Индепенденты

Материал из «Знание.Вики»

Индепенденты (от англ. independent, независимый) — представители одного из протестантских движений в Англии и в нескольких других странах. От течения пуритан индепенденты отделились в конце XVI века[1]. Сторонники этого движения имели значительное влияние во время Английской революции. Спустя время они создали новую религиозную общину конгрегационалистов. Индепенденты стремились к образованию союза независимых общин верующих. Приверженцев отделения от разложившейся, по их мнению, церкви Англии протестантов называли также сепаратистами[2].

История

Лорд-протектор Оливер Кромвель, один из лидеров индепендентов

Индепенденты — это движение, возникшее в конце XVI века в Англии как крайнее течение в протестантизме. Во время гражданской войны они стали серьёзной политической силой. В 1580-х годах из раскола сторонников реформ англиканской церкви сформировалась община индепендентов, которая разделилась на два лагеря: пресвитериан и конгрегационалистов. Они не принимали епископальное устройство церкви, считая его ошибочным. Пресвитериане выступали за упорядочивание жизни в церкви на уровне пресвитерий и синодов, а конгрегационалисты — за независимость общин[1].

В 1590-х годах в среде пресвитериан возникло радикальное течение — индепенденты. Их лидером был Роберт Браун, который выступал за отделение церкви от государства и критиковал англиканскую церковь. Истинная церковь, по его мнению, должна управляться Богом и Иисусом Христом, а не светской властью, и состоять из небольших общин. В общине все равны, пасторы избираются из её членов, что является знаком Божьей воли. Браун критиковал пресвитерианскую церковь, считая её несоответствующей первоначальному христианству. Его идеи были развиты Генри Барроу в трактате «О природе церкви» (1586 год)[3]. В 1590-х годах индепенденты, состоявшие в основном из крестьян, подверглись гонениям со стороны властей за свои религиозно-политические цели. Пресвитерианское крыло пуритан придерживалось выжидательной политики в ожидании скорой смерти Елизаветы I и прихода к власти Якова I, который был протестантом. Епископы ослабили контроль над пуританами, не зная, какую религиозную политику будет проводить новый король.

В конце 1590-х годов течение индепендентов фактически было разгромлено. Сторонники этого движения вынуждены были бежать из Англии[2], в частности, в Америку[4][5].

Общины индепендентов

В 1580 году Броун основал религиозную общину в Норвиче, члены которой получили название броунитов. В 1582 году он опубликовал сочинение, в котором критиковал епископальное устройство. В 1586 году Броун присоединился к англиканской церкви, но общины продолжали расти.

Более известна история лондонской общины. Отделение от государственной церкви рассматривалось как преступление против верховной власти, поэтому члены общины стали подвергаться преследованиям. Осенью 1586 года проповедник Джон Гринвуд и его товарищ Генри Барро были заключены в тюрьму, а 6 апреля 1593 года казнены. Они успели написать и передать своим единомышленникам до 8 сочинений, напечатанных затем в Голландии.

Сочинения описывают церковный идеал первых членов общины. Зерном и основной мыслью их является свободное соединение всех, кто чувствует себя единым в вере. Для осуществления этого принципа не нужно общеобязательное исповедание. Синоды не устранены, но их решения не имеют общеобязательной силы. Отдельные общины могут входить в связь между собой и постановлять общие правила, но при этом не делается никакой принудительности для совести. Каждая община мыслится как носитель церковной власти, которую она доверяет определённым лицам, но каждому мирянину предоставляется право после проповеди обращаться со словом к собранию. Они считали себя общиной святых, опирающейся на право свободной верующей личности, черпавшей уверенность в спасении из сознания искупления.

Взгляды Броуна более демократичны, чем взгляды Барро и Гринвуда. Должностными лицами общины являются пастор, учитель, старейшины, диаконы и помощники, избранные «святым и свободным избранием святого и свободного народа Божия». Однако у Барро старейшины являются инстанцией высшей, чем сама община[6].

Лидеры движения и проповедники

  • Роберт Броун,
  • Джон Гринвуд,
  • Генри Барро,
  • Генри Энсворт,
  • Джон Робинсон,
  • Генри Джэкоб,
  • Ионафан Эдвардс,
  • Самуил Гопкинс,
  • Иосиф Беллами.

Деятельность в Америке

История конгрегационализма в Америке началась с переселения группы верующих под руководством Джона Робинсона в Новый Свет в 1620 году.

Первоначально община конгрегационалистов в Америке была небольшой, и её численность составляла около 300 человек в 1630 году. Однако вскоре число членов общины увеличилось благодаря прибытию около 10 000 пуританских переселенцев из Англии.

Переход пуританских переселенцев к конгрегациональному устройству в Америке был обусловлен рядом факторов. С одной стороны, на них оказали влияние лидеры конгрегационалистов, такие как доктор Фуллер. С другой стороны, условия жизни в новом отечестве требовали самоуправления и создавали трудности для поддержания церковной связи между рассеянных общин.

В Массачусетсе и Коннектикуте конгрегационалисты стали во главе правления, и кальвинизм стал государственной религией. Гражданские права были поставлены в зависимость от религиозного исповедания, и все несогласные с конгрегационализмом секты изгонялись общинами или гражданской властью.

Связь между церковью и государством была разрушена в Коннектикуте в 1816 году, а в Массачусетсе — в 1833 году. Начиная с 1637 года, стали проводиться соборы конгрегационалистских общин, но их решения не имели обязательного характера[6].

Возрождение индепендентов в Англии в XVII веке

Возрождение движения индепендентов началось в 1620-е годы, тогда ряд проповедников начали вести свою религиозную деятельность в английской столице и в нескольких других городах страны[1].

До 1644 года сторонники течения индепендентов не выделялись из лагеря пуритан[2]. Но в том году был опубликован один из их главных программных памфлетов: «Appologetical Narration». Если раньше это движение было в основном сосредоточено на проблемах исключительно религиозных, то теперь индепенденты становятся всё более радикальными. Они начинают играть более заметную роль в работе так называемого Долгого парламента и парламентской армии. В этот период самыми известными и заметными представителями движения индепендентов стали Оливер Кромвель[4], Томас Прайд и др. Эти деятели смогли завоевать политическое влияние благодаря тому, что они были выходцами из командного состава английской армии[1]

В 1647 году от движения индепендентов откололись левеллеры, которые раньше были очень близки по своим взглядам. Причиной раскола стали противоречия между командованием армией (индепенденты) и радикальными парламентариями (левеллеры).

После смертной казни английского короля Карла I представители движения индепендентов практически оказались у власти, а после роспуска Долгого парламента и провозглашения Оливера Кромвеля лордом-протектором они заняли многие ключевые посты в его правительстве.

После Реставрации монархии Стюартов в 1660 году новый король Карл II довольно мягко обошёлся со всеми нонконформистами, включая и индепендентов[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Боварь В. Индепенденты. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Всемирная история. Дата обращения: 5 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Separatist | religion (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 28 мая 2024.
  3. Васильева З. В. (дата обращения: 23.11.2024). Пуританизм в эпоху Елизаветы i: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 4.
  4. 4,0 4,1 Индепенденты. БРЭ. Дата обращения: 23 ноября 2024.
  5. ЭСБЕ/Индепенденты. Дата обращения: 5 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 Лопухин А.П. Индепенденты. Азбука веры. Дата обращения: 23 ноября 2024.