Белогрудовская культура
| Белогрудовская культура Бронзовый век | ||||
|---|---|---|---|---|
| | ||||
| Локализация | Украина | |||
| Датировка | XI—IX вв. до н. э. | |||
| Преемственность | ||||
|
||||
Белогрудовская культура —археологическая культура оседлого населения позднего бронзового века, существовавшая в XI—IX веках до нашей эры, простиралась между Днестром и Днепром. Она возникла как преемница сосницкой и комаровской культур. Культура была обнаружена в начале 1920-х годов в Белогрудовском лесу, недалеко от города Умань Черкасской области. Памятники этой культуры сосредоточены вдоль среднего течения Днепра, включая окрестности Киева, а также в верхней части бассейна Южного Буга[1].
История открытия
В начале 1920-х годов на территории Белогрудовского леса, расположенного в 5 километрах от Умани, были обнаружены золистые насыпи с артефактами. В радиусе 35 километров от Умани найдены около 20 подобных образований[1].
Учёные расходятся во мнениях относительно природы этих насыпей. Софья Березанская считала их культовыми сооружениями, так как они находятся вдали от водных источников и содержат перегной. Пётр Куринный предполагал, что это курганы. Алексей Тереножкин рассматривал их как остатки жилищ с бытовым мусором, но не исключал и культового значения. В 1959 году Евгения Покровская обнаружила в долине реки Тясмин, недалеко от села Большая Андрусовка, десять землянок, аналогичных субботовским. Самая большая из них имела размеры 13 на 6 метров, а глубина землянок варьировалась от 0,4 до 1 метра. В 1952–1953 годах Михаил Артамонов проводил раскопки у села Яруга, расположенного около Могилёва-Подольского[2].
Локализация или местонахождение
В окрестностях Киева, вдоль Днепра и его притока Стугны, обнаружено несколько небольших селищ, занимающих площадь в несколько сотен квадратных метров. Эти поселения, расположенные вблизи водоемов, пока не содержат зольников и жилищ. Однако керамические изделия и другие артефакты здесь не отличаются от находок в уманских зольниках[2].
На Верхнем Днестре, в Черновицкой области, наблюдается взаимодействие белогрудовской культуры и культуры ноа. В керамике и металлических изделиях черты культуры ноа преобладают над характеристиками белогрудовской культуры[2].
Следует отметить, что рассмотренные поселения белогрудовской культуры относятся к периоду, предшествующему железному веку. Они могли возникнуть в XI или XII веке до нашей эры. Это предположение основано на том, что последующие памятники ранней ступени чернолесской культуры, содержащие достаточно датирующих материалов, датируются рубежом IX и VIII веков до нашей эры. В инвентаре белогрудовских поселений еще присутствуют элементы, характерные для более раннего времени, такие как зубчатые штампы, вырезанные из лопатки домашнего животного. Железные предметы на этом этапе пока не обнаружены, но стоит упомянуть находку тяжелого железного шлака на белогрудовском селище у села Краснополка Уманского района[2].
Материальная культура
Керамика
В коллекции керамики преобладают фрагменты толстостенных сосудов, предназначенных для приготовления пищи. Они изготовлены из глины с большим количеством измельченного галечника, что свидетельствует о небрежной технике производства. Обжиг сосудов неравномерный и недостаточно сильный, из-за чего их внешняя поверхность имеет желтовато-серый или коричневый оттенок[3].
Большинство этих фрагментов относятся к тюльпановидным сосудам, характерным для белогрудовской культуры. Это подтверждается их формой, декоративными элементами и особенностями технологии изготовления. На поселении преобладают стенки и днища сосудов, в то время как венчики встречаются редко. Среди них можно выделить как слабо профилированные горшки тюльпановидной формы, так и почти прямостенные банки с изогнутой шейкой[3].
Орнаментация сосудов в основном представлена пластическими элементами, такими как гладкие или налепные валики треугольной формы, которые располагаются у основания шейки или ниже края. В одном случае был обнаружен сосуд с двумя рядами оттянутого валика и проколами под краем. Сквозные проколы встречаются редко, а расчленённые валики представлены единичными экземплярами. Характерной особенностью днищ является их большая толщина и выступающая закраина[3].
В группе керамики столового назначения из Субботовки представлены отдельные образцы корчаг, мисок, кубков и черпаков. Среди них можно выделить три вида корчаг, которые различаются по составу теста, обработке поверхности, цвету и форме. Один из видов корчаг имеет венчик светло-желтого цвета с черными пятнами на сглаженной поверхности. По всем признакам он напоминает сосуды, типичные для гальштатских культур Гава-Голиграды и Кишинев-Корлэтень. Эти сосуды характеризуются рыхлым, тяжелым тестом с примесью шамота, красно-оранжевой внутренней поверхностью и отогнутым краем. Другой вид корчаг представлен двумя толстыми днищами с частью округлого тулова со светлой желтоватой поверхностью, слегка заглаженной. В их тесте содержится дресва, а обжиг черепка сильный. Дно этих сосудов узкое, а переход к боковым стенкам подчеркнут.
Для поиска аналогий венчику светло-желтой корчаги из Яруги, выполненной в той же технике, что и днища корчаг из Субботовки, были рассмотрены корчажки с коротким горлом и шаровидным корпусом белозерской культуры[3].
Орудия труда
Археологические находки подтверждают использование луков и стрел в древности. Особенно это видно на примере роговых и костяных наконечников стрел, обнаруженных на Субботовском городище. Основной тип наконечников — листовидные, ромбические в сечении, с выемкой у основания и скрытой втулкой. Эти наконечники характерны как для андроновской, так и для срубной культур, и, вероятно, они распространились в чернолесской культуре. Такой тип наконечников исчезает только в начале скифского периода.
Менее распространены двушипные черешковые наконечники и наконечники с прорезной втулкой, которые напоминают типы стрел гальштатской и лужицкой культур. Они встречаются реже. Лавролистный наконечник с прорезной втулкой является уникальным и по форме головки схож с гальштатскими, лужицкими и раннескифскими наконечниками. Костяной втульчатый наконечник квадратного сечения имеет аналогии с образцами из степи и ранними скифскими наконечниками[3].
Бронзовые наконечники из Бутенок, имеющие ромбическую головку и длинную втулку, схожи с некоторыми наконечниками VIII–VII веков до н. э. с Северного Кавказа и из степей Приазовья и Подонья. Стрелы с черешком и расщепленной втулкой имеют среднеевропейские или местные корни. Втульчатые наконечники связывают стрелковое дело чернолесского этапа с набором доскифских наконечников степей, что в конечном итоге привело к формированию скифского военного обихода[3].
Среди бронзовых втульчатых наконечников копий из Приднепровья выделяются листовидные формы с прорезами, наконечники с расширяющимся пером и короткой втулкой, а также наконечники с малым пером и длинной втулкой, которые могут относиться к чернолесскому времени. Наконечники копий из железа, с лавролистным пером, являются прототипами скифских. Возможно, появился обычай носить два копья. Алексей Тереножкин отнёс к чернолесскому времени биметаллические мечи и кинжалы с бронзовой рукоятью и железным клинком, длиной до 60 см. Рукояти имеют грибовидный набалдашник и прямое перекрестие, а клинки схожи с мечами из Трансильвании и Предкавказья[3].
В Среднем Поднепровье найдены «киммерийские» кинжалы и ножи с цилиндрическим упором для ручки и кинжал хвалынского типа с прорезной рукоятью. Кельты с шестигранной втулкой и ушками, возможно, связаны с белогрудовским временем, а узкие одноушковые кельты с елочным орнаментом — основная чернолесская форма. Кельт из Зарубинцев выполнен из железа.Для белогрудовского этапа нет точных данных о железных изделиях, но известен сыродутный шлак из Краснополки Винницкой области. С чернолесского этапа находки железных и бронзовых вещей многочисленны: бронзовый кельт и железное тесло из Субботовского городища, железные копья и бронзовые стрелы из Бутенок, железные тесла с выступами, ножички и кельт. Все изделия местной работы. Сыродутный процесс был известен в белогрудовскую культуру, но следы его не найдены[3].
Поселения
Поселение, расположенное на высоком берегу реки Суботи, возможно, еще не было укреплено в период своего существования. На юго-западном краю площади поселения были обнаружены семь землянок, каждая из которых имела свою уникальную форму. Одна из них была почти круглой с диаметром около 5 метров и глубиной 3 метра. Другие землянки имели прямоугольную форму, наиболее сохранившаяся из которых имела размеры 9 на 5,5 метров и глубину 1 метр. Также была найдена квадратная землянка с размерами 10 на 10 метров и глубиной 1 метр. Вдоль стенок жилищ и в их центре располагались ямы от столбов, которые поддерживали стены и крышу. Однако система их расположения до сих пор не была полностью расшифрована. В каждой землянке был один или несколько очагов, которые могли быть глинобитными или представлять собой кучи золы на прокаленном глиняном полу. Очаги имели округлую или овальную форму и диаметр около 1 метра. В одной из землянок были найдены обожженные «кирпичики» в форме параллелепипедов размером 14 на 5 на 5 сантиметров, которые, возможно, составляли печь. Некоторые из жилищ были разрушены пожаром, о чем свидетельствуют прокаленные стенки и полы, а также обугленные столбы. Все землянки были завалены жилым мусором, который иногда образовывал зольные холмики на поверхности заполнения землянок. Возможно, в этом мусоре частично проявился ритуальный смысл очажного пепла, но в основном это был обычный бытовой мусор[2].
На полу двух землянок сохранились несколько целых сосудов. Керамика, найденная в жилищах, имела черты как белогрудовской, так и чернолесской культур. Некоторые предметы были практически идентичны артефактам раннего этапа, включая костяные проколки, изготовленные из длинных овечьих костей, и пряслица, вырезанные из головок бедренных костей крупных копытных животных. За пределами землянок, на востоке, было обнаружено множество хозяйственных ям, некоторые из которых датировались тем же периодом, что и землянки. В одной из них, неглубокой и слегка расширяющейся книзу, были найдены кремневые лезвия серпов и обломки обожженной обмазки. Возможно, эта обмазка принадлежала глинобитной печи на прутяном каркасе или сгоревшему глинобитному жилищу, что могло свидетельствовать о раннем появлении мазанок в этом районе, которые впоследствии стали широко распространены в скифскую эпоху[2].
Основой хозяйства носителей чернолесской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие подтверждается кремневыми и бронзовыми серпами, а также железными серпами, появившимися в скифское время. Выращивали все злаки, кроме ржи, зерно перетирали на каменных зернотерках. Орудия для обработки земли включали мотыги и, возможно, плуги[2].
Скотоводство было оседлым: 49% стада составляли коровы, 24,4% — лошади, 13,3% — мелкий рогатый скот и свиньи. Лошадей использовали в повозках и под верх, охота имела второстепенное значение. Рыболовство подтверждается находками костяных гарпунов. Земледелец и скотовод были умелыми плотниками. Женщина играла важную роль в земледелии, обработке молочных продуктов, кож, ткачестве и шитье. Для обработки кож использовали струги из челюстей и ребер, проколки из костей и шилья, пряли с помощью веретен с пряслицами из костей и глины. О форме ткацкого станка пока ничего неизвестно[2].
Погребальный обряд
Погребения белогрудовского этапа почти не исследованы. Одним из примеров является могильник со скорченными телами у села Белый Камень в Винницкой области. Там были обнаружены останки шести взрослых и детей, лежащих на правом боку, головой на запад. Могилы были неглубокими (25-50 см) и не имели насыпей. Для чернолесского времени известны захоронения из районов по рекам Рось и Тясмин, а также из Подолии и окрестностей Черновиц. Однако в этих захоронениях нет единой системы сооружений и ритуалов. В бассейне рек Рось и Тясмин, на основании старых раскопок, были найдены как трупосожжения, так и трупоположения. Там также встречаются грунтовые погребения и курганы[3].
Среди курганов в окрестностях Смелы, по чернолесской керамике, выделяются несколько курганов у села Оситняжка. В четырех из них на кострищах или в выстланных деревом ямах находились сожженные кости двух-трех человек. В одном кургане вместе со скорченными костяками было найдено до десятка чернолесских сосудов.
В кургане № 52 у села Оситняжка была обнаружена огромная квадратная яма (7X7X2,3 м), обложенная и перекрытая деревом, в которой были захоронены семь человек. Трое из них лежали на перекрытии ямы в вытянутом положении, головой на восток, а четверо — в той же позе, но головой на запад, на дне в специальных канавках.
У Гуляй-Городка на реке Тенетник в кургане № 185 было найдено около 30 сосудов, несомненно, чернолесского этапа. В 20 из них находились кремированные кости, а в некоторых местах кучки пережженных костей были на площадках кострищ. Помимо большого количества сосудов, в этих погребениях были найдены только одиночные украшения, чаще всего браслеты[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Белогрудовская культура. БРЭ. Дата обращения: 31 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Граков Б.Н. Ранний железный век. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 235.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Рыбалова В. Д. Два поселения предскифского времени на левобережье Среднего Днестра и некоторые проблемы белогрудовской культуры (По материалам разведки юго-Подольской экспедиции в 1953-1954 гг.) // Археологические вести. — 1999. — № 6. — С. 320-345.