Бронепоезд № 16
Бронепоезд № 16 | |
---|---|
Принадлежность | СССР |
Подчинение | Рабоче-крестьянская Красная армия |
Эксплуатация | 11 февраля 1932 – 1946 |
Изготовитель |
завод «Красный Профинтерн», город Брянск |
Участие в |
Польском походе Красной армии (1939 год), советско-финлянской войне (30 ноября 1939 года – 13 марта 1940 года), Великой Отечественной войне: особую роль сыграл в Тульской оборонительной операции |
Известные командиры |
Отдельного бронепоезда № 16: капитан В.А. Коржевский, младший лейтенант С.А. Зыбков |
Технические данные | |
Силовая установка | бронепаровоз Ов № 3787 |
Бронирование | до 20 мм |
Количество броневагонов | 2 артилерийских и 1 зенитная бронеплощадка |
Вооружение | |
Лёгкое вооружение | 6*7,62 мм пулемётов «максим» |
Артиллерийское вооружение | 4 76-мм скорострельная полевая пушка образца 1902/30 года |
Зенитное вооружение | счетверённые пулеметные установки пулемётов «максим» |
Бронепóезд № 16 — лёгкий бронепоезд, в составе 8-го отдельного дивизиона бронепоездов, который принимал участие в Польском походе Красной Армии (1939 год), в советско-финляндской войне (30 ноября 1939 года — 13 марта 1940 года).
В начальный период Великой Отечественной войны, с июля 1941 года по январь 1942 года, сражался как самостоятельная бронеединица: участвовал в контрнаступлении советских войск в районе города Жлобина 3-12 июля 1941 года, ожесточенных боях вокруг города Рославля Смоленской области в августе 1941 года. Особую роль сыграл в Тульской оборонительной операции (октябрь — начало декабря 1941 года), как составной части битвы за Москву. С января 1942 года воевал в составе 37-го отдельного (Шепетовского) дивизиона бронепоездов.
Экипажу и самому бронепоезду № 16 установлены мемориальные плиты в Тульской области. В 2020 году в тульском парке «Патриот» установлен макет бронепоезда № 16, планируется открытие музея.
Создание
История бронепоезда № 16 началась в 1932 году. Его матчасть была изготовлена в Брянске на заводе «Красный Профинтерн». Она состояла из одного или двух бронированных паровозов, нескольких бронеплощадок с вооружением для противовоздушной обороны, контрольных платформ, нагруженных балластом на случай минирования железнодорожных путей противником, а также «базы» — нескольких пассажирских вагонов. Бронепоезда (бепо) делились на лёгкие и тяжёлые в зависимости от калибра установленных на них орудий[1].
Лёгкий бепо № 16 вошёл в состав 8-го отдельного дивизиона бронепоездов (8 ОДБП), сформированного 11 февраля 1932 года на территории Белорусского военного округа (город Полоцк) по штату № 10/5 взамен убывшего на Дальний Восток 2-го дивизиона. Формирование вёл командир дивизиона Александров (командовал до 1934 года)[1].
По «Плану организационных мероприятий 1937 года по механизированным войскам РККА», утвержденному наркомом обороны СССР 10 марта 1937 года, предусматривалось перевести бронепоезда на новые штаты. Согласно ему, 8-й дивизион бронепоездов был переведён на штат 16/731, который предусматривал численность личного состава 314 человек, и управление дивизиона получало пять бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (БА — 10жд, БА — 20жд) и одну съёмную моторную дрезину Су[2].
Участие в Польском походе Красной армии (1939 год)
В сентябре 1939 года части Красной Армии перешли советско-польскую границу и заняли территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, почти не встретив сопротивления. С целью подготовки ввода войск в Польшу, командование Красной Армии сформировало управление двух фронтов — Белорусского и Украинского. Первый имел в своём составе единственные бронепоездные части, участвовавшие в польском походе: 1-й и 8-й дивизионы бронепоездов[3].
13 сентября 1939 года 8-й дивизион бронепоездов (бепо № 16, 19, 21) под командованием майора Карасика был включён в состав 3-й армии Белорусского фронта. К 17 сентября дивизион был сосредоточен в следующих пунктах:
А) бепо № 16 — станция Дрисса с задачей поддержать наступление 12 погранотряда на местечко Леонполь;
Б) бепо № 19 и 21 на станции Фариново с задачей совместно с 5-й стрелковой дивизией перейти границу и захватить станцию Загатье и в дальнейшем сопровождать огнем 190-й и 142-й стрелковые полки.
17 сентября 1939 года дивизион под командованием майора Карасика (бепо № 16 под командованием старшего лейтенанта Кобанчука и № 21 под командованием лейтенанта Хлюпина) выдвинулись к польской границе. В 5.00 командир дивизиона с командиром взвода управления дивизиона младшим лейтенантом Сысоевым и тремя красноармейцами на дрезине ДТР перешли границу, заняли станцию Загатье, где арестовали железнодорожную администрацию и польский гарнизон, коменданта полиции и полицейских. В 5.35 вперёд двинулась пехота 5-й стрелковой дивизии. Польские солдаты пытались оказать сопротивление, которое было подавлено огнем подошедших на станцию бронепоездов №№ 19 и 21. Дальнейшее продвижение остановилось из-за начинающейся за Загатьем узкой западно-европейской колеи (1435 мм). Только 19 сентября после перешивки пути бронепоезда продвинулись на следующую станцию Кругловшизна с задачей охраны железной дороги.
11 октября 1939 года 8-й дивизион вывели в резерв командующего Белорусским фронтом и к 17 октября сосредоточили в Полоцке[3].
Участие в Советско-финлянской войне
В ходе советско-финляндской войны (30 ноября 1939 года — 13 марта 1940 года) в состав действующей армии было переброшено несколько бронепоездных частей (1, 8-й дивизионы и 45-й лёгкий бронепоезд), для усиления которых по шифротелеграмме Генерального штаба Красной Армии № 8/1 от 16 января 1940 года началось формирование пяти отдельных стрелковых рот бронепоездов штата № 016/2 (в документах того времени они именовались отдельными десантными стрелковыми ротами). В состав каждой входили три стрелковых и миномётный взводы, всего 215 человек (командно-начальствующего состава — 6 человек, младшего начсостава — 22 человек, рядовых — 187 человек), 7,62-мм винтовок СВТ-38 — 174 (из них 2 снайперских), 7,62-мм пулемётов ДП-27 — 36, 82-мм миномёта — 4 и 2 полевые кухни. Роты прибывали на фронт в период 15-24 февраля 1940 года[4].
1-й дивизион (бепо № 17 и 31) 5 февраля 1940 года прибыл на станцию Гатчина, где находился до 30 апреля, а затем убыл в Киев. В боевых действиях дивизион не участвовал. 8-й дивизион в составе двух бепо: лёгкого № 16 (командир старший лейтенант Хлюпин) и тяжёлого № 21 (командир капитан Тюльков) под командованием майора Георгия Львовича Карасика прибыл на Северо-Западный фронт 12 января 1940 года, а 25 января дивизион поступил в распоряжение командира 19-й стрелковый корпус 7-й армии[5].
С 6 февраля бронепоезда регулярно выдвигались для артиллерийских обстрелов финских позиций в районе станции Перк-Ярви. После прорыва главной полосы обороны «линии Маннергейма» и восстановления железной дороги на участке Лейпясуо – Кемаря, дивизион до 2 марта огнём поддерживал наступление пехоты 123-й стрелковой дивизии. В ходе боёв за Выборг 6-12 марта артиллерия бронепоездов прикрывала части 27-го стрелкового полка, подавляя огневые точки в районах Ояля и Киесиля. Всего с 6 февраля по 13 марта 1940 года бронепоезда израсходовали 1677 штук 107 мм и 5252 штук 76-мм снарядов.
8-й дивизион в составе бепо № 16 и 21 закончили боевые действия на станции Райоки. Отсюда 7 мая 1940 года дивизион убыл к месту новой дислокации — город Туапсе (Северо-Кавказский военный округ), где и базировался до начала войны[6].
В первые месяцы Великой Отечественной войны
Командный состав и материальная часть 8 отдельного дивизиона бронепоездов на 22 июня 1941 года: командир — подполковник Суханов Иван Андреевич;
- лёгкий бронепоезд № 16, оснащён бронеплощадками ПЛ-35 с бортовыми пулемётными установками «Верлюз» и имел белый зимний камуфляж (АСКМ)[7];
- лёгкий бронепоезд № 45, командир — младший лейтенант Алекин;
- тяжёлый бронепоезд № 21, командир — лейтенант Чистик;
- прочая матчасть — пять бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (3 БА-10жд, 2 БА-20жд), одна съёмная моторная дрезина Су, пять железнодорожных торпед ЖДТ-3,1 вагон-мастерская ДМ; численность личного состава — 314 человек[8].
22 июня 1941 года 8-й дивизион перешёл на штаты военного времени и вышел на охрану участка Туапсе — Адлер. В июле бронепоезд № 16 под командованием капитана Василия Антоновича Коржевского был выделен из состава дивизиона и передислоцирован на Юго-Западный фронт[9], где более полугода сражался как самостоятельная бронеединица.
Боевой путь отдельного бронепоезда № 16
Документы — наградные листы личного состава, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ в Подольске, подтверждают участие команды бронепоезда № 16 в тяжёлых боях начального периода Великой Отечественной войны: контрнаступлении советских войск в районе города Жлобина 3−12 июля 1941 года, ожесточенных боях вокруг города Рославля Смоленской области в августе 1941 года. 4 октября 1941 эта «крепость на колёсах» воевала на станции Подписная (под городом Кировым), а 6 октября на станции Музалёвка Калужской области[6].
В бою за город Алексин у станции Средняя бронепоезд № 16 получил повреждения одного из паровозов, вынудившие его прибыть в Тулу для ремонта. Рабочие тульского паровозного депо в течение шести дней восстановили его боеспособность. И сразу же бронепоезд встал на защиту города: в районе станции Криволучье он взаимодействовал с воинами 260-й стрелковой дивизии[10], обеспечивал слаженную работу железнодорожников при эвакуации военных заводов Тулы на восток[6]. 18 октября бронепоезд вёл бои в районе города Алексина. В наградном листе командира орудийной башни сержанта Пучкова записано:
под городом Алексиным орудие товарища Пучкова уничтожило 1 миномёт и свыше 10 автоматчиков противника.
Участие в Тульской оборонительной операции
Основой наступавших на Тулу войск противника была 2-я танковая группа под командованием Гейнца Гудериана. Оборона Тулы в стратегическом плане имела то же значение, что и Можайская линия обороны — защитники должны были не допустить окружения столицы. В данном случае — с юга. Но, в отличие от западного направления, Тула укреплена не была. И войск тут тоже не было. Для обороны Тулы была выделена 50-я армия под командованием генерал-майора Аркадия Николаевича Ермакова, но её бойцы только выходили из окружения в районе Брянска.
22 октября 1941 года решением Государственного комитета обороны был создан Тульский городской комитет обороны, на него легла вся полнота ответственности за оборону Тулы. В тот момент комитет располагал лишь силами тульского гарнизона, в состав которого входили 156-й полк НКВД, охраняющий оборонные заводы (1500 человек), 732-й зенитно-артиллерийский полк ПВО (1600 человек и 44 орудия), 171-й истребительный авиационный полк Московского корпуса ПВО, бронепоезд № 16 и другие части — всего не более 4 тысяч человек[11].
23 октября Тульский городской комитет обороны для усиления обороны Тулы принял решение о формировании Тульского рабочего полка.Его командиром стал начальник 4-го отдела Управления НКВД по Тульской области капитан госбезопасности Анатолий Петрович Горшков, а комиссар был назначен Григорий Антонович Агеев. Основу полка составили истребительные батальоны, созданные при заводах, и отряды народного ополчения, то есть оставшиеся в Туле рабочие. Первоначально Тульский рабочий полк насчитывал три батальона, при общей численности 980 человек[11]. Вооружены ополченцы были в основном винтовкой Мосина, а из-за нехватки вооружения пользовались даже старой французской винтовкой системы Лебеля[12].
24 октября началась Тульская оборонительная операция. Первый основной удар врага приняли на себя 156-й полк НКВД и Тульский рабочий полк, которые держали оборону до подхода вышедших из окружения обескровленных остатков дивизий 50-й армии. Им помогал бронепоезд № 16, находясь на самых опасных участках обороны. Он курсировал на железнодорожных путях от Ряжского вокзала до станции Криволучье, держал оборону станции Тула-1 и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Присады[6].
Эпизоды, имевшие особое значение для успеха Тульской оборонительной операции, отмечены в наградных листах членов экипажа бронепоезда № 16.
На перегоне станции Присады экипаж бронепоезда № 16 под командованием капитана Василия Антоновича Коржевского вел огонь по мотопехоте врага прямой наводкой, уничтожил восемь гитлеровских грузовых машин, два мотоцикла, одно орудие, до взвода солдат и офицеров[13].
28 октября под Алексином помощник командира бронепоезда № 16 Семён Алексеевич Зыбков[14]:
уничтожил два миномёта и два взвода пехоты противника, вывел бронепоезд из под обстрела артиллерийским огнём противника
7-8 ноября бронепоезд поддерживал огнём наступления частей 260-й стрелковой дивизии на деревню Гостеевка. Предварительно была проведена рекогносцировка совместно с пехотной разведкой, выявлено местонахождение фашистских огневых точек и склада боеприпасов. Миномётным огнём бронепоезда были уничтожены: два миномёта, три пулемёта, до взвода пехоты противника[15], взорван склад боеприпасов. Выполнение боевой задачи способствовала геройская работа связистов, которые рискуя жизнью, под сильным огнем противника четыре раза восстанавливали телефонную линию, обеспечивающую связь с наблюдательным пунктом и пехотой [16].
19 ноября под станцией Присады бронепоезд подавлял огневые точки противника, мешающие продвижение советской пехоты [17].
Точная дата следующего следующего события не обозначена[18]:
В Туле сложилось тяжелое положение с продовольствием. Противник практически блокировал город, захватил четыре из пяти железнодорожных направлений, в руках оборонявшихся оставалась только одна линия: Тула — Москва. В те дни трудящиеся Москвы направили в осажденный город эшелон с продовольствием. Фашисты пытались перехватить его, подтянули в район станции Ревякино десятки танков и пехоту. Бронепоездам №№13 и 16 было приказано во что бы то ни стало доставить эшелон с продовольствием в Тулу. Двое суток вели броненосцы железных дорог ожесточенную схватку с гитлеровской наземной и воздушной техникой, не подпуская ее к железнодорожной колее, подавляя огневые точки. Эшелон с продовольствием в полной сохранности прибыл в Тулу.
В результате мощного удара немецких войск защитники Тулы с 24 ноября начали отступать в северном направлении. Этому способствовал прорыв обороны изрядно потрепанной предыдущими сражениями 50-й армии. В прорыв устремились 5 пехотных и 4 танковых дивизий вермахта, 3 моторизованные дивизии, а также моторизованный полк «Великая Германия»[19].
2 декабря 3-я и 4-я танковые дивизии и полк «Великая Германия» прорвали оборону войск 50-й армии северо-восточней Тулы, заняли село Торхово и перерезали дорогу на Венёв, всего в 12 километрах от Тулы. В дальнейшем враг вплотную подошел к Туле на этом направлении, заняв деревни Крюково, Медвенку, Демидовку, Руднево. 3 декабря немцы заняли станцию Ревякино, перерезав железную дорогу, соединявшую Тулу с Москвой. В районе деревни Кострово противник перерезал шоссе Тула — Москва, пытаясь замкнуть кольцо окружения Тулы. Там оставался перешеек всего в пять километров. Казалось, враг войдет в Тулу или возьмет её в блокаду[11].
Чтобы как-то исправить ситуацию, в бой бросили 112-ю танковую дивизию, кавалерию и авиацию. Большую роль в пресечении немецкого прорыва сыграла также команда бронепоезда № 16. Огнём своих орудий и пулеметов она сумела остановить наступательный порыв немцев на стратегически важном участке[19].
В ночь со 2 на 3 декабря года 1941 года бронепоезд № 16, охранявший железнодорожный участок Хомяково — Ревякино, вступил в бой с противником на станции Ревякино. 6 декабря бронепоезд № 16 снова атаковал врага на станции Ревякино. К вечеру части Красной армии заняли станцию[20].
6 декабря Тульская операция из оборонительной превратилась в наступательную: Красная армия нанесла контрудар, который стал прологом большого наступления, окончательно похоронившего планы по захвату Москвы и нанесения поражения СССР в рамках кампании 1941 года.
10 декабря бронепоезд № 16 поддерживал наступление пехоты на Косую Гору, выбил противника из Ивановских дач и деревни Ново-Басово[21]. В этот же день к 15 часам он уже подкреплял миномётным огнем совместные действия 290-й стрелковой дивизии, 23-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона, 2-й танковой бригады, помогая уничтожать группировку противника в районе деревень: Брыково, Федоровка, Юрьево, Долгое[20].
В наградном листе командира бронепоезда № 16 Василия Антоновича Коржевского записано, что бронепоезд, руководимый им
неоднократно подвергался нападению танков противника и, несмотря на явную опасность, точным огнём уничтожал и разгонял танки противника, чем во многом содействовал успешной обороне города Тулы. Там, где находился бронепоезд № 16, фашистам не удавалось прорвать оборону города.
После завершения операции по обороне Тулы, бронепоезд № 16 был выведен на ремонт и переформирование. После чего вошёл в состав 37-ого отдельного дивизиона бронепоездов.
Наградные документы команды
Личный состав отдельного бронепоезда № 16 получил награды в соответствии[22]:
- с приказами Военного совета Западного фронта № 447 от 31 декабря 1941 года и № 63 от 22 января 1941 года за подвиги, совершённые в боях в районе городов Жлобин, Смоленск, Калуга и в боях за Тулу;
- с актом, подписанном командиром 37-го отдельного Шепетовского дивизиона бронепоездов майором Ф. К. Кричко о том, что «23 апреля 1945 года произвели вручение медалей „За оборону Москвы“ личному составу бывшего шестнадцатого бронепоезда (влившегося в 37 отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов), участвовавшего в обороне города Москвы с 16 октября 1941 года по 20 января 1942 года в составе 50 армии Западного фронта».
Списочный состав экипажа
Документальные свидетельства подвига командиров и бойцов бронепоезда № 16, сохранившиеся в Центральном архиве и Министерства обороны; приказы о награждении личного состава позволили частично восстановить фамилии членов команды бронемашины — участников героической обороны Тулы.
Командный состав
- Коржевский Василий Антонович, капитан — командир;
- Зыбков Семён Алексеевич, младший лейтенант — помощник командира;
- Кирилюк Василий Калиникович, политрук — военком;
- Бурлака Григорий Поликарпович, старший сержант — командир пулемётного отделения;
- Казимиров Фёдор Иванович, младший сержант — командир орудия;
- Козменкин Николай Григорьевич, сержант — командир орудийной башни;
- Кругляк Николай Николаевич, младший лейтенант — командир бронеплощадки;
- Нестеренко Иван Яковлевич, младший сержант — командир орудия;
- Паршин Владимир Сергеевич, младший сержант — командир взвода ПВО;
- Пучков Александр Петрович, сержант — командир орудийной башни;
- Сикан Никифор Иванович, сержант — командир отделения связи;
- Сергеев Иван Михайлович, младший лейтенант — командир бронеплощадки;
- Смирнов Сергей Иосифович, старший сержант — командир взвода управления.
Командир
Коржевский (Каржевский в послевоенных документах и по утверждению родственников[23]) Василий Антонович родился 2 марта 1907 года в Белоруссии, в семье кадрового военного. В ряды Красной армии призван Батуринским РВК Смоленской области в 1929 году. В период боёв с немецкими захватчиками под городом Тулой в октябре — декабре 1941 года был командиром отдельного 16-го бронепоезда. 3 декабря 1941 года Коржевский был тяжело ранен в плечо, с 23 декабря 1941 года по 13 февраля 1942 года находился в эвакогоспитале № 1744, после выздоровления был направлен в распоряжение командира 1-го запасного полка бронепоездов. С мая по июнь 1942 года майор Василий Антонович Коржевский — командир 38-го отдельного дивизиона бронепоездов. Закончил войну в Германии. В послевоенные годы Василий Антонович служил на Камчатке. После демобилизации жил в Нижнем Тагиле, а потом в Сочи. Василий Антонович Коржевский ушёл из жизни 24 ноября 1974 года.
Награды Василия Антоновича Коржевского[20]:
- медаль «За боевые заслуги» за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с белофинами;
- орден Красной звезды (приказ № 63 от 22 января 1941 года, звание — капитан, должность — командир бронепоезда № 16);
- орден Отечественной войны II cтепени (приказ № 68 от 20 июля 1944 года, звание — майор, должность — заместитель командира по строевой части 1434 самоходного артиллерийского Новгородского полка);
- медаль «За оборону Москвы» (приказ от 28 ноября 1944 года, звание — майор, должность — заместитель командира 1434 самоходного артиллерийского Новгородского полка);
- орден Отечественной войны I cтепени (приказ № 109 от 15 сентября 1944 года, звание — майор, должность — заместитель командира по строевой части 1434 самоходного артиллерийского Новгородского полка);
- орден Ленина (приказ № 10/н от 11 февраля 1945 года, звание — майор, должность — командир 1476 самоходного артиллерийского Двинского полка).
Помощник командира
Семён Алексеевич Зыбков родился 3 февраля 1915 года в посёлке Ново-Красное Панинского района Воронежской области. 10 октября 1936 года был призван в ряды РККА Панинским РВК Воронежская области. В 1939 году окончил курсы младших лейтенантов, занимал должность командира взвода бронепоезда (с марта 1939 года по июнь 1941 года), в качестве командира взвода 4-го отдельного дивизиона бронепоездов (1 января 1940 года — 13 марта 1940 года) участвовал в финской компании, с июня по декабрь 1941 года — помощник командира бронепоезда № 16, с 23 декабря 1941 года (после убытия Коржевского В. А. в госпиталь) исполнял обязанности командира бронепоезда № 16. За подвиги, совершённые в боях под Кировом (4 октября 1941 года) и под Алексином (28 октября 1941 года) награждён Орденом Красной Звезды (приказ №: 447 от 31 декабря 1941 года). Оставил свои воспоминания под названием «Огневая завеса» об участии бронепоезда № 16 в боях за Тулу. С апреля 1942 года по июль 1943 года Семён Зыбков командовал 1 бепо 37-го отдельного дивизиона бронепоездов (то есть, бывшим бронепоездом № 16). Затем помощник и старший помощник начальника штаба артиллерии 20 танкового Звенигородского корпуса. В этой должности майор Зыбков представлен к ордену Отечественной войны II степени (приказ № 15/н от 17 мая 1944 года)[24].
Майор Семён Алексеевич Зыбков закончил высшую офицерскую артиллерийскую школу (1947 год), и получил звание подполковника в 1949 году. Служил в Новосибирске (в/ч 91060: 228-ой Севастопольский ордена Александра Невского мотострелковый полк) до 1953 года, в 1953—1954 годах занимал должность командира отдельного оперативного дивизиона УМВД Красноярского края[25].
Остальные члены команды
- Абрамов Арминак Николаевич, ефрейтор — водитель БА-20;
- Бондарь Пётр Матвеевич, красноармеец — телефонист;
- Бровко Сергей Селиверстович, красноармеец — номер орудийный;
- Выходцев Михаил Данилович, старший сержант — машинист паровоза;
- Денисов Георгий Алексеевич, красноармеец — телефонист;
- Иванов Николай Захарович, красноармеец — радиотелеграфист;
- Ипатов Анисифур Михайлович, красноармеец — телефонист;
- Килишьян Георг Агапович, красноармеец — номер орудийный;
- Козеев Николай Григорьевич, красноармеец — повар;
- Кокорин Георгий Иванович, красноармеец — пулемётчик;
- Костылёв Алексей Фролович, красноармеец — пулемётчик;
- Кот Николай Ефимович, красноармеец — разведчик;
- Куколь Волдемар Петрович, красноармеец — наводчик орудия;
- Лученков Пётр Иванович, красноармеец — наводчик орудия;
- Лунев Михаил Егорович, красноармеец — радиотелеграфист;
- Макеев Константин Фёдорович, красноармеец — пулемётчик;
- Мартынов Василий Семенович, красноармеец — номер орудийный;
- Мартынюк Павел Трофимович, красноармеец — номер орудийный;
- Милешин Иван Дмитриевич, красноармеец — пулемётчик;
- Михайлов (имя, отчество установить не удалось), сержант — отделение тяги;
- Перьков (имя, отчество установить не удалось), красноармеец — боец орудийной башни;
- Петрусенко Семён Антонович, красноармеец — писарь;
- Прживальский Николай Вячеславович, красноармеец — помощник машиниста паровоза;
- Рогов Георгий Борисович, младший сержант — радиотелеграфист;
- Салехов Николай Семёнович, ефрейтор — водитель автомашины;
- Семёнов Илья Александрович, красноармеец — телефонист;
- Сеньков Иван Иосифович, младший сержант — помощник машиниста паровоза;
- Смирнов Сергей Иосифович, младший лейтенант — командир взвода;
- Соколов Александр Сергеевич, красноармеец — наводчик орудия;
- Тарасов Петр Васильевич, сержант — пулеметчик;
- Чижевский Панкрат Моисеевич, красноармеец — номер орудийный;
- Шаромов Евгений Ефимович, красноармеец — наводчик орудия;
- Шилин Василий Семёнович, красноармеец — разведчик;
- Шорников (имя, отчество установить не удалось) — военфельдшер;
- Юсов Иван Дмитриевич, старший сержант — старший машинист паровоза;
- Яхимович Иосиф Станиславович, красноармеец — кочегар паровозный.
Бронепоезд № 16 в составе 37-го отдельного (Шепетовского) дивизиона бронепоездов
Формирование дивизиона началось 10 декабря 1941 года в Свердловске. Обучение личного состава, который прибывал двумя партиями — с 10 по 18 декабря и с 15 по 20 февраля 1942 года, велось по программе ускоренной боевой подготовки бронепоездных частей Красной армии. 23 февраля 1942 года на Привокзальной площади Свердловска состоялась официальная передача 37-ому дивизиону матчасти — бронепоездов «Свердловский железнодорожник» и «Сталинский Урал». По этому поводу был устроен митинг. Через три дня дивизион убыл в Москву на доформирование, где пробыл два месяца. За это время было принято решение: бепо «Свердловский железнодорожник» перенаправили в 16-й ОДБП, а вместо него на укомплектование прибыл бронепоезд № 16 (типа БП-35, бронепаровоз Ов № 3787, бронеплощадки ПЛ-37), который в дивизионе получил № 1[26].
Бепо № 2 «Сталинский Урал» состоял из бронепаровоза Оп № 7595 и четырёх бронеплошадок типа ОБ-3, (броня не каленая, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 года, 2 пулемета Браунинг и 3 ДТ) был построен на станции Нижний Тагил. На основании директивы № 733712 от 26 апреля 1942 года за подписью заместителя Наркома обороны генерал-лейтенанта Якова Николаевича Федоренко 37-й дивизион убыл в распоряжение 13-ой армии Брянского фронта. 28 апреля он сосредоточился на станции Елец с пунктом дислокации на участке Ливны — Верховье. 8 мая 1942 года 37-й ОДБП вошёл в состав 48-й армии Брянского фронта с тем же местом дислокации. На этом участке дивизион находился до 6 марта 1943 года. Задачей бронепоездов было прикрытие от атак с воздуха станций Пажень, Казаки, Лопатино, Измалково, Красная Заря, Хомутово, Верховье, а также поддержка артогнём частей 211-й стрелковой дивизии на участке Верховье — Ливны[27].
Из-за того, что железнодорожное полотно было разрушено, бепо не могли подойти к переднему краю, и вели огонь с закрытых позиций[27].
Наиболее активно бронепоезда дивизиона действовали 13 –17 мая, 10 –17 июня и 17 – 22 сентября 1942 года. В этой период бепо поддерживали пехоту 211-й дивизии в ходе частных операций у разъезда Дашня и деревни Сутолка, уничтожив 5 артиллерийских и миномётных батарей, 18 пулемётных точек, 26 блиндажей и Дзот, рассеяв и уничтожив до полка пехоты.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 — № 649, а № 2 — № 654. До окончания войны бронепоезд № 16, принимавший участие в обороне Тулы, продолжил воевать под № 649. 20 августа 1943 года 37-й ОДБП включили в 60-ю армию Центрального фронта (позже — 1-го Украинского фронта), в составе которой он участвовал в Курской битве и освобождении Левобережной Украины. В частности, дивизион занимался охраной участка Льгов — Киев, участвовал в оборонительных боях в районе Малина Житомирской области, поддерживая 226-ю стрелковую дивизию. Затем на участке Ирша — Тетерев поддерживал наступление частей 316-й, 322-й стрелковых дивизий и 6-й мотострелковой бригады 60-й армии. После этих боёв 37-й дивизион прибыл в Киев «на профилактику» — здесь бронепоездам промыли котлы и осмотрели матчасть[28].
В конце месяца бронепоезда, совершив 300-километровый марш Тетерев — Коростень — Житомир — Бердичев, поступили в распоряжение 18-го стрелкового корпуса, сосредоточились в районе Шепетовки и приняли участие в Ровно-Луцкой наступательной операции (январь — февраль 1944 года).
С этой операцией связан один эпизод[29].
В связи с наступившей распутицей артиллерия отставала от пехоты и не могла поддерживать части корпуса. Поэтому для поддержки пехоты на участке станция Полонное – Шепетовка создали группу бронепоездов – 37-го и 49-го – под командованием командира 37-го дивизиона подполковника А. И. Зайченко. При этом бепо 37-го дивизиона получили задачу отбить возможные контратаки противника в районе господствующей высоты 311,1. 6 февраля 1944 г. огнём бронепоездов была отбита немецкая атака – до батальона пехоты – юго-западнее Большой Медведовки.
Ещё одна атака была отбита 9 февраля, при этом бронепоезда уничтожили 2 станковых пулемёта, 3 блиндажа, орудие, миномётную батарею и почти роту пехоты.
Наиболее напряжённым стало 10 февраля. В этот день бепо № 649 поддерживал наступление частей 18-го стрелкового корпуса, а бепо № 654 отбивал немецкие контратаки в районе высоты 311,1 (всего до 10 контратак). В результате, при активной поддержке бронепоездов 10 февраля 1944 года части 18-го стрелкового корпуса овладели городом и станцией Шепетовка и высотой 311,1.
За этот подвиг приказом Ставки ВГК № 033 от 17 февраля 1944 года 37-му дивизиону бронепоездов присвоили почётное наименование «Шепетовский», а командир 37 ОДБП Александр Иванович Зайченко «за проявленное мужество и умелую организацию боевых действий бронепоездов» был представлен к ордену Отечественной войны I степени. В наградном листе указано следующее[30]:
«в итоге декабрьских боёв с наземным и воздушным противником личным составом 37 ОДБП сбито 3 самолёта противника. Уничтожено – одна 75 мм. пушка противника с прислугой, пулемётное гнездо, наблюдательный пункт и взорван склад с боеприпасами. Рассеяно и частью уничтожено скопление до 25 танков и самоходных орудий, 80 автомашин и свыше 3-х батальонов пехоты».
20 апреля 1944 года дивизион вывели в резерв 1-го Украинского фронта на участок Славута — Здолбуново. Находясь в резерве, личный состав дивизиона участвовал в боевых операциях против подразделений Украинской повстанческой армии (УПА). Так[31],
12 мая команда бронепоездов «оказывала помощь партизанам соединения Каменец-Подольской области полковника Адуха в бою с бандеровцами (200 чел), в бою было убито свыше 30 человек, 20 взято в плен».
8 декабря 1944 года по распоряжению командования бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии № 00109 от 5 декабря 37-й ОДБП убыл по маршруту Львов — Ходров — Стрый в распоряжение 4-го Украинского фронта. 20 декабря дивизион прибыл в Стрый, а 3 января 1945 года получил приказание о переброске в Самбор. С 15 марта 1945 года 37-й дивизион была выведен в резерв Ставки ВГК и передислоцировался в Москву с базированием на станции Павелецкая-Товарная. Летом 1945 года перешёл на станцию Красный Бор Западной железной дороги. Здесь на основании директивы № 246688 от 6 мая 1946 года Генерального штаба Вооружённых сил СССР дивизион расформировали. Матчасть передали 8-му Ясловскому дивизиону бронепоездов[29].
За весь период боевых действий бронепоезда 37-го ОДБП 118 раз вели огонь по немецким самолётам, сбив 10 машин: 5 Юнкерс-88 (например, у станции Тетерев 10 декабря 1943 года огнём бепо № 649 сбит Ю-88 № 410305, упавший в 700-800 метрах от бронепоезда, при этом 3 лётчика погибли и один взят в плен), 3 Хенкель-111, Дорнье-215 и Фоке-Вульф-189.
Дивизионом в разное время командовали: подполковник Зайченко Александр Иванович (январь 1943 года — февраль 1944 года), капитан Смирнов (июль — август 1944 года).
Память
- Фотоальбом оригинальных фотографий командного состава и бойцов бронепоезда № 16 и самой бронемашины, сделанных на Западном фронте в ноябре — декабре 1941 года, в районе Тулы, до 2010 года хранился в библиотеке Тульского гарнизонного Дома офицеров. Сейчас это экспонат части выставки (открыта 26 ноября 2019 года), посвящённой команде героического бронепоезда галереи Героев библиотечной экспозиции «Знать и помнить» модельной библиотеки № 14 Муниципального учреждения культуры «Тульская библиотечная система»;
- Мемориальная доска на здании вокзала железнодорожной станции Криволучье открыта 6 мая 2016 года. Она гласит:
Здесь в октябре – декабре 1941 года проходила линия обороны города Тулы. В районе станции Криволучье бронепоезд № 16 под командованием капитана Коржевского В.А. остановил продвижение противника.
- Мемориальная доска на здании вокзала железнодорожной станции Ревякино открыта по инициативе Тульского регионального отделения Российского военно-исторического общества 16 декабря 2020 года. Она гласит:
Здесь, на станции Ревякино, в начале декабря 1941 года, экипаж бронепоезда № 16 и другие подразделения Красной Армии не дали фашистским оккупантам замкнуть кольцо окружения вокруг Тулы и продвинуться с юга по направлению к столице нашей Родины – Москве.
- В Тульском парке «Патриот» по инициативе Губернатора Тульской области Алексея Геннадьевича Дюмина 31 июля 2020 года установлен макет бронепоезда № 16, состоящий из: паровоза, трёх вагонов, двух бронеплощадок, тендера и санитарного вагона. Макет оснащён вооружением, интерактивная экспозиция внутри будущего музея готова[32]. 4 апреля 2024 года состоялось торжественное открытие музейно-выставочного комплекса «Бронепоезд №16»[33].
Литература
- Зыбков С. А. Из воспоминаний помощника командира бронепоезда № 16 С. А. Зобкова «Огневая завеса» // Битва за Тулу: Сборник документов и материалов, 4 издание. — Тула, 1969. — С. 75–78.
- Ошевский С. Д. Крепость на колёсах // Они защищали Тулу: воспоминания и очерки: 2 издание. — Тула, 1965. — С. 66–70.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Коломиец Максим. Бронепоезда Красной Армии 1930 – 1941. — М.: Стратегия КМ, 2004. — Т. 3. — С. 10. — (Фронтовая иллюстрация). — ISBN 5-901266-01-3.
- ↑ Коломиец Максим. Бронепоезда Красной Армии 1930 – 1941. — М.: Стратегия КМ, 2004. — Т. 3. — С. 12. — (Фронтовая иллюстрация). — ISBN 5-901266-01-3.
- ↑ 3,0 3,1 8-й отдельный дивизион бронепоездов . Танковый фронт 1939 – 1945. Дата обращения: 30 декабря 2023.
- ↑ Коломиец Максим. Бронепоезда Красной Армии 1930 – 1941. — М.: Стратегия КМ, 2004. — Т. 3. — С. 14. — (Фронтовая иллюстрация). — ISBN 5-901266-01-3..
- ↑ Коломиец Максим. Танки в зимней войне 1939 – 1940. — М.: Стратегия КМ, 2001. — С. 15. — (Фронтовая иллюстрация).
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Сергеева Г.Р. Бронепоезд № 16. Боевой путь: оборона Тулы, до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 118. — ISSN 2312-1513.
- ↑ Сергеева Г.Р. Бронепоезд №16. Оборона Тулы: до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 117. — ISSN 2312-1513.
- ↑ ronin_077. Бронепоездные части Красной армии, октябрь 1924 – июнь 1941 (26 июля 2014). Дата обращения: 1 января 2024.
- ↑ Коломиец Максим. Бронепоезда Великой Отечественной. — М.: Стратегия КМ: Яуза: ЭКСМО, 2010. — С. 264. — ISBN 978-5-699-40943-3.
- ↑ Ефимьев А.В., Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 — 1945. — М.: Транспорт, 1992. — С. 92. — ISBN 5-277-01631-7.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Кошевой Игорь (Родинков Игорь). Оборона Тулы в 1941 г. и другие тульские истории . Проза.ру (2021). Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Оборона Тулы . myslo (27 февраля 2007). Дата обращения: 1 января 2024.
- ↑ Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.. — М.: Транспорт, 1991. — С. 92. — ISBN 5-277-01631-7.
- ↑ Наградной лист С.А.Зыбкова с представлением к ордену Красной Звезды в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 241. Л. 173).
- ↑ Наградной лист Соколова А.С с представлением к медали За Отвагу в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 241. Л. 433).
- ↑ Наградной лист Сикана Н.И.с представлением к медали За отвагу в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 254. Л. 415-416).
- ↑ Наградной лист Салехова Н.С. с представлением к медали За боевые заслуги в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 256. Л. 423-424).
- ↑ Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.. — М.: Транспорт, 1992. — 92 с. — ISBN 5-277-01631-7.
- ↑ 19,0 19,1 Олег Галицких. Тульская операция: как Красная армия лишила вермахт инициативы под Москвой . Русское оружие (специальный проект) (21 октября 2021). Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Сергеева Г.Р. Бронепоезд №16. Оборона Тулы: до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 120. — ISSN 2312-1513.
- ↑ Вторник, 10 декабря 1941 года . Войны газетная строка – строка победы (региональный проект) (10 декабря 2011). Дата обращения: 3 января 2024.
- ↑ Сергеева Г.Р. Бронепоезд №16. Боевой путь: оборона Тулы, до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 123. — ISSN 2312-1513.
- ↑ Копылова Екатерина Александровна. Каржевский Василий Антонович: подполковник . Бессмертный полк (9 марта 2015). Дата обращения: 1 января 2024.
- ↑ Сергеева Г.Р. Бронепоезд № 16. Боевой путь:оборона Тулы, до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 122. — ISSN 2312-1513.
- ↑ Солоненко Ирина Семёновна. Зыбков Семён Алексеевич: подполковник . Бессмертный полк (4 мая 2015). Дата обращения: 1 января 2024.
- ↑ Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941 – 1945. «Стальные крепости» Красной Армии. — М.: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2010. — С. 75. — ISBN 978-5-699-41952-4.
- ↑ 27,0 27,1 37-й отдельный дивизион бронепоездов . Танковый фронт 1939 – 1945 (2012). Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Сергеева Г.Р. Бронепоезд № 16. Боевой путь: оборона Тулы, до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 124. — ISSN 2312-1513.
- ↑ 29,0 29,1 Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941-1945. «Стальные крепости» Красной Арми. — М.: Стратегия КМ: Яуза : Эксмо. — С. 76 – 77. — ISBN 978-5-699-41952-4.
- ↑ Наградной лист А.И. Зайченко с представлением к ордену Отечественной войны I степени в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Л. 66).
- ↑ Сергеева Г.Р. Бронепоезд № 16. Боевой путь: оборона Тулы, до и после // Краеведческий альманах : журнал. — 2018. — Вып. 15. — С. 125. — ISSN 2312-1513.
- ↑ Федосова Екатерина. Легендарный бронепоезд №16 обзавелся пулеметами системы Максима . ВестиТула (5 марта 2021). Дата обращения: 2 января 2024.
- ↑ В парке "Патриот-Тула" открыли музейный комплекс "Бронепоезд №16" (неопр.). Региональное отделение Российского военно-исторического общества в Тульской области (5 апреля 2024). Дата обращения: 8 апреля 2024.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |