Импасто

Материал из «Знание.Вики»

Импа́сто (итал. impasto — плотная смесь, мешанина)[1] — технический приём плотного покрытия какого-либо материала, письма, росписи, лепки плотной массой кроющего материала. Применяется в разных видах искусства: в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, лепке[2].

Импасто в художественной керамике

Керамика импасто. Культура этрусков. VIII—VII в. до н. э. Лувр, Париж

В истории керамики термином «импасто» обозначают группу ранних, архаичных италийских изделий типа буккеро, связанных с древними культурами Вилланова и этрусков. Обычно это изделия цвета тёмно-красной или желтовато-охристой глины, вылепленные от руки, без применения гончарного круга. Однако итальянские специалисты часто применяют этот термин и в более широком значении, включая любые изделия с лепными деталями либо вообще архаичную керамику[3]. В современном значении термин «импасто» иногда используют в качестве синонима техники ангобирования — покрытия изделия до обжига тонким слоем сырой белой или цветной глины — ангобом (итал. ingobbio — обмазка) либо росписи цветными ангобами, создающей слегка рельефный рисунок.

Импасто в живописи

Техника импасто в живописи гуашью, темперой или маслом представляет собой совокупность приёмов письма плотными, кроющими мазками, часто с использованием мастихина или шпателя вместо кисти. То же, что пастозная или корпусная, техника. Противоположный приём — лессировка. Создаётся путём нанесения толстого слоя краски разведённой малым количеством связующего вещества или растворителя. Такой техникой достигается рельефность мазка, усиление светотеневых эффектов и текстуры живописи. Как правило, применяется на завершающем этапе написания произведения.

Одним из первых в истории масляной живописи пастозную технику применял Тициан. Знаток техники живописи Д. И. Киплик посвятил отдельный раздел своей книги сравнительному анализу живописной манеры и техники Джорджоне и Тициана. Он отмечал, что оба мастера являются создателями новой «итальянской манеры импасто», приёмов письма плотными, кроющими мазками в отличие от традиционных лессировок (так называемой «фламандской манеры»): Тициан, писал Киплик, «любил вообще пасту красок»[4]. На завершающем этапе работы над картиной он писал пальцем или даже ладонью растирая густой слой краски. Схожим образом поступал и великий Рембрандт. Он сочетал полупрозрачные лессировки «в тенях» и густой пастозный, даже рельефный мазок «в светах»: «Виртуозный рембрандтовский пастозный живописный мазок, столь высоко ценимый позднее и в наше время, вызывал у современников Рембрандта лишь недоумение и порождал насмешки и остроты на его счёт. О портретах его говорили, что их можно приподымать рукой за нос, такими горами нанесены в них краски»[4].

Среди живописцев постимпрессионизма технику импасто в целях наибольшей выразительности и динамики мазка применял Винсент Ван Гог[5].

Импасто в эмалировании металлоизделий

Один из способов ювелирного эмалирования в виде послойного нанесения мелкозернистой эмали на металлическую поверхность, формирующую при этом объёмный рельеф также называют техникой импасто[6].

Литература

Примечания

  1. Зорько Г. Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. — М.: Русский язык Медиа, 2004. — С. 503
  2. Власов В. Г.. Импасто // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 93
  3. Власов В. Г.. Буккеро, буккеро-неро, букаро // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 342—343
  4. 4,0 4,1 Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 1998.
  5. Е. Диченко. Винсент Ван Гог. Художник в 100 картинах / отв. ред. М. Терешина. — Москва : Эксмо, 2015. — ISBN 978-5-699-77455-5.
  6. И. Н. Шкрябинский, Л. А. Колодий-Тяжов. Передача декоративных эффектов в технике горячего эмалинирования. Костромской государственный технологический университет, 2015, С.476—479.

Ссылки