Августовский путч

Материал из «Знание.Вики»

Августовский путч (Августовский кризис 1991) — попытка государственного переворота, вызванного политическим кризисом в августе 1991 года, в основе которого была попытка группы членов высшего руководства страны не допустить подписания нового Союзного договора, который, по их мнению, означал фактическую ликвидацию Советского Союза как единого государства[1].

18 августа 1991 года был сформирован Государственный комитет по чрезвычайному положению под руководством вице-президента СССР Геннадия Янаева и председателя КГБ СССР Владимира Крючкова, члены которого ввели в стране чрезвычайное положение и попытались отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачёва. Одно из ключевых событий, предшествовавших распаду СССР[1][2].

История

Предпосылки

К концу 1980-х годов Советский Союз оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официальной идеологии коммунизма. Проявилось экономическое и технологическое отставание Советского Союза от западных государств. Результатом советской национальной политики стало формирование в союзных и автономных республиках самостоятельных национальных элит. Попытка реформирования политической и экономической системы в годы перестройки привела к обострению всех имевшихся противоречий, в частности резкому росту сепаратизма, возникновению вооруженных межнациональных конфликтов. По инициативе президента СССР Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС, которая обеспечивала единство советской государственной системы. С 1988 года начался парад суверенитетов, в ходе которого власти союзных республик провозглашали верховенство республиканских законов над союзными. В течение 1990 года все республики приняли декларации о суверенитете, при этом сохраняя членство в Советском Союзе, а Прибалтийские страны объявили о собственной независимости[3].

Возможность введения чрезвычайного положения в Советском Союзе предусматривалась Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 3 апреля 1990 года за № 1407-1. Согласно ему, Верховный Совет СССР обладал исключительным правом на объявление чрезвычайного положения на территории всей страны, тогда как его введение в отдельных местностях могло осуществляться Президентом СССР и Верховным Советом соответствующей союзной или автономной республики[4]. Весной 1991 года идея введения чрезвычайного положения стала чаще обсуждаться в союзных органах власти. Позиция президента СССР Михаила Горбачёва оставалась двойственной: не исключая целесообразности введения чрезвычайного положения в ближайшее время, он настаивал на ограниченном применении предлагаемых мер[2].

В этих обстоятельствах часть союзного руководства, обеспокоенная перспективами подписания нового Союзного договора о создании Союза Советских Суверенных Республик, предприняла шаги по подготовке чрезвычайного положения независимо от президента[2][3]. В апреле 1991 года председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков разработал проект указа о введении чрезвычайного положения и создании Временного комитета управления СССР. В данный орган власти должны были войти: секретари ЦК КПСС Олег Шенин и Олег Бакланов, руководитель аппарата Президента СССР Валерий Болдин, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС Юрий Прокофьев, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев[2].

Летом 1991 года определённые шаги, связанные с возможным введением в стране чрезвычайного положения, предпринял председатель КГБ СССР Владимир Крючков. Он достиг договорённостей о совместных действиях с руководством Вооружённых сил СССР и МВД СССР, а также поручил КГБ СССР составить аналитическую записку и разработать несколько планов на случай введения чрезвычайного положения. Обеспечить легитимность будущему органу власти должно было членство в нём вице-президента СССР Геннадия Янаева и премьер-министра СССР Валентина Павлова, а также поддержка председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова. Президент Горбачёв получал сведения о готовящемся против него заговоре из разных источников, включая сообщения от посла США в СССР Джека Мэтлока, однако решительных действий не предпринимал[2].

Основные события

18 августа 1991 года Президенту СССР Михаилу Горбачёву, изолированному в своей крымской резиденции в Форосе силами Севастопольского отдельного гвардейского полка специального назначения КГБ СССР с суши и кораблями 5-й отдельной бригады сторожевых кораблей КГБ СССР с моря, был предъявлен ультиматум — объявить в стране чрезвычайное положение или уйти в отставку. Переговоры с Горбачёвым вели секретари ЦК Олег Бакланов и Олег Шенин, руководитель аппарата Президента СССР Валерий Болдин, заместитель министра обороны генерал армии Валентин Варенников, начальник службы охраны КГБ СССР генерал-лейтенант Юрий Плеханов и его заместитель генерал-майор Вячеслав Генералов[3]. Горбачёв отказался и потребовал срочного созыва Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР[1]. На президентской даче были отключены все виды связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР[5].

Утром 19 августа в заявлении от имени советского руководства на ЦТ СССР и Всесоюзном радио официально было объявлено о введении в стране чрезвычайного положения и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)[1]. В преамбуле «Заявления ГКЧП» утверждалось, что президент СССР Горбачёв не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья и, согласно статье № 127.7 Конституции СССР, его полномочия переходят к вице-президенту СССР Янаеву. Члены ГКЧП утверждали свою верность существующему конституционному строю, обвиняя «экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза», в совершении антиконституционного переворота и разрушении сложившихся политических и экономических связей. ГКЧП заявлял о своём намерении провести «широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора» и «незамедлительно восстановить законность и правопорядок»[2]. Введение чрезвычайного положения осуществлялось «в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса» и «исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик». Срок чрезвычайного положения составлял шесть месяцев. В заявлении декларировалось безусловное верховенство Конституции СССР и Законов СССР, а также подчёркивалась обязательность решений ГКЧП для соблюдения всеми органами власти и гражданами Советского Союза[2].

В состав ГКЧП вошли вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра СССР Валентина Павлова, первого заместителя председателя Совета обороны СССР Олега Бакланова, председателя КГБ СССР генерала армии Владимира Крючкова, министра обороны СССР маршала Дмитрия Язова, министра внутренних дел СССР Бориса Пуго, председателя Крестьянского союза СССР Василия Стародубцева и президента Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александра Тизякова[1].

Противостояние

Танки у Кремля
Сторонники Бориса Ельцина

ГКЧП постановил незамедлительно расформировать все «неконституционные структуры власти и управления, военизированные формирования» и отменить их решения, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений. Было запрещено проведение митингов, демонстраций и забастовок. Установлен государственный контроль над СМИ[3].

Для реализации режима чрезвычайного положения по приказу маршала Язова в Москву, Ленинград, Таллин, Тбилиси и Ригу были введены войска. В столицу вошли около четырёх тысяч военнослужащих с бронетехникой из состава 4-й Кантемировская гвардейской танковой и 2-й Таманской гвардейской мотострелковой дивизий, части 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, 27-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады специального назначения КГБ СССР. В республиках Прибалтики войска и милиция взяли под контроль ряд зданий государственных органов и Средств массовой информации[3][5].

Указ Бориса Ельцина о неконституционности ГКЧП

Президент России Борис Ельцин с соратниками прибывает к Дому Советов РСФСР, в телефонном разговоре с Крючковым он отказывается признать ГКЧП. Руководство РСФСР во главе с Ельциным и призвало граждан России ко всеобщей бессрочной забастовке. В центре города образовалось несколько очагов протеста. Протестующие в количестве несколько тысяч человек сооружали баррикады, блокировали продвижение военной техники и готовились к отражению штурма Дома Советов. Указами Ельцина создание ГКЧП квалифицировалось как попытка государственного переворота; союзные органы исполнительной власти, в том числе силовые структуры (МВД, КГБ и министерство обороны), переподчинялись Президенту РСФСР[1][2]. Митинги против ГКЧП прошли также в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, ТюменьТюмени и других городах России[3].

Вечером 19 августа в пресс-центре МИД СССР состоялась первая и единственная пресс-конференция членов ГКЧП, прямую трансляцию которой вело Центральное телевидение СССР. Перед журналистами выступили Геннадий Янаев, Борис Пуго, Олег Бакланов, Василий Стародубцев и Александр Тизяков. Отвечая на вопрос о местонахождении президента СССР Горбачёва, Янаев сказал, что Горбачев находится «на отдыхе и лечении в Крыму» и выразил надежду, что вскоре он «будет в строю, и мы будем вместе работать»[3].

Ночью 21 августа при передислокации войсковой колонны в Москве погибли три гражданских человека из числа сторонников Ельцина: Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. 24 августа 1991 года указами президента СССР Горбачёва всем троим посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза «за мужество и гражданскую доблесть, проявленные при защите демократии и конституционного строя СССР»[6]. Это были единственные человеческие жертвы в ходе августовского кризиса[5][3]. Утром 21 августа на заседании коллегии Министерства обороны СССР большинство участников высказались за необходимость вывода войск из Москвы, а также за выход министра обороны маршала Язова из состава ГКЧП. После заседания коллегии министр обороны Дмитрий Язов отдал приказ о выводе войск из столицы[3]. В тот же день с осуждением ГКЧП выступили народные депутаты Верховного совета РСФСР, а так же секретариат ЦК КПСС и президиум Кабинета министров СССР[3].

23 августа указом Ельцина была приостановлена деятельность Коммунистической партии РСФСР на территории России. На следующий день возвратившийся в Москву Горбачёв объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к членам ЦК КПСС с призывом о самороспуске. 2–5 сентября V Съезд народных депутатов СССР высказался за продолжение работы по подготовке Союзного договора и экономического договора. Августовский кризис способствовал усилению центробежных процессов в Советского Союза, ослаблению союзных органов власти. Заключение вновь подготовленного Союзного договора было сорвано, в декабре 1991 года был подписаны Беловежские соглашения о роспуске СССР[1].

После провала переворота

21 августа Президиум Верховного Совета СССР признал все действия ГКЧП незаконными и потребовал немедленного роспуска комитета, генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков дал санкцию на арест всех его членов, а Генеральная прокуратура СССР возбудила в отношении членов ГКЧП уголовное дело. На следующий день Президиум Верховного Совета СССР дал согласие на заключение под стражу членов ГКЧП — Бакланова, Стародубцева, Болдина, Шенина и генерала армии Варенникова. Кроме того, в тот же день указами Президента СССР были освобождены от своих должностей премьер-министр Павлов, председатель КГБ СССР Крючков и министр обороны СССР маршал Язов[2].

23 августа все члены ГКЧП, за исключением совершившего самоубийство министра внутренних дел СССР Пуго и несколько их сторонников были помещены в следственный изолятор «Матросская тишина». Им были предъявлены обвинения по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР — «измена Родине»[2].

26 января 1993 года члены ГКЧП были освобождены под подписку о невыезде в соответствии с обвинительным заключением. 14 апреля того же года Военная коллегия Верховного суда России открыла судебный процесс по делу ГКЧП. На суде присутствовали двенадцать обвиняемых — члены ГКЧП и их ближайшие сторонники: Янаев, Лукьянов, Павлов, Крючков, Язов, Бакланов, Варенников, Плеханов, Генералов и Тизяков. Процесс не закончился ни чем, поскольку 23 февраля 1994 года Государственная дума Российской Федерации I созыва объявила амнистию участникам Августовского кризиса 1991 года и Октябрьского кризиса 1993 года, действие которой распространялось и на членов ГКЧП. 1 марта 1994 года подсудимым было объявлено об амнистии. Большинство участников процесса приняло её, хотя и настаивало на своей невиновности. Исключением стал генерал армии Варенников, отказавшийся от амнистии и оправданный судом за отсутствием состава преступления в августе 1994 года[2].

Состав ГКЧП

Изображение Имя Должность
1 G Yanaev1.jpg Янаев Геннадий Иванович (1937—2010) вице-президент СССР (до 4 сентября 1991 г.), исполняющий обязанности Президента СССР (19 — 21 августа 1991 г.), член ЦК КПСС
2 Valentin Pavlov, Prime Minister of the Soviet Union.jpg Павлов Валентин Сергеевич (1937—2003) премьер-министр СССР (до 28 августа 1991 г.), член ЦК КПСС
3 Олег Бакланов (cropped).jpg Бакланов Олег Дмитриевич (1932—2021) первый заместитель председателя Совета обороны СССР (до 1 октября 1991 г.), член ЦК КПСС
4 Vladimir Kryuchkov (cropped).jpg Крючков Владимир Александрович (1924—2007) председатель КГБ СССР (до 28 августа 1991 г.), член ЦК КПСС
5 Dmitry Timofeyevich Yazov 2.jpg Язов Дмитрий Тимофеевич (1924—2020) министр обороны СССР (до 28 августа 1991 года), член ЦК КПСС
6 Пуго Борис Карлович (1937—1991) министр внутренних дел СССР, член ЦК КПСС (до своей смерти 22 августа 1991 г.)
7 Тизяков Александр Иванович (1926—2019) президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР (1989—1991)
Вице-президент Научно-промышленного союза СССР (1990—1991).
8 Vasily Starodubtsev.jpg Стародубцев Василий Александрович (1931—2011) председатель Крестьянского союза СССР, член ЦК КПСС

В филателии

В 1991 году вышла серия почтовых марок Советского Союза «Победа демократии 21 августа 1991 года»

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 А́ВГУСТО́ВСКИЙ КРИ́ЗИС 1991 / Митрахович С. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 ГКЧП Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Августовский кризис 1991 года в СССР. Предпосылки и хронология событий. ТАСС. Дата обращения: 25 августа 2024.
  4. Закон СССР от 3 апреля 1990 г. № 1407-1 «О правовом режиме чрезвычайного положения». Дата обращения: 25 августа 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Августовский путч ГКЧП. Хроника событий 19-22 августа 1991 года. РИА Новости. Дата обращения: 25 августа 2024.
  6. Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик от 24 августа 1991 г. № УП-2463 «О присвоении звания Героя Советского Союза Комарю Д. А., Кричевскому И. М. и Усову В. А.»

Литература

  • А́ВГУСТО́ВСКИЙ КРИ́ЗИС 1991 / Митрахович С. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • ГКЧП Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Ельцин Б. Н. Записки президента. — Огонёк, 1994. — 512 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-88274-083-5.
  • Горбачёв М. С. Августовский путч (причины и следствия). — М.: Агентство печати «Новости», 1991. — 94 с. — ISBN ISBN 5-7020-0540-6.
  • Янаев Г. И. ГКЧП против Горбачёва. Последний бой за СССР. — М.: Эксмо, 2010. — 443 с. — ISBN 978-5-6994-3860-0.
  • Степанков В, Лисов Е. Кремлёвский заговор. Версия следствия. — М.: Акционерное Издательское Общество "Огонёк", ОГИЗ, 1992. — 320 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-88274-002-9.
  • Воронин Ю. М.. Стреноженная Россия. Политико-экономический портрет ельцинизма. — М.: Книжный клуб 36.6, 2014. — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91631-217-1.
  • Варенников В. И. Дело ГКЧП. — М.: «Алгоритм», 2010. — 535 с. — ISBN 978-5-6993-8882-0.
  • Олейник Б. И., Павлов В. С., Рыжков Н. И. Иуда. Анатомия предательства Горбачёва. — М.: Эксмо, 2010. — 240 с. — (Суд истории). — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-38828-8.
  • Лукьянов А. И.. Август 91-го. А был ли заговор? — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — 240 с. — (Суд истории). — ISBN 978-5-699-42090-2.
  • Хасбулатов Р. И. Полураспад СССР. Как развалили сверхдержаву. — М.: «Яуза-Пресс», 2011. — 512 с. — (Главный свидетель. Сенсационные мемуары). — 8000 экз. — ISBN 978-5-9955-0302-6.
  • Игнац Лозо. Августовский путч 1991 года. Как это было. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. — 464 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1862-3.
  • Степанков В. Г. ГКЧП. 73 часа, которые изменили мир. — М.: Время, 2011. — 360 с. — (Диалог). — 2000 экз. — ISBN 978-5-9691-0703-8.
  • Коллектив авторов. Путч. Хроника тревожных дней. — М.: Прогресс, 1991. — 288 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-01-003733-5.
  • Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков Н. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. — СПб.: Норма, 2010. — 216 с. — (Уроки 90-х). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-87857-162-3.
  • Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России XX – начала XXI века. В 2 томах / Под редакцией Д. Чуракова. — М.: Юрайт, 2016. — Т. 2. — 368 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7658-8.

Ссылки