Ивановская горка

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ивановская горка
Вид из Морозовского садаВид из Морозовского сада
Общая информация
Страна Россия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Басманный
Метро
Название в честь Иоанно-Предтеченский монастырь
Морозовский сад в исторической местности Ивановская горка

Ива́новская го́рка — историческая местность Москвы в непосредственной близости от Кремля, названная по Иоанно-Предтеченскому монастырю[1]. Место сосредоточения политической, культурно-просветительской и религиозной жизни Москвы и Российского государства с XV века.

Название и территория

Название района отражает топонимику Москвы. Он действительно находится на возвышенности, с отдельных точек которой открывается вид на купола Храма Христа Спасителя и соборов Кремля. Это один из семи холмов, на которых, по легенде, стоит Москва.

Границами района выступают улицы Маросейка, Солянка, Покровка, Лубянский проезд, Яузский и Покровский бульвары.

История района

XV-XVIII века

После консолидации русских земель вокруг Москвы русские князья начинают обустраивать Кремль и прилежащие территории. Однако татаро-монгольское иго ещё не было сброшено, и потому, помимо укрепления Кремля, возводятся крепостные стены Белого города — места расселения служилых и государственных людей, в состав которого и входил описываемый район. Так, недалеко от Ивановской горки располагается другой исторический район Москвы — Бараши, названный так потому, что там селились хранители царских шатров.

На Ивановской горке в XV веке находились «Старые сады» - обширная территория, которую Великий Князь Иван III использовал как летнюю резиденцию. Об этом периоде напоминает название переулка — Старосадский, где сегодня находится Государственная Публичная историческая библиотека. На тот факт, что на обширной территории у Кремля раньше находился зелёный массив, указывает также название церкви св. Николая в Клённиках (ул. Маросейка).

В месте соединения Хохловского и Старосадского переулков и улицы Забелина на небольшом возвышении стоит церковь св. Владимира в Старых Садех. Искусствоведы и краеведы считают, что в строительстве этой церкви начала XVI веке принимал участие итальянский архитектор Алевиз Фрязин[2], который возвёл в Москве многие храмы. Однако уже при Василии III двор Великого Князя Московского переехал в «Новые сады» за Яузой, оставив лишь напоминание о царском присутствии в топонимике.

Напротив церкви св. Владимира сегодня стоит Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, до этого располагавшийся на территории Патриаршего подворья в Черниговском переулке. В популярных публикациях бытует мнение , что в XVI веке община из Замоскворечья переместилась на Ивановскую горку, монастырь из мужского стал женским, каковым и остается по сей день. Однако авторы «Православной энциклопедии» склоняются к тому, что в Замоскворечье существовала церковь, которая не имела отношения к монастырю[3].

В XVII веке на территории района и прилежащей улице Маросейка сформировалась московская малороссийская община. Улица Маросейка в то время называлась «Малороссийской», поскольку там находилось Малороссийское подворье (ул. Маросейка, 11). Считается, что здесь останавливался гетман Запорожской Сечи Богдан Хмельницкий во время визита в Москву.

Церковь Св. Троицы в Хохлах

В Хохловском переулке во второй половине XVII в. появились палаты Украинцева, дьяка Посольского приказа. Наименование переулка и возведение стоящей неподалеку от палат церкви св. Троицы в Хохлах также относится к XVII веку. В соседнем Колпачном переулке стоят дошедшие до наших дней «палаты Мазепы», где, как ошибочно считалось, Мазепа останавливался во время визита в Москву в пер. пол. XVIII века. Само здание относится к XVI-XVII векам и частично находится на территории лютеранской церкви свв. Петра и Павла.

В течение этого времени на Ивановской горке складываются небольшие слободы[4], о чем свидетельствуют названия улиц. Колпачный переулок напоминает о слободе изготовителей головных уборов, Певческий переулок — о проживании здесь певчих Патриаршего подворья. На внешней стороне района на месте доходного дома Московского купеческого общества находился Соляной двор, по которому получила название улица Солянка

Ещё больше улиц названы по стоящим здесь храмам. Так, Большой и Малый Трёхсвятительские переулки названы по церкви Трёх святителей в Кулишках, Петропавловский переулок — по церкви свв. Петра и Павла, Подколокольный переулок — по колокольне церкви св. Николая в Подкопаях, Большой Спасоглинищевский переулок — по церкви Спаса на Глинищах (не сохранилась), Петроверигский переулок — по церкви св. Петра в Веригах (не сохранилась). Отметим, что и Старосадский переулок до XX века назывался Космодамианским по церкви свв. бессребренников Космы и Дамиана.

В XVIII веке произошли два события, наложившие отпечаток на дальнейшую историю Ивановской горки. В 1768 г. в монастырь была заключена Дарья Салтыкова — печально знаменитая помещица, замучившая по установленным данным почти 150 крепостных, по неустановленным — несколько сотен. Вскоре после этого в монастыре появилась ещё одна узница — принцесса Аугуста, незаконнорожденная дочь Елизаветы Петровны и графа Разумовского, постриженная в монахини под именем Досифеи. Несмотря на то что заключение в монастыре было традиционной мерой наказания или устранения политических конкурентов, именно в истории Иоанно-Предтеченского монастыря эти события сыграли роковую роль.

Другое знаковое событие XVIII века — основание в бывших палатах Украинцева первого в России архива Коллегии иностранных дел. Напротив этого здания в том же столетии была возведена «усадьба Кантемиров»[5], государственных деятелей Молдавии на службе у династии Романовых.

В целом, в течение XV-XVIII веках район развивался как место, где селились русские и малороссийские купцы и ремесленники и активно развивалась церковная жизнь.

XIX век

Поворотным событием для центральных районов Москвы стал пожар 1812 года. Многие здания на территории Ивановской горки сгорели и, вероятно, не были восстановлены. На смену ремесленникам и церковной братии пришли новые домовладельцы, которые уже на свой манер начали застройку района.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский монастырь сильно пострадал при пожаре. Восстановление началось только в 1850-х годах Выдающийся русский архитектор М.Д. Быковский разработал итальянизированный образ главного храма, чей купол выполнен в манере купола работы Брунеллески для базилики Санта-Мария-дель-Фиоре, а сад при особняке Морозовых выполняет роль садов Боболи во Флоренции, откуда также открывается живописный вид на монастырь. Так в Москве появилась «маленькая Италия».

В пожаре 1812 года пострадал и храм св. Николая в Подкопаях, и тоже был восстановлен. Чудесным образом пожар мало затронул палаты Украинцева и палаты Мазепы. По этим зданиям сегодня можно составить представление о средневековой застройке района.

Главную роль в восстановлении Ивановской горки после пожара 1812 года взял на себя градоначальник Николай Хитрово. Его усилиями район быстро превратился в новую точку притяжения дворянства, купечества и творческой интеллигенции. Однако после его кончины в районе Хитровской площади были устроены ночлежные дома, где к концу XIX века сложился мир криминала, запечатленный на страницах книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» и в постановке МХТ «На дне» по одноимённой пьсе М. Горького.

С середины XIX века существенно меняется национально-религиозный состав района. К исторически селившимся здесь православным великороссам и малороссам добавляются иудеи, лютеране и ассирийцы (зороастрийцы).

Новые обитатели Ивановской горки

Иудеи
Московская хоральная синагога

В середине XIX века на территории современного Зарядья формируется Глебовское подворье — обширное еврейское гетто, располагавшееся за православными соборами Варварки. В 1891 г. в Большом Спасоглинищевском переулке открывается первая в Москве «официальная» синагога, известная сейчас как Московская (Большая) Хоральная синагога.

В доме № 10 на углу Старосадского переулка и улицы Забелина в годы Первой мировой войны разместилось Московское еврейское общество помощи жертвам войны. Оно помогало найти убежище на территории Российской империи евреям, которые бежали от погромов в западных губерниях. Так, с августа по октябрь в 1915 г., спасаясь от войны и погромов, через Москву бежали 22 553 человека[6]. В марте 1916 г. здесь же открылась библиотека-читальня, Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России, Комитет Московского общества охраны здоровья еврейского населения и Общество любителей еврейского языка[7]. С января по июнь 1931 г. в этом доме проживал у своего брата поэт О.Э. Мандельштам.

Лютеране
Московский лютеранский собор свв. Петра и Павла

На протяжении значительной части истории России иностранцы не имели права селиться в центре Москвы. Исключение в XVI-XVII веках составляли англичане: их палаты Английского двора располагались на Варварке недалеко от Кремля. Остальные иностранцы, которых в то время называли «немцами», селились в Немецкой слободе на территории современного района Лефортово.

Однако в XIX веке, после очередного пожара, в котором сгорел храм св. Михаила, лютеране Москвы, главным образом, немцы, шведы и эстонцы, получили в свое распоряжение участок земли в Старосадском переулке, ранее принадлежавший дворянскому семейству Лопухиных. Здесь в XIX веке был построен храм свв. Петра и Павла, перестроенный на рубеже XIX-XX веков. Старостой храма в течение нескольких лет был П.Ю. Юргенсон — русский промышленник эстонского происхождения, основатель нотопечатни в Хохловском переулке и один из патронов П.И. Чайковского. Его усилиями в России впервые стали печататься ноты музыкальных произведений. После переезда архива Министерства иностранных дел в палатах Украинцева недолгое время располагались классы Московской консерватории, но в 1870-х годах Юргенсон выкупил палаты и присоединил к своему особняку. Сегодня это крупный комплекс зданий между Колпачным и Хохловским переулками.

Светское строительство

Также в XIX веке на нынешней улице Забелина в здании усадьбы Сумарокова-Тюляевой было устроено Российское Императорское Палестинское общество, основателем которого стал писатель и государственный деятель В.Н. Хитрово.

В XIX веке в районе появляется особняк Кнопа со средневековыми элементами в виде зубчатой башни. Это была дань увлечению средневековьем, характерному этого столетия. Еще одна знаковая постройка — особняк Куманиных, родственников Ф.М. Достоевского. Другие исторические здания — особняк Тургеневых-Боткиных в Петроверигском переулке и здания гимназий — Женской (в Колпачном переулке) и Мужской (в Петроверигском переулке)[8].

Девятнадцатое столетие в истории Ивановской горки завершилось строительством многоэтажного доходного дома Московского купеческого общества по проекту В.В. Шервуда. В конце этого столетия на Старой площади и улице Солянка появились несколько подобных построек, которые внесли ощутимый диссонанс в двухэтажную застройку района, чем немало раздосадовали творческую интеллигенцию.

XX век

Университет им. Ю.Ю. Мархлевского, ныне - общежитие МГЛУ им. Мориса Тореза

После Октябрьской революции Ивановская горка, благодаря близости к Кремлю, стала местом размещения партийных и образовательных организаций, основанных для продвижения идей мировой революции. На внешней границе района, на углу Лубянского проезда и ул. Маросейка в 1929 году было построено здание в стиле конструктивизма, где в бытность СССР располагался ЦК ВЛКСМ, а в настоящее время находится Российский Союз молодежи. На Старой площади в бывших доходных домах разместился Горком Партии города Москвы.

Внутри района, в особняке Кнопа в Колпачном переулке до 1929 г. находилось правительство Украинской ССР, затем его сменил Московский городской комитет ВЛКСМ. По адресу Колпачный переулок, 9 с 1939 по 2022 годы находилось здание Института Международного рабочего движения (снесено)[9]. Напротив синагоги в Петроверигском переулке было построено здание общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского.

Самые большие перемены произошли в истории Иоанно-Предтеченского монастыря. Он не был закрыт или снесен, однако перешел в ведение НКВД, который разместил здесь казематы. В течение всего советского периода монастырь использовался как тюрьма для политзаключенных[10].

Перемены также коснулись названий улиц. Так, Маросейка была переименована в улицу Богдана Хмельницкого, Большой и Малый Трехсвятительские переулки — в Б.и М. Вузовские переулки, Космодамианский переулок — в Старосадский.

Обитатели Хитрова рынка

Храмы Ивановской горки на протяжении советского периода использовали для разнообразных нужд. В храме св. Николая в Подкопаях располагался полиэтиленовый завод, в храме св. Троицы в Хохлах - лаборатории и хранилище Государственного Музея антропологии, в лютеранской церкви — студия «Диафильм». В нотопечатне Юргенсона разместилось издательство «Музыка».

При этом советская власть сыграла огромную положительную роль в жизни района. Уже в 1920-х гг. от притонов Хитровки не осталось и следа. Вот как об этом писал Гиляровский:

И только советская власть одним постановлением Моссовета смахнула эту не излечимую при старом строе язву и в одну неделю в 1923 году очистила всю площадь с окружающими её вековыми притонами, в несколько месяцев отделала под чистые квартиры недавние трущобы и заселила их рабочим и служащим людом. Самую же главную трущобу «Кулаковку» с её подземными притонами в «Сухом овраге» по Свиньинскому переулку и огромным «Утюгом» срыла до основания и заново застроила[11].

В особняке Куманиных работала Историческая библиотека, ставшая центром притяжения студентов гуманитарных вузов и научных работников.

После распада СССР началось постепенное возвращение храмов верующим, а улицам — их исторических названий. При этом часть Иоанно-Предтеченского монастыря по-прежнему остается в ведении МВД: в некоторых монастырских зданиях в Малом Ивановском переулке находятся учебные корпуса Академии МВД им. Кикотя.

XXI век

В настоящее время Ивановская горка охраняется как один из старейших районов Москвы. Место популярно среди москвичей и гостей столицы. В новом столетии в Большом Трехсвятительском переулке разместился один из корпусов НИУ «Высшая школа экономики». В общежитии Университета Мархлевского уже несколько десятилетий находится общежитие МГЛУ им. Мориса Тореза.

В последние 10-15 лет в районе процветают места альтернативной молодежной культуры: небольшие инди-магазины, кофейни и бары.

В 2017 году территория напротив синагоги прошла регенерацию, здесь был открыт парк «Горка». В храме свв. Петра и Павла регулярно проходят концерты симфонической музыки фонда «Бельканто». В Подколокольном переулке действует культурный центр «Хитровка», разместившийся в подвалах бывших хитровских ночлежек. Здесь ставят современные пьесы и проводят театральные мастер-классы. В палатах Мазепы расположен офис «На Руси».

Несмотря на многочисленные положительные перемены в жизни района и его, в целом, успешную адаптацию к современности, жители и любители старины периодически вынуждены отстаивать Ивановскую горку перед застройщиками, которые нарушают федеральное законодательство в области защиты памятников культурно-исторического наследия[12].

Так, в 2009-2012 годах жители района и активисты движения «Архнадзор» добились отмены проекта постройки гаражей на месте снесенного ПТУ на Хитровской площади. Взамен здесь был разбит сквер и размещены информационные стенды, повествующие о жизни района[13].

В 2020 г.оду стало известно о проекте возведения 6-этажного офисного здания на месте ИМРД в Колпачном переулке, 9. Проект включал снос некоторых исторических построек (включая здание ИМРД), вырубку вековых тополей по Даниловской аллейке и устройство на освобождённой территории, помимо бизнес-центра, рекреационной зоны с ресторанами и кафе[14]. Уже больше двух лет жители прилегающих домов и «Архнадзор» организуют Воскресные Хохловские стояния в Хохловском переулке — еженедельные культурно-просветительские мероприятия, направленные на сохранение исторического облика района. На месте снесённого в марте 2022 году здания Института международного рабочего движения, согласно закону о защите историко-культурного наследия, должен быть восстановлен усадебный сад Юргенсона, упомянутый в роман М.В. Шолохова «Тихий Дон».

Примечания

  1. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (рус.) ?. Православная Энциклопедия. Московская Патриархия (24.02.2022). Дата обращения: 7 июня 2023.
  2. И. Л. Бусева-Давыдова. Алевиз Фрязин (рус.) ?. Большая Российская Энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 7 июня 2023.
  3. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (рус.) ?. Православная Энциклопедия.
  4. Слобода (рус.) ?. Большая Российская Энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 7 июня 2023.
  5. Рустам Рахматуллин, Ксения Очкина, Анастасия Вербицкая. Как были найдены палаты в усадьбе Кантемиров (рус.) ?. Архнадзор (15 мая 2020). Дата обращения: 7 июня 2023.
  6. Опарин Д., Акимов А. Истории московских домов, рассказанные их жителями. — М.,: ЭКСМО, 2017. — С. 78. — ISBN 978-5-699-91299-5.
  7. Опарин Д., Акимов А.,. Истории московских домов, рассказанные их жителями. — С. 81.
  8. Митрофанов, А. Г. Покровка.. — М.: Ключ—С, 2009. — С. С. 89—94.
  9. Исэров А., Кузнецова Т. Колпачный переулок, 9А.. — М., 2020.
  10. Митрофанов, А. Г. Солянка. — М.: Ключ-Сё, 2009. — С. 83-86.
  11. Гиляровский В.А. Москва и москвичи.
  12. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (рус.) ? (25 июня 2002). Дата обращения: 7 июня 2023.
  13. Михаил Щипанов, Михаил Харламов. Сергей Собянин: "Хотелось бы сделать Москву помягче, подобрее, городом комфортным и удобным" (рус.) ?. Вечерняя Москва. Вечерняя Москва (12 февраля 2012). Дата обращения: 6 июня 2023.
  14. Локалов Артем. В Москве на "Воскресных Хохловских стояниях" выступят в защиту старинного района (рус.) ?. Российская газета (18 октября 2020). Дата обращения: 6 июня 2023.

Литература

  • Гиляровский В. А. Москва и москвичи. — М., 1989.
  • Исэров А., Кузнецова Т. Колпачный переулок, 9А. — М., 2020.
  • Колодный Л. Е. Москва в улицах и лицах. Путеводитель. — М.: Голос, 1999. — С. 511-568.
  • Митрофанов А. Мясницкая. Серия «Прогулки по старой Москве» — М.: Ключ-С, 2009.
  • Митрофанов А. Покровка. Серия «Прогулки по старой Москве» — М.: Ключ-С, 2009.
  • Митрофанов А. Солянка. Серия «Прогулки по старой Москве» — М.: Ключ-С, 2009.
  • Опарин Д., Акимов А.Истории московских домов, рассказанные их жителями.— М.,: ЭКСМО, 2017.
  • Сытин П. В. Из истории московских улиц. Изд. 3-е, доп. — М.: Московский рабочий, 1958.