Дольмен
Дольме́н — тип мегалитического захоронения, состоящий из вертикальных каменных плит, поддерживающих горизонтальную крышную плиту и образующих камеру или целый ряд камер. Возникновение и распространение подобных сооружений относят к позднему неолиту и переходу к раннему бронзовому веку. Дольмены встречаются в Европе и за её пределами, однако наиболее изученные и известные варианты сосредоточены в Бретани (Британия), Ирландии и на Кавказе[1].
Этимология и распространение
Этимология термина восходит к бретонскому taol maen — «каменный стол», что отражает образ каменного «стола» над погребальным пространством и символическую роль памяти предков[2]. В разных регионах дольмены могли существенно различаться по конструкции, размерам и функциям, но базовая идея — коллективное создание погребального пространства, вписанного в ландшафт и ритуальные практики общины. Шариков Ю. Н. и Комиссар О. Н. в своих исследованиях отмечают[3]:
Уже к середине XIX века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены «богатырскими хатками». Коренное население, адыгейцы и абхазы, называли дольмены — «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), абхазы — «кеуеж» и «адамра» (древние могильные дома). Мегрелы называли их «мдишкуде», «одзвале», «садавале» (дома великанов, вместилище костей).
Термин «дольмен» закрепился как обобщающее обозначение сходных мегалитических сооружений, независимо от региональных различий. В Западной Европе дольмены характерны прежде всего для Бретани, Корнуолла, Ирландии и Шотландии; встречаются также в Испании, Португалии и соседних регионах. В Кавказском регионе дольмены представлены локальными разновидностями, которые отличаются формой, размерами и способом установки каменных плит. Часто они датируются поздним неолитом и ранним бронзовым временем, что указывает на общую культурную динамику неолитических обществ Европы и близлежащих регионов: строительство таких объектов требовало координации большого числа участников и устойчивого планирования. Роль дольменов у Кавказа, Бретани и Ирландии неоднозначна: помимо погребального значения они могли служить социально-ритуальными узлами, символами коллективной памяти и маркерами территориальной идентичности[4].
Конструкция и типология
Основной архитектурный принцип дольмена — вертикальные опоры (плиты или гнёзда из камня) и горизонтальная крышная плита, образующая камерное или галерейное пространство.
Базовые типы включают:
- Плиточные дольмены (портальная камера): один или несколько горизонтальных каменных плит образуют крышу над вертикальной опорной конструкцией, формируя закрытую камеру. Часто встречаются входные галереи или коридоры, ведущие к основной камере.
- Составные: частично или полностью собраны из отдельных блоков иногда имеющих довольно сложное геометрическое соединение. Могут быть: круглыми, подковообразными, прямоугольными.
- Корытообразные: пол и стены высечены из цельного камня. Крыша изготовлена из цельной плиты. Форма прямоугольная или квадратная.
- Монолитные: полностью высечены в камне. Обработаны обе стороны, и внутренние, и внешние[5].
Каменная крышка (крышная плита) — тяжёлая плита, вес которой нередко исчисляется десятками тонн. Подъём и установка плит осуществлялись с помощью примитивных методов: рычаги, деревянные подмости (вспомогательное устройство в виде деревянного настила на опорах), полиспасты (система из нескольких подвижных и неподвижных блоков, соединённых верёвкой) и катки. Эти техники свидетельствуют о навыках инженерной организации и кооперации в сообществах позднего неолита и раннего бронзового века[1].
Хронология и функции
В Южной Скандинавии, Дании, Голландии (Нидерланды), Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Португалии, Италии, Болгарии старейшие дольмены относятся к 4 тысячелетию до нашей эры, а позднейшие 2400—2000 годам до нашей эры[6].
Дольмены Северного Кавказа датируются концом 4-3 тысячелетия до нашей эры и сохраняются в разные периоды в разных регионах. В неолитических обществах они выступали основными погребальными сооружениями: внутри находили останки умерших, керамику, орудия и предметы ритуального характера[5].
Современные исследования подчёркивают, что дольмены могли выполнять и другие функции: места коллективного собрания, ритуальные площадки, символы социального статуса и коллективной памяти. В отдельных регионах дольменная архитектура служила символами региональной идентичности и памятью об умерших предках[4]. Также в научной среде присутствует теория о том, что дольмены служили укрытием от крупных хищников, в основном для детей[7].
Исследования и интерпретации
Археологические раскопки внутри дольменов раскрывают не только погребальные практики, но и организацию труда в неолите: возведение таких сооружений требовало координации, длительного планирования и мобилизации ресурсов на протяжении нескольких лет. Шариков Ю. Н. и Комиссар О. Н. в своих исследованиях отмечают[3]:
Но вот плиты в необработанном виде вырублены. Их надо доставить на место. И с помощью катков (равной формы брёвен), верёвок, человеческой и бычьей силы тащили материал к облюбованному уголку, где будет воздвигнут дольмен. Способ очень древний.
Разнообразие форм и региональные различия свидетельствуют о локальных традициях, контактах между общинами и адаптации архитектурной идеи к конкретному ландшафту. Во многих исследованиях подчёркивается роль дольменов как мемориальных комплексов, где память об умерших переплетается с социальными ценностями и ритуалами[5].
Примеры мегалитических сооружений
| Ирландия. Многочисленные портал-дольмены и гробницы[2]. Известны дольмены из больших блоков и камня. Мегалитические сооружения в Ирландии возводили и использовали до железного века[6]. | ||
| Британия/Бретань. В среднем неолите (2000—1700 гг. до н. э.) вдоль морского побережья Бретани стали появляться дольмены с короткими коридорами. Такие дольмены наблюдались в большом количестве в районе Морбигана. Также в южной части Бретани получили распространение круглые гробницы, стены которых возводились из камня насухо и завершались ложным сводом, напоминающим толос. Со временем в Бретани сформировался местный архитектурный стиль: гробницы с одной или двумя задними камерами и гробницы с изогнутым коридором[6]. | ||
| Кавказ. Изучение дольменов на Кавказе началось в конце XVI века. Академик Пётр Симонович Паллас, член Российской академии наук, в 1803 году опубликовал записки о своём путешествии по окраинам Русского государства и зафиксировал найденные им на Таманском полуострове дольмены. Со временем интерес учёных к этим сооружениям усиливался: к середине XIX века в научной литературе термин «дольмен» закрепился за мегалитическими постройками Кавказа[2]. |
Современное значение
Дольмены продолжают иметь культурное и архитектурное значение, как символы памяти предков и исторического самоосмысления регионов. Их изучение позволяет реконструировать неолитическую и раннебронзовую социальную структуру, миграционные движения и особенности региональных культур[1].
Перспективы изучения дольменов открывают широкие возможности для новых открытий. Комплексный подход к исследованию этих уникальных памятников, объединяющий достижения различных научных дисциплин, способен пролить свет на многие аспекты существования древних цивилизаций и расширить наше понимание истории человечества[3].
Марковин В. И. в своих работах отмечал[5]:
О дольменах Западного Кавказа почти за 200-летний период их изучения написано очень много, но до сих пор в литературе отсутствует достаточно полное обобщение, касающееся этих памятников.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Джанджугазова Е. А. Дольмены Западного Кавказа: загадки, мифы, легенды // Современные проблемы сервиса и туризма : журнал. — 2014. — № 3. — С. 85—87.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Солнцев А. Дольмены. — СПб.: Диля, 2005. — С. 3—4. — 96 с. — ISBN 5-88503-216-5.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Шариков Ю. Н. Комиссар О. Н. : , 2008 — 80 с.: ил. Древние технологии дольменов Кавказа. — Краснодар: Советская Кубань, 2008. — С. 14. — 80 с.
- ↑ 4,0 4,1 Дмитриев А. В. Дрыга Д. О. Малышев А. А. Моор В. В. Дольмены в антропогенном ландшафте полуострова Абрау // Сибирские исторические исследования : журнал. — 2018. — № 3. — С. 139—157.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. — М.: Наука, 1978. — С. 59. — 328 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век. — М.: Наука, 1973. — С. 266—273. — 363 с.
- ↑ Бондарев Н. И., Бондарева Т. А. Назначение дольменов Западного Кавказа // Via in tempore. История. Политология : журнал. — 2020. — № 1. — С. 107—112.