Кардаш, Михаил Георгиевич
| Михаил Георгиевич Кардаш | |
|---|---|
| Дата рождения | 4 (16) марта 1888 |
| Место рождения | Луплянка, Юшковская волость, Волковысский уезд, Гродненская губерния, Российская империя |
| Дата смерти | 1 июля 1951 (63 года) |
| Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР |
| Гражданство |
|
| Награды и премии | |
Михаи́л Гео́ргиевич Карда́ш (4 (16) марта 1888, Луплянка, Юшковская волость, Волковысский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 1 июля 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) — главный кондуктор 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР Октябрьской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Кардаш Михаил Георгиевич родился 4 (16) марта 1888 года в деревне Луплянка Юшковской волости Волковысского уезда Гродненской губернии (по состоянию на 2025 год — Нова Луплянка, Белостокский повет, Подляшское воеводство, Польша) в крестьянской семье. С семилетнего возраста помогал родителям, занимаясь выпасом скота и обработкой земли[1].
В 1909 году Михаил Георгиевич был призван на военную службу, где четыре года служил старшим фейерверкером в артиллерийской части, которая находилась в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии (по состоянию на 2025 год — город Модлин в Польше)[1][2].
После демобилизации, начиная с августа 1913 года, Михаил Кардаш работал подённым кондуктором товарных поездов на железнодорожной станции Скаржинской Привислянских железных дорог[1].
В связи с началом Первой мировой войны в 1914 году вместе с другими железнодорожниками Михаил Кардаш был эвакуирован в Петроград (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург). Там Михаил Георгиевич начал трудовую деятельность в качестве младшего кондуктора товарных поездов на Николаевской железной дороге (по состоянию на 2025 год — Октябрьская железная дорога), а спустя год стал главным кондуктором пассажирских поездов, в том числе и в прифронтовой полосе Юго-Западного фронта под командованием А. А. Брусилова[1].
С 1921 года Михаил Кардаш исполнял обязанности главного кондуктора на маршруте Петроград — Москва. В январе 1934 года был признан лучшим кондуктором Октябрьской железнодорожной магистрали, что позволило ему в течение многих лет до начала войны обслуживать знаменитый скорый поезд «Красная стрела». В 1940 году вступил в ряды Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ВКП(б)[1].
Война внесла коррективы в работу «Красной стрелы». Один железнодорожный подвижной состав был отправлен на хранение в Ленинград, а другой — в Казань. Михаил Кардаш перешёл на должность главного кондуктора грузовых и военных поездов. В первые дни блокады принимал участие в разборке железнодорожных путей в районе Колпино, занимался рытьём подземных укрытий на местах разрушений от вражеских обстрелов[1].
За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Михаилу Георгиевичу Кардашу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].
После войны, в октябре 1945 года, Михаил Кардаш был назначен заместителем начальника пассажирского отделения на Финляндском направлении, а через год — начальником Ленинград-Московского пассажирского отделения Октябрьской железной дороги. В декабре 1947 года Михаил Георгиевич был избран в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся. В мае 1951 года ушёл на пенсию[1].
Последние годы жизни Михаил Георгиевич проживал в Ленинграде. Умер 1 июля 1951 года[1].
Подвиг
В 1943 году для снабжения осаждённого Ленинграда была создана паровозная колонна № 48, во главе которой встал Михаил Георгиевич Кардаш. Эта колонна обеспечивала доставку жизненно важных грузов от Волховстроя в Ленинград. Путь следования по железной дороге пролегал через узкий участок, постоянно подвергавшийся обстрелам со стороны противника и бомбардировкам с воздуха. Наибольшей опасности подвергались открытые пространства между Шлиссельбургом и Волховстроем. 18 июня 1943 года вражеский снаряд повредил один из вагонов в середине состава, вызвав возгорание. Кардаш немедленно отдал распоряжение о разделении поезда и отцепке горящего вагона. В ходе бомбардировки Кардаш получил ранение, но, несмотря на значительную кровопотерю, продолжал работать над спасением состава и людей[2].
После оказания первой помощи Михаил Георгиевич вновь приступил к работе, отправившись в новый рейс. Кардаш продолжал вести вагоны по этому «коридору смерти». 25 июля 1943 года секретарь Ленинградского горкома партии Кузнецов А. А. предложил наградить Кардаша орденом Ленина, однако его кандидатуру рекомендовали для присвоения звания Героя Социалистического Труда. 23 октября начальник железной дороги Саламбеков Б. в рапорте о главном кондукторе паровозной колонны № 48 отметил[2]:
«В годы Великой Отечественной войны обеспечивал бесперебойное и безопасное движение воинских и продовольственных составов на важнейшем участке Ленинград-Шлиссельбург-Жихарево-Волховстрой. Сопровождаемые им поезда неоднократно подвергались бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу; будучи дважды ранен, не оставил своего поста и после выздоровления вновь приступил к обслуживанию этого участка».
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Знак «Отличный движенец»[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Каргапольцев С. Кардаш Михаил Георгиевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 20 мая 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 80 лет Подвигу Михаила Кардаша в «коридоре смерти» соединяющим Ленинград с «Большой землёй». Комитет по культуре администрации Минераловодского муниципального округа, Ставропольского края. Дата обращения: 20 мая 2025.
- ↑ Герои стальных магистралей. Книга 3. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 376 с.
Ссылки
Кардаш, Михаил Георгиевич. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 марта
- Родившиеся в 1888 году
- Родившиеся в Гродненской губернии
- Умершие 1 июля
- Умершие в 1951 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Статьи о персоналиях без портретов
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Проверенная статья