Эндуро

Эндуро
Maxi Wills 1.jpg
Категория мотоспорт, гонка на выносливость
Инвентарь мотоцикл
Дисциплины
эндуро на мотоциклах
Первые соревнования
Год 1913 год
Чемпионат мира 1967 год
Чемпионат Европы 1968 год
Другие соревнования Чемпионат России по Эндуро
Международная федерация
Название Международная мотоциклетная федерация
Год основания 1904 год
Глава федерации Vito Ippolito
Веб-сайт www.fim-live.com

Энду́ро (англ. enduro от лат. indurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — дисциплина мотоспорта и велоспорта и класс мотоцикла, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах с различными степенями препятствий, в зависимости от сложности соревнований. Входит в состав Международной мотоциклетной федерации. В Российской Федерации была создана Мотоциклетная Федерация России.

История

Эндуро зародилось в первой половине XX века в Европе как состязание для проверки надежности мотоциклов и навыков их владельцев. Основной задачей таких гонок было прохождение сложных маршрутов, которые включали лесные тропы, каменистые участки и грязь. Эти гонки назывались Scrambles и были прообразом эндуро. Первые соревнования напоминали испытания на выносливость, а не современные гонки[1][2].

Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк. 21 декабря 1904 года в Париже была основана Международная мотоциклетная федерация (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM)), которая в то время (до 1949 года) называлась Международная федерация мотоциклетных клубов (фр. Fédération internationale des clubs motocyclistes, (FICM)). Со временем эндуро трансформировалось в отдельную дисциплину с чёткими правилами и специализированной техникой. В 1913 году в английском Карлайле прошла шестидневная гонка на выносливость под названием International Six Day Trial. В ней участвовали мотоциклы, автомобили и даже веломобили. Соревнование организовала Международная федерация мотоциклетных клубов. Этот заезд стал ежегодным и с 1981 года носит название International Six Days Enduro — крупнейшее эндуро-событие в мире[1][2].

Соревнования по эндуро, 1967

В 1936 году на стадионе Уэмбли был проведен первый финал чемпионата мира по спидвею, первый официальный мировой чемпионат. Первым чемпионом мира стал австралийский гонщик Лайонел ван Прааг. В 1947 году в Нидерландах, было проведено первое событие, называемое «cross-country», с участием гонщиков из Великобритании, Бельгии и Голландии. Это был первый Мотокросс Наций. В 1949 году стартовала одна из престижнейших теперь гонок — Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В 1950-х годах появились первые международные соревнования, такие как шестидневка или International Six Days Enduro, которые остаются популярными до сих пор. В эти же годы стали развиваться индивидуальные чемпионаты по мотокроссу, сначала для 500-кубовых мотоциклов, затем для 250-кубовых. Оба вида этих чемпионатов в конечном счете выросли в чемпионаты мира в 1957 (Motocross des Nations) и в 1962 (Trophée des Nations) годах. На чемпионате, трасса обозначалась стрелками. Каждый этап был поделён на участки, на которых проверялась регулярность движения. Для различных классов мотоциклов были определены скорости на дистанции. Также было установлено определённое время прохождения каждого этапа между двумя последовательными контрольными точками. При прибытии спортсмена на контрольную точку за каждую просроченную минуту начислялось по одному штрафному очку. При опоздании более чем на 1 час, при проезде мимо контрольной точки или использовании посторонней помощи спортсмен дисквалифицировался (посторонняя помощь разрешалась только в случае заправки). Мотоциклы предварительно осматривались перед началом состязаний, детали маркировались и пломбировались (замена любой из этих деталей влекло снятие с соревнований). По окончании дневных этапов доступ к мотоциклам закрывался до утра[3].

В 1961 году был введён ряд изменений с целью повышения чисто спортивного значения соревнований и безопасности на маршруте. Число специальных испытаний увеличилось до одиннадцати, в том числе: два вида испытаний на ускорение и торможение, два — на ускорение со скользящим финишем, три гонки в гору, три — по пересечённой местности и уже известная ранее часовая гонка. Позднее в соревнования ввели скоростные участки. Шестидневные соревнования усложнялись и дальше, предполагая использование техники в разных дорожных условиях (прежде всего тяжёлого бездорожья). 1960-е годы стали поворотом в развитии триала, сначала в качестве кубка (Trophy), затем Чемпионата Европы и наконец, Чемпионата Мира в 1975 году. Соревнования эндуро начались как Индивидуальный Европейский двухдневный чемпионат (Individual European Two Days Championship) в 1968 году и доросли до Чемпионата Мира в 1990 году. Индивидуальный Чемпионат Мира по гонкам на льду был учрежден в 1966 году, а Чемпионат Мира на длинном треке в 1971 году[3]. В январе 1998 года Международная мотоциклетная федерация была присвоен на временной основе статус признанной Федерации Международного Олимпийского комитета. В сентябре 2000 года во время Олимпийских Игр в Сиднее Международная мотоциклетная федерация получила официальный статус признанной федерации Международного олимпийского комитета[3].

Чемпионат мира по мотокроссу 2012 — Россия, Семигорье

Аналог эндуро появился в СССР под названием «мотомногоборье». Соревнования проводились в прикарпатских районах Украины, на Кавказе и в России. Первый чемпионат СССР по международным правилам прошёл в 1956 году в Расторгуево под Москвой. Он разыгрывался в четырёх классах — 125 см³. (чемпион В. Бойко), 350 см³. (Д. Носиков), 750 см³. (Р. Решетниекc), 750 см³. c коляской (В. Михайлов — В. Медведев). том же 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР впервые появились на шестидневке в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), завоевав 9 медалей, 3 из них — золотые. В 1959 году советские мотоциклисты в розыгрыше главного приза «Международный трофей» были уже четвёртыми в командном зачёте и завоевали тринадцать золотых медалей. В 1961 году в Уэльсе тринадцать из семнадцати наших гонщиков выступая на отечественных мотоциклах были награждены золотыми медалями Международной мотоциклетной федерации и получили две Большие золотые медали в классах 250 и 350 см3. В 1962 году советская команда выиграла «бронзу» в самом престижном командном зачёте «Международный трофей». Изучив зарубежный опыт организации многодневок советская мотофедерация использовала его при проведении соревнований в СССР. Стали проводиться шести-, трёх- и однодневные гонки[4]. Применялось прохождение одних и тех же участков дважды: в первый день в одном направлении, а во второй — в обратном. Кроме того, мотоциклисты участвовали в ряде дополнительных состязаний: в классической езде — проверка мастерства вождения мотоцикла на труднопроходимых участках, где оценивается только качество езды без учёта времени, затраченного на преодоление участка; суть его заключается в том, чтобы провести мотоцикл по сложному участку, не касаясь ногами земли; в кроссах — где соревнования относятся к скоростным, то есть оценка результатов в них производится по времени, затраченному на прохождение трассы; трасса кроссового участка может быть линейной или кольцевой; в подъёме на гору — где соревнования также относятся к скоростным, трассы для подъёма подбираются различной крутизны и протяжённости и могут включать и горизонтальные отрезки; в разгоне-торможении — скоростные соревнования, участник должен по возможности в минимальное время преодолеть зачётный участок и остановить мотоцикл точно в двухметровой зоне остановки. В качестве дополнительных состязаний в соревнования могли быть включены и два чисто военно-прикладных — стрельба и гранатометание. В 70-е — 80-е годы Чемпионаты страны собирали до трёхсот участников. Советские гонщики участвовали в самых престижных международных гонках, в том числе и знаменитом ралли Париж-Дакар[5]. В России в 2002 году прошёл Чемпионат мира по мотокроссу в классе MX1 — трасса «Яхрома»[6], а в 2012 году Гран-при России по мотокроссу в классах MX1/MX2 — трасса «Семигорье» и Чемпионат мира по снегоходному кроссу — трасса «Семигорье»[6].

Особенности и типы

Эндуро выделяется среди других мотоциклетных дисциплин своим разнообразием трасс и условий. Если мотокросс проходит на специально подготовленных трассах, а мототриал на ограниченных участках с искусственными препятствиями, то эндуро предполагает езду по природному бездорожью. Обязательная часть эндуро это лесные тропы, грязь, броды, подъемы и спуски. Также, особенностью является и длительность маршрутов. В отличие от коротких заездов в других дисциплинах, эндуро часто включает в себя многокилометровые маршруты, которые требуют не только физической подготовки, но и навыков планирования. Кроме того, важной частью соревнований является умение водителя ремонтировать мотоцикл прямо в пути, если возникают технические проблемы[1].

Эндуро подразделяется на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Классическое эндуро — предполагает участие в гонках по естественному ландшафту, где важны выносливость и умение преодолевать сложные участки.
  • Хард эндуро — самый сложный вариант, который включает экстремальные условия, такие как крутые подъемы, каменистые тропы и узкие участки. Этот тип требует высокой физической и технической подготовки.
  • Туристическое эндуро — ориентировано на длительные путешествия. Такие мотоциклы имеют больше комфорта для водителя, но сохраняют проходимость на бездорожье. Каждый тип эндуро предлагает свои испытания и возможности для райдера[1].

Мотоциклы для эндуро

Для эндуро используются специальные мотоциклы, которые отличаются от городских и кроссовых моделей. Они должны быть лёгкими, маневренными и при этом достаточно прочными, чтобы выдерживать нагрузки на сложных трассах. Основные характеристики таких мотоциклов:

  • Малая масса — лёгкость конструкции важна для преодоления препятствий и удобства управления.
  • Высокий дорожный просвет — позволяет мотоциклу проходить через камни, грязь и другие препятствия.
  • Усиленная подвеска — должна справляться с большими нагрузками на пересеченной местности.
  • Долговечный двигатель — надёжность мотора особенно важна для длинных дистанций.

В первых шестидневных соревнованиях участвовали энтузиасты и любители, использовались серийные дорожные мотоциклы, на которых, как правило, был установлен мощный четырёхтактный двигатель с газораспределением нижними клапанами. Мотоциклы имели мощное ведущее колесо и подрессоренную переднюю вилку. В командном зачёте обычно участвовало два мотоцикла-одиночки и один мотоцикл с коляской. В соревнованиях 1921 года в Италии впервые приняли участие в гонке мотороллеры в одном классе с мотоциклами соответствующих рабочих объёмов. С течением времени менялся регламент соревнований эндуро, так же менялась и техника для эндуро, для которой стали предъявляться более широкие требования, чтобы была возможность справляться с разнообразными дорожными условиями на протяжении всего соревнования. Среди популярных моделей выделяются KTM EXC, Yamaha WR и Honda CRF. Эти мотоциклы хорошо зарекомендовали себя как в соревнованиях, так и в повседневной эксплуатации[1][7].

Экипировка

Эндуро требует не только надёжного мотоцикла, но и качественного снаряжения. Правильная экипировка обеспечивает защиту и комфорт водителя. Вот основные элементы, которые необходимы для эндуро: Легкий и прочный шлем с хорошей вентиляцией обязателен для защиты головы; Нагрудники, наколенники и налокотники помогают избежать травм при падениях; Специальная обувь защищает ноги от ударов и обеспечивает надежное сцепление с подножками; Перчатки для защиты руки от натираний и улучшают хват руля[1].

Популярные соревнования под эгидой FIM

  • FIM SuperEnduro World Championship — соревнования на скорость, проходящие на стадионе, где проложена земляная или песчаная трасса с препятствиями, в основном, естественного характера (камни, брёвна, водные участки и т. д.), аналогичными тем, которые можно найти на классической трассе эндуро[8].
  • Erzbergrodeo — ежегодная гонка в Австрии, которая славится своими сложными трассами.
  • Red Bull Romaniacs — соревнование в Румынии, которое проходит в Карпатах и включает экстремальные участки.
  • International Six Days Enduro — старейшая шестидневная гонка эндуро, имеющая статус Чемпионата Мира с 1967 года.
  • World Enduro Championship — серия чемпионата Мира по эндуро, впервые организованная в 1990 году и заменившая Чемпионат Европы по Эндуро (FIM European Enduro Championship), существовавший с 1968 года. Серия состоит из восьми двухдневных раундов, включающих в себя мотокросс, эндуро и экстремальные испытания.

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Что такое эндуро: всё о дисциплине и лучших мотоциклах. Дата обращения: 8 августа 2025.
  2. 2,0 2,1 Для чего нужен эндуро?. Дата обращения: 8 августа 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Petrier M. Fim 1904-2004: 100 Years of Motorcycling. — Chronosports, editeur, 2007. — P. 608. — ISBN 9782847071221.
  4. Егоров А. Мотоциклетные однодневные. — За рулем, 1967. — № 5. — С. 8—9.
  5. Дробицкий В. Мотоциклетное многоборье. О дополнительных соревнованиях в многодневке. — За рулем, 1961. — № 5. — С. 8.
  6. 6,0 6,1 Чемпионат мира по мотокроссу возвращается в Россию. 2011-10-11. Дата обращения: 8 августа 2025.
  7. усак П. Эндуро: вчера, сегодня, завтра. — М.: Патриот, 1990. — 335 с. — ISBN ББК 75.721.8.
  8. FIM SuperEnduro World Championship Regulations. Дата обращения: 8 августа 2025.

Ссылки