Военная прокуратура Российской Федерации
| Главная военная прокуратура | |
|---|---|
| | |
| Страна |
|
| Юрисдикция |
структурное подразделение Прокуратуры Российской Федерации |
| Предшественник | Военная прокуратура СССР |
| Руководство | |
| Руководитель |
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор Валерий Георгиевич Петров |
| Сайт | http://gvp.gov.ru/ |
Главная военная прокуратура — структурное подразделение прокуратуры Российской Федерации, которое занимается надзором за соблюдением законности в Вооружённых силах Российской Федерации и других военных формированиях. Она действует в интересах государства, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих, а также за исполнением законов в военной сфере. Она играет ключевую роль в обеспечении правопорядка внутри армии, проверяя соблюдение законодательства и защищая права военнослужащих[1].
Её функции включают надзор за законностью в сфере военной службы, расследование преступлений, совершённых военнослужащими, а также контроль за исполнением решений органов военного управления. Организация работы военной прокуратуры базируется на принципах законности, независимости и ответственности. Она активно взаимодействует с другими правоохранительными органами, в том числе с военной полицией, а также с судебными инстанциями в случаях, когда речь идёт о правонарушениях или преступлениях в военной среде[2].
Назначение и освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации[1].
Функции
Основными направлениями деятельности военной прокуратуры являются несколько ключевых аспектов, направленных на обеспечение законности, правопорядка и защиты прав граждан в вооружённых силах России. Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и военнослужащими. Это включает контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность военных органов, и за правомерностью издаваемых ими нормативных актов. Военная прокуратура проверяет, насколько эти акты соответствуют Конституции Российской Федерации, а также международным стандартам прав человека[3].
Кроме того, одним из важнейших направлений является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Военная прокуратура контролирует, как военные следственные и правоохранительные органы исполняют процессуальные нормы при расследовании преступлений, совершённых военнослужащими или гражданским персоналом Вооружённых Сил. Это также касается контроля за законностью в действиях военных следователей и дознавателей при сборе доказательств и проведении следственных действий.
Военная прокуратура также следит за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, назначаемых военнослужащим. Это включает надзор за условиями содержания военнослужащих, которые отбывают наказания в виде штрафов, общественных работ или ареста, а также контроль за администрациями мест содержания задержанных и заключённых военнослужащих. Важной частью работы является обеспечение соблюдения прав военнослужащих в местах лишения свободы, включая те, кто задержан по обвинению в совершении преступлений, находясь в распоряжении воинских частей или учреждений[4].
Кроме того, военная прокуратура ведёт предварительное следствие по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, военнообязанными, а также гражданским персоналом Вооружённых Сил России, если эти преступления были совершены в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинских частей. Это включает расследование преступлений, совершённых как в пределах территории военных объектов, так и за её пределами, если они связаны с военной службой или выполняемыми обязанностями.
Немаловажным направлением деятельности военной прокуратуры является координация работы правоохранительных органов, действующих в вооружённых силах и других военных формированиях, по борьбе с преступностью. Это включает организацию и контроль совместных операций, направленных на предотвращение преступлений среди военнослужащих, борьбу с коррупцией, а также соблюдение норм уголовного и административного законодательства в армии и других силовых структурах. В этом контексте военная прокуратура взаимодействует с другими правоохранительными органами, что способствует более эффективному противодействию правонарушениям в военной среде[5].
История
Формирование системы военной прокуратуры в России начинается с создания регулярной армии. В 1722 году, наряду с должностью Генерального прокурора Сената, были учреждены должности прокуроров при Военной и Адмиралтейств-коллегиях, что стало основой для дальнейшего развития прокурорского надзора в армии. Однако сама Военная прокуратура была официально учреждена в 1867 году на основании Военно-судебного устава, утверждённого императором Александром II. В результате этой реформы Главный военный прокурор возглавил Главное военно-судебное управление и подчинялся непосредственно военному министру. Вертикаль военного прокурорского надзора была создана с учётом структуры армии и её иерархических особенностей[6].
Предварительное следствие в войсках осуществлялось военными следователями, которые подчинялись военным прокурорам. Они контролировали соблюдение законности в армии, проводили расследования по преступлениям, совершённым военнослужащими, и занимались обеспечением правопорядка. Нижестоящие чины прокурорской службы действовали под руководством более высокопрофильных прокуроров и находились в подчинении у Главного военного прокурора, который координировал их деятельность. Прокурорский надзор охватывал вопросы правильного применения законов, преследование правонарушений и обеспечение надлежащего следствия.
В составе Министерства морских сил был учреждён пост Главного военного прокурора Морского флота, который возглавлял Главное военно-морское судебное управление. Однако в советский период, после революции, эта должность не была восстановлена как отдельный орган в системе прокурорского надзора[7].
После Октябрьской революции в 1917 году декретом СНК РСФСР о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 года прокурорский надзор был упразднён, и вместе с ним была ликвидирована военная прокуратура. Это изменение стало частью радикальных реформ в судебной системе Советской России. Ситуация изменилась в 1922 году, когда постановлением ВЦИК РСФСР и утверждением Положения о прокурорском надзоре была восстановлена прокурорская система в Советской России. В рамках этой реформы была учреждена Государственная прокуратура в составе Народного комиссариата юстиции, и Военная прокуратура стала её структурным подразделением. С января 1924 года Военная прокуратура была передана на бюджет военного ведомства, а военные прокуроры были приписаны к вооружённым силам, сохраняя при этом свою независимость от командования. Это положение сохранялось в процессе дальнейшего создания централизованной прокурорской системы в советский период. После 1930-х годов система военной прокуратуры претерпела значительные изменения в связи с развитием советской правовой системы. В годы Великой Отечественной войны Военная прокуратура играла важную роль в обеспечении законности в армии и на фронте. Прокуроры активно контролировали соблюдение законов в армии, расследовали преступления, совершаемые военнослужащими, и обеспечивали защиту прав военнослужащих и гражданского населения, которое попадало в зону боевых действий.
После войны, роль военной прокуратуры в Советском Союзе продолжала оставаться важной. Военная прокуратура осуществляла надзор за соблюдением законности в вооружённых силах, расследовала дела о преступлениях, совершаемых военными, и обеспечивала исполнение законов в армии и других силовых структурах. В 1950-60-е годы происходила стабилизация работы военной прокуратуры, а также улучшение координации между различными правоохранительными органами. В советский период продолжалась работа по укреплению и централизации прокурорской системы, и военная прокуратура оставалась важным элементом этой системы. Она сохраняла свою независимость от командования и играла значительную роль в обеспечении законности в вооружённых силах и других военных формированиях страны[8].
После распада Советского Союза в 1991 году Россия продолжила развивать свою правовую систему, включая институт военной прокуратуры, несмотря на значительные политические и экономические изменения. Реформа органов прокуратуры стала частью широкой программы по адаптации к новым условиям, когда Россия столкнулась с необходимостью перехода от советской правовой системы к современному правовому государству.
После 1991 года основные функции и структура военной прокуратуры в России сохранялись, но подверглись существенным изменениям. Важной вехой в этом процессе стало принятие Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в 1992 году, который определил правовые основы деятельности прокуратуры в России, включая органы военной прокуратуры. В соответствии с этим законом, военная прокуратура продолжила выполнять традиционные функции надзора за соблюдением законов в Вооружённых Силах РФ, а также в других военных формированиях[9].
Кроме того, в этот период была осуществлена важная реформа в структуре военной прокуратуры. Создание специализированных подразделений, таких как прокуратуры отдельных военных округов, флотских и арктических сил, позволяло обеспечить более эффективный контроль за соблюдением законности в новых стратегических и оперативных условиях. Военная прокуратура также продолжала выполнять задачи по борьбе с коррупцией и правонарушениями в армии, что стало особенно актуально на фоне растущих вызовов в сфере безопасности и обороны страны. В начале 2010-х годов продолжалась работа по улучшению взаимодействия военной прокуратуры с другими правоохранительными органами, такими как Следственный комитет России и МВД. Важным элементом работы стало улучшение координации усилий в расследовании преступлений, совершённых как военными, так и гражданскими лицами в военнослужащих зонах и на территориях, где находятся российские войска[10].
Правовое регулирование
Деятельность военной прокуратуры Российской Федерации основана на ряде ключевых правовых актов, которые определяют её полномочия, задачи и функции. Правовые основы деятельности военной прокуратуры содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, а также в процессуальных кодексах, регулирующих различные виды судопроизводства. Рассмотрим подробнее каждый из них.
- Конституция Российской Федерации является высшим нормативным актом и основой всей правовой системы государства, в том числе и деятельности прокуратуры. Статья 129 Конституции закрепляет принцип единства системы прокуратуры, включая военную, и определяет её роль в защите законности, прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих. Конституция устанавливает, что прокуратура действует в интересах общества и государства, а её полномочия в отношении уголовного преследования и надзора за соблюдением законности распространяются на все органы государственной власти, включая военные структуры[11].
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года является основным нормативным актом, регулирующим деятельность всех прокуратур в России, включая военную прокуратуру. Этот закон определяет задачи, функции и полномочия прокуратуры в стране, а также её структуру, порядок назначения прокуроров и их взаимодействие с другими государственными органами. В части военной прокуратуры закон регламентирует её обязанности по надзору за соблюдением законности в вооружённых силах, а также в иных военных формированиях и органах, находящихся в ведении Минобороны России.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует порядок разрешения экономических споров в арбитражных судах. Военная прокуратура, в свою очередь, участвует в арбитражных делах, если они касаются оборонной тематики, государственных закупок в сфере вооружения и военной техники, а также финансовых и хозяйственных отношений, связанных с деятельностью Вооружённых Сил России и иных военных организаций[12].
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции. В контексте военной прокуратуры этот кодекс применяется при рассмотрении дел, связанных с правами военнослужащих, их семьями, а также с гражданскими и правовыми вопросами, возникающими в сфере обороны и безопасности. Военная прокуратура может участвовать в таких процессах в качестве стороны, осуществляющей защиту законности.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет правила рассмотрения административных дел, в том числе тех, которые касаются военнослужащих, военных судов, а также действий государственных органов, в том числе военных. Военная прокуратура в данном случае выполняет функции надзора за законностью действий должностных лиц в сфере административных правонарушений, совершённых в военной сфере[13].
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за административные правонарушения, в том числе совершённые военнослужащими или должностными лицами военных структур. Военная прокуратура активно участвует в расследовании и возбуждении дел об административных правонарушениях в армии, таких как нарушения дисциплины, недобросовестное исполнение служебных обязанностей и другие правонарушения в военной сфере.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует порядок расследования и судебного разбирательства уголовных дел, в том числе тех, которые касаются военнослужащих или преступлений, совершённых в военной сфере. Военная прокуратура, в свою очередь, осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с нарушением законности в армии, а также участвует в процессе уголовного преследования военнослужащих, если они совершили преступление в рамках своей службы[14].
Структура
Структура органов военной прокуратуры Российской Федерации представляет собой многоуровневую и иерархическую систему, включающую несколько звеньев, начиная от Главной военной прокуратуры и заканчивая военными прокуратурами отдельных подразделений и соединений. Военная прокуратура возглавляется Главным военным прокурором, который является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Главный военный прокурор руководит деятельностью всей системы военных прокуратур, осуществляет подбор и расстановку кадров, проводит аттестацию прокуроров и издает приказы, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главная военная прокуратура координирует работу всех территориальных и функциональных подразделений военной прокуратуры, включая военные прокуратуры окружного звена. К ним относятся военные прокуратуры таких крупных военных округов, как Балтийский флот, Восточный военный округ, Ленинградский военный округ, Московский военный округ, Северный флот, Тихоокеанский флот, Центральный военный округ, Черноморский флот и Южный военный округ. Эти прокуратуры обеспечивают надзор за соблюдением законности в рамках своих территориальных и функциональных обязанностей, следят за правопорядком в военных формированиях, расположенных на соответствующих территориях[15].
В структуре военной прокуратуры также имеются органы, занимающиеся правопорядком в военных объединениях и соединениях. Военные прокуратуры гарнизонов выполняют свои функции на более низком уровне и осуществляют прокурорский надзор на местах. Военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, создаются в регионах с особо крупным военным присутствием и обеспечивают надзор в соответствующих областях.
В некоторых военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, могут быть созданы прокурорские участки. Эти участки позволяют более эффективно организовать прокурорский надзор на местах. В исключительных случаях, например, в регионах за рубежом, где расположены войска Российской Федерации и где отсутствуют другие органы прокуратуры, функции прокуратуры могут быть возложены на органы военной прокуратуры[16].
Главные военные прокуроры
- Паничев, Валентин Николаевич (13 мая 1994 — 14 мая 1997)
- Дёмин, Юрий Георгиевич (14 мая 1997 — 28 июня 2000)
- Кислицын, Михаил Кондратьевич (7 июля 2000 — 14 июня 2002)
- Савенков, Александр Николаевич (10 июля 2002— 7 июля 2006)
- Фридинский, Сергей Николаевич (7 июля 2006— 26 апреля 2017)
- Петров, Валерий Георгиевич (с 28 июня 2017)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Статья 46.1. Главная военная прокуратура \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Раздел VI. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Mamontov Andrey Портал органов военной прокуратуры. gvp.gov.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Статья 47. Полномочия военных прокуроров \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Интервью и выступления - Генеральная прокуратура Российской Федерации. epp.genproc.gov.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Статья 46.1. Главная военная прокуратура \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ voencomuezd Органы управления Военно-морского флота в 1917-1921 гг.Часть 1. Дневник коменданта Чевенгурского уезда (26 февраля 2013). Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ voencomuezd Органы управления Военно-морского флота в 1917-1921 гг.Часть 1. Дневник коменданта Чевенгурского уезда (26 февраля 2013). Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Интервью и выступления - Генеральная прокуратура Российской Федерации. epp.genproc.gov.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Статья 129 \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (КАС РФ) от 08.03.2015 N 21-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.
- ↑ Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 16 марта 2025.