Антоновские яблоки
Антоновские яблоки | |
---|---|
Антоновские яблоки | |
Жанр | рассказ |
Автор | Иван Бунин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1900 |
«Антоновские яблоки» — рассказ русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1900 году. Впервые опубликован в петербургском журнале «Жизнь» (№ 10) с подзаголовком «Картины из книги „Эпитафии“»[1][2].
В этом рассказе, построенном как лирический монолог-воспоминание, автор прощается с разоряющимися дворянскими гнёздами и уходящим в прошлое усадебным миром.
История создания
Идея написать рассказ «Антоновские яблоки», вероятно, возникла у писателя в 1891 году, когда он гостил в имении брата Евгения. В письме своей жене Иван Алексеевич рассказывал, как утром, выйдя на крыльцо, он почувствовал запах антоновских яблок и одновременно испытал ностальгию по «крепостному времени»: «Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в „отъезжее поле“, целый день не слезать с седла, а вечером со здоровым аппетитом… возвращаться по стемневшим полям домой»[3].
Желание воспеть старопомещичий быт воплотилось через девять лет в рассказе «Антоновские яблоки», основная тема которого связана с лирическими воспоминаниями об уходящей в прошлое дворянской культуре[4].
Содержание
Повествование рассказа идёт от самого писателя. Иван Бунин начинает рассказывать о недавнем прошлом. Вспоминает начало прекрасной осени. Главное место в рассказе занимает подсохший, золотистый и пустеющий сад, в котором созрели душистые антоновские яблоки, которые начинают собирать, а потом их отправляют в город. В народе говорят, что «ядрёная антоновка — к весёлому году», и урожай яблок напрямую связывают с количеством уродившегося хлеба.
Поздней ночью рассказчик выбегает в сад, там говорит с охранниками, следящими за садом. Потом он всматривается в бесконечное ночное небо, украшенное звёздами, смотрит на небосвод очень долго, до того долго что начинает земля из под ног пропадать — ощущается, какая прекрасная жизнь.
Писатель рассказывает читателю про свои выселки, известные со времён его деда как состоятельная деревня. Описывает поместье, которое выделялось своими кирпичными, крепкими домами.
В воспоминаниях появляется тётя рассказчика, Анна Герасимовна. У неё небольшой участок земли, зато очень прочный, давний, закрытый сильными, старыми деревьями. Сад тётушкин славился своими яблоками и птицами, дом же – необычной крышей. Эта крыша была необычайно толстой и высокой, изготовленная из соломы.
Автор вспоминает также своего шурина Арсения Семёныча, помещика, большого любителя охоты. В его дом приходило много гостей, все ели досыта, а потом шли охотиться в лес на живность. В памяти Ивана Бунина всплывает момент, как он скачет на охоте верхом на коне: эта скорость, из-за которой даже не успеваешь заметить деревья, лай собак, и эти приятные для уха крики охотников. Но даже если проспал охоту, можно спокойно пойти в хозяйскую библиотеку, где было изобилие книг и журналов, за чтением которых проходит целый день. Там же можно любоваться висящими на стенах портретами женщин и девушек со старинными причёсками.
Но давно уже ушли в мир иной все старики. И теперь тут царство нищих мелкопоместных дворян. Писатель ночует у своего соседа, и утром ему надо идти на охоту. Писатель вспоминает, что с наступлением зимы всё становится как в старые времена, все собираются и кутят на последние деньги.
Бунин описывает уходящую безвозвратно старую Россию. Она осталась у него в памяти в виде антоновских яблок[5].
Художественные особенности
Рассказ «Антоновские яблоки» не имеют традиционного сюжета: повествование, представляющее собой монолог-воспоминание, сделано с помощью «техники ассоциаций», близкой к поэтическому тексту[6]. В сознании писателя-рассказчика происходит постепенная смена картин, движение идёт от прошлого (старосветской идиллии) к настоящему («чахнущим серым деревушкам»)[7].
Упадок дворянских гнёзд, воспринимавшийся Буниным как историческая драма, соотносится с неизбежностью смены времён года: былое помещичье изобилие ассоциируется у него с щедрым летом, а распад вековых устоев напрямую связан с осенью, порой увядания и периодом светлой грусти[6].
Примечания
- ↑ Жизнь. 1900, т. 10, № 10. Архивная копия от 29 октября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Грунина Людмила Петровна. Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2005. — № 6. Архивировано 24 октября 2021 года.
- ↑ Титова, 1987, с. 489.
- ↑ Кучеровский, 1980, с. 49—50.
- ↑ Краткое содержание Бунин Антоновские яблоки для читательского дневника
- ↑ 6,0 6,1 Грунина Л. П. Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2005. — № 6. Архивировано 16 мая 2019 года.
- ↑ Кучеровский, 1980, с. 52.
Литература
- Жуков И. И. Примечания // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 1. — С. 519—548. — 576 с. — ISBN 5-88528-476-8.
- Кучеровский Н. М. Бунин и его проза (1887—1917). — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 319 с.
- Титова В. Г. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — С. 461—509. — 509 с.
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Все статьи
- Произведения Ивана Бунина
- Произведения, впервые опубликованные в журнале «Жизнь»
- Рассказы 1900 года
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN