История одного города

Материал из «Знание.Вики»
«История одного города»

«Исто́рия одного́ го́рода» — сатирический роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Одно из ярких произведений русской литературы XIX века. В произведении показано гротескное изображение государственного строя в Российской империи. «История одного города» — пародия на летописи. Роман вызвал неоднозначную реакцию в обществе. С 1869 по 1870 годы отдельные главы произведения печатаются в журнале «Отечественные записки». Первое издание выходит в свет в 1870 году. В 1879 году — второе отдельное издание. В 1883 году — третье отдельное издание произведения. В оба издания Салтыков-Щедрин также вносит правки[1].

История создания

Замысел «Истории одного города» формировался у Салтыкова-Щедрина на протяжении нескольких лет. В 1867 году писатель представляет своему окружению новый сказочно-фантастический рассказ «О губернаторе с фаршированной головой». Произведение впоследствии становится основой для известной главы «Органчик» в «Истории одного города». В 1868 году Салтыков-Щедрин начинает непосредственную работу над новым романом. Создание текста продолжается с 1869 по 1870 годы. Изначально произведение имело название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появилось позже[1].

В 1869—1870 годах в журнале «Отечественные записки» Салтыков-Щедрин публикует «Историю одного города» по главам. Автор подписывается как Н. Щедрин. Первое издание отправляется в печать в 1870 году[1].

Смысл названия

«История одного города» — ироническая параллель с «Историей государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. В отличие от фундаментального труда знаменитого историка писатель в небольшом символическом произведении высказывает свой взгляд на судьбу русского народа. Делает он это на примере типичного российского города[2].

Жанр

«История одного города» — сатирический роман. Михаил Евграфович поддерживал жанр комического, жанр наиболее беспощадно высмеивающий действительность. При этом многие его работы наполнены сатирой. В романе активно применяются такие литературные приёмы, как гротеск, ирония и юмор.

«История одного города» является произведением со множеством нюансов: его форма напоминает летопись, однако все герои выглядят вымышленными, а события в нём воспринимаются как абсурдный сон.

Некоторые исследователи выделяют в творчестве Салтыкова-Щедрина элементы антиутопии. Фантастика в произведении правдоподобная и реалистичная. «История одного города» по сути отнесена к реалистическому направлению в литературе[3].

Идейный замысел

«История одного города» — прогрессивное произведение, которое выходит за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин не мог оставаться в стороне от событий, происходящих в России. В своём романе он поднимает важную тему — критику несовершенств политической системы российского государства. На примере вымышленного города Глупова автор стремится продемонстрировать, что русский народ не способен существовать без строгого и даже жёстокого правителя. Проблема — искажение истинного смысла истории, которую государству выгодно представлять как историю единоличного правления, игнорируя роль соотечественников[2].

Главная идея произведения: бессознательное преклонение народа перед самодержавной властью и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране, что становятся непреодолимым барьером на пути к процветанию государства. Суть «Истории одного города» не в насмешке над Россией, а в стремлении автора открыть обществу глаза на реальные события[4].

Композиция и сюжет

Композиция

Произведение делится на три ключевые части[4]:

  • Введение включает предисловие автора («От издателя»), размышления глуповских летописцев и краткую «Опись градоначальникам».
  • Основная секция состоит из сохранившихся летописных данных о наиболее значительных «правителях» города.
  • Заключение представлено произведениями самих градоначальников («Оправдательные документы»).

Роман включает 16 глав[4]:

  • «От издателя».
  • «Обращение к читателю…».
  • «Опись градоначальникам…».
  • «Органчик».
  • «Сказание о шести градоначальницах».
  • «Оправдательные документы к Летописцу. Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем».
  • «Голодный город».
  • «Соломенный город».
  • «Фантастический путешественник».
  • «Войны за просвещение».
  • «Эпоха увольнения от войн».
  • «О благовидной всех градоначальников наружности».
  • «Устав о свойственном градоправителю добросердечии».
  • «Поклонение мамоне и покаяние».
  • «Подтверждение покаяния. Заключение».
  • «Приложение. О корени происхождения глуповцев».

Сюжет

От издателя

Автор делится своим давним стремлением написать историю какого-либо города, которое ранее сдерживалось недостатком знаний. Ситуация изменилась, когда ему случайно попалась связка тетрадей «Глуповского летописца», содержащая биографии градоначальников за последние сто лет. В них были обнаружены увлекательные истории из их жизни[5].

Обращение к читателю

Обращение направлено на то, чтобы убедить читателя в том, что власти города соответствуют потребностям своих граждан. Первые из них «в меру дерзающие», вторые — «в меру благодарящие». Они находятся в равновесии. Рассказчик утверждает, что изложенные истории являются подлинными[5].

Опись градоначальникам

Глава повествует о градоначальниках города Глупова, среди которых было 22 правителя, каждый отличался неординарностью и странностями. Первый — Клементий, вывезенный из Италии за его мастерство в приготовлении макарон. Великанов запомнился своими налогами в три копейки, а также тем, что попал в острог из-за интрижки с Авдотьей Лопухиной. Грек по имени Ламврокакис, занимавшийся торговлей орехами и губкой, недолго управлял городом, задушен клопами в собственной постели. Антон Протасьевич славился своим умением петь непристойные песни. Жители Глупова с радостью ожидают приезда нового правителя Брудастого. Однако прибывший градоначальник оказался угрюмым и молчаливым. Он без улыбки обошёл своих подчинённых и произнёс лишь: «Не потерплю!», добавив затем: «Разорю!». Эти слова звучали исключительно из его уст[5].

Органчик

Мастер по часовым делам, который приходил к градоначальнику, признался, что в его голове находится мини-орган, исполняющий лишь две пьесы — его фразы. Однако инструмент сломался из-за влаги во время транспортировки. В ожидании новой головы из столицы в городе началось безвластие, и вскоре появились два самозванца, выдававших себя за градоначальников. Они были задержаны рассыльным из губернии и помещены в бутыли со спиртом. Анархия продолжалась на протяжении семи дней.

Сказание о шести градоначальниках

В мире анархии города Глупов правят самозванцы. Их борьба за власть вызывает настоящий хаос. Мужественная вдова Палеологова жестоко истязает своих крепостных и требует признать себя градоначальницей. Клемантинка де Бурбон, подговорённая штаб-офицером, также претендует на лидерство, сражаясь с Палеологовой. Умелая наездница, она известна своей страстью к алкоголю и азартным играм[5].

Известие о Двоекурове

В истории Глупова особое место занимает градоначальник Двоекуров, который продержался на посту целых восемь лет. Двоекуров стремился к процветанию Глупова и решил открыть академию, что свидетельствует о его философском подходе к образованию и культурному развитию. Он ввёл в Глупове новые навыки, такие как пивоварение и медоварение, которые могли бы укрепить экономику города и привлечь туристов. Тем не менее, последовавшая за этим постройка съезжего дома отметила продолжение его идеи о создании пространства для сообщества. Наследие Двоекурова продолжает жить в сердцах жителей Глупова, воплощая стремление к развитию и культурному обогащению[5].

Голодный город

1776 год стал переломным моментом для городка, который долгие годы не знал ни голода, ни болезней. Жители благодарили бригадира Фердыщенко за мирное существование. Однако счастливый период закончился с приходом нового градоначальника. Он влюбился в Алёну. Она отказалась от совместной жизни, Фердыщенко начал преследовать её мужа, ямщика Дмитрия, в результате чего тот оказался сослан в Сибирь. Это жестокое решение привело к несчастной участи Алёны и тяжёлым последствиям для города. Началась засуха и голод, уносящие жизни горожан. История любви и предательства в условиях кризиса иллюстрирует важные социальные аспекты эпохи, а также показывает, как личные страсти могут влиять на судьбы целого общества[5].

Соломенный город

Фердыщенко не собирался сбавлять темп после смерти дочери Алёны. После возрождения города возникла новая любовь — лучник Домашка. По сравнению с Петром лучники уже не были такими заметными. В отдельном сообществе они вели войну против артиллеристов и жили изолированно. Фердыщенко смог увидеть Домашку в одной рубашке во время драки.

После начала нового романа Фердыщенко по городу стремительно прокатились пожары. Глуповцы обвинили мэра в том, что он не имеет никакого дела к городу[5].

Фантастический путешественник

Решение о поездке Фердыщенко принял после того, как город восстановится. В его распоряжении также было небольшое помещение с кучами навоза. Градоначальник отправился путешествовать. Местным жителям пришлось кормить. Поездка заняла три дня и продолжалась несколько дней. Через некоторое время Фердыщенко скончался от голода[5].

Войны на просвещение

Василиск Семёныч оказался противоположностью своего предшественника. В поселении он посещает лучников, чтобы остановить восстание. Большую часть живых солдат Бородавки казнили, а их заменили оловянными солдатиками. Когда они прибыли в поселение, правитель не нашёл никого в живых. Начали сноситься дома стрельцов, что вынудило их сдаться, принудив подчиниться. На начальном этапе глуповцы говорили о преимуществах каменных домов, на втором — о необходимости выращивания ромашки персидской, на третьем — они выступали против создания в городе академии[5].

Эпоха увольнения от войн

Негодяев сменил Бородавку. Его руководство привело к полному обнищанию города. Новый правитель был уволен за противодействие введению конституции. Рассказчик убеждён, что это не более чем формальное объяснение. Его уволили с работы, поскольку Негодяев был кочегаром и, следовательно, входил в состав демократов.

Микеладзе — следующий правитель. Он сосредоточился исключительно на женщинах и не интересовался городом. Монарх писал по ночам и тайно распространял свои сочинения по городу. Он был отстранён от должности из-за подозрений в связях с Наполеоном[5].

Поклонение мамоне и покаяние

Иванов назван королём. Несмотря на свой небольшой рост, статский советник не мог сослаться ни на что, что считалось «длинным». Продолжительность его жизни была короткой.

После смерти Иванова управление городом взял на себя виконт де Шарио. Он был невероятно счастлив. Виконт осведомлён о маскарадах и развлечениях, при этом он оставался хладнокровным и не вмешивался в дела администрации. Благодаря подходу управления усадьбой глуповцы могли долгое время наслаждаться мирным существованием. Иностранец Харио был депортирован за обращение людей в язычество и выслан из страны. В конце концов он осознал свою истинную сущность как женщины[5].

Подтверждение покаяния. Заключение

Угрюм-Бурчеев — новый правитель города. Он был неумным человеком и стремился лишь переделать город Глупова в Непреклонск. Улицы, дома и люди нового города — обычное явление. За всеми следили шпионы Угрюм-Бурчеева. Монарх разрушил город ради достижения желаемой цели. Река препятствовала строительству нового идеала, препятствуя тем самым прогрессу. Причина, по которой город не удалось построить, не была известна. То, что последовало за этим, окутано тайной. История подошла к своему завершению[5].

Оправдательные документы

В последней главе публикуются сочинения описанных выше правителей. Они были составлены последующим градоначальникам в назидание[5].

Главные и второстепенные герои

Главные герои[6]:

  • Брудастый — «Органчик» с пустой головой, отделяющейся от тела и всего 2 мелодиями в ней;
  • Двоекуров — вымостивший улицы города и заведший пиво и медоварение;
  • Фердыщенко — любвеобильный и косноязычный бригадир, подвергавший город пожарам и голоду;
  • Бородавкин — построил съезжий дом вместо академии;
  • Микеладзе — князь, черкашенин, красивый любитель женщин, почти в 2 раза увеличивший население города;
  • Беневоленский — любитель сочинять законы и есть пироги с начинкой;
  • Прыщ — майор с фаршированной головой;
  • Грустилов — статский советник, чувствительный романтик, писавший идиллические сочинения;
  • Угрюм-Бурчеев — разрушил старый город, а новый не построил.

Второстепенные герои[6]:

  • Алёна — красавица, жена ямщика, в которую влюбился Фердыщенко;
  • Домашка — грязная и грязно ругающаяся стрельчиха, вторая возлюбленная Фердыщенко;
  • аптекарша Пфейфер — женщина, наставившая Грустилова на путь истинный.

Позиция автора

Салтыков-Щедрин подчёркивает, что проблемы государственной системы в России существовали уже давно. Стремление правителей сократить, ликвидировать русское население, является отражением самосознания русского народа[7].

Художественные приёмы и средства

В «Истории одного города» заметное место занимают приёмы[8]:

Экранизация и постановки

Экранизации

  • Мультфильм «Органчик», 1933 года.
  • Фильм «Оно» Сергея Овчарова.
  • Радиоспектакль История одного города (1990). Автор инсценировки и режиссёр — Виктор Трухан, автор музыки — Шандор Каллош. Камерный ансамбль «Экспромт», дирижёр — Шандор Каллош. От автора — Юрий Яковлев; Летописец — Георгий Вицин; Фердыщенко — Вячеслав Невинный; Боголепов — Лев Дуров; Аленка — Лариса Гребенщикова; Митька — Александр Вдовкин; Пахомыч — Степан Бубнов; Евсеич — Анатолий Кубацкий; Батюшка — Анатолий Баранцев; 1-й глуповец — Владимир Прохоров; 2-й глуповец — Владимир К%ашпур; 3-й глуповец — Лев Шабарин; Домашка — Елена Миллиоти; Старуха — Галина Демина.
  • Мультфильм «История одного города. Органчик», 1991 года.
  • Мультфильм Евгения Сивоконя «Хроники одного города» (укр. Хроніки одного міста), 2017, Украина.

Театральные постановки

  • Спектакль «История города Глупова» — режиссёр Егоров, Дмитрий Владимирович. Поставлен в театре: Новосибирский драматический театр «Красный факел». Премьера состоялась 17 декабря 2011 года в городе Новосибирске.
  • Спектакль «История одного города». Режиссёр — Борис Павлович, пьеса — Марии Ботевой. Поставлен в Театре на Спасской (Кировский государственный ТЮЗ). Премьера состоялась 6 июля 2012 года.

Музыкальные произведения

  • Андрей Пащенко — опера «Помпадуры».
  • Александр Непомнящий — «История одного города».

Критика

В рецензии 1871 года «Историческая сатира» Суворин А. утверждал, что Салтыков делал клеветнические высказывания в адрес русского народа. Он опорочил факты русской истории, не проливая при этом никакого света на замысел и художественное своеобразие произведения. Иван Тургенев охарактеризовал роман как великую сатиру на историю российского общества второй половины XIX века и за его пределами и высказал мнение, что он воплощает в себе «правду и абсурд»[7].

Литература

  • Арсеньев К. К. Салтыков-Щедрин. — СПб., 1906.
  • Суворин А. С. Историческая сатира//Салтыков- Щедрин М. Е. Мир призраков. — М.: Школа — Пресс, 1999.-С.263-268.
  • Турков А. М. Салтыков-Щедрин. — М., 1964.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 История создания романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Литературос.ру. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 Анализ «История одного города». Спадило. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  3. «История одного города»: краткое содержание и анализ. nur.kz (3 сентября 2020). Дата обращения: 10 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 «Творчество Салтыкова-Щедрина». — М.,: Художественная литература, 1970.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-ти т. / Ред. коллегия: А.С. Бушмин,. — М.,: Просвещение, 1977.
  6. 6,0 6,1 Краткое содержание романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Фригато. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. — М.,: Просвещение, 1963.
  8. В.А. Ветловская. «Сатира в Русской литературе». — М.,, 2009.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!