Шанский, Николай Максимович

Эта статья прошла проверку экспертом
Николай Максимович Шанский
Шанский, Николай Максимович.jpg
Дата рождения 22 ноября 1922(1922-11-22)
Место рождения Москва
Дата смерти 11 мая 2005(2005-05-11) (82 года)
Место смерти Москва
Страна  СССР Флаг России Россия
Научная сфера лингвистическая русистика
Место работы РГПИ, МГУ
Альма-матер Шаблон:Филологический факультет МГУ (1945)
Учёная степень доктор филологических наук (1966)
Учёное звание профессор (1968),
академик АПН СССР (1974),
академик РАО (1992)
Научный руководитель Е. М. Галкина-Федорук
Ученики В. В. Никульцева,
О. Г. Ревзина, С. М. Толстая
Награды и премии


Медаль Н. К. Крупской
Отличник просвещения РСФСР

грамоты Минпросвещения РСФСР и Минпросвещения СССР

Никола́й Макси́мович Ша́нский (22 ноября 1922 года, Москва, РСФСР — 11 мая 2005 года, Москва, Российская Федерация[1]) — советский и российский лингвист-русист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, этимологии русского языка, методике обучения русскому языку. Доктор филологических наук (1966). Научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы.

Биография

Николай Максимович Шанский учёный современности, крупнейший специалист в области русского языкознания и лингводидактики родился 22 ноября 1922 года в Москве. Интерес к литературе и тяга к научным занятиям зародились у будущего учёного в далеком московском детстве. Николай Максимович Шанский днями пропадал в детской библиотеке имени И. Сурикова, что находилась на Сущёвской улице, где зачитывался разнообразными книгами, помогал библиотекарям, встречался с приезжающими на встречи с ребятами писателями[2].

В 1940 году закончил с отличием 147-ю среднюю школу Коминтерновского района Москвы и, вопреки ожиданиям учителя математики Н. М. Хачатуровой, жены известного тогда баритона, поступил по результатам собеседования в «Советский Царскосельский лицей», как в шутку называли тогда Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), на филологический факультет. В выборе МИФЛИ несомненную роль сыграла учительница русского языка и литературы в школе, где учился Николай Максимович, − С. И. Липеровская, много писавшая о литературе, автор прекрасной книги «Пушкинская Москва» (1937)[2].

Сказалось, конечно, и его хобби — сочинение с детских лет стихов, которые Николай Максимович писал до последних дней своей жизни. По пути в Ашхабад во время вынужденной эвакуации (декабрь 1941 года) МИФЛИ слили с Московским государственным университетом (МГУ), и 19-летний Николай Максимович Шанский стал вместе с другими мифлийцами студентом Московского государственного университета. 22 июня 1941 года, сдав последний за первый курс экзамен по истории СССР, он стал трудиться на благо Родины.

Не подлежащий призыву в армию по состоянию здоровья, получивший неоднократные отказы даже в приёме в школу переводчиков, Николай Максимович Шанский в годы Великой Отечественной войны работал на оборонных заводах. В МИФЛИ и МГУ Николай Максимович учился в 19401945 годы. Его выпускная работа «Отглагольные существительные в современном русском языке» получила одну из двух вторых премий МГУ 1945 года (первая не присуждалась), и Николай Максимович Шанский был оставлен по рекомендации профессоров Григория Осиповича Винокура и Евдокии Михайловны Галкиной-Федорук в аспирантуре при кафедре русского языка, которой в то время заведовал академик Сергей Петрович Обнорский[2].

В 1947 году Николай Максимович Шанский сдал все 12 обязательных кандидатских экзаменов, а в декабре 1948 года защитил кандидатскую диссертацию «Из истории имён существительных на -ость в русском языке» под научным руководством Виктора Владимировича Виноградова и Рубена Ивановича Аванесова. 1 сентября 1948 года в Рязани, проведя на педагогической практике два урока по русскому языку и литературе, Николай Максимович Шанский родился как педагог.

В Рязанском педагогическом институте, куда он был распределён ещё летом, 26-летний филолог читал все курсы исторического цикла: старославянский язык, историческую грамматику, историю русского литературного языка — и спецкурс по словообразованию, вёл кружок по исторической грамматике, членами которого были первые ученики Николая Максимовича: Г. Богатова, Г. Смолицкая, В. Руделев, Т. Жбанкова, О. Орлова, З. Паршукова и другие[2].

Личное обаяние, изумительная эрудиция, бодрость и молодость духа, исключительная работоспособность, умение находить общий язык с людьми в сочетании с жёсткой принципиальностью и редкой способностью отстаивать собственную точку зрения. Эти качества человека и учёного, строгого критика и тонкого лирика, столь редкостные в современную эпоху, по которым сразу узнаётся и запоминается на всю жизнь личность Николая Максимовича Шанского[2].

Николай Максимович умер 11 мая 2005 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище[3].

Научная деятельность

Работы русиста известны как в нашей стране, так и за её пределами. Школьные и академические словари, учебники и учебные пособия для высших учебных заведений (ВУЗ) и школ, программы и методические рекомендации, научные и научно-методические статьи, монографии и справочники вышли из-под пера энциклопедически образованного, увлечённого своей профессией, обладающего высоким педагогическим даром, требовательного к себе и к окружающим, честного и скромного человека, тончайшего лирика, пронёсшего через всю жизнь чувство благодарности к великим учителям − Георгию Осиповичу Винокуру и Виктору Владимировичу Виноградову. Именно они заложили фундамент для становления и формирования научных интересов Николая Максимовича Шанского, научили серьёзно и ответственно подходить к сложнейшим проблемам, искать прежде всего практические выходы для теоретических разработок, а главное — писать предельно просто о сложнейших вещах[2].

Николай Максимович Шанский активно работал в области словообразования, лексикологии, лексикографии, лингвистического анализа художественного текста, методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. После перевода в Москву Николай Максимович Шанский был назначен старшим редактором Учебно-педагогического государственного издательства (Учпедгиза) по литературе для ВУЗов. Эту работу он совмещал с преподавательской деятельностью[4].

С 1960 по 1987 год Николай Максимович Шанский руководил работой этимологического кабинета МГУ. Кабинет занимался составлением многотомного «Этимологического словаря русского языка».

С 1963 по 2005 год Николай Максимович являлся главным редактором журнала «Русский язык в школе». Давая тем самым широкую дорогу начинающим педагогам и учёным и публикуя работы уже сложившихся русистов — методистов, учителей-практиков, преподавателей ВУЗов. За последние годы, в связи с малопонятными реформами в сфере образования, необходимость в таком научно-методическом издании, как старейший журнал «Русский язык в школе», для учителей-словесников не только не снижается, но возрастает[5].

В 1966 году Николай Максимович Шанский защитил докторскую диссертацию «Очерки по русскому словообразованию», в которой впервые были изложены принципы и приёмы морфемного, словообразовательного и этимологического анализа слов с учётом чёткой дифференциации синхронного и диахронического подходов. Эта диссертация дала жизнь новым исследованиям отечественных и зарубежных русистов, определила особое направление в школе Николая Максимовича Шанского[2].

С полным основанием можно говорить о школе Шанского и в области изучения языка художественных произведений и анализа художественного текста, интерес к которому, зародившийся ещё в студенческие годы под влиянием Георгия Осиповича Винокура, Виктора Владимировича Виноградова, Ивана Никоноровича Розанова, не угасал на протяжении всей научно-исследовательской деятельности последовательного ученика великих учителей. Жизнь Николая Максимовича Шанского поистине удивительна, а интересы всегда отличались многогранностью и широтой.

С 1970 по 1992 год Николай Максимович Шанский был директором Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (НИИ Национально-русского двуязычия РАО) Российской академии образования) — крупнейшего научного центра по изучению и совершенствованию методов обучения языку межнационального общения, настоящей кузницы кадров специалистов высшей квалификации. С 1991 года Николай Максимович Шанский заведовал Лабораторией углублённого изучения русского языка Центра филологического образования РАО (Российской академии образования).

В числе первых масштабных научных исследований Николая Максимовича Шанского была его кандидатская диссертация «Из истории имен существительных на -ость в современном русском литературном языке», вызвавшая сразу большой интерес в научном сообществе. Эта работа (объёмом более 500 машинописных страниц), посвящённая истории одного из самых крупных в современном русском языке словообразовательных классов слов, положила начало активному изучению словообразовательной системы русского языка в диахроническом аспекте[2].

Исследование истории имён существительных с суффиксом -ость выполнено на большом фактическом материале и с предельной тщательностью. Впечатляет широта использованных для наблюдения исторических источников — более 100 названий, кроме широко известных словарей Измаила Ивановича Срезневского, Памвы Берынды, Лаврентия Ивановича Зизания, Фёдора Поликарпова, Николая Николаевича Яновского, Александра Христофоровича Востокова, Александра Львовича Дювернуа. Для обеспечения максимальной объективности и аргументированности своих выводов исследователь привлекает источники по старославянскому, болгарскому, сербскому, польскому, белорусскому, украинскому и другим славянским языкам.

Непреходящим был интерес Николая Михайловича Шанского к русской лексике и фразеологии. Развивая идеи Виктора Владимировича Виноградова о слове как особой единице языка, он дал свое определение слова как единицы многоуровневой, характеризующейся комплексом признаков[2].

Основной принцип преподавания русского языка, который разрабатывал Николай Максимович Шанский, можно назвать сегодня лингвокультурологическим. Учёный считал, что язык неотделим от культуры, и это надо учитывать на занятиях, при подаче языкового материала. Если направить внимание студентов не только на факты языка, но и на их глубокую связь с культурой, то постижение ими русского языка будет более осознанным, поскольку «изучая язык, разгадывая этот код, мы имеем возможность проникнуть в национальный менталитет, увидеть посредством языка особенности культуры современного общества, осознать тенденции культурного развития»[6].

Подход Николая Максимовича Шанского к преподаванию русского языка является текстоориентированным. Он позволяет педагогу «обеспечивать более глубокое и адекватное познание русского языка, формировать ценностный взгляд на русский язык»[6].

Такие качества, как умение открыть новое во вдоль и поперек исхоженном и изъезженном, неувядающая гибкость ума, прямолинейность и верность традициям, творческая жилка, прекрасная эрудиция и феноменальная память, определили успех учёного и в этой области знания. Научный коллектив Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе во главе со своим руководителем выпустил большое количество трудов и монографий по вопросам методики преподавания русского языка, разработал теорию составления учебных словарей, внедрил новые экспериментальные пособия и учебники, которые стали классическими в практике школьного обучения.

Для Николая Максимовича Шанского педагогическая деятельность всегда была одной из самых любимых. Инициатор и активный участник ежегодных Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, талантливый и ответственный руководитель кандидатских и докторских диссертационных работ, интереснейший лектор, Николай Максимович с 1995 по 2005 год преподавал на кафедре стилистики русского языка, культуры речи и риторики Московского государственного областного университета (сначала МОПИ имени Н. К. Крупской, позже МПУ), где он проводил спецкурсы и спецсеминары по этимологии, морфемике и словообразованию, филологическому анализу художественного текста и многому другому. Как любил повторять Николай Максимович Шанский, он черпал душевные и физические силы в интересной и полезной, дающей стимул для научного творчества работе со студентами.

С 1999 года он состоял членом президиума Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации. А с 2000 года — членом специализированного учёного совета по защите докторских диссертаций Института общего среднего образования Российской академии образования.

С именем Николая Максимовича Шанского связано развитие и определение новой науки — лингводидактики как общей теории обучения языкам. Исходя из достижений социо- и психолингвистики, Николай Максимович Шанский определил основы моно- и полилингвиального описания русского языка в учебных целях, разработал множество важнейших методических вопросов, связанных с содержанием и технологией обучения русскому языку. «Мировая известность Николая Максимовича Шанского связана с его работами по современному русскому языку, методике его преподавания, лингводидактике, этимологии. Своеобразие лингвистического мышления ученого заключается в чёткости и концептуальной новизне всех его публикаций»[2].

Основные труды

  • Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста : книга для учителя. — М.: Русское слово, 2013. В книге представлены теоретические сведения о филологическом анализе художественного текста, его роли для понимания идейно нравственной сущности текста. Практическую часть пособия составляют отрывки из произведений мастеров художественного слова и разнообразные задания лингвистической, экстралингвистической и литературоведческой направленности. Материал книги дает возможность словеснику научить старшеклассников самостоятельно анализировать тексты разных типов и жанров.
  • Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык: учебник: в 3 частях, Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография.. — М.: Просвещение, 1987. Данная книга — первая часть учебника по современному русскому языку, предназначенная для студентов факультетов русского языка и литературы. Во втором издании учебник приведен в соответствие с новой программой по современному русскому языку 1985 г. издания.
  • Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: учебник: в 3 частях, Ч. 2. Словообразование. Морфология. — М.: Просвещение, 1987. Вторая часть учебника «Современный русский язык» включает два раздела, рассматривающих способы образования и формы изменения слов в современном русском языке.2-е издание переработано в соответствии с новой программой для педагогических институтов.1-е издание вышло в 1981 году.
  • Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. — М.: ФЛИНТА, 2019. В пособии содержатся как теоретические сведения по проблематике курса, так и образцы лингвистического анализа текстов. Автор пособия — известный советский лингвист академик АПН СССР Н. М. Шанский. Каждый очерк — это своеобразная новелла о том или ином писателе, о том или ином произведении. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся русской литературой.
  • Шанский Н. М. В мире слов: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. Популярные очерки о строении, происхождении и употреблении русских слов и выражений, составляющие книгу, повествуют о важных вопросах словообразования, этимологии, лексикологии и фразеологии.
  • Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1972. В книге в соответствии с ныне действующей программой для педагогических институтов налагаются наиболее важные вопросы лексики и фразеологии современного русского языка. Последнее обстоятельство объясняется тем, что фразеология наряду с лексикой образуют единую целостную систему языковых единиц, объединённых не только функциональным тождеством и генетическим родством, но также и в известной степени способами образования. Изложение материала носит объяснительный, а не критико-библиографический характер. Познакомиться и с иными точками зрения на тот или иной вопрос студенты могут по литературе, данной в конце каждого раздела.

Награды

За заслуги в области филологии и лингводидактики Николай Максимович Шанский награждён орденом Дружбы народов, медалями Н. К. Крупской и К. Д. Ушинского, значками «Отличник просвещения РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)» и «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда», грамотами Минпросвещения РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) и Минпросвещения СССР. В апреле 2001 г. учёный совет Рязанского государственного педагогического университета присвоил ему звание почётного профессора РГПУ.[2]

Примечания

  1. Юдакин А. П. Ведущие языковеды мира. — М.: Советский писатель, 2000. — 915 с.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Никульцева Е. В. Об академике РАО Н. М. Шанском // Лингвостилистика. Лингвопоэтика. Лингводидактика : Сборник научных статей. — 2022. — С. 3—8. — ISBN 978-5-94811-378-4.
  3. Шанский Николай Максимович (1922 - 2005). Московская энциклопедия (2012). Дата обращения: 14 мая 2025.
  4. Кадькалова Э. П., Кадькалов Ю. Г. Николай Максимович Шанский (к 90-летию со дня рождения) // Лингвистическое наследство. — 2012. — 29 октября. — С. 73—78.
  5. Карпухин С. А. Н.М. Шанский – главный редактор журнала «Русский язык в школе» // Лингвистическое наследство. — 2017. — 22 февраля. — С. 72—73.
  6. 6,0 6,1 Темнова Э. В. Наследие Н.М. Шанского в решении задач, стоящих перед преподавателем русского языка в вузе // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». — 2023. — 2 февраля (№ 2). — С. 139—141.