Nike
Nike, Inc. | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Основание | 1964 |
Прежние названия | Blue Ribbon Sports (1964—1978) |
Основатели | Фил Найт и Билл Бауэрман |
Расположение | США: Бивертон (Орегон) |
Ключевые фигуры |
Марк Паркер (председатель совета директоров) |
Отрасль | производство спортивных товаров |
Продукция | одежда, обувь, аксессуары |
Собственный капитал | ▲ 15,281 млрд $ (2022) |
Оборот | ▲ $46,71 млрд (2022) |
Операционная прибыль | ▼ 6,675 млрд $ (2022) |
Чистая прибыль | ▲ 6,046 млрд $ (2022) |
Активы | ▲ 40,321 млрд $ (2022) |
Капитализация | 187,4 млрд $ (12.04.2023) |
Число сотрудников | 79 100 (2022) |
Аудитор | PricewaterhouseCoopers LLP |
Nike (Nike, Inc.) — транснациональная компания, основана 1964 году. Основной вид деятельности компании: разработка, маркетинг и продажа спортивной обуви, одежды, аксессуаров (включая сумки, спортивные мячи, очки, часы, цифровые устройства, биты, перчатки, средства защиты и др.), оборудования и услуг по всему миру. Штаб-квартира компании Nike расположена в Бивертоне (штат Орегон, США)[1].
История
Все началось с мечты 24-летнего студента из штата Орегона (США), изменить свою жизнь и оставить след в истории. Фил Найт, молодой выпускник Стэнфорда, занял у своего отца несколько сотен долларов, воспользовался возможностью — и произвел революцию в мире спортивной обуви. Создатели бренда Nike встретились в Орегонском университете в 1957 году. Билл Бауэрман — тренер по легкой атлетике, а первокурсник Фил Найт — бегун на средние дистанции.
Фил Найт учился в университете штата Орегон, где он познакомился с тренером Биллом Бауэрманом, который помогал спортсменам совершенствовать свои командные навыки. После окончания университета Фил поступил в Стэнфорд, где защитил курсовую работу под названием «Перспективы развития японского производства». Фил Найт были вдохновлены идеей сотрудничества с японскими производителями. Он понял, что экспорт дешёвой спортивной обуви в Соединённые Штаты может стать хорошей заменой дорогой обуви для профессиональных спортсменов. В то время обычная дешёвая спортивная обувь была неудобной и громоздкой, но стоила она всего 5 долларов, в то время как профессиональная спортивная обувь стоила 30 долларов. Фил Найт решил изменить эту ситуацию и составить конкуренцию немецким брендам в области спортивной обуви.
Билл Бауэрман высоко ценил дух соперничества и умение работать в команде — эти принципы впоследствии легли в основу корпоративной культуры бренда Nike. Он как новатор, стремится улучшить все, что его окружало, включая спортивную обувь и снаряжение. Для своих учеников он создавал более легкую обувь, чтобы достичь спортивных рекордов. Билл Бауэрман изобрел специальное покрытие для беговых дорожек, которое поглощает удары и защищает спортсменов от травм.
Двое мужчин, увлекающихся спортом, сразу нашли общий язык. Билл Бауэрман воспитал многих олимпийских чемпионов из числа студентов университета и уделял большое внимание их всестороннему развитию, а не только физической подготовке. В 1972 году его пригласили работать тренером олимпийской сборной США по легкой атлетике[2].
С чего все началось
В 1962 году студент Фил Найт отправился в Японию, где подписал контракт на импорт кроссовок Tiger в Соединенные Штаты. Фил Найт на ходу придумал название компании, которую он представляет — Blue Ribbon Sports. В 1963 году в продажу поступила первая партия из 300 единиц спортивной обуви из Японии. Фил Найт использовал прачечную своих родителей в качестве склада.
В 1964 году Фил Найт пригласил Билл Бауэрман к сотрудничеству на условиях полноправного партнерства. Тренер и его бывший ученик вложили по 500 долларов в общее дело и пожали друг другу руки. Билл Бауэрман и Фил Найт продали первую партию спортивной обуви знакомым спортсменам и тренерам, рассказали им о преимуществах легкой и удобной обуви. При перепродаже 300 пар спортивной обуви они заработали около 8 000 долларов[3].
Год спустя компания начала расширяться. Бывший соперник Фила Найта по бегу в университете Джефф Джонсон стал первым штатным сотрудником компании Blue Ribbon Sports. Он ездил на своем фургоне на соревнования по легкой атлетике и продавал спортсменам кроссовки Tiger. Попутно он собирал информацию от спортсменов, какую обувь они хотели бы купить, и получил ценную информацию от профессионалов, которая легла в основу стратегии компании.
Джефф Джонсон является автором названия бренда Nike. В 1965 году ему приснилась Ника, богиня победы, в честь которой партнеры решили назвать свои кроссовки. Уже в 1966 году Джефф Джонсон начал шить обувь в первой спортивной мастерской Blue Ribbon Sports. В маленькой комнате в Санта-Монике бывший легкоатлет начал первую розничную торговлю спортивной обуви собственного производства. Первой парой спортивной обуви, изготовленной вручную компанией, стали «марафонцы», в которой вместо классической кожи использовался инновационный нейлоновый верх, это была очень легкая обувь предназначена для бега и, в отличие от обычных материалов, не трескалась на солнце.
В 1969 году бизнес компании был на подъёме: 20 сотрудников, несколько розничных магазинов, оборот вырос до 300 000 долларов. Фил Найт отказался от должности доцента Портлендского университета и полностью посвятил себя быстрорастущему бренду, оставаясь простым преподавателем[4].
Создание логотипа Nike
В 1971 году основатель Nike все ещё работает в университете. Там он познакомился со студенткой Кэролайн Дэвидсон, девушкой, создавшей знаменитый логотип Nike. Фил Найт нанял Кэролайн для разработки логотипа, основанного на идее постоянного движения. Девушка предложила десятки вариантов, но Найту не понравился ни один из них. Наконец, когда грузовик с кроссовками уже ждал знака на мексиканской границе, бизнесмен всё же выбрал один из логотипов, логотип «swoosh» который нарисовала Кэролайн Дэвидсон. Филу хоть и не понравился этот логотип, он пообещал привыкнуть к нему. За свою работу Кэролайн Дэвидсон получила всего 35 долларов. Позже основатель компании отблагодарил девушку — подарив ей часть акций Nike, а также кольцо с бриллиантом.
Бизнес начал развиваться все активнее, и вместе с успехом возникла первая проблема. Видя стремительный рост бренда, японский поставщик обуви предложил приобрести долю компании и лишить эксклюзивных дистрибьюторских прав в Соединённых Штатах. Японский ультиматум привел к судебному разбирательству. В результате бренд мог использовать разработку Tiger ещё в течение 6 месяцев, после чего он должен продавать только свою собственную обувь.
Blue Ribbon Sports начала экспортировать спортивную обувь в зарубежные страны. Первый рынок сбыта — Канада. Выручка Nike значительно возросла: в 1972 году она достигла 1,96 миллиона долларов США. Фил Найт увлеченный спортом, понимает, насколько важно заручиться поддержкой профессиональных спортсменов. Компания начинает сотрудничество с известными спортсменами — на Олимпийских играх 1976 года, на которых большинство спортсменов выступали в кроссовках марки Nike. Бренд часто находится на виду у публики и не пропускает ни Олимпийских игр, ни масштабных спортивных соревнований. В этой спортивной обуви были установлены мировые рекорды, выиграны чемпионаты и завоеваны золотые медали[5].
Переименование Blue Ribbon Sports в Nike
Продажи бренда повышаются, и руководство Nike принимает ряд стратегических решений:
- смена названия компании с Blue Ribbon Sports на Nike Inc;
- подписание контракта с теннисистом Джоном Макинроем;
- запуск первой детской линии кроссовок с моделями «Уолли Вафл», «Мишка Берт» и «Гонщик Робби»;
- начало производства линии одежды для спортсменов.
Бренд постоянно находится на виду у публики и не пропускает ни Олимпийских игр, ни масштабных спортивных соревнований. В этой спортивной обуви были установлены мировые рекорды, выиграны чемпионаты и завоеваны золотые медали[6].
Создание «империи» Nike
В 1988 году бренд запустил новую рекламную компанию «Просто сделай это». В нём участвуют известные спортсмены, которые одновременно продвигают отдельную серию Nike. Вдохновляющая философия бренда пользуется невероятным успехом, а выручка бренда растет. Компания Nike в очередной раз продемонстрировала чудо интуиции: реклама спортивной обуви и одежды с технологией air, только что появившейся на волне глобального увлечения фитнесом и бегом. Благодаря высококачественной продукции и хорошо продуманной рекламе бренд стал мировым лидером в производстве спортивной одежды и обуви для фитнеса в 1990 году.
Всемирный центр Nike открылся в штате Орегон (США). Семь зданий, названных в честь известных спортсменов, расположены на площади в 53 000 квадратных метра. В том же штате, в Портленде, открылся первый розничный магазин Nike City. В котором можно не только приобрести одежду и обувь от любимого бренда, но и получить вдохновение для дальнейших спортивных достижений. В 1999 году Всемирный центр был расширен. Компания построила северный кампус с четырьмя зданиями и футбольным полем. Число сотрудников в центре достигло 4500 человек.
Одним из краеугольных камней философии Nike является социальная ответственность. Бренд олицетворяет здоровую конкуренцию, способствует развитию любительского спорта и помогает начинающим футболистам, бегунам, теннисистам и баскетболистам достигать своих целей. Компания активно разрабатывает стратегию, в соответствии с которой спорт является основной движущей силой социальных изменений. Компания организует чемпионаты и соревнования по всему миру, чтобы поддержать местную молодежь и помочь ей вести здоровый и активный образ жизни. Одной из таких игр является массовый футбол в Африке. Инициативы компании связаны не только с образованием детей и подростков. Цель Nike — «озеленить» свои производственные мощности за счет сокращения выбросов и повышения энергоэффективности компании. Для производства определённых моделей одежды и обуви используются только переработанные продукты[7].
Примечания
- ↑ Nike . Большая российская энциклопдия. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ Компания Nike . Сообщество любителей NIKE. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ История бренда Nike . Street Beat — это сеть мультибрендовых магазинов обуви, одежды и аксессуаров от мировых спортивных брендов. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ Nike Inc (Найк) . Биржевой лидер. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ Nike: история о том, как обойти конкурентов и стать брендом №1 . Брендинговое агенство - Welovebrands. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ История бренда Nike . Спорт поинт. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ История бренда Nike . Хабр. Дата обращения: 16 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |