Шлюз №2 (Волго-Балтийский канал)
| Шлюз №2 Волго-Балтийского канала | |
|---|---|
| | |
| Страна |
|
| Регион | Вологодская область |
| Населённый пункт | посёлок Белоусово |
| Тип | Автоматический |
| Река | Вытегра |
| Год начала строительства | 1959 |
| Год окончания строительства | 1961 |
| Оператор | ФБУ «Администрация «Волго-Балт» |
| Характеристики | |
| Длина | 268 м |
| Ширина | 17,86 м |
| Глубина | 4,4 м |
Шлюз №2 Во́лго-Балти́йского кана́ла — судоходный однокамерный шлюз на реке Вытегра, входящий в состав Белоусовского гидроузла. Находится в ведении Вытегорского района гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Навигация начинается 30 апреля и заканчивается 15 ноября. В случае погодных условий (поздняя весна и ранняя зима) даты начала и завершения судопропуска могут быть изменены[1][2].
Местоположение и история строительства
Находится в посёлке Белоусово, Вологодской области России, между 869,7 и 868,4 километром Единой глубоководной системы, на участке между Вытегорским водохранилищем и Белоусовским водохранилищем. Вытегорское водохранилище за шлюзом №2 протянулось на 8,5 километров. До строительства плотины Вытегра была очень быстрой и имела извилистое течение. После строительства плотин её течение замедлилось, река стала глубже и шире, что существенно улучшило условия судоходства[3].
Шлюз построен в 1959 — 1961 годах. Торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года[1]. Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами и перед затоплением территории часть деревьев не успели вырубить. Поэтому до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков[4]. В 2020 году на Волго-Балтийском канале проводились дноуглубительные работы для обеспечения безопасного судоходства[2].
Конструкция и особенности
Длина камеры шлюза — 268,02 метра, ширина — 17,86 метров. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны Вытегорского водохранилища) — 4,4 метра, на верхнем пороге, со стороны Белоусовского водохранилища, — 4,44 метров. В камере шлюза одновременно могут шлюзоваться два судна. Время наполнения или опорожнения камеры — 20 минут, общее время шлюзования двух судов, включая время захода в камеру, — 40 минут. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров[1].
Ширина нижнего подходного канала составляет 50 метров, верхнего — 60 метров. Нижний подходной канал у правого берега имеет причальную стенку длиной 245 метров, причальная стенка верхнего подходного канала длиной 280 метров находится со стороны левого берега. Около верхних ворот, со стороны шлюза №3, находится разводной мост[1].
См. также
- Шлюзы канала имени Москвы
- Шлюзы Волго-Балтийского канала
- Шлюзы Балтийско-Беломорского канала
- Шлюзы Волго-Донского канала
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Шлюз №2 Волго-Балтийского канала. cruiseinform.ru. Дата обращения: 1 июня 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Проведение путевых работ для использования добычи грунта. ФБУ «Администрация «Волго-Балт» (2020). Дата обращения: 2 июня 2025.
- ↑ Чупров И. М. По Вологодской области. По родным просторам.. — Москва: Физкультура и спорт, 1974. — С. 127-128. — 175 с.
- ↑ Волго-Балтийский канал (Волго-Балт). locman.net. Дата обращения: 2 июня 2025.