Домовой (фильм, 2019)

Материал из «Знание.Вики»
Домовой
Домовой
Жанр семейный, фэнтези, комедия
Режиссёр Евгений Бедарев
Автор сценария Евгений Бедарев
Дмитрий Бедарев
В главных
ролях
Сергей Чирков
Екатерина Гусева
Александра Политик
Ольга Остроумова-Гутшмидт
Павел Деревянко
Юлия Сулес
Татьяна Орлова
Сергей Рубеко
Оператор Андрей Кузнецов, Сергей Политик
Композитор Марк Дорбский
Компания Трио Фильм
Длительность 104 мин
Страна Флаг России Россия
Дата выхода 11 апреля 2019

«Домовой» — семейный комедийный фильм-фэнтези режиссёра Евгения Бедарева о фантастической перепалке новосёлов с домовым. Мать и дочь мечтают о новой квартире, но даже не догадываются, что их там совсем не ждут. Домовой не даёт им сладу, всячески запугивая и громя все вокруг. Ещё и сокровища, некогда припрятанные бывшим постояльцем, привлекают плутоватую профессионалку по астралу. В опасности оказываются все, и даже рыжий кот Кузя, который принимает активное участие в борьбе за свой новый дом.

Премьера фильма в России состоялась 11 апреля 2019 года.

Предыстория

Идея создать современное городское фэнтези, где главным героем будет самый неоднозначный персонаж русских сказок, Домовой, родилась у братьев Бедаревых: Дмитрий и Евгений вместе написали сценарий, опираясь на свою личную любовь ко всему волшебному.

Практически все мои проекты — это сказки. Мне нравится, когда есть магия, есть мистика, есть волшебство и вещи, которых мы не можем встретить в обычной жизни. Нравится, когда с помощью кино мы можем пережить приключение, о котором в обычной жизни можем только мечтать— делится режиссёр проекта Евгений Бедарев.

А. А. Раев Домовой (Антипод — волшебного персонажа, созданного киносценаристами фильма «Домовой»)

Персонаж Сергея Чиркова — Домовой — центробежная сила фильма. Это и комедийный, и драматический персонаж одновременно. Волшебные козни, которые он чинит новым хозяевам квартиры, — не обычная шалость или демонстрация непростого нрава. За ними стоит целая история, которую актёр надеется рассказать как самым маленьким зрителям, так и их родителям: об одиночестве, об умении прощать и давать второй шанс, о настоящей дружбе и великодушии[1].

Когда я прочитал сценарий, я понял, что это больше, чем сказка. Это такая поучительная энциклопедия жизни для детей и взрослых. И лично для меня Домовой — больше драматическая роль— поделился Чирков

Сюжет

Риэлтор Элла безуспешно пытается продать квартиру в Сталинской высотке, так как в ней живёт самый настоящий Домовой, который старательно выживает любых жильцов из неё, устраивая им различного рода проделки а-ля-полтергейст (самого Домового люди не способны не видеть, не осязать). Из-за этого в квартире давно не делался ремонт и поэтому цена на неё в разы ниже рыночной. В конечном итоге ей удаётся найти потенциального покупателя — это разведённая мать-одиночка Вика с 8-летней дочерью Алиной. Перед приходом Вики и Алины Элла приглашает в квартиру ясновидящую Фиму, чтобы та прогнала Домового. Фиме это удаётся: с помощью своих магических ритуалов она вышвыривает его за пределы дома. Однако в какой-то момент у неё случается видение, в котором она видит, что где-то под полом в квартире cпрятана коробка с драгоценностями. Поскольку квартира вот-вот отойдёт Вике и в неё нельзя будет уже проникнуть, то Фима, уходя, снова проводит ритуал, благодаря которому Домовой возвращается обратно в квартиру и начинает бесчинствовать. В конечном итоге Элла, пригрозив селить в квартиру отныне только отпетых маргиналов, ставит Домовому условие: он позволит Вике купить квартиру (потому что каждый раз от продажи квартиры Элла получает причитающиеся проценты), а потом может благополучно прогнать её, а взамен Элла на целый год оставит квартиру в покое. Домовой соглашается, после чего применяет свою магию на напуганных Вике и Алине, которые от этого успокаиваются и Алина соглашается на покупку[2].

Попытки выжить Вику с дочерью Домовой предпринимает сразу же. Но Вика не готова терять квартиру: узнав от соседки Раисы про Домового и про предыдущих жильцов она начинает приглашать на дом экстрасенсов и шаманов. И чем больше она сопротивляется Домовому, тем больше тот проявляет рвения в своих проказах. Алина же, напротив, пытается подружиться с Домовым и в какой-то момент тот даже проникается к ней нежными чувствами, но в то же время останавливаться не собирается. Это приводит к тому, что сначала Вику увольняют с работы (после того как проказы Домового довели её начальника до госпитализации), а затем её случайно бьёт током и она попадает в больницу. После этого у Домового происходит разговор с котом Алины и Вики Кузей (который может видеть Домового и общаться с ним). Выясняется, что Домовой живёт в этой квартире с момента постройки дома и очень ладил с первой семьёй новосёлов. Но через какое-то время эта семья переехала, а Домовой вынужден был остаться, потому что домовые могут поменять места жительства только в случае, если получат приглашение. Он пытался подружиться со следующими новыми жильцами, но каждая новая семья оказывалась хуже предыдущей, потому что в них не было ни любви, ни доброты. В какой-то момент Домовой обнаружил, что негативная обстановка вокруг него проецирует его собственное восприятие этого на саму квартиру — стены начинают покрываться плесенью и рассыпаться. Желая не дать квартире разрушиться, Домовой в итоге решил выживать всех новых жильцов. Кузя тогда советую Домовому всё же помириться с Викой, потому что они с Алиной, по сути, именно те, кто ему нужны: Вика сопротивлялась Домовому в первую очередь ради того, чтобы обезопасить Алину.

Воспользовавшись госпитализацией Вики в квартиру, проникают Фима и её сын Стас (здесь Домовой объясняет Кузе, что драгоценности, которые они ищут, остались от одного из предыдущих жильцов, который занимался скупкой краденого). Некстати домой возвращаются Вика с Алиной. Не смотря на магию, которой Фима подвергает Домового, ему всё же удаётся дать ей и Стасу мощный отпор и вышвырнуть их из квартиры. Алина в какой-то момент, спасаясь от Стаса вылезает в окно и падает с карниза, но Домовому удаётся забросить её в окно расположенной этажом ниже квартиры, где живёт молодой парень Андрей, у которого затем начинается роман с Викой. В финале Вика извиняется перед Домовым, предлагает помириться, а затем показывает, что теперь знает, как он выглядит: у их соседа Валентина хобби фотографировать всех бывших жильцов квартиры в тот момент, когда они покидают её, и на фотографии, которую он сделал в тот момент, когда Алина и Вика выбегали из квартиры (это произошло в первую же ночь после их заселения) каким-то образом запечатлелся Домовой. Вика предлагает Домовому стать отныне полноправным членом их семьи[3].

Съёмки фильма и задачи главных главных персонажей

Серьёзный подход к работе не отменяет настоящего веселья, которое было в кадре и за кадром. Весь съёмочный процесс «Домового» — это чистый сгусток волшебной энергии. Каждый вечер мамы Вики и Алины полон колдовства. Герой Сергея Чиркова готов вывернуть всю квартиру наизнанку, и это не фигура речи, лишь бы избавиться от новых владельцев. А помогают ему в этом та же команда, которая обеспечила успех таким лентам, как «Экипаж», «Викинг», «Метро». Это полноценное погружение в сказочный мир. Для этого в картине используется больше 2000 кадров компьютерной графики. Это сопоставимо с крупными голливудскими проектами.

Хотя для максимальной достоверности, об этом с восхищением говорят все участники съёмочного процесса, некоторые чудеса творились прямо на съёмочной площадке. Бешеная карусель, которую Домовой устраивает демонологу, раскручивая его на стуле, или порхающие над головой мамы Вики страницы любимых книг — всё это было необходимо, чтобы актёры на площадке сами погрузились в зачарованный мир.

Одним из главных удивлений для публики станет Екатерина Гусева, она впервые выступает в непривычном для неё амплуа комедийной актрисы. Ей досталась роль мамы Вики — современной деловой женщины, которая и квартиру в центре Москвы сама может купить, и дочь вырастить, и кота накормить. Вот только с местным Домовым никак не получается найти общий язык[4].

Это свежий воздух для меня: как будто бы я окно открыла. Мне было крайне необходимо окунуться в жанр комедии, чтобы как-то встряхнуться, посмотреть на себя с другой стороны, самоиронию включить. Я слышала во время съёмок, как у монитора съёмочная группа смеялась. Жаль, мне в кадре нельзя было— делится новым опытом Екатерина Гусева, которую зрители привыкли видеть в драматических и трагических ролях.

Актриса шутит, что благодаря «Домовому» обнаружила в своей богатой палитре мимики такие выражения лица, которые она никогда не использовала. Ведь её героиня, по сюжету, не может видеть Домового, но волей случая становится главной «жертвой» его проделок. Екатерина с профессиональным любопытством и азартом большинство трюков исполнила сама: позволила себя засыпать мукой с ног до головы, уронить с размаху и даже обложить тесаками.

Новых красок актёрам добавили художники по костюмам и гриму. Екатерина Гусева с удовольствием рассказывает, как тщательно они продумывали образ её героини, пытаясь соединить силу и современность с русской сказкой. В сценах городских, когда мама Вика ходит на работу, это стильная бизнес-вумен. Однако гримёры придали «русского шарма» героине, предложив ей в качестве деловой причёски модную небрежную косу, перекинутую на плечо. Такая фольклорная нота напомнила Екатерине героиню другого отечественного комедийного фэнтези — Алёну Игоревну из фильма «Чародеи». А в сценах домашних, их в ленте гораздо больше, Екатерина неожиданно для всех перевоплощается в уютную «пижамную» маму. В конце концов, в пижаме и мягких смешных тапках выполнять трюки куда удобнее, чем в деловом костюме[5].

Уникальный внешний облик был разработан и для Домового. Лохматый парик, эльфийские уши, хипстерский свитер, мягкие штаны и всегда босые ноги — на создание этого образа, в первую очередь на грим, каждый день уходило по 3 часа. Образ получился настолько убедительным, что первое время его постоянная партнёрша, девочка Вика, не узнавала актёра, когда тот снимал грим[4].

Нам изначально не хотелось делать Домового таким, каким его все привыкли видеть.  Изображать его супер-сказочным персонажем. Это не парень в русской рубахе и не косматый дед. Абсолютно современный парень, только ходит босиком— поясняет режиссёр Евгений Бедарев.

За классический сказочный облик в «Домовом» отвечает героиня Ольги Остроумовой-Гутшмидт. Как и положено ведьме, она одета изысканно, причудливо и напоминает европейских аристократок, которые одеваются в лучших модных домах Парижа. Режиссёр Евгений Бедарев предупреждает: эта ведьма крайне опасна для зрителей — невозможно не попасть под её очарование.

Самое неожиданное визуальное перевоплощение ожидало Павла Деревянко. Его создатели «Домового» поместили в шкуру кота[4]!

Хитрый, немного склочный, тотальный собственник — ничего необычного. Среди людей подобных характеров много. А вообще, я же сам кот. Вернее, если бы, моё воплощение на земле был не человек, а животное, то я бы был кот, дикий камышовый кот- описал своего персонажа Павел Деревянко

Согласно новой российской мифологии, только кот может видеть Домового и разговаривать с ним, а значит, вести миротворческие переговоры. Усатый герой был придумал специально для фильма и идеально вписался в фольклорную современность. Принципиальная позиция режиссёра — кот в кадре должен быть настоящий. Профессиональный четвероногий актёр Питер (и три его дублёра) нашёлся в Театре кошек Юрия Куклачёва[4].

Кот у нас был главной звездой на площадке:
многие сцены приходилось снимать «от кота»: сначала он один отыгрывал на крупных планах, он шёл куда-то и его снимали две камеры. А потом я уже разводил действия актёров под движения Питера. Да, порой это пытка — снимать животных, но в итоге у нас ходящий, прыгающий, бегающий, настоящий реальный живой кот— полушутливо рассказывает Евгений Бедарев

Народный любимец Павел Деревянко присоединился к команде «Домового» уже на стадии постпродакшена — благодаря чудесам современных компьютерных технологий Кот заговорил. Деревянко поделился с Питером своей мимикой и узнаваемым «мурлыкающем» голосом[4].

Перед нами стояла задача сделать полноценного, максимально правдивого кота. Мы пробовали разные интонации и остановились на котообразном человеке-коте. Без ассоциаций с гениальным Олегом Палычем Табаковым, безусловно, не обошлось. Но там, в «Простоквашино», был нарисованный кот, а у нас в «Домовом» он настоящий, взаправдашний, только говорит моим голосом. Конечно, мяукал и мурлыкал я предостаточно, пока мы выбрали нужный нам тон— приоткрыл производственную тайну Павел.

В распоряжении Домового оказалась настоящая квартира мечты, которую команда художников-постановщиков выстроила в съёмочном павильоне. По сюжету, странная квартира под номером 222 находится на 17 этаже знаменитой высотки на Котельнической набережной[4].

Конечно, мы снимали в павильоне: надо было полы взрывать, и стены долбить, и полки разрушать. Нам было важно создать собирательный образ идеальной квартиры, немножко сказочный, конечно, чтобы подчеркнуть, что в ней живет домовой. Чтобы зритель поверил, что именно в этой квартире сказка возможна. Это подчёркивается деталями: стеклянные двери с витражами, которые якобы остались от прежних хозяев, обои с какими-то птицами и звёздами, шкаф домового… Здесь всё хочется рассматривать. Но при этом общее впечатление, что квартира выглядит современно— вспоминает свою ключевую локацию режиссёр.

Интересные факты

  • В сюжете используется не одно и не два суеверия: помимо целого ряда обрядов, которые совершают новосёлы для того, чтобы задобрить домового, ещё в самом начале фильма, когда мама с дочкой идут в своё новое жилище, дорогу им переходит чёрный кот и встречается баба с пустыми вёдрами — предвестники беды.
  • Котам, как полноценным артистам, на съёмках полагалась комната отдыха и перерывы на обед, так как после съёмочного дня им часто нужно было выступать вечером ещё и в театральном представлении.
  • Это не единственная «нечеловеческая» роль Деревянко, ещё он сыграл и озвучил конька-горбунка в одноимённой фантастической картине.
  • Сталинская высотка на Котельнической набережной, в которой и разворачивается действие фильма — не просто один из символов Москвы, но и важное для кинематографа здание, в котором проживали Фаина Раневская, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова и другие артисты, и по сей день в первых этажах расположен кинотеатр архивных фильмов «Иллюзион», который был открыт ещё в 1966 году.
  • Роль Стаса — сына Мамы Фимы — сыграл родной брат режиссёра и сценарист фильма Дмитрий Бедарев.
  • Девятилетнюю Алину сыграла семилетняя актриса Саша Политик, а сцена, в которой Алина идет по карнизу, оступается и падает, снималась на шестиметровой высоте[4].

В ролях

Актер Роль
Сергей Чирков Домовой
Екатерина Гусева Вика мама Алины
Павел Деревянко кот Кузя (озвучивание)
Александра Политик Алина дочь Вики
Ольга Остроумова-Гутшмидт Мама Фима ясновидящая
Дмитрий Бедарев Стас сын Фимы
Даша Шагал «Анжела» девушка Стаса
Юлия Сулес Элла Аркадьевна риэлтор
Михаил Беспалов Олег Евгеньевич начальник Вики
Татьяна Орлова Раиса Ивановна соседка Вики
Сергей Рубеко Валентин Петрович сосед Вики, фотограф
Сергей Русскин Кирилл, демонолог
Дмитрий Белоцерковский санита
Илья Соболев санитар
Людмила Князева  Вероника Арнольдовна старушка-соседка
Игорь Чехов Андрей сосед

Примечания

  1. Домовой (2019), Интересные факты.. Киноман Клуб. Дата обращения: 23 марта 2023.
  2. "Домовой": самое главное о необычной российской сказке. Дзен. Кино, девчата! (5 октября 2020). Дата обращения: 23 марта 2023.
  3. Домовой (Фильм 2019). ИВИ. Дата обращения: 23 марта 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Детально о кинофильме «Домовой (2019)». Кинопортал Ovideo.ru. Дата обращения: 23 марта 2023.
  5. ALINAOSPINA. Впечатления от фильма "Домовой" 2019. LiveJournal (19 июля 2020). Дата обращения: 23 марта 2023.