Баренбойм, Исаак Юлисович
| Исаак Юлисович Баренбойм | |||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||||||||
| Дата рождения | 21 октября (3 ноября) 1910 | ||||||||||||
| Место рождения | Вознесенск, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния, Российская империя | ||||||||||||
| Дата смерти | 27 августа 1984 (73 года) | ||||||||||||
| Место смерти | Киев, Украинская ССР, СССР | ||||||||||||
| Награды и премии |
|
||||||||||||
Исаа́к Юли́сович Баренбо́йм (21 октября (3 ноября) 1910, Вознесенск, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния, Российская империя — 27 августа 1984, Киев, Украинская ССР, СССР) — инженер-майор, инженер-подполковник, командир мостовосстановительного отряда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 3 Воронежского фронта. Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1948). Лауреат премии Совета Министров СССР (1966). Кандидат технических наук (1965). Заслуженный строитель Украинской ССР (1963). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён двумя орденами Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Исаак Юлисович Баренбойм родился 21 октября (3 ноября) 1910 году в Вознесенске Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне — Николаевская область Украина) в семье служащего. С 1926 года он учился сначала в Одесском судостроительном училище (ныне — Одесское мореходное училище), затем в Одесском строительном институте (ныне — Одесская государственная академия строительства и архитектуры), где изучал строительство дорог и мостов. После окончания учёбы в 1930 году Исаак Юлисович начал трудовую карьеру в Донбассе, возглавляя службу пути городских железных дорог. В начале 1930-х годов проходил службу в инженерных войсках Рабоче-крестьянской Красной Армии (далее- Красная Армия) в течение года. После этого переехал в Киев, где работал инженером-проектировщиком и начальником строительства набережной 9 Января (ныне — Дворцовая набережная) в Киевском тресте гидротехнических работ[1][2].
В 1938 году Исаак Юлисович был назначен руководителем строительства подводного туннеля под Днепром. С началом Великой Отечественной войны строительство было остановлено, все конструкции были взорваны, а готовая часть туннеля затоплена[1].
27 июля 1941 года Исаак Баренбойм был призван в Красную Армию. Из строителей был сформирован мостовосстановительный отряд № 2 Народного комиссариата путей сообщения СССР, во главе которого встал военный инженер 2-го ранга Исаак Юлисович Баренбойм. Отряд выполнял задачи Юго-Западного фронта[1].
В январе 1942 года организовано Управление военно-восстановительных и заградительных работ № 3 (УВВР-3), отвечавшее за восстановление железнодорожной инфраструктуры на Южном и Юго-Западном фронтах. Мостоотряд № 2 был включён в состав УВВР-3 и оперативно восстановил разрушенный железнодорожный мост через реку Оскол, затем — железнодорожную паромную переправу в Астрахани. В ходе наступления советских войск в январе 1943 года отряд получил приказ восстановить железнодорожный мост через Дон у хутора Ложки. Железнодорожный мост был восстановлен за два месяца, но в первый же день подвергся бомбардировке, в результате которой погибло более 90 бойцов и были разрушены два пролёта длиной более 300 метров. Исаак Баренбойм возглавил восстановление железнодорожного моста, которое было завершено за 16 дней. Позднее он руководил восстановлением железнодорожного моста через Северский Донец у города Белая Калитва. Во время Курской битвы отряд под его командованием восстанавливал железнодорожную магистраль Белгород — Харьков, включая взорванный железнодорожный мост через реку Лопать[1].
За выдающиеся заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в сложных военных условиях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года инженер-майору Баренбойму Исааку Юлисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].
В ноябре 1943 года, в разгар битвы за Днепр, УВВР-3 под командованием генерала П. А. Кабанова получил задание построить железнодорожный мост через Днепр за 20 дней для обеспечения переправы войск Воронежского фронта. Исаака Баренбойма назначили руководителем. Железнодорожный мост возвели за 14 дней. Впоследствии мостоотряд № 2 участвовал в строительстве Дарницкого и Подольского железнодорожных мостов через Днепр в Киеве. Исаак Юлисович командовал мостоотрядом № 2 в составе УВВР-3 до конца войны[1].
В 1945 году полковник Исаак Баренбойм демобилизовался и вернулся в Киев с мостоотрядом, где был зачислен в Наркомат путей сообщения СССР. В 1945 году ему присвоено специальное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга». В 1946 году его назначили управляющим строительства Дарницкого железнодорожного моста в Киеве, где впервые он применил метод «слепых» гидронамывочных работ. С 1950 года Исаак Юлисович Баренбойм занимал должность управляющего «Мостотрестом-1» в Киеве. Под его руководством организация стала самой значительной в Советском Союзе в области мостостроения. Он основал украинскую школу мостостроения, которая завоевала известность как на национальном, так и на международном уровне. Исаак Баренбойм руководил возведением уникального цельносварного моста Патона в Киеве, трёх железнодорожных и одного моста метрополитена через реку Днепр. Под его управлением «Мостотрест-1» построил приблизительно 3000 различных инженерных сооружений, включая железнодорожные и автомобильные мосты, путепроводы, подземные переходы, многоуровневые транспортные развязки и другие объекты[1].
Последние годы жизни Исаак Юлисович проживал в Киеве. Умер 27 августа 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Орден Ленина (29 июля 1945 года)[1]
- Орден Октябрьской Революции (7 мая 1971 года)[1]
- Орден Красного Знамени (29 апреля 1943 года)[3]
- Орден Отечественной войны I степени (13 сентября 1943 года)[1]
- Орден Отечественной войны II степени (30 августа 1944 года, 21 февраля 1987 года)[3]
- Орден Трудового Красного Знамени (9 августа 1958 года)[1]
- Орден Дружбы народов (10 мая 1977 года)[1]
- Орден Красной Звезды (13 апреля 1943 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
Память
Улица в Киеве носит имя Исаак Юлисовича Баренбойма[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Бочаров А. Баренбойм Исаак Юлисович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 68. — 279 с.
- ↑ 3,0 3,1 Баренбойм Исаак Юлисович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 27 апреля 2025.
Ссылки
Баренбойм, Исаак Юлисович. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 3 ноября
- Родившиеся в 1910 году
- Родившиеся в Вознесенске
- Умершие 27 августа
- Умершие в 1984 году
- Умершие в Киеве
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Дружбы народов
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Почётные железнодорожники
- Проверенная статья
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники