Дело Артамоновых (роман)
Дело Артамоновых | |
---|---|
Дело Артамоновых | |
Жанр | роман |
Автор | Максим Горький |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1925 |
Издательство | Verlag «Kniga» |
Де́ло Артамо́новых — роман Максима Горького, созданный в 1925 году в Италии во время его десятилетнего пребывания в эмиграции. События разворачиваются на протяжении пятидесяти лет, начиная с начала 1860-х годов и до революционных событий 1917 года[1].
История создания
В «Беседах о ремесле» Максим Горький описывает своё знакомство с жизнью влиятельных купцов Нижнего Новгорода и торговцев Казани. В конце 1880-х — начале 1890-х годов среди детей этих купцов возник интерес к «ускоренному завершению жизни», что проявилось в ряде самоубийств, включая случаи среди студентов.
С начала 1900-х годов он размышлял о романе трёх поколениях купеческой семьи, который заинтересовал Льва Толстого. Это побудило его задуматься о романе «Атамановы». Он делился этой идеей с Владимиром Лениным, который предложил отложить работу до революции. В 1930 году Максим Горький хотел запечатлеть историю семьи с 1813 года, но Владимир Ленин рекомендовал изучить тему позже. Осенью 1916 года анонсировалось издание «Атамановых». После революции взгляды писателя изменились, и в 1923 году он начал писать «Дело Артамоновых», завершив роман в 1925 году. Он был опубликован в 1926 году в Берлине[2].
Сюжет
Илья Артамонов приезжает в город Дрёмов с намерением построить на берегу реки фабрику по производству льняного полотна. Ранее он служил приказчиком у князей, получил свободу и деньги за службу и решил начать новое дело. У него есть трое сыновей: Пётр, Алексей и Никита.
Илья отправляется к главе деревни, Евсею Митричу Баймакову, с просьбой сватать его сына Петра за дочь Наталью. Однако деревня настороженно относится к Илье, считая его слишком умным и несоответствующим их порядкам.
Баймаков долго сопротивляется но, находясь на грани смерти, всё же даёт согласие. Свадьба состоится, но Илья начинает тайные встречи с Ульяной, вдовой, что вызывает осуждение, но Ульяна не может отказаться от своих чувств.
Фабрика строится, у Натальи рождаются дочери и сын Илья. Старший сын Илья трагически погибает, и управление переходит к Петру. Никита испытывает чувства к Наталье и решает уйти в монастырь.
Пётр продолжает дело отца, хотя чувствует, что не подходит для управления. Алексей, которому не интересен бизнес, также участвует в делах. У него появляется невеста Ольга. Дети хотят учиться, но Пётр настаивает на том, что следует продолжать семейные традиции.
Первая мировая война, смерть Алексея, начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, а хозяйственные дела зашли в упадок. Пётр остаётся единственным из братьев, а череда страданий и трудностей его жизнь продолжается. Он медленно угасает[3].
Персонажи
- Пётр Артамонов — старший сын, погружённый в свои мысли и часто дёргающий себя за ухо. Его мечты о жизни в деревне не согласуются с работой на фабрике, и он вынужден подчиняться желаниям отца.
- Алексей Артамонов — средний сын, привлекательный, жизнерадостный и общительный, настоящий парень из народа. Хотя и не стремится к работе на производстве, он всё же участвует в некоторых процессах.
- Никита Артамонов — младший сын, неуклюжий и некрасивый человек с врождённым недугом (горбун), который обожает цветы и заботится о саде.
- Илья Артамонов — привлекательный и стройный мужчина, ранее работал у князей. Умный и изобретательный, он строит фабрику по производству ткани. У него есть тайные отношения с Ульяной Баймаковой.
- Наталья — дочь Евсея Митрича Баймакова, выходит замуж за Петра Артамонова и становится матерью нескольких детей, включая сыновей Илью и Якова.
- Ульяна Баймакова — вдова Баймакова, тайно встречающаяся с Ильёй Артамоновым. Она испытывает к нему чувства, однако подвергается осуждению со стороны деревенских жителей[4].
Художественные средства
- Эпитеты: «большие, глухие глаза», «мрачное предчувствие».
- Сравнения: «как в буре», «словно тень», «как будто в сказке».
- Олицетворения: «вечер тихо опустился на землю», «долгие тени ползут по земле», «жизнь проходила мимо».
- Антропоморфизм: «ветер шептал свои тайны», «река говорила о прошлом», «день улыбнулся солнцем».
- Метафоры: «жизнь – это игра», «мир – это книга», «время – жестокий судья».
- Инверсия: «Не зная, что делать, он молчал», «Словно в тумане, всё вокруг терялось».
- Фразеологизмы: «всё как на ладони», «плыть по течению»[5].
Экранизации
- «Дело Артамоновых», 1941 год, режиссёр Григорий Рошаль[6].
- «Дело Артамоновых», 1957 год, режиссёр Виктор Турбин[7].
- «Дело Артамоновых», 1981 год, режиссёр Ирина Сорокина[8].
Примечания
- ↑ Роман «Дело Артамоновых» . Copyright. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Краткое содержание романа «Дело Артамоновых» Максима Горького . Простудента.ру. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Дело Артамоновых . Litra.ru. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Читательский дневник Дело Артамоновых Горького . 2minutki.ru. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Дело Артамоновых. М. Горький . Онлайн-Читать.РФ. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Дело Артамоновых (1941) . Кинопоиск. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Дело Артамоновых (спектакль) . MyBook. Дата обращения: 15 декабря 2024.
- ↑ Дело Артамоновых (мини–сериал 1981) . Кинопоиск. Дата обращения: 15 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |