Борисов, Василий Александрович
| Василий Александрович Борисов | |||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата рождения | 22 апреля 1914 | ||||||||||
| Место рождения | Гора Пневниц, Тверская губерния, Российская империя | ||||||||||
| Дата смерти | 20 апреля 1993 (78 лет) | ||||||||||
| Место смерти | Лобня, Московская область, Россия | ||||||||||
| Принадлежность |
|
||||||||||
| Род войск | авиация | ||||||||||
| Годы службы | 1942—1946 | ||||||||||
| Звание | гвардии подполковник | ||||||||||
| Должность |
командир звена, инспектор-лётчик по технике пилотирования |
||||||||||
| Сражения/войны | Великая Отечественная война | ||||||||||
| Награды и премии |
|
||||||||||
| В отставке | работал в гражданской авиации | ||||||||||
Васи́лий Алекса́ндрович Бори́сов (9 (22) апреля 1914[a], Гора Пневниц, Тверская губерния, Российская империя — 20 апреля 1993, Лобня, Московская область, Россия) — советский военнослужащий, подполковник, лётчик-бомбардировщик, командир звена 750-го авиационного полка дальнего действия (17-я авиационная дивизия дальнего действия, Авиация дальнего действия), заслуженный пилот Советского Союза. Герой Советского Союза (1942)[1][2]. Участник Великой Отечественной войны[3].
Биография
Василий Александрович Борисов появился на свет 12 апреля 1913 года (по всем документам, начиная с 1921 года) в семье православного крестьянина в селе Гора Пневниц Калязинского уезда Тверской губернии (по некоторым документам Переславского уезда Владимирской губернии) Российской империи[4]. По записям метрической книги Богородицерождественской церкви села дата рождения Василия Александровича — 9 апреля 1914 года по старому стилю. Всего в семье было двое детей: Василий и его младший брат Александр, братья рано остались без отца, он умер от тифа.
В 1921 году Василий пошёл в школу и после окончания семи классов в селе Глухово города Богородска (по состоянию на 2025 год — город Ногинск, Московская область) долго искал работу. В 1929 году устроился в «Стальстрой» арматурщиком, работал на строительстве завода топливной аппаратуры, в 1930 году окончил подготовительные куры при строительном техникуме, но набор был отменён и Борисов вернулся на производство. С мая 1931 по сентябрь 1933 года Василий Александрович являлся студентом Саратовского авиатехникума, ныне — Профессионально-педагогический колледж, СГТУ имени Юрия Алексеевича Гагарина. В ноябре 1933 года Борисов окончил курсы высшей не войсковой подготовки на звание младшего техника запаса и был направлен во 2-ую Тамбовскую объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ им. Петрова, получил диплом пилота 4 класса[4].
Работал в Дальневосточном управлении ГВФ пилотом Приморского звена в городе Владивосток (1935 -1937) и командиром Иманского звена в городе Иман Приморского края (1937). Летал на самолётах У-2 (По-2) и П-5 (Р-5). С 1937 по 1941 годы служил командиром 211-го авиаотряда ГВФ (город Петропавловск-Камчатский), командиром 303-го учебно-тренировочного авиаотряда ГВФ в посёлке Архара Амурской области и позже в городе Артём Приморского края). Летал на самолётах У-2СП, П-5 (Р-5), ПС-7 (Р-6), ПС-40 (СБ) и МП-1 (МБР-2)[5].
В сентябре 1941 — январе 1942 года — командир авиаэскадрильи 12-й перегоночной авиагруппы ГВФ. Участвовал в перегонке бомбардировщиков Ил-4 с авиазавода № 126 в Комсомольске-на-Амуре на фронт. В январе 1942 — декабре 1943 года — командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и заместитель командира 750-го (с августа 1942 года — 3-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. Участвовал в обороне Ленинграда и Кавказа, Великолукской операции, Сталинградской и Курской битвах, Черниговско-Припятской и Смоленско-Рославльской операциях. В декабре 1943 — феврале 1944 года был заместителем командира 112-го (с января 1944 года — 26-го гвардейского) авиационного полка ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, а в феврале — декабре 1944 года — уже лётчик-инспектор по технике пилотирования 2-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия. Участвовал в Крымской, Минской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской и Будапештской операциях. С декабря 1944 года — лётчик-инспектор по технике пилотирования 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (18-я воздушная армия). Участвовал в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях[5].
После Великой Отечественной войны Василий Александрович жил и работал в Ямало-Ненецком автономном округе[6]. В период с 1947 по 1953 годы он возглавлял сводный отряд лёгкомоторной авиации при 501-ой стройке, работал начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя», затем командиром Магаданского авиапредприятия[3]. Борисов окончил Высшее авиационное училище Аэрофлота в Ленинграде и с 1959 года был первым начальником московского аэропорта «Шереметьево», а с 1961 года работал в Полярном управлении компании «Аэрофлот». Василий Александрович до 57 лет находился за штурвалом, восемь раз летал на Северный полюс и один раз на Южный. Он был одним из первых испытателей вертолётов Ми-1 и Ми-4. В 1971 году, выйдя на пенсию, имел 15 тысяч лётных часов. Был удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Ушёл из жизни 20 апреля 1993 года, похоронен в Лобне на кладбище Киово[7].
Боевой путь
Василий Александрович на фронтах Великой Отечественной войны с 5 сентября 1941 года — командует авиаэскадрильей 12-ой перегоночной авиагруппы (по документам января 1942 года — авиагруппа особого назначения № 12). 5 января 1942 года Борисов получил должность пилота 2-го класса и был откомандирован в распоряжение командира 750-го дальнебомбардировочного полка. С января 1942 года Василий Александрович в звании старшего лейтенанта занимал должность командира звена 750-го дальнебомбардировочного авиаполка, с марта этого же года — заместитель командира 750-го авиаполка дальнего действия 17-ой авиадивизии дальнего действия Ставки Главнокомандующего Красной Армии, в августе 1942 пол получил звание гвардейского. За первые месяцы Борисов имел более 56 боевых вылетов, 29 марта 1942 года уже получил первую боевую награду: Орден Красного Знамени (приказ № 26324). Василий Александрович совершал вылеты в глубокий тыл противника в районы Кёнингсберга, Инстербурга (Черняховска) и Ангенбурга (ныне Венгожево, Польша). В июле 1942 года был участников ночных вылетов для бомбардировки стратегических объектов и немецких войск в Пскове, Чудово, Дно, Витебске, Смоленске, Орше, Брянске, Харькову, Полтаве, Днепропетровске, Орле.
Всего Василий Александрович Борисов совершил 286 боевых вылетов — по военным документам и 318 — по послевоенным, из них 29 — в глубокий тыл врага (21 — боевой вылет ночью, 2 — днём, 6 — на разведку ночью). Сбил четыре самолёта противника. В совершенстве изучил матчасть самолётов Р-6, МБР-2, Дуглас, СБ, А-20-Ж, Б-25, Ил-4 и на них летал в любых метеоусловиях на полный радиус[4].
Подвиг
Летом и осень 1942 года звену Василия Александровича приходилось часто вылетать в глубокий тыл для бомбёжки военных объектов Кёнигсберга, Варшавы и Бухареста[8]. Несколько раз Ил-4, который пилотировал Борисов, прорывался непосредственно к Берлину и сбрасывал там бомбы. А во время Курской битвы была поставлена задача сорвать железнодорожные перевозки противника, и экипаж Борисова бомбил вражеские эшелоны на станциях Минск, Витебск, Смоленск, Гомель, Брянск и Брест.
Один из боевых товарищей Василия Александровича так вспоминал эту пору[8]:
Поставлена задача: нанести бомбардировочный удар по железнодорожному узлу Брянск. На подходе к городу чернота ночи словно раскололась. Навстречу самолёту понеслись огненные светлячки, сливаясь в красноватые нити. Одновременно в небо взметнулись голубоватые лучи прожекторов. Нас атаковал истребитель. Борисов резко меняет направление и высоту полёта, и в ту же секунду по левому борту пронеслись синеватые нити трасс немецких снарядов. Вспышки разрывов настолько близки, что воздвигают перед самолётом невидимый барьер из осколков. Небо вокруг багрово-чёрное от огня и дыма. И всё-таки самолёт Борисова твёрдо идёт своим курсом
К июлю 1942 года Василий Александрович совершил более 80 боевых вылетов и бомбардировок важных стратегических объектов в тылу противника. Всего за годы войны Борисов совершил 284 боевых вылета, 20 из которых были совершены на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву и Хельсинки. 31 декабря 1942 года Василию Александровичу Борисову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1].
Награды и звания
- Герой Советского Союза (31 декабря 1942),
- Орден Ленина (31 декабря 1942, 19 августа 1944),
- Орден Красного Знамени (27 марта 1942, 18 июля 1945),
- Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985),
- Орден Трудового Красного Знамени (9 декабря 1949),
- Медаль «За боевые заслуги» (30 апреля 1945),
- «Почётный гражданин города Лобни», Московская область (1989)[9].
Память
Именем Героя названа улица в подмосковном городе Лобне и общеобразовательная школа № 3[10]. Также имя Героя носит самолёт компании «Аэрофлот», на доме в Лобне, где жил Борисов и на воркутинском аэропорте расположены мемориальные доски. Памятные знаки в честь Героя Советского Союза Василия Александровича Борисова находятся в таких городах как Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ), Воркута (Республика Коми) и Калязин (Тверская область)[9].
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Примечания
Комментарии
- ↑ Дата рождения приведена по записям метрической книги Богородицерождественской церкви села
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Биография Борисов Василий Александрович. Краткие Биографии. Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ Борисов Василий Александрович. Моя родина - Магадан. Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Борисов Василий Александрович. Музей истории города Лобня. Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Борисов Василий Александрович. Бессмертный полк (5 мая 2021). Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Наш Герой – подполковник ВВС Борисов Василий Александрович. Молодёжная библиотека Республики Коми (7 апреля 2020). Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ Пашкевич Семён. Ямальцы - герои Советского Союза. Красный Север (9 мая 2025). Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ Великая Победа: Василий Борисов – «Царь неба». Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (27 апреля 2022). Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ 8,0 8,1 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Василия Борисова. Tverigrad.ru (12 апреля 2023). Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Борисов Василий Александрович. Герои страны. Дата обращения: 3 мая 2025.
- ↑ Герой Советского Союза Борисов В. А.. Региональная общественная организация ветеранов авиации "Дальники" (14 октября 2023). Дата обращения: 3 мая 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 апреля
- Родившиеся в 1914 году
- Родившиеся в Тверской губернии
- Умершие 20 апреля
- Умершие в 1993 году
- Умершие в Лобне
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За боевые заслуги»
- Заслуженные пилоты СССР
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Проверенная статья