Ан–24
Ан-24 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | АНТК имени Антонова О. К. |
Производитель |
Киевский авиационный завод, Иркутский авиазавод, Улан-Удэнский авиационный завод |
Главный конструктор | Олег Антонов |
Первый полёт | 29 октября 1959 года |
Начало эксплуатации | 1962 год («Аэрофлот») |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
Южное Небо (20) ИрАэро (19) Ангара (6) Air Koryo (4) |
Годы производства |
1962 — 1979 (СССР) 1970 — н.в. (Китай) |
Единиц произведено | 1367 |
Варианты |
Ан-26 Ан-30 Ан-32 Ан-34 Xian Y-7 |
Ан–24 - турбовинтовое воздушное судно, предназначенное для перевозки пассажиров на маршрутах небольшой и средней дальности, относится к третьему классу авиалайнеров. В странах НАТО данный летательный аппарат получил кодовое обозначение Coke (что в переводе означает «Кокс» или «Кола»). Силовая установка Ан–24 состоит из двух турбовинтовых двигателей. Применяются моторы АИ–24 второй серии либо модификация АИ–24Т. Они оснащены воздушными винтами АВ–72 или АВ–72Т с изменяемым в полете шагом. Производство этого самолёта осуществлялось в период с 1959 по 1979 год. За это время было изготовлено 1 367 экземпляров данной модели[1].
Эксплуатационные характеристики и назначение
Авиалайнер Ан–24 разработан для транспортировки людей и грузов на расстояния от 300 до 1 200 километров. Крейсерский режим полёта осуществляется на высоте шести–семи километров со скоростью 450–500 км/ч. Воздушное судно способно функционировать на различных типах взлётно-посадочных полос — бетонных, грунтовых, покрытых снегом или каменистых[2].
Основные технические параметры:
- Предельная расчётная скоростная нагрузка — до 1 400 кг/м² (540 км/ч).
- Экипаж воздушного судна — 5 человек и один член кабинного персонала.
- Максимальная вместимость — 50 пассажиров (25 парных кресельных модулей).
- Масса самолёта пустого — 13 400 кг.
- Наибольшая дистанция полёта с коммерческим грузом 2 400 кг — 2 000 км.
- Допустимый угол крена — не более 30°.
- Предельно допустимая приборная скорость — не более 460 км/ч.
- Максимальная скороподъёмность (при массе 20 тонн) — 7,5 м/с.
- Скорость отрыва от земли — 180–185 км/ч.
- Максимальная загрузка топливом при плотности 0,75 г/см³ — 3 950 кг.
- Дальность полёта при максимальной загрузке 5 000 кг — 700 км.
- Предельная взлётная и посадочная масса — 21 000 кг.
- Длина пробега по бетонному покрытию — 550 м.
- Практический потолок при полётной массе 16 000 кг — 10 200 м.
- Диапазон допустимых центровок — 15–32 % САХ.
- Максимально допустимая продольная перегрузка: отрицательная -1,64; положительная +3,05.
- Скороподъёмность у поверхности земли (при массе 21 тонна) — 7,1 м/с.
- Скорость посадки — 170 км/ч.
- Длина разбега по бетонной полосе с выпущенными закрылками — 635 м.
- Разрушающая перегрузка конструкции планера — 4,15.
Примечание: при перегоночном полёте пустого самолёта в третий грузовой отсек помещается балласт массой 250 кг.
История разработки и эволюции
Проектирование нового двухмоторного пассажирского авиалайнера Ан–24 для эксплуатации на региональных маршрутах стартовало в ГСОКБ–473 в 1958 году. Основанием послужило постановление Совета Министров СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 году. Техническое задание предусматривало создание самолёта, способного перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 кг на дистанцию до 2 600 км при крейсерской скорости 450 км/ч. Главным конструктором ОКБ являлся Антонов О. К., а ведущим конструктором по Ан–24 — Шиврин А. И.
Изготовление первых пяти опытных экземпляров на Киевском механическом заводе (опытное производство ОКБ–473) было запланировано согласно упомянутому постановлению и приказу Госкомитета по авиатехнике № 5сс от 31 декабря 1957 года. Предполагалось передать первый самолёт на испытания в третьем квартале 1959 года.
Создание силовой установки для нового воздушного судна началось в запорожском ОКБ–478 в соответствии с тем же постановлением и приказом по ГКАТ. Планировалось представить опытный образец двигателя на 200-часовые государственные испытания во втором квартале 1959 года[3].
Первый полет состоялся 20 ноября 1959 года под управлением экипажа во главе с летчиком-испытателем ОКБ–473 Лысенко Г. И. В 1961 году проводились заводские и государственные испытания. Подготовка к серийному выпуску нового самолёта началась в соответствии с постановлением СМ № 756–323 от 19 августа 1961 года на Киевском авиационном заводе (КиАЗ). Впервые в СССР было освоено производство клеесварных конструкций, для чего на предприятии организовали специальный цех.[4] Подготовка к серийному производству двигателя АИ–24 стартовала на Запорожском моторостроительном заводе согласно тому же постановлению № 756–323.
Антонов О. К оценивал средний расчётный технический ресурс одного самолёта на этапе ввода в эксплуатацию в 30 000 летных часов, что соответствовало сроку службы 10–15 лет в мирное время. Первый технический рейс нового самолёта с пассажирами состоялся в сентябре 1962 года. Регулярная эксплуатация Ан–24 началась 30 ноября 1962 года на маршруте Киев — Херсон. В советский период Ан–24 являлся одним из наиболее востребованных самолётов, обеспечивая треть пассажирооборота в стране. Высокий спрос на лайнер объяснялся его способностью совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунтовые полосы[4].
Серийное производство Ан–24 осуществлялось с 1962 по 1979 год. Всего было изготовлено свыше 1 200 машин, из которых 1 028 выпустил Киевский авиационный завод (КиАЗ) 6-го Главного управления Минавиапрома СССР (с 1972 года — головное предприятие Киевского авиационного производственного объединения (КиАПО) или предприятие п/я М–5249).
Заводская нумерация Ан–24 имела вид, например, № 57302003, где 5 — это год выпуска, 73 — это шифр завода, 020 — это серия, 03 — это порядковый номер самолёта в серии. В Китае также производились самолёты типа Ан–24 под названием Xian Y–7[5].
Конструкция
Аэродинамическая компоновка Ан–24 представляет собой двухмоторный турбовинтовой высокоплан классической схемы. Крыло имеет прямую форму с углом стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд. Хвостовое оперение — однокилевое[5].
Техническое описание
Детальная характеристика конструкции во многом аналогична самолёту Ан–26, за исключением устройства хвостовой части с рампой и интерьера грузового отсека. Фюзеляж герметичный, выполнен по типу полумонокок. Силовой каркас образован набором стрингеров и балок. В конструкции применены клеесварные соединения вместо клёпки. Поперечное сечение фюзеляжа сформировано двумя дугами различного диаметра. В носовой части размещена кабина экипажа. За ней последовательно расположены передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, санузел, гардероб и задний багажный отсек[5].
Крыло имеет трапециевидную форму в плане, кессонного типа, с большим удлинением. Конструкция крыла включает два лонжерона. На центроплане установлены два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение классической схемы дополнено подфюзеляжным килем. Шасси трёхопорное, состоит из двух основных опор и одной передней. Каждая стойка оснащена сдвоенными колёсами. Регулировка давления в пневматиках производится на земле[4].
Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя АИ–24 с четырёхлопастными воздушными винтами АВ–72 или АВ–72Т, а также агрегат автономного запуска ТГ–16. На модификации Ан–24РВ в правой мотогондоле дополнительно установлен турбореактивный двигатель РУ–19А–300 с тягой 800 кгс. Мощность каждого основного двигателя на взлётном режиме составляет 2 550 л. с. Диаметр винтов — 3,9 м. Топливная система включает четыре мягких бака в центроплане общей ёмкостью 1 420 л (при доработке — восемь мягких баков общей ёмкостью 2 500 л) и два бака–кессона в средних частях крыла общей ёмкостью 3 680 л[5].
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ан-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24ВСР | Вариант самолёта, предназначенный для обучения воздушных стрелков-радистов. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т-образным оперением. |
Ан-50 | Проект с 4 турбореактивным двигателем АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Операторы
Военные операторы
Приведены данные только о эксплуатантах модификаций Ан–24 и Ан–24РВ[5].
- Монголия — 2 единицы Ан–24 на 2016 год.
- Куба — ВВС и ПВО Кубы располагают 3 самолётами Ан-24 по данным на 2016 год.
- Сирия — Военно-воздушные силы Сирии эксплуатируют 1 Ан–24 по состоянию на 2016 год.
- Россия — 1 борт Ан–24РВ числится в эксплуатации на 2024 год.
- Узбекистан — 1 экземпляр Ан–24 зафиксирован в 2016 году.
- КНДР — Военно–воздушные силы Корейской Народно–Демократической Республики имеют на вооружении 6 Ан–24 по данным 2016 года.
- Белоруссия — Военно–воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь располагают 1 самолётом Ан–24 на 2016 год.
- Камбоджа — 2 машины Ан–24РВ числятся в эксплуатации по состоянию на 2016 год.
- Мали — 1 борт Ан–24 зарегистрирован в 2016 году.
- Украина — 3 самолёта Ан–24 находятся в эксплуатации по данным на 2024 год.
- ВВС Республики Конго — 1 экземпляр Ан–24Б отмечен в 2021 году[6].
Гражданские операторы
авиакомпания | единиц в
эксплуатации |
модификация |
---|---|---|
Комиавиатранс | 2 | Ан-24РВ |
Ангара | 5 | 1 Ан-24Б, 4 Ан-24РВ |
Алроса | 3 | Ан-24РВ |
ИрАэро | 7 | Ан-24РВ |
КрасАвиа | 3 | Ан-24РВ |
Хабаровские авиалинии | 2 | Ан-24РВ |
Полярные Авиалинии | 5 | Ан-24РВ |
ЮТэйр (ЮТэйр Карго) | 16 | Ан-24РВ |
Якутия | 4 | Ан-24РВ |
SCAT (Южное небо) | 7 | 3 Ан-24Б, 4 Ан-24РВ |
Air Koryo | 4 | 2 Ан-24Б, 2 Ан-24РВ |
Мотор Сич (авиакомпания) | 3 | 3 Ан-24РВ |
Всего | 59
(45 из них эксплуатируются в России) |
Эксплуатация
Продолжительность службы воздушных судов Ан–24 увеличена до шести десятилетий — их эксплуатация может безопасно осуществляться до 2030-х годов. Однако следует отметить, что затраты на техническое обслуживание и ремонт этих самолётов неуклонно возрастают, а ситуация с квалифицированным летным персоналом становится всё более проблематичной. Предполагается, что на смену Ан–24 придет модель Ил–114–300[7].
Происшествия
По информации, представленной на портале Aviation Safety Network, к 30 ноября 2020 года общее количество Ан–24, утраченных в результате серьёзных аварий и катастроф, достигло 174 единиц. Зафиксировано 35 попыток угона самолётов данного типа, в ходе которых погибло 6 человек. Суммарное число жертв во всех инцидентах с участием Ан–24 составило 2 232 человека[6].
Примечания
- ↑ Ан-24 - турбовинтовой региональный самолёт. SkyShips - мировая авиация (12 января 2019). Дата обращения: 10 октября 2024.
- ↑ Богославский Л. Е. Практическая аэродинамика самолёта Ан-24. — М.: Транспорт, 1972. — 200 с.
- ↑ Лысенко Георгий Иванович . Испытатели (сайт) (10 декабря 2014). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ткаченко В. А. Крылья Антонова (История летных испытаний). — Киев: КВЩ, 2005. — 231 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Коряка В. Ан-24 и его «братья» // Крылья Родины : журнал. — 1980. — Ноябрь (№ 11). — С. 25-27.
- ↑ 6,0 6,1 Эксклюзивная услуга Фонда безопасности полётов . Сеть авиационной безопасности (сайт). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Костринский Г. Запустят серию: ОАК получит первый заказ на самолёты Ил-114-300 . Известия (сайт) (30 ноября 2020). Дата обращения: 11 октября 2024.