Антоновские яблоки

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Антоновские яблоки
Антоновские яблоки
Издание
Первая публикация, «Жизнь», 1900, № 10
Жанр рассказ
Автор Иван Бунин
Язык оригинала русский
Дата написания 1900

«Анто́новские я́блоки» — рассказ русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1900 году. Впервые опубликован в петербургском журнале «Жизнь» (№ 10) с подзаголовком «Картины из книги „Эпитафии“»[1][2].

В этом рассказе, построенном как лирический монолог-воспоминание, автор прощается с разоряющимися дворянскими гнёздами и уходящим в прошлое усадебным миром.

История создания

Идея написать рассказ «Антоновские яблоки», вероятно, возникла у писателя в 1891 году, когда он гостил в имении брата Евгения. В письме своей жене Иван Алексеевич рассказывал, как утром, выйдя на крыльцо, он почувствовал запах антоновских яблок и одновременно испытал ностальгию по прошлому: «Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в „отъезжее поле“, целый день не слезать с седла, а вечером со здоровым аппетитом… возвращаться по стемневшим полям домой»[3].

Желание воспеть старопомещичий быт воплотилось через девять лет в рассказе «Антоновские яблоки», основная тема которого связана с лирическими воспоминаниями об уходящей в прошлое дворянской культуре[4].

Содержание

Повествование ведётся от лица самого писателя. Он рассказывает о недавнем прошлом и вспоминает раннюю осень. Главное место в рассказе занимает подсохший, золотистый и пустеющий сад, в котором созрели душистые антоновские яблоки. В народе говорят, что «ядрёная антоновка — к весёлому году», и урожай яблок напрямую связывают с количеством уродившегося хлеба.

Поздней ночью рассказчик выбегает в сад, там говорит с охранниками, следящими за садом. Потом он всматривается в бесконечное ночное небо, украшенное звёздами, смотрит на небосвод очень долго, до того долго, что начинает земля из под ног пропадать — ощущается, как прекрасна жизнь.

Писатель рассказывает читателю про свои выселки, известные со времён его деда как состоятельная деревня. Описывает поместье, которое выделялось своими кирпичными, крепкими домами.

В воспоминаниях появляется тётя рассказчика, Анна Герасимовна. У неё небольшой участок земли, зато очень прочный, давний, закрытый сильными, старыми деревьями. Сад тётушкин славился своими яблоками и птицами, дом же – необычной крышей. Эта крыша была необычайно толстой и высокой, изготовленной из соломы.

Автор вспоминает также своего шурина Арсения Семёныча, помещика, большого любителя охоты. В его дом приходило много гостей, все ели досыта, а потом шли охотиться. В памяти рассказчика всплывает момент, как он скачет во время охоты верхом на коне: эта скорость, из-за которой даже не успеваешь заметить деревья, лай собак, и эти приятные для уха крики охотников. Но даже если проспал охоту, можно спокойно пойти в хозяйскую библиотеку, где было изобилие книг и журналов, за чтением которых проходит целый день. Там же можно любоваться висящими на стенах портретами бывших хозяек дворянских гнёзд — женщин и девушек со старинными причёсками.

Но давно уже ушли в мир иной все старики. И теперь тут царство нищих мелкопоместных дворян. Писатель ночует у своего соседа, и утром ему надо идти на охоту. Писатель вспоминает, что с наступлением зимы всё становится как в старые времена, все собираются и кутят на последние деньги.

Бунин описывает уходящую безвозвратно старую Россию, которую воскресает в его памяти запах антоновских яблок[5].

Поль Сезанн, «Корзина яблок», 1895

Художественные особенности

Рассказ «Антоновские яблоки» не имеют традиционного сюжета. Повествование, представляющее собой монолог-воспоминание, сделано с помощью «техники ассоциаций», близкой к поэтическому тексту[6]. В сознании рассказчика происходит постепенная смена картин, движение идёт от прошлого (старосветской идиллии) к настоящему («чахнущим серым деревушкам»)[7].

Упадок дворянских гнёзд, воспринимавшийся Буниным как историческая драма, соотносится с неизбежностью смены времён года: былое помещичье изобилие ассоциируется у него с щедрым летом, а распад вековых устоев напрямую связан с осенью, порой увядания и периодом светлой грусти[6].

Примечания

  1. Жизнь. 1900, т. 10, № 10. Архивная копия от 29 октября 2021 на Wayback Machine
  2. Грунина Людмила Петровна. Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2005. — № 6. Архивировано 24 октября 2021 года.
  3. Титова, 1987, с. 489.
  4. Кучеровский, 1980, с. 49—50.
  5. Краткое содержание Бунин Антоновские яблоки для читательского дневника
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Грунина Л. П. Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2005. — № 6. Архивировано 16 мая 2019 года.
  7. Кучеровский, 1980, с. 52.

Литература

  • Жуков И. И. Примечания // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 1. — С. 519—548. — 576 с. — ISBN 5-88528-476-8.
  • Кучеровский Н. М. Бунин и его проза (1887—1917). — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 319 с.
  • Титова В. Г. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — С. 461—509. — 509 с.