Школьная библиотека
Школьная библиотека — структурное подразделение школы, в котором происходит библиотечное обслуживание учеников, педагогов, родителей. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, с общественными организациями; является членом педагогического совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Фонд школьной библиотеки состоит из двух частей: основная часть — это учебники и учебные пособия, дополнительная часть — это художественная литература, научная-познавательная литература, периодические издания, а также материалы на различных информационных носителях.
В 2016 году принята Концепция развития Школьных информационно-библиотечных центров в России. В 2022 году реализация Концепции была завершена.
В статье 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы ФЗ «Об образовании»[1] упоминаются цифровые библиотеки «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)»
История
В Древней Руси основательницей школьных библиотек считается просветительница Евфросиния Полоцкая[2]. При монастырях, которые она основала, существовали мастерские по переписке книг и библиотеки. В библиотека собирались в основном церковные книги.
В конце XVII века по ходатайству жителей Москвы и Боровска начали открываться «гимнасионы» и при них появились учебные библиотеки. В дальнейшем библиотеки создавались при гимназия, кадетских корпуса, реальных училищах, церковно-приходских школах.
В XIX веке школьные библиотеки находились в ведении Министерства Просвещения. Видная роль в развитии школьных библиотек принадлежала земствам.
В конце XIX века-начале XX века растет система начального народного образования. В 1914 году из 75,9 тысяч библиотек 78 % составляли школьные библиотеки. После 1917 года количество библиотек сократилось в 2 раза. В тридцатые года 20 века сеть школьных библиотек выросла до 144 тысяч[2].
В годы Великой Отечественной войны сеть школьных библиотек пострадала, но в послевоенные годы быстро восстановилась. В конце сороковых годов насчитывается более 100 000 библиотек[2].
В 1975 году утверждается новое «Типовое положение о школьной библиотеке».
С 1977 года обеспечение школьными учебниками становится бесплатным, вводится должность инспекторов и методистов по школьным фондам.
С 1979 года формируется единая система методического руководства школьными библиотеками. Функции всесоюзного научного — методического центра библиотек системы образования возложены на Государственную научную педагогическую библиотеку им. К Д. Ушинского Российской академии образования (сейчас Информационный центр «Библиотека имени К..Д. Ушинского»[3] Российской академии образования[4]).
В 2003 году прошел Первый всероссийский конкурс школьных библиотек «Библиобраз».
В 2004 году была создана Ассоциация школьных библиотекарей русского мира[5] (РШБА).
В 2007 году проходит Первый съезд школьных библиотекарей Российской Федерации. Организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию; Государственное управление образования и науки Псковской области; Русская школьная библиотечная ассоциация[5]; Российская государственная библиотека; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей; Общественный комитет содействия развитию библиотек; Российский книжный союз; Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». В 2017 году состоялся Десятый съезд школьных библиотекарей Российской Федерации.
В 2014 году с 25 по 30 августа в Москве прошел Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек.
С 2016 года по 2022 год ежегодно проходил Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения» в Информационном центре «Библиотека имени К.Д. Ушинского»[3] Российской академии образования[4].
На 1 января 2020 года более 40 000 единиц[6] составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней, находящиеся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Школьный информационно-библиотечный центр
Школьный информационно-библиотечный центр структурное подразделение образовательной организации, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование библиотечно-информационными ресурсами и реализующее информационное, образовательное, методическое, культурно-досуговое и, в ряде случаев, координирующее направления деятельности, в том числе, с применением сетевых форм взаимодействия и партнерства.
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров[7] была утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 года № 715 и определила основные направления модернизации школьных библиотек и их трансформации в школьные информационно-библиотечные центры. При этом, поскольку в Концепции не были определены понятие «школьный информационно-библиотечный центр» и критерии перехода школьной библиотеки в статус информационно-библиотечного центра, единый подход к понятийному аппарату отсутствует как на уровне субъектов РФ, так и в профессиональном сообществе. Согласно Концепции, функции школьной библиотеки существенно расширяются и включают в себя образовательную, воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции. Но при этом в большинстве своем школьные библиотеки не обладают необходимыми полномочиями, кадрами, методической и материально-ресурсной базой для реализации данных функций. Это приводит к тому, что каждый субъект РФ выбирает собственный подход к построению информационно-библиотечных центров, а в ряде регионов школьные библиотеки массово переименовываются в школьные информационно-библиотечные центры без изменения содержания работы
22 февраля 2018 года подписан План («дорожная карта») реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ)[8].
С 2016 года по 2022 года функции Федерального информационно--методического центра[9] по реализации Концепции выполнял Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского»[3] Российской академии образования[4].
С 2023 года реализация Концепции завершена на федеральном уровне, но продолжает реализовываться в регионах Российской Федерации. Например, Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Нижегородской области[10].
Документы
Законы
- Федеральный закон «О библиотечном деле»[11].
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1].
- Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации»[12].
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[13].
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»[14].
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[15].
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[16].
- Федеральный закон «О персональных данных»[17].
- Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[18].
Профессиональные стандарты и нормы
- Приказ Минтруда России от 30.01.2023 N 53н "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 N 72520)[19].
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022 г. № 527н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по библиотечно-информационной деятельности“[20].
- Постановление Минтрудаисоцразвития РФ „Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках“ № 6 от 03.02.1997 года[21].
ГОСТы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[22].
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования[22].
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[22].
- „ГОСТ Р 7.0.93-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд. Технология формирования“ № 2125-ст от 9 декабря 2015 года[23].
- „ГОСТ 7.0.20-2014 Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления“ № 1367-ст от 21.10.2014 года[23].
- „ГОСТ 7.12.-2011 Библиографическая запись сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила“ № 813-ст от 13.12.2011 г.[23].
- „ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения“ № 334-ст от 07.10.1999 года[23].
- „ГОСТ 7.73-96 Поиск и распространение информации. Термины и определения“ № 53 от 13.02.1997 г.ода[23].
Методические рекомендации
- Методические рекомендации по применению норм труда на работы, выполняемые в библиотеках и информационно-библиотечных центрах общеобразовательных организаций[24].
- Методические рекомендации по пополнению фондов библиотек общеобразовательных организаций[24].
- Технология работы школьной библиотеки: практическое руководство для начинающих библиотекарей[24].
- Российские фонды и инициативы, поддерживающие проекты в сфере культуры и образования (в помощь школьному библиотекарю)[24].
Периодика
Журнал «Школьная библиотека»[25] — профессиональный информационно-периодический журнал издается с 2000 года и является официальным печатным органом общероссийской общественной организации Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). Главный редактор — Жукова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогически наук, член Правления Российской библиотечной ассоциации (РБА), председатель Секции школьных библиотек.
Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра»[26] — информационно-методический журнал для школьных библиотекарей, методистов, специалистов детских библиотек издается с 2013 года. Главный редактор — Дрыжова Татьяна Юрьевна.
Журнал «Библиотека в школе» «Издательский дом «Первое сентября»[27] — методический журнал для библиотек. работающих, с детьми и подростками. Издавался с 1998 года по 2019 год. Главные редакторы — Громова Ольга Константиновна, Иванова Елена Вячеславовна.
Ассоциация школьных библиотекарей русского мира
Ассоциация школьных библиотекарей русского мира зарегистрирована в 2015 году и является преемницей Русской школьной библиотечной ассоциации (основанной в 2004 году)[5]. Сокращенное наименование на русском языке: РШБА
Ассоциация представляет интересы школьных библиотек, сотрудников библиотек, специалистов в области библиотечного дела на федеральном, региональном и международном уровнях.
Президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) — Жукова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогически наук, член Правления Российской библиотечной ассоциации (РБА), председатель Секции школьных библиотек.
Литература
- Библиотечная энциклопедия / Российская гос. б-ка; [редкол.: гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова и др.]. — Москва : Пашков дом, 2007. — 1299 с.
- Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI — начало XX в.)/А. Н. Ванеев.-Рос. гос. б-ка.-М.:Пашков дом,2003.-304с.
- Громова О. К. Типичные модели школьных библиотек /О. К. Громова.-М.: Чистые пруды,2006.-32с.
- Иванова Е. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде [Текст]: [модернизация библиотечного пространства школы, организация деятельности школьной библиотеки, школьная библиотека — информационный центр, школьная библиотека — центр чтения] . — Санкт-Петербург: Профессия, 2009. — 233, [3] с.: ил.; 21 см. — (Школьная библиотека. XXI век).
- Иванченко Д. А. Сервисная модель цифровой (электронной) библиотеки образовательной организации.- Научные и технические библиотеки.- № 7.- 2022.- С.93-114.
- Иванченко Д. А., Пантюхова Т. В. Как создать цифровую библиотеку в школе? Отвечаем на вопросы.- Школьная библиотека.- № 5.-2022.-С. 30-38.
- Иванченко А. Д., Пантюхова Т. В. Комплектование школьных библиотек: приглашаем к обсуждению.- № 8. С. 4.
- Жукова, Т. Д. Состояние и проблемы развития школьных библиотек России : аналитическая записка // Школьная библиотека. 2002. — № 10. — С. 813.
- Жукова Т. Д. Из истории развития библиотек образовательных учреждений в России // Школьная библиотека. — 2002. — № 7. — С. 52-58.
- Збаровская Н. В. Формирование информационно-образовательной среды современных библиотек.-Билиотековедение.-2006.-№ 4.-С.50-54.
- Зуева Е. М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения.-Библиотечное дело-XXI век: Науч.-практ. Сб. Вып.2(16).-М.,2008.-С. 87-126.
- Зуева Е. М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде..-Библиотечное дело-XXI век: Науч.-практ. Сб. Вып.2(6).-М.,2003.-С. 86.
- Иванова Е. В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде: автореф. дис. кнд. пед. наук: защищена 29.12.2006: утв.24.03.2007.-М.:Изд-во МГУКИ,2006.-18с.
- Иванова Г. А. Школьный библиотекарь: Становление профессии».-М.:Школьная библиотека,2003.-161с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.:учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А. И. Пискунова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-512с.
- Крук Н. В. Модель современной школьной библиотеки: автореф. дис. … кнд. пед. наук: защищена 14.11.2007: утв.24.02.2008/Н. В. Крук.-Новосибирск.:Изд-во ГПНТБ Сибирское отделение,2007.-16с.
- Манифест школьных библиотек Российской Федерации: проект / Русская школьная библиотечная ассоциация -РШБА. — [Москва]: [б. и.], 2007. — 7 с.
- Пантюхова Т. В. В роли эмиссаров: как публичным библиотекам объединиться со школьными.--Библиополе.-2022.-№ 7.-С.11-20.
- Пантюхова Т. В. Проектная деятельность школьной библиотеки как процесс формирования семейного чтения.- Румянцевские чтения: материалы междунар. конф. (15-16 апреля 2008)/ [редкол.: Л. Н. Тихонова-сост. и др.].-М.:Пашков дом,2008.-С. 92-98.
- Пантюхова Т. В. Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках.-Библиотека в школе.-2007.-№ 11.-С.3- 7.
- Пантюхова Т. В. Модели различных вариантов школьной библиотеки и их функционирование в образовательных учреждениях 21 века.- Румянцевские чтения: материалы междунар. конф. (10-12 апреля 2007)/ [редкол.: Л. Н. Тихонова-сост. и др.].-М.:Пашков дом,2007.-С. 260—264.
- Пантюхова Т. В. Школам нужны профессионалы.--Библиотека.-2006.-№ 11.-С.16-20.
- Пантюхова Т. В. Библиотечная эволюция или медиатечная революция.-Медиатека.-2006.-№ 1.-С. 16-18.
- Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С. М. Плескачевская, Т. Д. Жукова; Под ред. Ю. Н. Столярова. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 456 с.
- Столяров, Ю. Н. Первые древнерусские школьные библиотеки // Школьная библиотека. 2001. — № 8. — С. 3-5.
- Шрайберг Я. Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде .- Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 4. — С. 52-57.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Официальный интернет-портал правовой информации . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Библиотечная энциклопедия . Российская государственная библиотека. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО . Дата обращения: 223.07.19.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Российская академия образования . Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Устав Ассоциации . Информационный портал школьных библиотек России. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года] . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров" . Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров . Информационный портал школьных библиотек России. Дата обращения: 2023-07--18.
- ↑ Федеральный информационно-методический центр . Дата обращения: 2023.07.19.
- ↑ Региональный информационно-библиотечный центр . Нижегородский институт развития образования. Дата обращения: 2023.07.19.
- ↑ Официальное опубликование правовых актов . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Официальное опубликование правовых актов . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Консорциум кодекс. Дата обращения: 2023--07-20.
- ↑ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ в . Официальный интернет-портал правовой информации.
- ↑ Федеральный закон «О персональных данных» . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Приказ Минтруда России от 30.01.2023 N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 N 72520) . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Официальное опубликование правовых актов . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Постановление Минтрудаисоцразвития РФ «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» № 6 от 03.02.1997 г. . Консорциум кодекс. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Электронный фонд правовых и технических документов . Консалтинг кодекс. Дата обращения: 2023--07-20.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Стандарты для библиотечных работников . Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 24,3 Методические материалы . Федеральный информационно-методический центр. Дата обращения: 2023.07.19.
- ↑ Школьная библиотека . Информационный портал школьных библиотек России. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Школьная библиотека: сегодня и завтра . Издательство Библиомир. Издательство Библиомир. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Библиотека в школе . Издательский дом Первое сентября. Издательский дом Первое сентября. Дата обращения: 18 июля 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |