Яцков, Иван Алексеевич
| Яцков Иван Алексеевич | ||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||
| Дата рождения | 25 января (7 февраля) 1915 | |||||||
| Место рождения | Иванково (Тамбовская область), Тамбовский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя | |||||||
| Дата смерти | 12 января 1995 | |||||||
| Место смерти | Москва, Россия | |||||||
| Принадлежность |
|
|||||||
| Годы службы | 1931—1981 | |||||||
| Сражения/войны | Великая Отечественная война | |||||||
| Награды и премии |
|
|||||||
Ива́н Алексе́евич Яцко́в (25 января (7 февраля) 1915, Иванково, Тамбовский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя — 12 января 1995 года, Москва, Россия) — начальник участка восстановления тоннелей в Управлении военно-восстановительных работ. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943)[1].
Биография
Довоенные годы
Яцков Иван Алексеевич родился 25 января (7 февраля) 1915 году в селе Иванково Тамбовского уезда Тамбовской губернии (ныне Тамбовский район Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье. Иван Алексеевич начал свою трудовую деятельность в возрасте 14 лет. Работал почтальоном в родном селе. В 16 лет переехал в Москву вместе с дядей, чтобы участвовать в строительстве Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) при заводе автомобильного московского общества (ЗИЛ). Стал бетонщиком и плиточником[1][2].
В 1931 году в Москве стартовало строительство метро. По комсомольской путёвке Яцков Иван вступил в «Метрострой». Он начинал работать откатчиком, затем монтировал тюбинги и укреплял тоннели. Иван Алексеевич участвовал в строительстве станций «Площадь Дзержинского» (ныне Лубянка) и «Курская»[1].
В 1937 году Иван Алексеевич, как один из лучших работников Метростроя, был направлен на Дальний Восток для участия в строительстве секретного оборонного объекта — железнодорожного тоннеля под рекой Амур в Хабаровске. Целью строительства этого тоннеля было обеспечение бесперебойного железнодорожного сообщение между Приморьем и остальной частью страны в случае войны с Японией. С 1941 года Иван Алексеевич Яцков — член ВКП(б)/КПСС. В начале 1942 года тоннель был завершен. Иван Яцков в числе 22 лучших строителей был награждён орденом Ленина[1].
Деятельность в годы Великой Отечественной войны
После завершения строительства тоннеля под Амуром Иван Алексеевич был направлен на строительство железнодорожной линии Гагра — Сухум, где требовалось построить большое количество тоннелей. Осенью 1942 года он участвовал в восстановлении разрушенных тоннелей на Северном Кавказе. Бойцы Яцкова, следуя за продвигающейся Красной армией, восстанавливали дорогу до Белореченской и Майкопа. Затем метростроевцев направили на ремонт разрушенных тоннелей в Новороссийске, где они в составе Управления военно-восстановительных работ № 12 (УВВР-12) дошли до станции Тоннельная. В 1943 году был создан комсомольско-молодёжный батальон, который возглавил Иван Яцков. Его задачей было восстановление мостов от станции Крымская до Таманского полуострова.Требовалось восстановить дорогу всего за два осенних месяца. Работы были выполнены в рекордные сроки, 5 ноября по восстановленной линии прошёл первый эшелон[1].
Иван Яцков был награждён орденом Отечественной войны I степени. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года, Иван Алексеевич Яцков был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему были вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». Иван Алексеевич стал единственным работником Метростроя, удостоенным этого звания во время Великой Отечественной войны[1][3].
Иван Алексеевич принимал участие в восстановлении тоннелей у Севастополя, в Крыму. 25 июля через отремонтированные тоннели, по новым путям, перешитым на стандартную российскую колею, в Севастополь прибыл первый поезд. 10 августа в город-герой Севастополь было открыто регулярное железнодорожное сообщение. Восстанавливая железнодорожные пути на Крымском полуострове, Яцков внёс значительный вклад в восстановление Камышовского виадука[1].
Иван Алексеевич проходил обучение на Центральных технических курсах Наркомата путей сообщения в Москве. Там его застала Победа[1].
Послевоенное время
После завершения Великой Отечественной войны Яцков Иван Алексеевич окончил железнодорожный техникум имени А. А. Андреева (ныне — Московский колледж транспорта) и Московский институт инженеров транспорта. Дипломированным специалистом вернулся в Метрострой. Стал начальником участка по строительству перегона от станции «Белорусская» до «Новослободская», где его бригада установила рекорд, построив 72 метра тоннеля за месяц[1].
В 1950 году Яцков отправился на Дальний Восток, на строительство тоннеля под проливом Невельского (стройка Министерства путей сообщения № 6), предназначенного для соединения Сахалина с материком. На мысе Лазарева, Иван Алексеевич был старшим прорабом, а затем заместителем начальника стройки. В1953 году, после смерти Сталина, строительство тоннеля было приостановлено[1].
Вернувшись в Москву, Иван Яцков был назначен главным инженером, а затем возглавил Строительно-монтажное управление № 1 (ныне — Тоннельный отряд № 6 Метростроя). Под его руководством построены шесть станций метро и выполнены большие объёмы путейских работ. В 1957 году Яцков сдал станцию «Фрунзенская» на участке «Парк культуры» — «Спортивная». Он также участвовал в строительстве перегона «ВДНХ» — «Ботанический сад», станции «Пролетарская», линии до «Шоссе энтузиастов», перегона от станции «Горьковская» до «Маяковской». В 1975 году ему было присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР»[1].
В 1982 году Иван Алексеевич вышел на пенсию, проживал в Москве. Умер 12 января 1995 года и похоронен на Ваганьковском кладбище[3][1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[2]
- Орден Ленина (8 мая 1942 года)[1]
- Орден Отечественной войны I степени (26 октября 1943 года)[1]
- Орден Красной Звезды (29 июля 1945 года)[1]
- Медаль «За трудовую доблесть» (18 марта 1963 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
- Знак «Отличный восстановитель»[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Каргапольцев С. Яцков Иван Алексеевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Яцков Иван Алексеевич. Российское информационное агентство «Победа РФ» (25 января 2022). Дата обращения: 14 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Яцков Иван Алексеевич. Бессмертный полк (1 мая 2015). Дата обращения: 14 апреля 2025.
Ссылки
Яцков, Иван Алексеевич. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся Иванково
- Умершие 12 января
- Умершие в 1995 году
- Умершие в Москве
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За трудовую доблесть»
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Проверенная статья
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
