Ан–24

Материал из «Знание.Вики»
Ан-24
Ан-24В авиакомпании «Волга-Авиа»Ан-24В авиакомпании «Волга-Авиа»
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик АНТК имени Антонова О. К.
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Киевский авиационный завод,
Союз Советских Социалистических Республик Иркутский авиазавод,
Союз Советских Социалистических Республик Улан-Удэнский авиационный завод
Главный конструктор Олег Антонов
Первый полёт 29 октября 1959 года
Начало эксплуатации 1962 годАэрофлот»)
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Казахстан Южное Небо (20)
Россия ИрАэро (19)
Россия Ангара (6)
Корейская Народно-Демократическая Республика Air Koryo (4)
Годы производства 19621979 (СССР)
1970 — н.в. (Китай)
Единиц произведено 1367
Варианты Ан-26
Ан-30
Ан-32
Ан-34
Xian Y-7
В кабине пилотов

Ан–24 - турбовинтовое воздушное судно, предназначенное для перевозки пассажиров на маршрутах небольшой и средней дальности, относится к третьему классу авиалайнеров. В странах НАТО данный летательный аппарат получил кодовое обозначение Coke (что в переводе означает «Кокс» или «Кола»). Силовая установка Ан–24 состоит из двух турбовинтовых двигателей. Применяются моторы АИ–24 второй серии либо модификация АИ–24Т. Они оснащены воздушными винтами АВ–72 или АВ–72Т с изменяемым в полете шагом. Производство этого самолёта осуществлялось в период с 1959 по 1979 год. За это время было изготовлено 1 367 экземпляров данной модели[1].



Эксплуатационные характеристики и назначение

Авиалайнер Ан–24 разработан для транспортировки людей и грузов на расстояния от 300 до 1 200 километров. Крейсерский режим полёта осуществляется на высоте шести–семи километров со скоростью 450–500 км/ч. Воздушное судно способно функционировать на различных типах взлётно-посадочных полосбетонных, грунтовых, покрытых снегом или каменистых[2].

Основные технические параметры:

  • Предельная расчётная скоростная нагрузка — до 1 400 кг/м² (540 км/ч).
  • Экипаж воздушного судна — 5 человек и один член кабинного персонала.
  • Максимальная вместимость — 50 пассажиров (25 парных кресельных модулей).
  • Масса самолёта пустого — 13 400 кг.
  • Наибольшая дистанция полёта с коммерческим грузом 2 400 кг — 2 000 км.
  • Допустимый угол крена — не более 30°.
  • Предельно допустимая приборная скорость — не более 460 км/ч.
  • Максимальная скороподъёмность (при массе 20 тонн) — 7,5 м/с.
  • Скорость отрыва от земли — 180–185 км/ч.
  • Максимальная загрузка топливом при плотности 0,75 г/см³ — 3 950 кг.
  • Дальность полёта при максимальной загрузке 5 000 кг — 700 км.
  • Предельная взлётная и посадочная масса — 21 000 кг.
  • Длина пробега по бетонному покрытию — 550 м.
  • Практический потолок при полётной массе 16 000 кг — 10 200 м.
  • Диапазон допустимых центровок — 15–32 % САХ.
  • Максимально допустимая продольная перегрузка: отрицательная -1,64; положительная +3,05.
  • Скороподъёмность у поверхности земли (при массе 21 тонна) — 7,1 м/с.
  • Скорость посадки — 170 км/ч.
  • Длина разбега по бетонной полосе с выпущенными закрылками — 635 м.
  • Разрушающая перегрузка конструкции планера — 4,15.

Примечание: при перегоночном полёте пустого самолёта в третий грузовой отсек помещается балласт массой 250 кг.

История разработки и эволюции

Проектирование нового двухмоторного пассажирского авиалайнера Ан–24 для эксплуатации на региональных маршрутах стартовало в ГСОКБ–473 в 1958 году. Основанием послужило постановление Совета Министров СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 году. Техническое задание предусматривало создание самолёта, способного перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 кг на дистанцию до 2 600 км при крейсерской скорости 450 км/ч. Главным конструктором ОКБ являлся Антонов О. К., а ведущим конструктором по Ан–24 — Шиврин А. И.

Изготовление первых пяти опытных экземпляров на Киевском механическом заводе (опытное производство ОКБ–473) было запланировано согласно упомянутому постановлению и приказу Госкомитета по авиатехнике № 5сс от 31 декабря 1957 года. Предполагалось передать первый самолёт на испытания в третьем квартале 1959 года.

Создание силовой установки для нового воздушного судна началось в запорожском ОКБ–478 в соответствии с тем же постановлением и приказом по ГКАТ. Планировалось представить опытный образец двигателя на 200-часовые государственные испытания во втором квартале 1959 года[3].

Первый полет состоялся 20 ноября 1959 года под управлением экипажа во главе с летчиком-испытателем ОКБ–473 Лысенко Г. И. В 1961 году проводились заводские и государственные испытания. Подготовка к серийному выпуску нового самолёта началась в соответствии с постановлением СМ № 756–323 от 19 августа 1961 года на Киевском авиационном заводе (КиАЗ). Впервые в СССР было освоено производство клеесварных конструкций, для чего на предприятии организовали специальный цех.[4] Подготовка к серийному производству двигателя АИ–24 стартовала на Запорожском моторостроительном заводе согласно тому же постановлению № 756–323.

Антонов О. К оценивал средний расчётный технический ресурс одного самолёта на этапе ввода в эксплуатацию в 30 000 летных часов, что соответствовало сроку службы 10–15 лет в мирное время. Первый технический рейс нового самолёта с пассажирами состоялся в сентябре 1962 года. Регулярная эксплуатация Ан–24 началась 30 ноября 1962 года на маршруте КиевХерсон. В советский период Ан–24 являлся одним из наиболее востребованных самолётов, обеспечивая треть пассажирооборота в стране. Высокий спрос на лайнер объяснялся его способностью совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунтовые полосы[4].

Серийное производство Ан–24 осуществлялось с 1962 по 1979 год. Всего было изготовлено свыше 1 200 машин, из которых 1 028 выпустил Киевский авиационный завод (КиАЗ) 6-го Главного управления Минавиапрома СССР (с 1972 года — головное предприятие Киевского авиационного производственного объединения (КиАПО) или предприятие п/я М–5249).

Заводская нумерация Ан–24 имела вид, например, № 57302003, где 5 — это год выпуска, 73 — это шифр завода, 020 — это серия, 03 — это порядковый номер самолёта в серии. В Китае также производились самолёты типа Ан–24 под названием Xian Y–7[5].

Конструкция

Аэродинамическая компоновка Ан–24 представляет собой двухмоторный турбовинтовой высокоплан классической схемы. Крыло имеет прямую форму с углом стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд. Хвостовое оперение — однокилевое[5].

Техническое описание

Детальная характеристика конструкции во многом аналогична самолёту Ан–26, за исключением устройства хвостовой части с рампой и интерьера грузового отсека. Фюзеляж герметичный, выполнен по типу полумонокок. Силовой каркас образован набором стрингеров и балок. В конструкции применены клеесварные соединения вместо клёпки. Поперечное сечение фюзеляжа сформировано двумя дугами различного диаметра. В носовой части размещена кабина экипажа. За ней последовательно расположены передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, санузел, гардероб и задний багажный отсек[5].

Крыло имеет трапециевидную форму в плане, кессонного типа, с большим удлинением. Конструкция крыла включает два лонжерона. На центроплане установлены два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение классической схемы дополнено подфюзеляжным килем. Шасси трёхопорное, состоит из двух основных опор и одной передней. Каждая стойка оснащена сдвоенными колёсами. Регулировка давления в пневматиках производится на земле[4].

Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя АИ–24 с четырёхлопастными воздушными винтами АВ–72 или АВ–72Т, а также агрегат автономного запуска ТГ–16. На модификации Ан–24РВ в правой мотогондоле дополнительно установлен турбореактивный двигатель РУ–19А–300 с тягой 800 кгс. Мощность каждого основного двигателя на взлётном режиме составляет 2 550 л. с. Диаметр винтов — 3,9 м. Топливная система включает четыре мягких бака в центроплане общей ёмкостью 1 420 л (при доработке — восемь мягких баков общей ёмкостью 2 500 л) и два бака–кессона в средних частях крыла общей ёмкостью 3 680 л[5].

Модификации

Ан-24РВ в аэропорту Талаги
Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24
Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ан-24 Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 «Нить» Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 «Троянда» Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24АТ Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-У Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Б Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24ВСР Вариант самолёта, предназначенный для обучения воздушных стрелков-радистов.
Ан-24Д Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-24ЛП Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР «Торос» Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС Поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.
Ан-24Р Самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВ Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.
Ан-24РР Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР) Самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24УШ Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30) Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-24ШТ Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-26 Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Ан-44 Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т-образным оперением.
Ан-50 Проект с 4 турбореактивным двигателем АИ-25. Разработан в 1972 году.
Xian Y-7 Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 19842000 годах изготовлено 70 самолётов.


Операторы

Военные операторы

Приведены данные только о эксплуатантах модификаций Ан–24 и Ан–24РВ[5].

  • Монголия — 2 единицы Ан–24 на 2016 год.
  • Куба — ВВС и ПВО Кубы располагают 3 самолётами Ан-24 по данным на 2016 год.
  • Сирия — Военно-воздушные силы Сирии эксплуатируют 1 Ан–24 по состоянию на 2016 год.
  • Россия — 1 борт Ан–24РВ числится в эксплуатации на 2024 год.
  • Узбекистан — 1 экземпляр Ан–24 зафиксирован в 2016 году.
  • КНДР — Военно–воздушные силы Корейской Народно–Демократической Республики имеют на вооружении 6 Ан–24 по данным 2016 года.
  • БелоруссияВоенно–воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь располагают 1 самолётом Ан–24 на 2016 год.
  • Камбоджа — 2 машины Ан–24РВ числятся в эксплуатации по состоянию на 2016 год.
  • Мали — 1 борт Ан–24 зарегистрирован в 2016 году.
  • Украина — 3 самолёта Ан–24 находятся в эксплуатации по данным на 2024 год.
  • ВВС Республики Конго — 1 экземпляр Ан–24Б отмечен в 2021 году[6].

Гражданские операторы

авиакомпания единиц в

эксплуатации

модификация
Россия Комиавиатранс 2 Ан-24РВ
Россия Ангара 5 1 Ан-24Б, 4 Ан-24РВ
Россия Алроса 3 Ан-24РВ
Россия ИрАэро 7 Ан-24РВ
Россия КрасАвиа 3 Ан-24РВ
Россия Хабаровские авиалинии 2 Ан-24РВ
Россия Полярные Авиалинии 5 Ан-24РВ
Россия ЮТэйр (ЮТэйр Карго) 16 Ан-24РВ
Россия Якутия 4 Ан-24РВ
Казахстан SCAT (Южное небо) 7 3 Ан-24Б, 4 Ан-24РВ
Корейская Народно-Демократическая Республика Air Koryo 4 2 Ан-24Б, 2 Ан-24РВ
Украина Мотор Сич (авиакомпания) 3 3 Ан-24РВ
Всего 59

(45 из них эксплуатируются в России)

Эксплуатация

Продолжительность службы воздушных судов Ан–24 увеличена до шести десятилетий — их эксплуатация может безопасно осуществляться до 2030-х годов. Однако следует отметить, что затраты на техническое обслуживание и ремонт этих самолётов неуклонно возрастают, а ситуация с квалифицированным летным персоналом становится всё более проблематичной. Предполагается, что на смену Ан–24 придет модель Ил–114–300[7].

Происшествия

По информации, представленной на портале Aviation Safety Network, к 30 ноября 2020 года общее количество Ан–24, утраченных в результате серьёзных аварий и катастроф, достигло 174 единиц. Зафиксировано 35 попыток угона самолётов данного типа, в ходе которых погибло 6 человек. Суммарное число жертв во всех инцидентах с участием Ан–24 составило 2 232 человека[6].

Примечания

  1. Ан-24 - турбовинтовой региональный самолёт. SkyShips - мировая авиация (12 января 2019). Дата обращения: 10 октября 2024.
  2. Богославский Л. Е. Практическая аэродинамика самолёта Ан-24. — М.: Транспорт, 1972. — 200 с.
  3. Лысенко Георгий Иванович. Испытатели (сайт) (10 декабря 2014). Дата обращения: 11 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ткаченко В. А. Крылья Антонова (История летных испытаний). — Киев: КВЩ, 2005. — 231 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Коряка В. Ан-24 и его «братья» // Крылья Родины : журнал. — 1980. — Ноябрь (№ 11). — С. 25-27.
  6. 6,0 6,1 Эксклюзивная услуга Фонда безопасности полётов. Сеть авиационной безопасности (сайт). Дата обращения: 11 октября 2024.
  7. Костринский Г. Запустят серию: ОАК получит первый заказ на самолёты Ил-114-300. Известия (сайт) (30 ноября 2020). Дата обращения: 11 октября 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!