Дороги инков

Объект всемирного наследия
Кхапак-Ньян — дорожная система в Андах[* 1]
Qhapaq Ñan, Andean Road System[* 2]
Система дорог империи инковСистема дорог империи инков
Страна  Аргентина
 Боливия
 Колумбия
 Перу
 Чили
 Эквадор
Флаг ЮНЕСКО объект ЮНЕСКО
Тип Культурный
Критерии ii, iii, iv, vi
Ссылка 1459
Регион[* 3] Латинская Америка и Карибские острова
Включение 2014 год (38-я сессия)

До́роги и́нков — «Королевская дорога» инков, или на местном языке кечуа Qhapaq Ñan (Кхапак Ньян) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе. Дорожная сеть под этим названием сейчас проходит по землям Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Чили и Аргентины. Раньше все эти земли принадлежали одной могучей империи инков. Общая протяжённость дорог достигает 30 тысяч километров.

Сохранившиеся лучше других участки протяжённостью 6000 км на территории шести стран в 2014 году были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великая дорога инков

Инки именовали себя «сыновьями Солнца», основу их дорог составляли две магистрали. Древнейшую из них назвали Кхапак Ньян или «Королевская дорога», которая начиналась в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили.

Кхапак Ньян, «Великая дорога инков» или «Королевская дорога», — мощная сеть пешеходных троп и дорог, которая связывала между собой все города и селения этой цивилизации.

Кхапак Ньян строился из камня и гравия на протяжении нескольких веков. Система включают множество туннелей, подвесных мостов и транспортных развязок. Оборудована перевалочными пунктами и складами, где путники могли пополнить запасы воды и еды, полноценно отдохнуть. Это служит ещё одним доказательством невероятного мастерства инков.

Вторая главная магистраль империи, по которой на Куско двигались первые отряды конкистадоров, тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 километров. Начиналась у северного порта — города Тумбеса, пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана до территорий Чили и смыкалась с Королевской дорогой. Эта магистраль получила имя Уайна Капак Ньян в честь верховного правителя Инки. У вершин горы Салькантай дорога Уайна Капак пролегает на огромной высоте — 5150 метров над уровнем моря.

Историк XVI столетия Педро Сьеса де Леон написал о дороге:

Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей.

Особенности дорог

Map of Wari and Tiawaku.svg
Сохранившийся участок дороги инков в Ингапирке, Эквадор
  • Империя инков, с центром в городе Куско, пересекалась крестом четырьмя дорогами.
  • Протяжённость самой длинной дороги составляла не менее 6600 километров.
  • Дороги соединяли все столицы провинций, из каждой выходило по несколько путей.
  • На каждой дороге были постоялые дворы через чётко определённые расстояния, сами расстояния отмечались межевыми столбами и назывались — топо (тупу).
  • Дамбы или плотины насыпаны среди болотных топей.
  • В прибрежной пустыне дороги, для защиты от песчаных заносов, с двух сторон ограждались каменными метровыми бортами[1].

Педро Сьеса де Леон первым из европейцев дал подробное описание дорог инков. Автор отметил, что дорога «превосходит как римские дороги, так и те, что были построены в Альпах Ганнибалом»[1].

Неприступные цитадели

Высокогорный город Мачу-Пикчу, неприступная цитадель и королевская резиденция императора инков Пачакути (1438—1472 гг.) — самый знаменитый из руин инков, символ великой древней цивилизации. Расположен в суровой местности на высоте 2430 метров, именовался «Затерянным городом». После покорения империи испанцами в середине XVI века жители покинули город.

Мачу-Пикчу построен в недоступном месте, является чудом инженерной мысли. Здесь все удобства для жизни — жилые и складские постройки, сельскохозяйственные террасы, а также потрясающий Храм Солнца. Их открыли заново в 1912 году. Туристы взбираются на вершину горы и обозревают достижения великой цивилизации инков.

Могучая цитадель Саксайуаман, расположенный на холме с видом на перуанский город Куско, была построена в XV веке и защищала от врагов.

Неприступные стены древней крепости состоят из огромных каменных блоков, каждый из которых весит более двух сотен тонн. Подогнаны они друг ко другу настолько плотно, что здание кажется монолитным, а в щель нельзя просунуть даже лист бумаги. Крепость, её прекрасные дворцы, фонтаны и храмы завораживают своей красотой и величием[2].

История до инков

Шестисерийный документальный фильм «Перу и Боливия задолго до инков», созданный по материалам, собранным в ходе экспедиции Фонда «III тысячелетие», вышел в свет в 2008 году[3].

Примечания

Ссылки