1945 года продвигаемый американцами рыночный либерализм привёл к всемирному запрету картелей, и сегодня их деятельность блокируется во всё большем числе стран и ситуаций[5].

Типы картелей

Картели могут иметь различные структуры, которые в идеале позволяют корпорациям управлять рыночными неопределённостями, контролировать их и получать прибыль через сговор в своей отрасли. Для различения форм картелей разработаны следующие типологии:

  • Вертикальные: образуются между компаниями, находящимися на разных ступенях производственной цепочки. Например, производитель и дистрибьютор сотрудничают для установления цен на товары[2].
  • Горизонтальные: объединяют производителей, работающих на одном уровне производства, с целью согласования цен и ограничения конкуренции[2].
  • Международные: формируются между компаниями из разных стран для согласования действий на мировом рынке. Такие картели часто подпадают под антимонопольное законодательство.[6]
  • Олигопольные: создаются компаниями, контролирующими основное количество производства на рынке. Олигополии стремятся доминировать на рынке и удерживать свои позиции.
  • Свернутые картели: формируются на определённый период времени для решения конкретных задач, например, стабилизации цен или регулирования объёмов производства.
  • Ценовой: устанавливает для участников продажные цены товара[7].
  • Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков: заключается соглашение о распределении клиентов, территорий, объёмов продаж, закупок и ассортимента реализуемых товаров[7].
  • Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов: подразумевает соглашение между конкурентами об условиях получения подряда до начала торгов[7].

Примеры

  • Картель «Фебус» был создан производителями осветительных приборов в начале XX века для контроля цен и срока службы ламп накаливания.
  • Соглашение между американским трестом «Дженерал электрик» и германской корпорацией АЭГ. В 1907 году между этими гигантами электротехнической промышленности был заключён договор о дележе мира, что устранило конкуренцию на рынках электротехнической продукции[8].
  • ОПЕК — международная организация стран-производителей нефти, которая устанавливает целевые показатели добычи и цены среди своих членов[9].
  • Минтаевый картель был организован Ассоциацией добытчиков минтая и включал 26 рыбопромысловых компаний Дальнего Востока, которые влияли на рынок минтая в России. Картель привёл к сокращению производства товара, созданию искусственного дефицита минтая и продукции из него, а также росту цен на всей территории Российской Федерации[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Что такое «картель» и как с ним бороться. ФАС России (17 октября 2017). Дата обращения: 14 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 14.10.2024) «О защите конкуренции». КонсультантПлюс. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  3. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Сост. под ред. А. Н. Чудинова. — Санкт-Петербург: В. И. Губинский, 1910. — С. 373. — 989 с.
  4. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка / Кузнецов С. А.. — Санкт-Петербург: Норинт, 2000. — С. 419. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
  5. 5,0 5,1 5,2 Holm Arno Leonhardt. The Development of Cartel+ Theory between 1883 and the 1930s – from International Diversity to Convergence / Holm Arno Leonhardt. — Universitätsverlag Hildesheim, 2018. — 94 с. — ISBN 2509-9841.
  6. Зенкина Е.В., Тумин В.М., Костромин П.А. Картели и их роль в организации производства и международныой торговли // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управления производством» : Журнал. — 2020. — № 04(46). — С. 72.
  7. 7,0 7,1 7,2 Картельные сговоры и иные виды антиконкурентных соглашений на торгах.. ФАС России (15 мая 2024). Дата обращения: 15 апреля 2025.
  8. Пять признаков империализма по В. Ленину. КПРФ Москва. Дата обращения: 15 апреля 2025.
  9. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Министерство иностранных дел Российской Федерации (11 ноября 2016). Дата обращения: 15 апреля 2025.
  10. Алина Михайлова. Картельный сговор на рынке: чем опасен и как его раскрыть. ПравоRU (6 июля 2020). Дата обращения: 15 апреля 2025.