Девятаев, Михаил Петрович

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Михаил Петрович Девятаев
Devyataev11.jpg
Дата рождения 25 июня (8 июля) 1917(1917-07-08)
Место рождения Торбеево, Спасский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Дата смерти 24 ноября 2002(2002-11-24) (85 лет)
Место смерти Казань, Россия
Принадлежность  СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 19381945
Звание Старший лейтенант ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Михаи́л Петро́вич Девята́ев (25 июня (8 июля1917 Торбеево, Спасский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя — 24 ноября 2002, Казань, Россия) — советский военнослужащий, лётчик-истребитель, гвардии старший лейтенант Военно-воздушных сил, Герой Советского Союза (15 августа 1957 года)[1].

С 1941 года участник Великой Отечественной войны в качестве командира звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. 13 июля 1944 года во время боя сбил немецкий истребитель, но и сам был подбит в районе Львова, получив ранение. В немецкий плен был захвачен уже получив множественные тяжёлые ожоги. 8 февраля 1945 года будучи в немецком концентрационном лагере на полигоне Пенемюнде острова Узедом совершил побег на захваченном немецком самолёте-бомбардировщике «Heinkel He 111»[2].

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас и вернулся в Казань. Работал на речном транспорте. По инициативе известного конструктора ракетно-космических систем Сергея Королёва, был удостоен в 1957 году звания Героя Советского Союза[3]. Почётный гражданин Мордовии, Казани, Вольгаста и Цинновица[1]. Умер 24 ноября 2002 года в Казани, похоронен на Арском кладбище[4].

Биография

Михаил Петрович Девятаев родился 25 июня (8 июля1917 года в селе Торбеево, Спасского уезда Тамбовской губернии в многодетной мордвинской крестьянской семье. В 1933 году окончил семь классов сельской средней школы. С 1933 года по 1938 год обучался в Казанском речном техникуме, параллельно проходил обучение в Казанском аэроклубе[1][5].

После окончания техникума непродолжительное время работал на баркасе в качестве помощника капитана, плавал по Волге. В 1938 году призван в ряды Красной армии и направлен для обучения в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени Ворошилова, которое окончил в 1940 году. С 1940 года по 1941 год служил в Военно-воздушных силах в составе 237-го истребительного авиационного полка[6][7][8].

Участие в Великой Отечественной войне

С 22 июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 237-го истребительного авиационного полка, воевал на Западном, Юго-Западном, Центральном, Степном и 2-м Украинском фронтах. 24 июня 1941 года на своём истребителе «И-16» участвовал в воздушном бою, сбив под Минском немецкий пикирующий бомбардировщик «Junkers Ju 87»[5][8].

10 сентября 1941 года в районе севернее Ромен на своём истребителе «Як-1» сбил многоцелевой самолёт-бомбардировщик люфтваффе «Ju-88», при этом его самолёт оказался подбит и Девятаев совершив вынужденную посадку, получил ранение, после которого лечился в госпитале. После госпиталя служил командиром звена 163-го истребительного авиационного полка[2][6].

23 сентября 1941 года, при возвращении с боевого задания, под Киевом его самолёт был атакован немецкими истребителями «Messerschmitt Bf.109»; одного из них он сбил, но при этом получил тяжёлое ранение ноги. С 23 июня по 16 сентября 1941 года в составе своего звена произвёл 180 боевых вылетов, из них 35 с воздушными боями, в которых сам лично сбил девять самолётов противника[1][7].

С начала 1942 года после лечения, военно-врачебная комиссия определила Девятаева в тихоходную авиацию, командовал звеном связных самолётов «У-2», где произвёл двести восемьдесят вылетов на связь с войсками. С 18 сентября 1943 года командовал звеном 1001 отдельной санитарной части; лично произвёл 80 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданию. Эвакуировал с передовых госпиталей сто двадцать раненых бойцов и офицеров, из них пять генералов[1][2][5].

В мае 1944 года после встречи с Александром Покрышкиным вновь направлен в истребительную авиацию, командовал звеном в составе 104-го гвардейского истребительного авиационного полка под руководством Павла Крюкова на 1-м Украинском фронте. 13 июля 1944 года под командованием Владимира Боброва, Девятаев вылетел в составе группы истребителей «Bell P-39 Airacobra» для отражения вражеского авиационного налёта. Во время боя старший лейтенант Девятаев сбил немецкий истребитель «FW-190» в районе западнее Горохова, но и сам был сбит в районе Львова при этом получив ранение в ногу и еле успев выпрыгнуть из горящего самолёта. В немецкий плен был захвачен уже получив множественные тяжёлые ожоги[6][7][8].

В немецком плену

13 июля 1944 года, сразу после допроса Девятаева отправили в Варшавский разведотдел абвера. Не добившись от него никакой информации немцы отправили его в Лодзинский лагерь для военнопленных (Шталаг Люфт II), откуда он, 13 августа 1944 года, вместе с группой военнопленных-лётчиков с помощью подкопа совершил первую попытку побега. По доносу предателя в администрацию лагеря беглецы были пойманы, после допросов и пыток Девятаева и его товарищей приговорили к смертной казни[1][6].

Девятаева отправили в Германию в концентрационный лагерь смерти Заксенхаузен. В этом лагере, Девятаев, с помощью лагерного парикмахера, подменил нашивной номер на лагерной робе, с номера смертника на номер штрафника. Вскоре под именем Степана Григорьевича Никитенко он был переведён из штрафного барака в обычный[5][8].

В конце октября 1944 года он был отправлен в концлагерь на остров Узедом, где на полигоне Пенемюнде шли разработки крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2». В январе 1945 года когда советские войска подошли к Висле, Девятаев вместе со своими товарищами начал готовить побег. Ими был разработан план угона самолёта с аэродрома расположенного рядом с лагерем. В период работы Девятаева на аэродроме он изучал тактико-технические характеристики самолётов, и в дальнейшем распределял роли для своих товарищей[1][7].

Побег из плена на немецком бомбардировщике

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из десяти человек под руководством Девятаева, убили конвоира и захватили немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря. Немцы выслали вдогонку истребитель, однако без знания курса самолёта найти его можно было только случайно. Самолёт был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Heinkel“» он выполнить не мог из-за отсутствия у него боеприпасов[1][6].

В районе линии фронта «Heinkel» обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. «Heinkel» сел на брюхо южнее населённого пункта Голлин в Польше) в расположении советской артиллерийской части 61-й армии. В ходе проверки обстоятельств пленения и обстоятельств побега, Девятаев был помещён сотрудниками Особого отдела в фильтрационный лагерь НКВД СССР в городе Невель[5][6].

В конце марта 1945 года, после проверки и лечения, семеро из десяти участников побега из концлагеря: Тимофей Сердюков, Иван Олейник, Фёдор Адамов, Владимир Немченко, Владимир Соколов, Пётр Кутергин и Николай Урбанович, были зачислены в стрелковые роты 397-й стрелковой дивизии 61-й армии и отправлены на фронт. Сам Девятаев и ещё два офицера бежавшие из плена: Михаил Емец и Иван Кривоногов, сотрудниками Смерша были отправлены в 1-ю Горьковскую запасную стрелковую дивизию, где до конца войны ожидали подтверждения своих воинских званий[7][8].

Самолёт, на котором бежала группа Девятаева, был оснащён новейшим оборудованием, благодаря чему советские учёные во главе с Сергеем Королёвым получили уникальные образцы разработок немецкого авиаконструктора Вернера фон Брауна. В 1947 году было проведено испытание восстановленной ракеты Фау-2 в СССР, а в 1948 году — первой советской ракеты. За вклад в советское ракетостроение Михаил Девятаев, по инициативе Сергея Королёва, был удостоен в 1957 году звания Героя Советского Союза[3].

Дальнейшая жизнь

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас Советской армии и вернулся в Казань. Работал дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. С 1949 года работал помощником капитана, а с 1952 года был капитаном баркаса «Огонёк». В 1955 году был переведён на должность капитана теплохода. В 1957 году Девятаев проводил испытания и стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльев «Ракеты»; в дальнейшем работал капитаном теплохода «Метеор»[1].

В 1957 году о подвиге Девятаева первым рассказал корреспондент газеты «Советская Татария» Ян Винецкий. 15 августа 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за проявленные мужество отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны» Девятаеву было присвоено звание Герой Советского Союза[5][6][7][8].

Скончался Михаил Петрович Девятаев 24 ноября 2002 года в Казани на 86-м году жизни. Похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны[4].

Награды

Памятник на могиле Михаила Девятаева
Ордена
  • Орден Ленина (15 августа 1957 года, № 301307)[1]
  • Орден Красного Знамени (1 апреля 1944 года) — «Будучи командиром звена 163 ИАЛ с 23 июня по 16 сентября 1941 года произвёл 180 боевых вылетов, из них 35 с воздушными боями, в которых сам лично сбил 9 самолётов противника и в последнем воздушном бою был тяжело ранен. После излечения работал командиром звена связи, где произвёл 280 вылетов на связь с войсками. С 18 сентября 1943 года работает командиром звена 1001 ОСАН. Лично произвёл 80 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданию. Эвакуировал с передовых госпиталей 120 раненых бойцов и офицеров, из них пять генералов»[1][2]
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 года)[1]
  • Орден Отечественной войны II степени (7 мая 1944 года) — «За период с 20.09.1943 по 1.01.1944 года под руководством Девятаева было произведено 285 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданию. Его звеном было эвакуировано 335 раненых бойцов и офицеров из них 6 генералов»[2]
Другие награды

Память

  • 8 мая 1975 года в Торбеево был открыт Дом-музей М. П. Девятаева[9].
  • Судно на подводных крыльях «Восход-72» носит имя «Герой Михаил Девятаев». В настоящее время не эксплуатируется[10].
  • Пассажирский прогулочный катамаран «Волга-3» носит имя «Герой Девятаев»[11].
  • В Казанском Парке Победы установлена памятная табличка Девятаева.
  • В 2010 году в Вологде установлен памятник «Побег из ада»[12].
  • В 2010 году в Саранске установлен памятный знак «Побег из ада»[13].
  • В городе Полтава установлен памятник «Побег из ада»[14].
  • В 2017 году, в год столетия Девятаева, вышли в свет два новых документальных фильма о нём — «Побег с острова Узедом» и «Крылатая Казань». Всего с 1963 года снято 14 документальных фильмов о жизни и подвигах Михаила Девятаева, среди которых: «Речники-Герои» Николая Скоморохова, «Догнать и уничтожить» Константина Орозалиева и другие[15][16].
  • 8 февраля 2020 года в Пенемюнде (ФРГ) состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига группы военнопленных во главе с Героем Советского Союза лётчиком Михаилом Девятаевым. Организатором памятной церемонии выступил Фонд Александра Печерского, мероприятие вошло в программу проекта «Непокорённые. Сопротивление в фашистских концлагерях»[3].
  • В феврале-марте 2020 года стартовали съёмки художественного фильма «Фау-2. Побег из ада» (позднее название фильма изменили на «Девятаев»), повествующего о побеге Михаила Девятаева. Консультантом фильма выступил его сын — Александр Девятаев, профессор КГМУ[17]. Кинопоказ фильма стартовал в кинотеатрах Российской Федерации с 29 апреля 2021 года[18].
  • В 2021 году в Оренбурге, в сквере по Парковому проспекту у школы № 39, носящей имя Девятаева был установлен его бюст[19].
  • 26 апреля 2021 года произошло открытие памятника Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву в Торбеево, Республика Мордовия[20].

Литература

  • Девятаев М. П. Полёт к солнцу / Литературная запись А. М. Хорунжего. — М.: ДОСААФ, 1972. — 272 с. — 150 000 экз.
  • Девятаев М. П. Побег из ада. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988 / 2000. — 192 с.
  • Кривоногов И. П. Родина зовёт. Записки офицера советской армии / Литературная запись Ирины Сидоровой. — Горький: Горьковское книжное издательство, 1963. — 192 с. — 75 000 экз.
  • Михаил Девятаев: воспоминания, отклики, публицистика, хроника. — Саранск: Красный Октябрь, 2017. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-7493-1879-1.
  • Песков В. История одного подвига // Комсомольская Правда : газета. — 2021. — 5 мая. — С. 8—9.
  • Стуриков Н. А. Сотый шанс. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. — 192 с.
  • Сорокин З. Идём в атаку. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1970. — 206 с.
  • Черепанов М. В. Побег, остановивший «ангела смерти» // Зачем живым Долина Смерти? — Казань: Хэтер, 2006. — 368 с.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Hero of the Soviet Union medal.png Девятаев, Михаил Петрович. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 21 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Девятаев, Михаил Петрович. Подвиг народа. Дата обращения: 21 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 В Германии отметили годовщину побега группы Девятаева из концлагеря. РИА Новости (8 февраля 2020). Дата обращения: 21 июля 2024. Архивировано 12 апреля 2020 года.
  4. 4,0 4,1 В Казани скончался легендарный летчик Михаил Девятаев. РИА Новости (25 ноября 2002). Дата обращения: 21 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Девятаев М. П. Побег из ада: на самолёте врага из немецко-фашистского плена. — Москва: ОСЛН, 2015. — 232 с. — ISBN 978-5-902484-72-1.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Михаил Девятаев: воспоминания, отклики, публицистика, хроника. — Саранск: Красный Октябрь, 2017. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-7493-1879-1.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Девятаев М. П. Полёт к солнцу / Литературная запись А. М. Хорунжего. — М.: ДОСААФ, 1972. — 272 с. — 150 000 экз.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Стуриков Н. А. Сотый шанс. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. — 192 с.
  9. Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — 325 с. — ISBN 5-7595-1662-0.
  10. Герой Михаил Девятаев. Водный транспорт. Дата обращения: 21 июля 2024.
  11. Теплоход «Герой Девятаев». Riverfleet.ru. Дата обращения: 21 июля 2024.
  12. Давыдов П., Колосов А. Подвиг сбежавших из ада увековечат в Вологде // Красный Север : газета. — 2010. — 25 марта (№ 31 (26416)).
  13. На юбилей Девятаева. Фотообъективно (7 августа 2012). Дата обращения: 21 июля 2024.
  14. Арьков В. А. Побег из Ада. Экспертно-аналитическая сеть ПолитРус — ЮГ (26 февраля 2010). Дата обращения: 21 июля 2024.
  15. Рыбакова Н. В Казани презентовали два новых фильма о Михаиле Девятаеве. Новости Татарстана и Казани - Татар-информ (11 декабря 2017). Дата обращения: 21 июля 2024.
  16. Фочкин О. На крыле. История Михаила Девятаева. Вечерняя Москва (25 февраля 2018). Дата обращения: 21 июля 2024.
  17. Чередниченко А. Вертикальный взлёт. В Кронштадте стартовали съёмки фильма «ФАУ. Побег из ада» 19.03.2020.. Санкт-Петербургские ведомости. Дата обращения: 21 июля 2024. Архивировано 24 марта 2020 года.
  18. Альперина С. Фильм «Девятаев» про побег советского летчика из плена выйдет 29 апреля. Российская газета (16 февраля 2021). Дата обращения: 21 июля 2024. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  19. Храмов И. В Оренбурге увековечили память летчика-истребителя Михаила Девятаева. Журнал «Родина» (29 сентября 2021). Дата обращения: 21 июля 2024. Архивировано 1 октября 2021 года.
  20. Праздничные мероприятия на родине героя. Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И. Д. Воронина (27 апреля 2021). Дата обращения: 21 июля 2024.

Ссылки