Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка (ИРЗАР)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка»
(ИРЗАР)
ИРЗАР.png
Оригинальное название Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка
Международное название FSBSI «ICDHA», Institute of child development
Прежнее название Институт возрастной физиологии и школьной гигиены
Основан 1944
Директор Приступа, Елена Николаевна
Расположение Флаг России Россия, Москва
Юридический адрес Москва, улица Погодинская, дом 8, корпус 2
Станция метро Moskwa Metro Line 5.svg Парк культуры
Сайт https://irzar.ru/

Институ́т разви́тия, здоро́вья и адапта́ции ребёнка (ИРЗАР) — российское федеральное государственное бюджетное научное учреждение, основанное как Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР в 1944 году. Институт выполняет фундаментальные и прикладные исследования в области комплексного развития, адаптации ребенка, нейрофизиологии когнитивного развития, физиологии и гигиены, здоровьесберегающей деятельности, госпитальной педагогики. ИРЗАР осуществляет научно-методическое сопровождение российского дошкольного образования, подготовку научных кадров по специальностям — психофизиология, физиология человека и животных и повышение профессиональной квалификации. ИРЗАР выпускает научный журнал «Новые исследования»[1]. Учёные института за 80 лет его деятельности опубликовали более 20 000 научных работ, монографий, учебников, методических пособий для педагогических институтов и образовательных организаций. За последние 15 лет опубликовано более 2200 научных статей, монографий, учебных и методических пособий. В институте подготовлено несколько сотен докторов и кандидатов наук, которые работали во всех союзных республиках Советского Союза[2].

Первый состав института:1-й ряд: А. Г. Цейтлин, А. Н. Рубакин, Ю. П. Фролов, Н. А. Семашко, С. Е. Советов, Л. А. Сыркин, Г. П. Сальникова, А. Н. Кабанов. 2-й ряд: С. Д. Израилович, Л. Б. Нимен, П. М. Ивановский, Э. Г. Кайлун, В. В. Ефимов, Н. В. Иванов, Сухоребский, В. И. Пузик. 3-й ряд: О. В. Флеров, В. К. Вермишев, В. Г. Крайнев, А. А. Харьков, А. Г. Иванов-Смоленский.4-й ряд: 1-я — Г. К. Торопова, 6-й — И. Л. Фрейдин, 7-я — М. В. Антропова, 8-й — А. Е. Заец и др.

История института

15 декабря 1943 года Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил состав учреждений Академии педагогических наук РСФСР с Научно-исследовательским институтом теории и истории, структурным подразделением которого стала Лаборатория школьной гигиены и возрастной физиологии[3].

В ноябре 1944 года на базе лаборатории школьной гигиены и возрастной физиологии по инициативе первого наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко был создан Научно-исследовательский институт школьной гигиены[4]. В январе 1945 года к обязанностям директора института приступил Н. А. Семашко. Основной задачей института являлась разработка гигиенических проблем применительно к условиям общеобразовательных школ, детских домом, детских садов, лесных школ и внешкольных учреждений[1]. В институте были созданы отделения: гигиеническое, занимающееся вопросами строительства и благоустройства школ; физиологическое, основной задачей которого является правильное распределение дня школьника и борьба с утомлением; морфологическое, анатомо-морфологическое и анатомо-физиологическое. Институт занимался гигиеной педагогического процесса. Институтом был издан учебник по школьной гигиене для учителей, где излагались проблемы гигиены в соответствии с задачами педагога[5]. Таким образом, в структуре института с первого момента его оформления ведущую и определяющую роль заняли два отделения: санитарно-гигиеническое и физиологическое[6].

«Школьный гигиенист должен вмешиваться в весь распорядок школьного дня с точки зрения гигиенических требований: составление расписания и чередование предметов «тяжелых» и «легких», организация перемен, нагрузка школьников домашними занятиями и общественной работой. Школьный гигиенист должен вникать (конечно, в меру его гигиенической компетенции) в составление программ (перегрузка), даже в методы преподавания (роль эмоций); школьный гигиенист должен следить за неуспевающими учениками, выяснять совместно с педагогом причины неуспеваемости (возможная их зависимость от состояния здоровья школьника), принимать нужные меры, приглашая в случае нужды специалиста. Именно на этих принципах и был построен в 1944 г. Институт школьной гигиены в системе Академии педагогических наук РСФСР. Он строился и работает как учреждение нового типа, которого не было раньше у нас и которого нет нигде за рубежом. У нас были институты охраны здоровья детей и подростков. Они недурно вели работу в системе учреждений здравоохранения. Но вопросы педагогики, связанные с педагогическим процессом, остались у них в тени. В новом институте крен в сторону педагогики получил яркое выражение»

— Н.А.Семашко

  • 31 декабря 1948 года Распоряжением Совета Министров РСФСР № 3177-Р был переименован в Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. Наряду с исследованиями в области школьной гигиены в институте развернулись научные работы в области возрастной физиологии с целью создания естественно-научных основ педагогики;
  • 10 сентября 1963 года Распоряжением Совета министров РСФСР № 3920-Р переименован в Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР;
  • 29 августа 1969 года Постановлением Совета Министров СССР № 698 на базе Научно-исследовательского института возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР был создан Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР;
  • 6 марта 1990 года Постановлением Совета Министров СССР № 229 переименован в Научно-исследовательский институт физиологии и гигиены Академии педагогических наук СССР, который приказом Российской академии образования от 2 июля 1992 г. № 66л переименован в Институт возрастной физиологии Российской академии образования;
  • 11 сентября 2002 года Постановлением Президиума Российской академии образования № 7 переименован в Государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Российской академии образования от 09.06.2008 № 23 переименовано в Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии»;
  • 7 декабря 2011 года Постановлением Бюро Президиума Российской академии образования № 8 Учреждение Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» переименовано в Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2014 № 1125 переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»;
  • 18 августа 2023 года Приказом Министерства просвещения России № 613 федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» переименован в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка»[1].

Структура института (на 2 сентября 2024)

Дирекция

  • Директор — Елена Николаевна Приступа- доктор педагогических наук, профессор;
  • Заместитель директора по научной работе — Александр Анатольевич Володин, доктор педагогических наук, доцент;
  • Заместитель директора по развитию — Владимир Львович Кабанов, доктор юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Учёный секретарь — Оксана Николаевна Адамовская, кандидат биологических наук;
  • Помощник директора — Наталья Анатольевна Грецкая[1].

Научные лаборатории

  • Лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития, заведующий Регина Ильинична Мачинская, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО;
  • Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании, заведующий Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, доцент;
  • Лаборатория здоровьесберегающей деятельности в образовании, заведующий — Дмитрий Иванович Сечин, кандидат биологических наук;
  • Лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, заведующий Иван Юрьевич Долуев, кандидат исторических наук;
  • Лаборатория дошкольного образования, заведующий Елена Ивановна Изотова, кандидат психологических наук[1].

Отделы и управления

  • Центр сопровождения образовательных и научных проектов;
  • Юридический отдел;
  • Отдел бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
  • Отдел кадров;
  • Административно-хозяйственный отдел[1].

Деятельность

Предмет деятельности

Основная деятельность Института включает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также осуществление научной и научно-технической деятельности в сфере комплексного развития, здоровьесбережения и адаптации ребёнка. Коллектив института также занимается научно-методическим сопровождением системы дошкольного и общего образования, формированием научных основ развития естественно-научного, педагогического и психологического образования, а также научно-методических основ комплексного развития, здоровья и адаптации ребёнка в Российской Федерации. Институт является членом Ассоциации развития педагогического образования (АРПО)[1].

Аспирантура

ИРЗАР осуществляет обучение по образовательным программам высшего образования (программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по научным специальностям: 1.5.5 «Физиология человека и животных» и 5.3.2 «Психофизиология»[1].

Повышение квалификации

ИРЗАР предлагает повышение квалификации педагогическим работникам, студентам, преподавателям ВУЗов и родителям[1].

Конструктор образовательных программ

ИРЗАР разработал интерактивный инструмент для разработки образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. С его помощью можно сконструировать образовательную программу организации, реализующей программы дошкольного образования. Конструирование осуществляется в режиме реального времени и завершается сохранением рабочей версии данного документа в формате Word[1].

Научный журнал «Новые исследования»

Журнал «Новые исследования» — это уникальное специализированное рецензируемое издание, посвященное современным проблемам возрастной физиологии и психофизиологии, педагогики, включая вопросы школьного и дошкольного образования, физического воспитания и культуры здоровья, а также госпитальной педагогики. В журнале публикуются обзоры литературы, теоретические статьи, а также результаты экспериментальных научных исследований. Значительная часть публикаций представляет собой фрагменты диссертационных исследований авторов. В каждом выпуске журнала представлены рубрики «Дискуссионный клуб», «Статьи с комментариями», «Методики», «Обзоры» и другие[1].

Журнал «Новые исследования» издаётся с 2001 года с периодичностью 4 раза в год, ISSN; 2072-8840; eISSN: 2949-5377. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-13217 от 29 июля 2002[1].

Музейно-просветительский комплекс

29 августа 2024 года в ИРЗАР открылся музейно-просветительский комплекс, в составе четырёх экспозиций: кабинет учёного, читальный зал с библиотекой трудов учёных института, видеозал для занятий с использованием диапозитивов и эпипроекции и смотровая[7].

Направления исследований

Ключевые направления

  • Школьная медицина и гигиена;
  • компьютерные технологии в образовании;
  • здоровье и развитие ребёнка;
  • физическая культура и развитие;
  • дошкольное образование;
  • госпитальная педагогика[8]

Научные школы

Нейрофизиология когнитивного развития

Уникальное направление российской физиологической науки возникло во второй половине ХХ века в лаборатории нейрофизиологии Института возрастной физиологии РАО, созданной в 1964 году академиком РАО Деборой Ароновной Фарбер. Целью исследований в рамках научной школы является выявление фундаментальных закономерностей формирования мозговых механизмов познавательной деятельности человека в процессе его развития от раннего детского до юношеского возраста. Исследования научной школы направлены на решение следующих фундаментальных вопросов нейрофизиологии когнитивного развития ребёнка:

  1. В какие периоды онтогенеза происходят существенные прогрессивные изменения мозговой организации базовых компонентов познавательной деятельности?
  2. Как эти изменения связаны с преобразованиями самой когнитивной деятельности?
  3. Как они связаны с морфофункциональным созреванием коры головного мозга и глубинных модулирующих систем?
  4. Какое влияние созревание мозговых механизмов когнитивных процессов оказывает на успешность обучения и социальную адаптацию детей и подростков?

Результаты фундаментальных исследований служат для поиска нейрофизиологических факторов успешного освоения школьных знаний и адаптации к систематическому обучению[1].

Физиологические основы физического развития детей

Научная школа объединяет пять основополагающих направлений и концепций в физиологии развития, морфологии и биохимии, получивших интенсивное развитие в отечественной науке, начиная с середины ХХ века:

  • вегетативно-метаболическое направление (И. А. Аршавский, А. В. Нагорный, В. Н. Никитин, И. А. Корниенко);
  • эргофизиологическое направление (В. С. Фарфель, Н. И. Волков, И. А. Корниенко);
  • антропофизиологическое направление (Б. А. Никитюк, Е. З. Година, В. В. Зайцева);
  • теория функциональной системы и её гетерохронного развития в онтогенезе (П. К. Анохин, И. А. Корниенко);
  • теория надежности биологический системы в онтогенезе (А. А. Маркосян, И. А. Корниенко).

Перспективы развития научной школы связаны с реализацией ряда проектов, интегрирующих эргометрические, физиометрические, популяционные и информационно-технологические подходы к исследованию физиологических механизмов физического развития[1].

Директора института

Учёные института

В разные годы в Институте работали выдающиеся учёные:

М. В. Антропова, А. А. Бирюкович, Г. П. Богданов, А. А. Гуминский, В. В. Зайцева, Ю. Ф. Змановский, А. Г. Иванов — Смоленский, П. М. Ивановский, А. Н. Кабанов, Р. А. Калюжная, Д. В. Колесов, И. А. Корниенко, А. И. Клиорин, В. И. Козлов, М. М. Кольцова, С. А. Косилов, З. И. Кузнецова, Т. Д. Кузнецова, Б. С. Кулаев, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон, Б. А. Никитюк, В. И. Пузик, Г. П. Сальникова, Л. К. Семенова, С. Е. Советов, Л. А. Сыркин, Д. А. Фарбер, В. С. Фарфель, В. И. Филиппович, А. Г. Хрипкова, А. Г. Цейтлин, В. И. Чемоданов и многие другие[10].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка". ИРЗАР. Дата обращения: 31 августа 2024.
  2. Зубов В.А. От «НИИ школьной гигиены» АПН РСФСР до «Института развития, здоровья и адаптации ребёнка» Российской Федерации – Путь длиною в 80 лет (1944-2024 гг.). — Караганда: ТОО «Типография «Арко», 2024. — С. 61. — 84 с.
  3. Из истории Российской академии образования. РАО. Дата обращения: 31 августа 2024.
  4. Академия педагогических наук РСФСР. Библиографическая энциклопедия. Дата обращения: 31 августа 2024.
  5. Семашко Н.А. Избранное. Основные вопросы школьной гигиены. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. — С. 261. — 341 с.
  6. Семашко Н.А. Избранное. Школьная гигиена, её связь с другими науками. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. — С. 256. — 341 с.
  7. Заседание августовского Ученого совета ФГБНУ «ИРЗАР». ИРЗАР (30 августа 2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
  8. Ключевые направления деятельности Института. ИРЗАР. Дата обращения: 5 сентября 2024.
  9. 20 сентября в почтовое обращение выйдет марка, посвящённая 150-летию со дня рождения врача, государственного деятеля Николая Александровича Семашко. АО «Марка». Дата обращения: 4 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 Архивные материалы. ИРЗАР. Дата обращения: 5 сентября 2024.