Flydubai
Dubai Aviation Corporation (араб. مؤسسة دبي للطيران) известная под торговым наименованием Flydubai (араб. فلاي دبي) — государственная авиакомпания ОАЭ со штаб-квартирой в международном аэропорту Дубай. Осуществляет свои рейсы преимущественно из Терминала 2, а также, начиная с декабря 2018 года, частично из Терминала 3 данного аэропорта для ряда направлений[1]. Маршрутная сеть Flydubai охватывает 94 направления на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Европе.
История
Flydubai была основана в июле 2008 году правительством Дубая. Несмотря на то, что авиакомпания не входит в состав авиационного холдинга The Emirates Group, на первоначальных этапах своего развития она получала значительную поддержку со стороны данного перевозчика[2].
14 июля 2008 года, в ходе авиасалона в Фарнборо, компания заключила контракт с американским производителем самолётов Boeing на поставку 50 самолётов модели Boeing 737-800. Сумма сделки составила 3,74 миллиарда долларов США. В рамках контракта Flydubai оставляла за собой право изменить часть заказа на более вместительные лайнеры Boeing 737-900ER в процессе исполнения договора.
Первый самолёт по контракту был поставлен 17 мая 2009 года и уже 1 июня 2009 года Flydubai начала осуществление регулярных рейсов, открыв маршрут Дубай-Бейрут (Ливан) и Дубай-Амман (Иордания).
13 февраля 2013 года компания объявила о переговорах с компаниями Boeing и Airbus относительно возможного заключения нового контракта на поставку ещё 50 лайнеров. 19 июня 2013 года руководство авиакомпании сообщило о том, что новые самолёты будут оборудованы салонами бизнес-класса, каждый из которых рассчитан на 12 пассажирских мест.
К 1 июня 2019 года Flydubai отметила десятилетний юбилей с момента начала своей операционной деятельности. В 2021 году авиакомпания была признана «Лучшим лоукост-перевозчиком на Ближнем Востоке» по версии World Travel Awards.
Операционные показатели
С момента основания авиакомпания показывает стабильный рост. За 10 лет существования Flydubai увеличила свою маршрутную сеть с 2 до 94 направлений и расширила флот. В начале своей деятельности компания использовала исключительно Boeing 737-800, однако со временем, в связи с ростом пассажиропотока, авиапарк был дополнен более современными и вместительными самолётами.
Flydubai активно инвестирует в модернизацию своего воздушного флота. Авиакомпания является одним из крупнейших операторов Boeing 737 MAX на Ближнем Востоке. Эти самолёты характеризуются увеличенной дальностью полёта и сниженным расходом топлива. По состоянию на февраль 2023 г. воздушный флот Flydubai включал следующие самолёты[3]:
- Boeing 737-800 — 44 единицы;
- Boeing 737 MAX 8 — 35 единиц;
- Boeing 737 MAX 9 — 21 единица.
В рамках партнёрства с Emirates, пассажиры Flydubai могут получить доступ к более широкому спектру услуг, включая более развитую программу лояльности Skywards.
Операционные показатели
Операционные показатели представлены в интервале от 2012 до 2015 года[4]:
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Оборот (в млн AED) | 2778 | 3700 | 4400 | 4900 |
---|---|---|---|---|
Прибыль (в млн AED) | 151,9 | 222,8 | 250,0 | 100,7 |
Пассажиропоток (млн человек) | 5,10 | 6,82 | 7,25 | 9,04 |
Количество самолётов (на 31 декабря) | 28 | н/д | 43 | 50 |
Количество маршрутов | 52 | 66 | 86 | 95 |
Маршрутная сеть
На январь 2021 года Flydubai выполняла рейсы по 97 направлениям в 43 странах мира. В Европе маршрутная сеть включает в себя рейсы в следующие страны и города[5]:
- Чехия: Прага;
- Черногория: Подгорица;
- Хорватия: Дубровник;
- Украина: Одесса, Киев;
- Турция: Анкара, Стамбул;
- Словакия: Братислава;
- Сербия: Белград;
- Россия: Санкт-Петербург, Москва, Грозный, Уфа, Сочи, Самара, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Махачкала, Краснодар, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Волгоград;
- Польша: Варшава, Краков;
- Македония: Скопье;
- Италия: Сардиния, Рим, Милан, Неаполь, Пиза, Катания;
- Грузия: Кутаиси, Батуми, Тбилиси;
- Беларусь: Минск;
- Босния и Герцеговина: Сараево;
- Армения: Ереван;
- Азербайджан: Габала, Баку;
- Австрия: Зальцбург, Вена.
В Азии:
- Шри-Ланка: Маттала, Коломбо;
- Узбекистан: Ташкент;
- Туркменистан: Ашхабад;
- Таджикистан: Душанбе;
- Саудовская Аравия: Таиф, Янбу, Эль-Хуфуф, Эль-Джауф, Хаиль, Табук,
Медина, Гассим, Джидда, Даммам, Абха, Эр-Рияд;
- Пакистан: Фейсалабад, Сиалкот, Мултан, Кветта, Карачи;
- Оман: Салала, Маскат;
- Непал: Катманду;
- Мальдивы: Мале;
- Ливан: Бейрут;
- Киргизия: Бишкек;
- Казахстан: Шымкент, Алматы, Астана;
- Иран: Шираз, Мешхед, Лар, Исфахан, Бендер-Аббас, Ахваз, Тегеран;
- Ирак: Басра, Ан-Наджаф, Багдад;
- Индия: Ченнаи, Хайдарабад, Тхируванантапурам, Мумбаи, Лакхнау, Кочи, Ахмадабад, Дели;
- Израиль: Тель-Авив;
- Иордания: Амман;
- Бахрейн: Манама;
- Бангладеш: Читтагонг, Силхет, Дакка;
- Афганистан: Кабул.
В Африке:
- Южный Судан: Джуба;
- Эфиопия: Аддис-Абеба;
- Эритрея: Асмэра;
- Уганда: Энтеббе;
- Танзания: Килиманджаро, Занзибар, Дар-Эс-Салам;
- Судан: Порт-Судан, Хартум;
- Сомали: Харгейса;
- Египет: Александрия;
- Джибути: Джибути.
Авиакатастрофы и происшествия
22 апреля 2012 года Boeing 737-800, набиравший высоту после взлёта из аэропорта Дубая, допустил опасное сближение в воздухе с самолётом Airbus A320 авиакомпании Air Arabia (борт. номер A6-ABS), но избежал столкновения[6].
26 января.2015 г.ода Boeing 737-800, следовавший из Дубая в Багдад, был обстрелян при заходе на посадку. Один пассажир получил пулевое ранение, ещё двое — лёгкие травмы[7].
Трагедия в Ростове-на-Дону
Рейс FZ981 вылетел из международного аэропорта Дубая 18 марта 2016 года, поздно вечером, с 55 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Полёт до Ростова-на-Дону проходил в штатном режиме, однако по приближению к аэропорту назначения экипаж столкнулся с крайне сложными метеорологическими условиями. В районе аэропорта наблюдались сильный ветер, турбулентность и ухудшение видимости из-за дождя.
Самолёт Boeing 737-800 прибыл в район аэропорта Ростова-на-Дону в 01:41 по местному времени. Экипаж предпринял первую попытку захода на посадку, но из-за неблагоприятных условий на высоте около 340 метров командир воздушного судна принял решение уйти на второй круг. После ухода на второй круг экипаж ожидал улучшения погодных условий, в течение почти двух часов находясь в зоне ожидания.
В 03:28 по местному времени экипаж принял решение выполнить вторую попытку посадки. Во время захода на посадку, когда самолёт находился на высоте примерно 900 метров, произошёл резкий скачок управления по тангажу (наклон самолёта вокруг горизонтальной оси). В результате этих манёвров самолёт потерял устойчивость и на большой скорости столкнулся с землёй в пределах аэропорта, что привело к его полному разрушению. Все пассажиры и члены экипажа погибли на месте[8].
Примечания
- ↑ Select flydubai flights to operate from Terminal 3, Dubai International . flydubai.com (28 ноября 2018). Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Confident flydubai preparing for takeoff . atwonline.com. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Официальный сайт Flydubai . flydubai.com. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ 2013-02-13. «Flydubai a success story» . flydubai. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Карта маршрутов . flydubai. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Final Report A6-ABS, A6-FDK - Case No. AIFN-0008-2012 Serious Incident . gcaa.gov.ae. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Авиакомпания ОАЭ подтвердила сообщения об обстреле самолета в Багдаде . РИА Новости. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Промежуточный отчет. B737-800 A6-FDN . Официальный сайт МАК (20 апреля 2016 года).
Ccылки
- Официальный сайт Архивная копия от 17 февраля 2010 на Wayback Machine