Гарцуев, Павел Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Павел Николаевич Гарцуев
Портрет
Дата рождения 4 января (17 января) 1905(1905-01-17)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 23 декабря 1969(1969-12-23) (64 года)
Место смерти Кишинёв, Молдавская ССР, СССР
Принадлежность  СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Па́вел Николаевич Гарцу́ев (4 (17) января 1905, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 декабря 1969, Кишинёв, Молдавская ССР, СССР) — начальник Кировской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Павел Николаевич Гарцуев родился 4 (17) января 1905 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожника. Он получил начальное образование, два года проучился в городском училище. В возрасте 14 лет Павел Николаевич оставил учёбу и начал трудовую деятельность в локомотивном депо Петроград-Пассажирский Московский (ныне — Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский) учеником слесаря. Вскоре Павел Николаевич поступил в Политехникум путей сообщения (ныне — Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта). После выпуска в 1924 году он вернулся в локомотивное депо, работал слесарем, техником по ремонту паровозов, помощником машиниста и машинистом локомотива[1].

В 1928 году Павел Гарцуев был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, где служил в артиллерийской бригаде. После демобилизации Павла Николаевича направили на Ленинградский государственный завод «Большевик» (ныне — Обуховский завод) в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Затем он учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения) на факультете эксплуатации железных дорог[1][2].

После окончания института Павел Николаевич работал инженером на железнодорожной станции Ленинград-Товарный Витебский, а затем инженером отделения движения, диспетчером и заместителем начальника службы движения Октябрьской железной дороги. В конце 1937 года Гарцуев занял должность начальника Волховстроевского отделения движения Кировской железной дороги[1].

В мае 1939 года приказом наркома Л. М. Кагановича Павел Гарцуев был назначен заместителем начальника Кировской железной дороги. Во время советско-финской войны Павел Гарцуев успешно справлялся со своими обязанностями, в конце 1939 года был награждён орденом «Знак Почёта»[1].

В декабре 1940 года Павел Николаевич возглавил Кировскую железную дорогу. С началом Великой Отечественной войны он перевёл работу железной дороги на военные условия: с 24 июня 1940 года железнодорожная магистраль работала по графику военного времени. В сентябре 1941 года управление дорогой перенесли из Петрозаводска в Беломорск[1].

За особые заслуги в обеспечении перевозок и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Гарцуеву Павлу Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].

Павел Гарцуев оставался руководителем Кировской железной дорогой до конца войны. В июле 1944 года управление вернулось в Петрозаводск[1].

В 1945 году Павел Николаевич возглавил Северо-Кавказскую железную дорогу. Несмотря на разрушения и отставание по показателям, в 1946 году план погрузки был выполнен на 104,4 %. В мае 1949 года Гарцуеву присвоили звание генерал-директора движения II ранга. За 13 лет его руководства железная дорога была восстановлена и модернизирована[1][3].

С 1959 по 1964 годы Павел Гаврцуев руководил Молдавской железной дорогой, а затем три года работал в Чехословакии в качестве эксперта. После возвращения в Кишинёв он вышел на пенсию[1].

Последние годы жизни Павел Николаевич проживал в Кишинёве. Умер 23 декабря 1969 года. Похоронен на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве[1].

Награды

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Карелия и Кировская железная дорога в годы Великой Отечественной войны: 1500 км вдоль линии фронта. ОАО «РЖД». Дата обращения: 28 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Каргапольцев С. Гарцуев Павел Николаевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 28 апреля 2025.

Ссылки