Бубчиков, Иван Иосифович

Эта статья прошла проверку экспертом
Иван Иосифович Бубчиков
Портрет
Дата рождения 30 января (11 февраля) 1885(1885-02-11)
Место рождения Луканино, Юхновский уезд, Калужская губерния, Российская империя
Дата смерти 16 апреля 1947(1947-04-16) (62 года)
Место смерти Винница, Украинская ССР, СССР
Должность начальник укладочного поезда строительства № 2
Награды и премии

Ивáн Иóсифович Бýбчиков (30 января (11 февраля1885, Луканино, Юхновский уезд, Калужская губерния, Российская империя — 16 апреля 1947, Винница, Украинская ССР) — советский железнодорожный строитель, начальник укладочного поезда строительства № 2. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].

Биография

Иван Иосифович Бубчиков родился 30 января (11 февраля1885 года в деревне Луканино Юхновского района Калужской губернии (по состоянию на 2025 годКалужская область) в бедной семье крестьян. Не завершив двухклассное училище, Иван Бубчиков отправился на заработки в Сибирь, где участвовал в строительстве второго железнодорожного пути Кругобайкальской железной дороги. Он начал карьеру на железной дороге в должности обычного рабочего, после стал старшим по земляным работам, десятником[1].

В 1907—1909 годы Иван Иосифович проходил военную службу в 4-м Восточно-Сибирском полку в Никольск-Уссурийске (по состоянию на 2025 год — Уссурийск). После окончания службы в армии продолжил трудиться на железной дороге. В 1911 году Иван Бубчиков работал прорабом на Западно-Уральской железной дороге, руководил земляными работами на Амурской магистрали[1].

Во время Первой мировой войны в 19151918 годы Иван Бубчиков служил в 3-м тепловозном железнодорожном батальоне, принимал участие в боях на Юго-Западном фронте и в Брусиловском прорыве. С 1918 года он выполнял должностные обязанности помощника заведующего укладкой железнодорожного пути на Казанско-Екатеринбургской железной дороге[1].

В 1921 году Иван Иосифович был направлен в командировку в качестве заведующего укладкой железнодорожной колеи на железнодорожную линию Петропавловск — Кокчетав (ныне — Кокшетау). В связи с голодом в Поволжье стройка велась ускоренно и была закончена на 20 дней раньше намеченного плана[1].

В 19251926 годах Иван Иосифович исполнял обязанности прораба земляных работ и возведения искусственных сооружений на железнодорожном участке Нижний Новгород — Котельнич, с 1927 года отправился в качестве добровольца на строительство Туркестано-Сибирской магистрали. Сначала Иван Бубчиков работал артельным старостой, после старшим руководителем укладочного городка. Весной 1930 года Иван Иосифович был награждён орденом Трудового Красного Знамени[1].

С 1930-х годов Иван Иосифович работал руководителем на разных железнодорожных участках страны: Челябинск — Кинель, Карталы — Магнитогорск, Караганда — Балхаш, Уральск — Илецк, Саратов — Ртищево. Во время стройки участка магистрали Москва — Донбасс Иван Бубчиков внедрил механизированную укладку железнодорожного пути с использованием путеукладчика[1].

В 1937 году Иван Бубчиков стал начальником укладки железнодорожной линии Канаш — Чебоксары, затем заместителем начальника и начальником Волжского строительно — монтажного треста. С марта 1939 года возглавил управление стройкой на железнодорожной линии Акмолинск — Карталы[1].

В 1940 году возглавляемый Иваном Иосифовичем путеукладочный поезд был задействован на железнодорожной станции Волховстрой на Октябрьской железной дороге. Летом бригада сооружала железнодорожную линию Арциз — Измаил. Ивана Иосифовича направили в Белорусскую ССР (по состоянию на 2025 год — Республика Беларусь). В августе подразделение переведено на Урал, в район города Нижний Тагил. В октябре 1941 года бригада Ивана Бубчикова была включена в состав Военно-эксплуатационного отделения и передислоцирована на стройку железнодорожной линии Ахтуба — Сталинград (по состоянию на 2025 год — Волгоград), которая стала единственным сообщением между Сталинградом (по состоянию на 2025 год — Волгоград) и востоком страны, а также сыграла важную роль во время Сталинградской битвы[2].

С января 1942 года колонна перебрасывалась с одного важного и срочного для фронта строительства на другое. Велась работа с такими железнодорожными участками, как Кизляр — Астрахань, Крымская — Тамань (по состоянию на 2025 год — Тамань — Пассажирская), Пугачёв — Чапаевск, затем в срочном порядке вернулись на Урал на строительство дороги Алапаевск — Сосьва[2].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Бубчикову Ивану Иосифовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[2].

В августе 1944 года Иван Иосифович был назначен заместителем начальника управления строительно-восстановительных работ Винницкой железой дороги. В новой должности восстанавливал и реконструировал участки пути на Западной Украине[1].

Иван Иосифович умер 16 апреля 1947 года в Виннице. Похоронен на Центральном кладбище[2].

Награды и звания

Память

В память об Иване Иосифовиче разъезд железнодорожной станции Мысы Свердловской железной дороги был переименован в железнодорожную станцию Бубчиково[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Каргапольцев C. Бубчиков Иван Иосифович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 16 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Бубчиков Иван Иосифович. Музейный комплекс «Дорога памяти». Дата обращения: 22 апреля 2025.
  3. Бубчиков Иван Иосифович. Память народа. Дата обращения: 22 апреля 2025.

Ссылки